Файл: Поединка в русской литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нарастающее напряжение в конфликте описывает автор при выходе девушки из храма: «Но когда она вышла из церкви, то у самой ограды ее со всех сторон обступила кучка баб, становившаяся с каждой минутой все больше и теснее сдвигавшаяся вокруг Олеси» [8]. Т.е. у читателя возникло ощущение разрешения конфликта, однако именно смыкающийся круг, невозможность вырваться с территории противника, лишает его этой надежды. На девушку изначально оказывалось невербальное воздействие, давящие взгляды и «бесцеремнное разглядывание беспомощной, пугливо озиравшейся по сторонам девушки». После этого, Куприн переходит к описанию механизма, который действует в конфликтах личности и толпы. Когда позади девушки (синоним удара в спину) раздались насмешки, крепкие слова, хохот и отдельные восклицания, конфликт практически приобрел всю свою красочность. Начало открытого конфликта Куприн описывает следующими словами: «Вдруг визгливый старушечий голос заорал позади толпы: «Дегтем ее вымазать, стерву!» [8], конечно, приказ зачинщицы был исполнен и вырываясь из цепкого круга разъяренной толпы, лишенной всего человеческого девушка повалила одну из женщин на землю : «Олеся, в припадке злобы, ужаса и отчаяния, бросилась на первую попавшуюся из своих мучительниц так стремительно, что сбила ее с ног. Тот час же на земле закипела свалка, и десятки тел смешались в одну общую кричащую массу. Но Олесе прямо каким-то чудом удалось выскользнуть из этого клубка, и она опрометью побежала по дороге – без платка, с растерзанной в лохмотья одеждой, из под которой во многих местах было видно голое тело. Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни» [8].

Не смотря на то, что Олеся в этой схватке занимает место побежденной, девушка все-таки в плену эмоций успела пригрозить обидчикам, которые, как мы помним, остерегались и боялись ее. «Олеся остановилась, повернула к озверевшей толпе свое бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое ее слово было слышно на площади: - Хороше же! Вы у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта! Эта угроза, как потом мне передавала та же очевидица события, была произнесена с такой страстной ненавистью, таким решительным, пророческим тоном, что вся толпа как будто бы оцепенела» [8].

Так Куприн оставил за Олесей право быть отмщенной, даже если ее слова не сбудутся. А факт ее ухода с бабушкой из дому куда-то, где ее не найдут обидчики не воспринимается, как побег, а как мудрое решение человека, который понимает, что после таких слов ее не оставят в покое. Автор раскрыл конфликт общества и личности настолько ярко, что читатель сопереживает героине как близкому человеку. Конечно же, идея гуманизма, которой пропитан образ героини, неразделимо связан с ценностью морали и великой силой любви. Возможно поэтому, повесть «Олеся» это произведение, которое заслужило любовь читателя и
считается драматичной историей любви, которая лишена условностей. Так, любовь Олеси можно описать вполне в христианской концепции: « Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает», не смотря на языческое мировоззрение героини.

2.2. Борьба главного героя в произведении «Поединок»

Основная проблема повести Куприна «Поединок» сосредочена на конфликте личности и общества, а точнее, одного из его конструктов – армии. Повесть «Поединок» пропитана реализмом, характерным А.И.Куприну, отразившая жизнь русских офицеров. Центральной частью композиции повести стал конфликт мечтательной личности и бесчеловечного, жестокого мира, в котором она существует. Особенно ярко конфликт в повести «Поединок» раскрывает проблему унижения человеческого достоинства в жестком противостоянии армейской структуры и отдельного человека.

Сюжет повести трагичен и прост, а главное – будничен. В ходе дуэли Поручика Николаева и подпоручика Ромашова, один из героев погибает. Ромашов, который, не смотря на солдатский мундир, обладает романтичным характером, мечтательностью переживает страдания от пошлости и бессмыслицы такого существования. Куприн описывает переживания героя касательно жизни так: «однообразная, как забор, и серая, как солдатское сукно» [7]. Омрачает этот образ жизни офицера царящая атмосфера жестокости и безнаказанности. Именно это проявление солдатской жизни становится причиной для конфликта: «Унтер-офицеры жестоко били солдат за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке…» [7].

