Файл: диплом методика аудита продаж продукции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Методический аудит продаж продукции

1.1 Сущность, цель и задачи аудита продаж (работ, услуг)

1.2 Нормативно - правовое регулирование аудита учета продажи продукции

1.3 Методика проведения аудита учета продажи продукции

2 Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки учета продажи продукции в спк «Краснополье»

2.1 Понятие деятельности предприятия спк «Краснополье»

2.2 Оценка внутреннего контроля учета продажи продукции

2.3 Составление плана и программы аудиторской проверки

3 Сбор аудиторских доказательств и рекомендации аудитора

3.1 Аудиторские доказательства

3.2 Составление аудиторского отчета и разработка рекомендаций по объекту проверки

3.3 Резервы увеличения производства и реализации продукции растениеводства

Выводы и предложения

Список использованных источников

Проблемы организации продаж продукции таким образом, чтобы на выгодных для производителя условиях была реализована основная часть произведенной продукции, являются важным аспектом организации коммерческой деятельности в любой сфере производства. Для сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка эта проблема становится наиболее актуальной. Произведенную продукцию необходимо транспортировать потенциальному покупателю и сформировать условия, которые будут способствовать обращению потребности в устойчивый фактический спрос. Для этого необходимо обеспечить соответствующий уровень конкурентоспособности продукции: ее качество, стоимость, ассортимент. Не меньшее количество проблем сбыта сельскохозяйственной продукции связано со значительным количеством факторов внешней среды, в том числе:

  • недостаточное развитие уровня инфраструктуры агропромышленного комплекса;

  • отсутствие эффективных связей между производителями сельскохозяйственной продукции и ее потребителями;

  • несовершенство существующей системы ценообразования;

  • недостаточный уровень государственной поддержки;

  • недостаток информации о состоянии и структуре рынка сельскохозяйственной продукции [19, c. 277].

Специального определения понятия «продажи» бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкций по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000г. № 94н, к счету 90 «Продажи».

Реализация – отчуждение имущества, то есть передача права собственности на него в результате купли-продажи, поставки, мены, подряда, услуги и других, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ. [13]

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него денежную сумму (цену).

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать другой стороне в собственность один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признаётся продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.


По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счёт комитента.

С учетом сказанного можно выделить два существенных различия между бухгалтерским понятием «продажи» и налоговым – «реализация».

Во-первых, под «продажами» понимаются только хозяйственные операции, связанные с обычными видами деятельности организации, но для квалификации конкретной сделки как реализации товаров, работ или услуг достаточно самого факта ее совершения, и при этом совершенно не обязательно, чтобы данная сделка была характерной для деятельности организации.

Во-вторых, в бухгалтерском учете продажи - это хозяйственные операции организации, направленные на получение доходов, то есть обязательно предполагающие возмездность. Для целей налогообложения возмездность - как характеристика операций, позволяющая признать их реализацией товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем определении данного понятия. В случаях предусмотренных Налоговым кодексом РФ, реализацией могут признаваться также сделки, совершенные на безвозмездной основе [38, c. 238].

В соответствии с Налоговым кодексом РФ: «Реализацией товаров, работ и услуг организации признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и на безвозмездной основе. [14]

Так как выручка, полученная организацией, является основой для исчисления налогооблагаемой базы по отдельным налогам, налоговому аспекту учета результатов от продаж уделяется в экономической литературе особое внимание. В соответствии со ст. 249 гл. 25 НК РФ в целях данной главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав [14].

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Налогового Кодекса [14].


Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы. [14]

В соответствии с п. 4 и 5 ст. 154 НК РФ, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Налогового Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции [14].

Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

Вопросы формирования стоимости произведенной и предназначенной для продажи сельскохозяйственной продукции рассматриваются также учеными с позиции международных стандартов учета и отчетности. В соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство», сельскохозяйственная деятельность - это управление биотрансформацией биологических активов (живых животных и растений) в целях продажи, получения сельскохозяйственной продукции или производства дополнительных биологических активов.

Значит, особенности определения продаж сельскохозяйственной продукции и различные трактовки этого термина с точки зрения коммерческой деятельности, бухгалтерского и налогового учета подразумевают, соответствующим образом, и особенности аудита продаж.

Таким образом, производство продукции растениеводства и животноводства формирует базу для реализации соответствующих видов продукции. Учет продажи продукции является одним из самых важных и сложных разделов в бухгалтерском учете. Это объясняется: большим количеством реализуемой продукции, жесткими временными рамками продажи, большим разнообразием применяемых документов и т. д. Согласно данным особенностям определяются, соответственно, и специфические черты аудиторской проверки правильности учета продаж.


1.2 Нормативно - правовое регулирование аудита учета продажи продукции

В процессе аудиторской проверки продаж следует применять следующие нормативные документы:

1) Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» раскрывает понятия «аудитор» и «аудиторская организация», устанавливает их правовой статус.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско – правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

2) Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности

3) Гражданский кодекс Российской Федерации, части I – IV, Федеральный закон от 31.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020).


Данный нормативный документ, регулирующий право на собственность, условия заключения сделок и договоров между контрагентами, а также возникновение обязательств, сроки их исполнения, а также санкции за неисполнение, своевременное неисполнение или исполнение обязательств не верно, является основным. В соответствии с данным нормативным актом, все вышеуказанные аспекты должны быть отражены при ведении бухгалтерского учета продажи готовой продукции и в бухгалтерской (финансовой) отчетности каждого экономического субъекта. Так, в главе 30 «Купля-продажа» рассматривается общий порядок заключения и условия существенных договоров продаж готовой продукции производственными предприятиями (организациями) договоров купли-продажи и их видов, к которым относят: договор поставки, договор контрактации, договор оптовой и розничной купли-продажи, а также иных договоров, используемых в финансово-хозяйственной деятельности экономическими субъектами. Главой 46 «Расчеты» определяются виды расчетов и основные формы расчетов, осуществляемых в безналичной форме и которые можно применять при расчетах с покупателями при поставках произведенных готовых изделий, а также в других случаях.[7].

4) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021).

Налоговый кодекс регламентирует вопросы, связанные с налогообложением процесса реализации готовой продукции. В данном законодательном акте представлены основные понятия и принципы налогообложения, сроки, порядок и особенности исчисления и уплаты налогов. Так, в статьях 39-40 дано понятие «реализация», а также факты хозяйственной жизни, которые не могут быть признаны реализацией, а также принципы установления стоимости для целей определения налоговой базы.

В статье 167 Главы 21 «налог на добавленную стоимость» определен порядок установления сроков реализации товаров (работ, услуг), требования к правильности составления счетов-фактур и составлению журнала учета правильности приобретенных и выставленных счетов-фактур, а также порядок применения налоговых вычетов и отнесения сумм налога на затраты, связанные с продажей готовой продукции (выполненными работами, оказанными услугами).

В главе 22 «Акцизы» содержится открытый перечень товаров, с которых необходимо уплачивать акцизы, раскрывается понятие режима налогового склада и устанавливается и определяется дата продажи подакцизной продукции.