Файл: Поединка в русской литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..2

Глава 1. Концепция поединка в литературе и жизни Александра Куприна………….4

1.1. Тема поединка в русской литературе……………………………………………….4

1.2. Поединок с жизнью А. Куприна…………………………………………………….9

Глава 2. Сущность поединка в произведениях А. Куприна…………………………..17

2.1. Поединок в повести «Олеся» ...……………………………………………………17

2.2. Борьба главного героя в произведении «Поединок» …………………………….22

2.3. Противостояние в «Гранатовом браслете» ………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………….……30

Введение

Александр Куприн – известный русский писатель и переводчик. Он довольно колоритная личность. Говорят, его жизнь – настоящий приключенческий фильм, где герой справляется с множеством трудностей и преград. Все тяготы судьбы Куприн, конечно же, отразил в своих произведениях. Он пишет о своём времени правдиво и открыто, затрагивая многие нравственно-этические и социально-значимые проблемы, которые волновали русское общество и его самого.

Особое место в произведениях Александра Ивановича занимают поединки и битвы. Его персонажи сражаются с окружающими, с судьбой и самими собой. В историях писателя и герои, и события изображены правдиво и реально, чему способствовало умение автора становиться равным любому человеку, будь то матрос, повар или жокей. Свои произведения Куприн не выдумывал, сидя за столом, а выносил из жизни, из опыта своего и знакомых ему людей.

Герои купринских историй – русские люди с непростой судьбой и безграничной силой воли и души. Они борются со своими преградами, несмотря ни на что. Такими образами автор призывает к человечности и мужеству в любых ситуациях. Своих персонажей писатель срисовывал с пьянчуг, рыбаков, солдат и всех тех, с кем ему удавалось завести беседу.

Жизни и творчеству Александра Куприна посвящено немало работ. Среди исследователей творчества писателя и И. А. Бунин, и Ф. Д. Батюшков, и В. Н. Афанасьев, и К. Г. Паустовский и другие.

Цель курсовой работы – выяснить, как в своих произведениях А. Куприн раскрывает тему поединка и как это связано с жизнью автора.


Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • познакомиться с биографией и творчеством А. Куприна;

  • проанализировать статьи и исследования по теме поединка в книгах автора и русских писателей, в принципе;

  • прочесть произведения «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет»;

  • выяснить, о буквальных ли поединках писал Куприн или дело во внутренней борьбе героев.

Объектом исследования является творчество Александра Куприна. Предмет исследования – тема поединка в произведениях писателя.

В курсовой работе были применены метод синтеза и анализа практических и теоритических данных, микроанализ произведений и сопоставление материалов.

Глава 1. Концепция поединка в литературе и жизни Александра Куприна

1.1. Тема поединка в русской литературе.

Что вообще такое поединок? Поединок – это борьба, дуэль, сражение двух сторон. Сама дуэль – это бой, который происходит по определённым правилам, и его цель – восстановить честь и снять позорное пятно с униженного. Дуэль считается культурным явлением дворянства. Раскрытие его сущности невозможно без понимания слова «честь» в рамках того времени. Начнём с того, что бесчестие в XVIII-XIX веках в России приравнивали к катастрофе и трагедии, чего нельзя сказать о современном мире. Честь, в понимании людей той эпохи, заключала в себе моральные принципы и высокую самооценку, которая ни в коем случае не могла упасть. Человеческое достоинство ставилось выше жизни, чем и объясняется популярность дуэлей. Сейчас разногласия привыкли решать менее радикально, ведь люди сегодня не хотят умирать, хотят жить, пускай даже с позором. Как писал Ю. Лотман, «образ культуры – всегда область символизма» [5: 3], отсюда и выходит, что дуэль, являясь частью дворянской культуры, также рассматривается как символ России нового времени.