Вся повесть поединок – это повествование о насилии, которым пропитано все военное общество – на субординации и дисциплине зиждется армия и без жестокости она невозможна, как и без подчинения. Созданная для насилия и жестокости армия, внутри своей сути не может существовать без насилия.

Куприн раскрывает потерю индивидуальности молодыми людьми, которые попадают в армию: «Они стояли на полковом дворе, сбившись в кучу, под дождем, точно стадо испуганных животных, глядели изподлобья» [7], «Бьют его каждый день, смеются над ним, издеваются» [7].


Читатель, следуя за автором в этой истории, испытывает мрачные переживания, которые сложно игнорировать. Все повествование пропитано беспросветностью жизни героев, где нет места индивидуальности, где выжить – значит проявлять жестокость, губить человеческое достоинство и мимикрировать под порядки и правила армейской машины.

Главного героя Ромашова Куприн не изобразил как ярого борца против системы, но показал, что этот человек, не смотря на мрак и условия жестокости, не утратил собственную сущность. Ромашов далек от идеала, и все его противостояние заключено только в робком несогласии, попытках убедить окружающих, что жестокость и порядочность, равно как и самоуважение не имеют ничего общего со слепой озлобленностью: «Бить солдата нечестно. Это стыдно» [7].

Куприн с особенной чуткостью передавал переживания героев, раскрывая психологичность их переживаний, и так же ярко автор описывает и недовольство общественности от того, что один из героев выбивается из общей массы, не поддерживает их, а значит, считает себя лучше. Именно за счет этого ярлыка, Ромашов закаляется в условиях презрения и отчужденности других людей. И к финалу произведения мы видим обнаруженную у Ромашова твердость и силу характера. Но именно эта конфронтация делает поединок неизбежным развитием нарастающего конфликта. Тема любви, сделки и цинизма раскрытой за счет чувств к замужней женщине Шурочке Николаевой ускоряет развязку произведения.

Тема дуэлей – это одна из наиболее ярких особенностей и литературы и культуры России, однако разница поколений преобразует понятие дуэли и именно это тревожило Куприна, потому «Поединок» - это отображение не просто военной дуэли двух людей армейского режима – это поединок между злом и добром, циничностью и чистотой, моральностью.

В произведении Куприна раскрывается и вопрос ценности человеческой жизни. Вкладывая в уста героев слова: « Сегодня напьемся пьяные, завтра в роту – раз, два, левой, правой. Вечером опять будем пить, а послезавтра в роту», «Они смеются: ха-ха-ха, это все философия!.. Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных материях. Это философия, черт возьми, следовательно — чепуха, праздная и нелепая болтовня» [7]. А.И. Куприн заставляет задуматься читателя над тщетностью такого существования, лишенного стремлений и душевных порывов, сосредоточенного только на отбывании срока. Да и развлечения в этой среде специфичные: «В полку между молодыми офицерами была распространена довольно наивная, мальчишеская игра: обучать денщиков разным диковинным, необыкновенным вещам» [7] - не удивительно, что в таких условиях жестокости и духовного насилия личность быстро теряла свой человеческий облик.


Те, кто решил уйти из этой сферы, сталкиваются с другим экзистенциальным вопросом собственного предназначения, описанном в суждении: «Только вопрос: куда же мы с вами денемся, если не будем служить? Куда мы годимся, когда мы только и знаем — левой, правой, — а больше ни бе, ни ме, ни кукареку. Умирать мы умеем, это верно» [7].

Однако Ромашов все-таки находит в себе храбрость для того, чтобы разорвать этот круг бессмысленной службы и отбывания срока. Конечно, гибель в поединке не позволила довести герою свой уход до конца, но, даже погибая, Ромашов предстает перед читателем человеком, который не поддался жестокости армейской машины и сохранил человеческое лицо, даже ценой собственной смерти.

2.3. Противостояние в «Гранатовом браслете»

Произведения А.И. Куприна тесно переплетаются в большинстве своем с проблемой любви, смерти и психологичности переживания жизни. Эти темы раскрываются благодаря языку и символизмам писателя, а также посредством раскрытия социальных проблем, которые неизменно возникают на жизненном пути его героев. Поэтому, конфликт «личность – общество» можно считать характерной чертой произведения «Гранатовый браслет».

