Файл: "Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– уровень управления процессом закупки и поставки товаров;

– достоверность коммерческой информации, исполь­зуемой для определения потребности в товарах;

– размещение сети розничных торговых предприятий;

– состояние и размещение складского хозяйства;

– транспортные условия;

– оснащенность предприятий торговли торгово-технологическим оборудо­ванием [16, с. 87].

В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснаб­жения.

При транзитной форме доставка товаров в магазины осуществляется непосредственно из производст­венных предприятий промышленности или сельского хо­зяйства. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. Вместе с тем эта форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за рассредоточенности торговых предприятий. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в рай­онах потребления (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т. п.).

При складской форме товары сложного ассор­тимента, нуждающиеся в предварительной подсортировке, завозятся в магазины со складов оптовых предприятий [17, с. 164].

Выбрать наиболее оптимальные источники закупок товаров и формы товароснабжения торговых предприятий можно с по­мощью разработки схем завоза по каждой товарной группе [3, с. 67].

Таким образом, организация коммерческой деятельности по закупке товаров основывается на следующих основных принципах: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, технологичность. В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснаб­жения.

1.3 Основные этапы организации коммерческой деятельности торгового

предприятия по закупки и поставки товаров

Известно, что успех деятельности по закупке и поставке товаров во многом зависит от эффективности работы с поставщиками товаров. Эта работа предполагает выбор наиболее приемлемого поставщика, заключение с ним выгодного договора, контроль над выполнением его условий [11, с. 70].

Представим основные этапы организации коммерческой деятельности торгового предприятия по закупки и поставки товаров на рисунке 1.4.

Основные этапы организации коммерческой деятельности торгового предприятия по закупки и поставки товаров

1 ЭТАП – определение потребности в определенных товарах


2 ЭТАП – поиск и выбор наиболее выгодного с экономической точки зрения поставщика (поставщиков) этих товаров

3 ЭТАП – заключение договоров (сделок) с выбранными поставщиками

4 ЭТАП – выбор метода доставки товаров в магазины

5 ЭТАП – контроль за ходом выполнения договоров

6 ЭТАП – приемку и размещение товаров в торговом зале

Рисунок 1.4 – Этапы организации коммерческой деятельности торгового

предприятия по закупки и поставки товаров [14, с. 51]

Рассмотрим некоторые из этапов более подробно [18, с. 587].

В коммерческих связях по поставкам товаров четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников:

1) формирование хозяйственных связей;

2) оформление хозяйственных связей;

3) функционирование хозяйственных связей.

Этап формирования хозяйственных связей состоит из подготовительных планово-организационных мероприятий органов управления торгового предприятия. Подготовительные мероприятия включают планирование рознич­ного товарооборота, рыночных товарных ресурсов и их распределение, составле­ние заявок и заказов, потребность и поставку товаров, изучение и определение источников и поставщиков – производителей товаров.

На этапе оформления хозяйственных связей происходит принятие взаимных обязательств, участвующими предприятиями и организациями, определяющими их обязанности и права по поставке продукции, в форме договоров-поставки, которые позволяют обеспечить длительные хозяйственные отношения и определяют их структуру.

Заключение договоров-поставки позволяет в правовом порядке закрепить структуру хозяйственных связей, и означает осуществление закупки и продажи продукции, оплату стоимости которой впоследствии, предполагается получить после поступления их в адреса получателей [18, с. 588].

На этапе функционирования хозяйственных связей происходит выполнение участниками данных связей взаимных обязательств, взятых сторонами, по поставке товаров, в том числе организация отгрузки товаров поставщиками в те сроки, и том ассортименте и количестве, которые предусмотрены договором-поставки, приемка отгруженного товара получателем, расчет за поставленнй товар [2, с. 21].

Основание для завоза продукции на торговое предприятие – заявка, которая должна быть составлена по ус­тановленным формам. В заявке указано наименование продукции (товара), основные его ассортиментные признаки, количество товара. Заявку, составляют в двух экземплярах, которые подписывает управляющий торгового предприятия, заявку заверяют печатью и отправляют для исполнения поставщику [15, с. 168].


Как было отмечено выше, правильная организация коммерческой деятельности торгового предприятия по закупке и поставке товаров способствует созданию конкурентоспособного и качественного ассортимента и укрепления финансовой устойчивости торгового предприятия. Необходимо правильное обоснование объема закупок (информационная база – данные об изменении структуры товарооборота, объем запасов товаров). В процессе планирования закупок главным моментом является соблюдение оптимального соотношения, обеспечивающего бесперебойность в снабжении [21].

На эффективность закупочной деятельности влияет правильный выбор поставщика. В настоящее время, в деловом обороте, сложились особые требования, которыми руководствуются при выборе поставщика, к ним относят:

1) при исполнении договорных обязательствах – степень надежности и добросовестности поставщика;

2) уровень платежеспособности и финансовой устойчивости поставщика;

3) объемы и время поставок;

4) ассортимент предлагаемой продукции;

5) цены на продукцию, условия оплаты (возможные отсрочки платежа);

6) условия доставки продукции, транспортные расходы;

7) местонахождение поставщика и др.

Основные факторы, влияющие на выбор источников, представлены на рисунке 1.5.

В процессе организации закупочной деятельности, торговые предприятия индивидуально выбирают критерии выбора поставщика, учитывая виды и масштабы собственной деятельности, финансовое положение и другие условия [20, с. 112].