В истории мы можем встретить огромное количество дуэлей между различными людьми. Один из скандальных поединков был в 1817 году с участием Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829). Причиной дуэли стало недопонимание и ревность. Тогда молодой писатель жил вместе со своим товарищем Александром Завадовским, который оказывал знаки внимания юной балерине Авдотье Истоминой, но та выбрала Василия Шереметьева. Однажды пара поссорилась, и Авдотья несколько дней гостила у Завадовского по их с Грибоедовым приглашению. Конечно, Шереметьев расценил это как неуважение и вместе со своим товарищем Александром Якубовичем вызвал на дуэль обоих. К моменту знаменитого четвертного боя Шереметьев уже помирился с Истоминой, но дуэль состоялась, и он погиб. Дуэль Грибоедова и Якубовича была отложена на год. Именно рана, полученная Грибоедовым – простреленный мизинец - помогла 30 января 1829 года опознать тело Грибоедова.


Заядлым дуэлянтом был Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). На его счету пять состоявшихся поединков и более 25 несостоявшихся. Пушкин считал малейшее проявление неуважения ударом по его чести. Он резко разбрасывался вызовами на дуэли. Но интересно то, что, участвуя в этих боях, Пушкин не пролил ничьей крови и не получил ни одного ранения, не считая последней дуэли с Жоржем Дантесом (1812-1895). Битвы не стоили крови и чаще всего заканчивались благополучно. Последняя пушкинская дуэль произошла опять же из-за женщины. Ходили слухи о том, что жена Александра Сергеевича Наталья Гончарова изменяет поэту с Дантесом. Пушкин не выдержал оскорбления чести его жены, и состоялась дуэль. Первый выстрел сделал Дантес. Он попал поэту в правый бок, рана оказалась смертельной. Через день мучений Пушкин скончался.

Трагедией завершилась и бессмысленная дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) и Николая Соломоновича Мартынова (1815-1875). На одном из вечеров Николай был обижен нелестной шуткой о нём, которую Михаил Юрьевич сказал в присутствии всех. Мартынов посчитал, что задета его честь, и вызвал друга на дуэль. Лермонтов согласился, но всё время отшучивался, говоря, что не станет стрелять, да и Мартынов тоже. Но последний был настолько разъярен, что выстрелил в товарища, когда тот сообщил, что стрелять отказывается. Пуля попала в грудь поэта и лишила его жизни.

Что является катализатором поединков? Несомненно, это стыд и страх быть оскорблённым. Встать лицом перед смертью, не испугаться – вот, что являлось исцелением униженного. И хотя дуэль в церкви приравнивалась к самоубийству, считалась грехом, а государство расценивало дуэль как преступление, дворяне не боялись защищать свою честь именно таким способом. Они шли на поединок, зная, что могут погибнуть, зная, что если не погибнут, то будут осуждены за убийство обществом.

В литературе тоже встречается немало дуэлей. К такой форме выяснения отношений между героями прибегали чуть ли не все писатели. Поединки в произведениях – это способ отражения сюжетного конфликта. Классический конфликт – это столкновение или соприкосновение добра и зла, противостояние антагонистов. Это двигатель сюжета в литературном произведении, он формирует связь между героями и окружающим. Конфликты дают жизнь произведениям, заряжают их энергией и делают их динамичными.


Существует классификация литературных конфликтов, делятся они по тому, кто является участником столкновения. Здесь вступают различные оппозиции «личность – личность», «личность – общество», «одна сторона личности – другая сторона личности». Так, выделяют следующие виды конфликтов.

Межличностный. Это конфликт формулировки «личность – личность». В него вступают непосредственно люди или группы людей. Типичный пример межличностного конфликта позиции «личность – общество» – столкновение «нового человека» Чацкого и фамусовского общества в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». Наглядно представлено, как один человек противостоит целой группе людей, их принципам и устоям. Это неравный по силам поединок антагонистических групп. Чацкий – образованный, мыслящий человек, представители же фамусовского общества – недалёкие и невежественные. Они не могут найти точки соприкосновения ни в чём, всё становится темой для споров: разговоры о семейных отношениях, крепостном праве, чинопочитании, взяточничестве и другом. Окружение Фамусова не хочет меняться под влиянием Чацкого, оно хочет наоборот изменить главного героя, сделать его таким же как все эти люди. Можно ли сказать, что этот поединок не увенчался успехом ни для какой из сторон? Скорее да, чем нет. Никто из противников не добился желаемого, все просто остались на тех же берегах, на каких находились и ранее. Только к Александру приходит понимание того, что российское общество ещё просто-напросто не готово к таким радикальным изменениям устоявшегося уклада жизни.

