Файл: Анализ внешней и внутренней организации на примере ИП Намсараева В.Ц..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ конкурентов получил большое распространение в стратегическом менеджменте. Данное изучение направлено, на анализ сильных и слабых сторон конкурентов и на основе этих данных, создать стратегию развития фирмы. Данная стратегия, также поможет защитить организацию от потенциальных конкурентов.

Одно из условий для работы организации, соблюдение законов. Организации обязаны соблюдать не только федеральные законы, но и законы органов местного самоуправления. Данные органы контролируют соблюдение законов, облагают фирму налогами, проверяют действительность и действие лицензий. А также если это необходимо, устанавливают цены.

Также организации не стоит забывать про профсоюзы. Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации — добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы [25, 34-36].

Главными задачами профсоюза является: защита прав и интересов работников. И менеджерам не стоит забывать об этом. Ведь сотрудники являются неотъемлемой частью организации и соответственно оказывают прямое воздействие на ее деятельность. Именно поэтому важно обеспечить благоприятные условия для работы сотрудников.

Говоря о факторах прямого воздействия, не стоит забывать и о поставщиках. Их главной целью является, обеспечение организации необходимыми ресурсами. Всех поставщиков можно разделить на: поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала.

Анализ поставщиков, помогает изучить качество предлагаемого ими сырья, а также понять на сколько они надежны и ответственны. Ведь именно от качества сырья, зависит качество готовой продукции. Поэтому, прежде чем, выбрать поставщика следует изучить его деятельность и потенциал. Для дальнейшего сотрудничества, а также эффективной работы.

К факторам косвенного воздействия относятся: политические, экономические, технологически и социальные факторы внешней среды. Данные факторы воздействуют не на прямую, а косвенно и их следует учитывать при деятельности организации.

Политические факторы связаны с основными направлениями государственной политики, с международными соглашениями, заключаемые правительством в области тарифов и т.п.

Ярким примером влияния политических факторов, являются натянутые отношения со странами Европы. Так, из-за расхождений в политических взглядах, европейские страны ввели санкции в отношении России. Что безусловно, сказалось и на экономических отношениях с этими странами. Данная политическая ситуация хоть и косвенно, но затрагивает организации. Из-за уменьшения импортных продукций, увеличивается рынок для местных производителей, и повышается спрос, что безусловно положительно влияет на деятельность организации в целом. Но может быть и отрицательный эффект. Так из-за санкций некоторые организации могли потерять международного важного партнера или поставщика, что негативно повлияет на фирму.


Политические факторы могут повлиять на организацию как положительно, так и отрицательно, менеджеры не должны забывать об их воздействии.

К экономическим факторам относятся, такие экономические явления как: инфляция, процентные и налоговые ставки, платежный баланс, производительность труда, величина и динамика ВВП, и другие [21]. Они характеризуются прежде всего состоянием экономики.

Любые изменения экономики влияют на спрос товаров и услуг и, конечно, на деятельность фирмы. Например, при экономическом кризисе, организация стремиться уменьшить запасы готовой продукции, сократить персонал и даже остановить дальнейшие расширение фирмы.

Экономические факторы связаны с политическими. Любые политические разногласия влекут экономические проблемы. Например, из-за санкции России в отношении Турции, прекратились поставки некоторых видов продукции. Вследствие, организациям приходиться искать новых партнеров, которые бы заменили данную продукцию. Эта ситуация не может не сказать на экономике страны, ведь импортные товары могут стоить дороже прежних, а у населения не будет возможности приобретать этот товар.

Экономические также, как и политические факторы могут оказать положительное воздействие на одни организации и отрицательные на другие.

Технологические факторы обусловлены возможностями, связанные с развитием науки и техники, позволяющие оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии. Для эффективной работы организации должна «идти в ногу» со временем.

В современном информационном веке технологии играют важную роль. Чтобы быть конкурентоспособными, организации вынуждены использовать достижения научно-технического прогресса, способствующие её эффективной деятельности. Любые технические улучшения могут дать фирме преимущество перед конкурентами, именно по этой причине все крупные компании стараются не только использовать, но и разрабатывать новые технологии самим.

Технологии являются не только внутренним, но и внешним фактором.

Социальные факторы основаны на работе с обществом. К ним относятся: отношение населения к работе и качеству жизни, обычаи и традиции, уровень образования и другие. Эти факторы влияют на формирование спроса, на условия труда, на заработную плату. Так как организация существует в социальной среде, мнение общества о её продукции создают имидж организации. Менеджер должен учесть этот фактор при разработке стратегии, ведь вся деятельность фирмы направленна на удовлетворение потребностей покупателей, а их мнение может сказаться и на спросе.


Таким образом, внутренняя среда характеризует состояние организации, её производительность и конкурентоспособность, а внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для её работы. Следовательно, для эффективной работы организация должна поддерживать взаимодействие организации с внутренней и внешней средой на таком уровне, чтобы организация смогла достичь поставленных целей и обеспечить свое существование в долгосрочной перспективе.