Факторы, влияющие на выбор источников закупок товаров

Ассортимент товаров; типы и размеры магазинов; объем товарооборота; возмож­ность бесперебойного снабжения магазинов; количество звеньев товародвижения; скорость товарооборачиваемости; уровень транспортных расходов

Рисунок 1.5 – Основные факторы, влияющие на выбор источников

закупки товаров [5]

Существуют различные методы, позволяющие оценить работу поставщиков, например, путем идентификации поставщиков и составления списка параметров [10, с. 88], для оценки каждого поставщика (определяются например, по десятибалльной шкале), далее данные заносят в таблицу 1.1.

Таблица 1.1 – Оценка предприятий-поставщиков коммерческого предприятия

Фактор

Рейтинг поставщика

Важность атрибута для вашей компании

Взвешенный композитный рейтинг

Поставщик А

Надежность продукции

Цена

………………..

Общая оценка поставщика А

Поставщик В

Надежность продукции

Цена

……………….

Общая оценка поставщика В

Поставщик С

Надежность продукции

Цена

……………….

Общая оценка поставщика С


Источник: [3, с. 221]

После оценки по каждому атрибуту поставщиков определяется важность каждого элемента для своего предприятия, абсолютно неважным параметрам присваивается нулевое значение при ранжировании. Общий рейтинг получается путем сложения всех величин по каждому поставщику.

Использование того или иного метода выбора поставщиков обусловлено особенностями и требованиями предприятия, дающего оценку потенциальным и новым поставщикам [2]. Обобщенный вывод по оценке недостатков и преимуществ каждого метода проведен Н.И. Дектяревой [5] и представлен в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Сравнительный анализ методов выбора поставщиков

Название метода

Преимущества

Недостатки

Метод рейтинговых оценок

Простой и быстрый расчет показателей

Трудно получить объективные данные

Метод оценки затрат

Учитывает все возможные затраты

Анализ поставщика только с категории затрат

Метод доминирующих характеристик

Простое использование, оценка главного фактора

Невозможность комплексной оценки поставщиков

Метод анализа иерархий

Комплексная достоверная оценка поставщиков

Сложные расчеты и необходимость большого объема информации

Источник: [5]

Таким образом, организационные аспекты по закупки и поставки товаров включает в себя следующие этапы: определение потребности в определенных товарах; поиск и выбор наиболее выгодного с экономической точки зрения поставщика (поставщиков) этих товаров; заключение договоров (сделок) с выбранными поставщиками; выбор метода доставки товаров; контроль за ходом выполнения договоров.

Выводы по первому разделу

Организация коммерческой деятельности коммерческого предприятия по закупке и поставке товаров представляет собой комплекс торгово-оперативной деятельности, основной целью которого является создание широкого и устойчивого ассортимента товаров. В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснаб­жения. В целом, рациональная организация деятельности по закупке и поставке товаров, позволяет в коммерческих предприятиях обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы.


2. Анализ организации коммерческой деятельности по закупке и поставке товаров в коммерческом предприятии ООО «Интерьер»

2.1. Общая характеристика коммерческого предприятия ООО «Интерьер»

Мебельный салон ООО «Интерьер» был основан в 2006 году. Основной деятельностью ООО «Интерьер» является торговля мебелью для кухни. Общество с ограниченной ответственностью «Интерьер» является предприятием розничной торговли. Форма права собственности магазина – частная. Порядок образования, в уставном порядке – юридическое лицо и строит свою деятельность на основании Устава (Приложение 1) и действующего законодательства РФ.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска было выдано Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 16 февраля 2006 года и Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации. Предприятию был присвоен ОГРН 1067450003279, ИНН/КПП 74500441345/745001001.

В 2006 году ООО «Интерьер» был заключен дилерский договор с ЗАО «Мария» (г. Саратов), в 2007 году заключен договор с ЗАО «Линда» (г. Челябинск), в 2009 году с Торговым Домом «ТриЯ», так же в этот год был заключен договор с профессиональным производителем кухонной мебели «Respect» (г. Казань), на реализацию мебели фабрики в салоне магазина ООО «Интерьер»

ООО «Интерьер» выступает как торговый посредник между фабриками и конечными покупателями мебели. В соответствии с условиями договора торговый посредник (ООО «Интерьер») осуществляет операции по перепродаже мебели от своего имени и за свой счет. Это означает, что торговый посредник сам выступает стороной договора как с производителем (мебельной фабрикой), так и с конечным покупателем и становится собственником товара после оплаты. Посредничество коммерческого предприятия состоит в содействии продвижению товара от фабрики (производителя) к конечному потребителю. При этом коммерческое предприятие обязано соблюдать интересы производителя и придерживаться определенных установленных договором условий

По дилерским договорам ООО «Интерьер» предоставляется дилерская скидка на продукцию фабрик ЗАО «Мария», ЗАО «Линда» до 35 %, величина дилерской скидки на товары, приобретаемые фабрикой (мойки, лицевая фурнитура и др.) составляет 27 %. На выставочные образцы размер скидки доходит до 50 %. По договору ООО «Интерьер» фабриками предоставляются бесплатные выставочные стенды с образцами материалов: фасадов, столешниц и корпусов. Фабрики «Мария», ЗАО «Линда» оказывают техническую поддержку дилеру, проводят обучение, оказывают помощь в оформлении салона.