Известный пример литературной дуэли – между Онегиным и Ленским в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Это поединок между двумя героями произведения из личных мотивов. Евгений от скуки, чтобы позлить друга, решил поухаживать за его невестой Ольгой Лариной на празднике в их доме. Да, Онегин поступил жестоко и необдуманно. Владимир вызывает друга на дуэль. Оба даже не верят в то, что могут причинить вред. Они до последнего стоят, потупив взгляд, не желая верить в происходящее. Небольшая игра от скуки стала роковой ошибкой. Онегин стреляет первым и убивает Ленского. Чем страшна дуэль, кроме смерти? Убийца навсегда останется с мыслью о том, что он совершил, совесть будет угнетать его всю жизнь, и с этим ничего не поделаешь. Смерть Владимира показала Евгению, к чему приводят малодушие и необдуманные действия.


Следующий вид конфликта – внеличностный. Это самый сложный конфликт, потому что здесь герои не вступают в борьбу с собой или с кем-то другим. Суть этого столкновения – поединок с судьбой. Хорошим примером такого вида противоречия послужит пьеса Максима Горького «На дне», герои которой постоянно борются со своим социальным положением, пытаются осознать, почему они оказались в такой ситуации. Но, к сожалению, герои проигрывают эту неравную схватку, не справившись с ситуацией.

Конфликт, который более интересен нам в исследовании, – внутренний. Мы понимаем, что человек может бороться не только с окружающей его действительностью, но и самим собой, со своей душой, пороками или какими-то личными принципами. Мы привыкли к тому, что в конфликте борются светлая и тёмная стороны. Но во внутреннем конфликте бывают моменты, когда в человеке воюют просто две его стороны, две позиции, два принципа. Не обязательно они должны быть полярными.

В русской литературе тему поединка с самим собой затрагивали многие писатели, это актуальная и близкая всем тема. Каждый из нас всю жизнь делает какой-то внутренний выбор, мы все что-то подавляем в себе, от чего-то бежим. Здесь уместен тот самый гамлетовский вопрос: «Быть или не быть».

Кто же писал о борьбе с самим собой? Конечно, И. А. Гончаров в романе «Обломов». Борьба в Обломове начинается, когда Ольга Ильина старается вытащить любимого из той бездны, в какой он находился всю свою жизнь, с самого детства. Да, Илья Обломов задаётся вопросом: «Отчего я … такой?». Это был шаг к изменениям, к совершенствованию. Но суть всего конфликта заключается в характере героя. Он ленив, мечтателен, не приспособлен ни к чему. Но Обломов не решился что-то менять. Он принял судьбу, принял свою ничтожную, с точки зрения окружающих, жизнь, остался собой. Он проиграл поединок, который обещал ему самосовершенствование и улучшение. Но герой сам не захотел ничего менять, поэтому так и остался тем самым Обломовым.

Или возьмём, например, Базарова из «Отцов и детей» Ивана Тургенева. Казалось бы, настоящий нигилист, который отрицает абсолютно всё вокруг. Ему не нужны ни семья, ни дружба, ни любовь. Но его мировоззрение рушится, когда он встречает Анну Одинцову. «Орган зрения» теперь вызывает волнение в его душе. Жизнь беспощадно ломает всю концепцию мира, которой придерживался герой. Любовь, которую он отвергал, настигла его самого. Евгений ведёт внутри себя настоящую войну принципов и чувств, разума и сердца. Но он ведёт себя достойно. Нельзя однозначно ответить, победил ли герой. Он нарушил свои принципы, он поверил в то, что любовь, как чувство, существует. Евгений признался в своих чувствах не только Анне, но и самому себе. Он принял свою новую сторону, обрёл новое знание и стал другим человеком. Да, в конце романа Базаров умирает, но зато теперь его душа спокойна и наполнена прекрасными чувствами. Не случайно одним из испытаний для героя в романе является дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым – поединок принципов обрел форму дуэли, которую, как и другие формы дворянской культуры, Базаров презирал и отрицал, но вынужден был принять ее, и его поведение во время поединка также усложняет образ Базарова в глазах читателей.