1.2 Методы анализа внешней и внутренней среды организации

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Проведя, анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

Анализ среды направлен на выявление потенциальных возможностей и угроз для организации, а также помогает выявить сильные и слабые стороны фирмы, и опираясь на данные знания разработать стратегию.

Наблюдая за внешней средой, беря во внимание все факторы, организация не сможет предугадать её изменения. По этой причине исследователями были разработаны некоторые методы анализы внешней среды.

Наиболее популярными и получившими большое распространения являются методы SWOT и PEST анализа.

Первые упоминание о методе SWOT анализа произошло в 1963 году в Гарварде, где K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает "Сила", "Слабость", "Возможности", "Угрозы". И с 1960-х годов метод получил большое распространение в стратегическом менеджменте.


SWOT-анализ – это анализ слабых и сильных сторон организации, возможностей и угроз, исходящих из окружающей среды, проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц). Простейшая форма представления результатов SWOT-анализа приведена в приложении 2 [17, 56].

Для составления анализа, обозначим сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильными сторонами предприятия могут быть: высокая квалификация; выдающаяся компетентность; адекватные финансовые ресурсы; хорошая репутация у покупателей; известный лидер рынка; изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации; возможность получения экономии от роста объема производства; защищенность от сильного конкурентного давления; подходящая технология; преимущества в области издержек; преимущества в области конкуренции; наличие инновационных способностей и возможности их реализации; проверенный временем менеджмент [8, 12-13].

Слабые стороны есть у любой организации, для более точного анализа необходимо правдиво оценивать возможности фирмы. Примером слабых сторон может быть ухудшающаяся конкурентная позиция; устаревшее оборудование; отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; мучение с внутренними производственными проблемами; уязвимость по отношению к конкурентному давлению; отставание в области исследований и разработок; очень узкая производственная линия; слабое представление о рынке; конкурентные недостатки; ниже среднего маркетинговые способности; неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии [8, 19].

Проанализировав сильные и слабые стороны выявляем возможности и угрозы. Возможности: выход на новые рынки; расширение производственной линии; увеличение разнообразия в продуктах; добавление сопутствующих продуктов; вертикальная интеграция; ускорение роста рынка.

Угрозы: возможность появления новых конкурентов; замедление роста рынка; неблагоприятная политика правительства; возрастающее конкурентное давление; изменение потребностей и вкуса покупателей; неблагоприятные демографические изменения.

После того как мы выявили все слабые и сильные стороны, а также вывили возможности и угрозы, нужно установить между ними связи. Для этого требуется внести все данные в таблицу. Благодаря своей простоте данный анализ получил широкое распространение среди менеджеров. Для его составления не требуются специальные навыки или какая – то особая информация. Его может составить каждый, кто хоть немного знаком с компанией и рынком.


SWOT анализ направлен на анализ изменений ближнего окружения, а для анализа дальней внешней среды (окружения) используется PEST-анализ. (Дальняя внешняя среда (или макроокружение) является частью внешней среды, но частью универсальной, общей для всех организаций) [13, 66].

PEST-анализ — это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды, влияющих на деятельность компании [13,67].

PEST-анализ основан на составлении перечня возможных воздействий по следующим направлениям [2,45]:

- политические факторы (Рolicy): Какие угрозы создает политическая ситуация для бизнеса и как это повлияет на деятельность компании;

- состояние экономики (Еconomy): Какие события наиболее ожидаемы и как повлияет экономика на бизнес;

- социально-культурные особенности (Society): в чем особенности социального, демографического, культурного свойства, которые должны учитываться в работе;

- научно-техническая среда (Тechnology): в какой степени бизнес зависит от нововведений и изменений; насколько динамичны темпы научно-технического прогресса в отрасли [2, 46];

PEST – анализ можно проводить как в качественном, так и количественном. Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения [27].

Традиционно данный анализ касается факторов макросреды. Он затрагивает вопросы касающиеся политики, экономики, общества и развития технологий. Для реализации данного анализа составляется таблица (Приложение 3), помогающая объединить оценки важности и силы факторов макросреды. Это облегчает составление стратегии и ее реализацию.

Для начала необходимо определить группу, к которой относиться тот или иной фактор. Затем в колонке «Факторы» фиксируются события макросреды. После этого по каждому из событий определяется его влияние на организацию, несет опасность или дает раскрывает возможности предприятия. Не исключение и то, что один и тот же фактор может нести как угрозу, так возможность. В этом случае необходимо рассматривать оба варианта. В следующую колонку эксперт вносит процент вероятности проявления фактора. И наконец на основе всей таблица в последнюю колонку записываются возможные действия организации.

PEST анализ характерен для анализа предприятий, функционирующие в странах со стабильной политической системой и развитой экономикой.