Куприн, знакомя читателя с драматичной историей любви, которой не суждено сбыться, раскрывает незримую истину человеческого существования: смерть не так страшна, как естественна, поскольку является логическим завершением земного существования, ее итогом. Однако то, чем насыщается эта жизнь, любовь – не имеет конечности, поскольку она сопряжена с более высшими и духовными особенностями жизни – божественным началом, моральностью, силой и жертвенностью во имя объекта любви.

В произведении «Гранатовый браслет» Куприн использовал обратную композицию, поскольку героиня Вера получает письмо от Желткова тогда, когда его уже нет в живых. Конфликт, нарастающий в произведении, отличается от других произведений Куприна тем, что он из-за несвершенности чувства остается недосказанным, незавершенным – после смерти Желткова мы видим, что Вера глубоко задумалась о потере человека и глубине его переживаний. Чувство необратимости смерти здесь так же сильно, как и чувство необратимости ее жизни со знанием этой любви.

Суть конфликта произведения «Гранатовый браслет» сосредосточена на системе социального неравенства. В произведении Куприн раскрыл образы многочисленных персонажей: княгиня Вера Шеина, ее муж князь Василий Львович, ее брат князь Николай Николаевич Булат-Тугановский, с одной стороны, и бедный чиновник Желтков - с другой. По ходу развития сюжетной линии, происходит поочередное противопоставление персонажей, которые в сущности своей, не смотря на сословные аспекты несчастны изначально, или приобретают беспокойство и несчастье.


Поединок в « Гранатовом браслете» - это весь рассказ от начала и до конца. Подарок Желткова возмущает героев произведения и изначально вводит их в ступор – они сбиты с толку и не знают, как реагировать на такое подношение, притом с достаточно открытым посылом, признанием в нежных чувствах. Однако, все-таки, действуя согласно собственным правилам и нормам, установленным в обществе, которому принадлежали князья, герои направляются на квартиру к отправителю с целью проучить, наказать и показать «место», защищая репутацию Веры.

Прямое столкновение действующих лиц происходит, когда Василий Львович и Николай отдают Желткову его неуместный и скандальный, на их взгляд, подарок - гранатовый браслет. В блестяще написанной сцене Куприн показывает, как вначале оробевший и смущённый визитом Желтков постепенно, несмотря на угрозы пришедших, обретает уверенность, понимая, что в этот момент он нравственно и эмоционально сильнее и выше этих господ.

Как и подобает членам этого общества, схватка не происходит напрямую, поединок совершается вербально. Но когда в маленькой квартире влюбленного безответно героя сталкиваются разные сословные интересы, различные мировоззрения, читатель ощущает, что гораздо более значимым здесь является не желание скандала со стороны Желткова, а действительно присутствующая любовь, которая не давала герою иного выбора, кроме как писать объекту своих переживаний.

Кульминация конфликта насыщенна Куприным идеей о тщетности и ничтожности социальных границ и сословных барьеров. Кроме того, духовность Желткова в ходе этого конфликта, признание любви и готовность приносить себя в жертву ради нее, раскрывает большую духовность и моральность личности, вне зависимости от ранга и статуса в обществе. Ощущая это, один из «палачей» Желткова – князь Василий говорит: « Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать» [9].

Маркерная для пера Куприна, всевластная сила любви приобретает особое значение и раскрывает суть конфликта, который продолжает развиваться и после поединка за любовь. Любовь не умирает вместе с Желтковым, она приобретает иное значение, побеждает смерть и пробуждает в Вере чувства, которых ей не хватало. Вера Николаевна видит любовь впервые за всю свою жизнь как «чудо, тайну, трагедию». Финал произведения сопровождается печалью от невозможного отчаяния и утраты, которую никак нельзя игнорировать. Поэтому, теперь, Вера Николаевна становится человеком, который будет носить любовь Желткова с собой всю оставшуюся жизнь, как напоминание о том, что есть нечто большее, чем формальность брака, социальных условностей. Вера понимает, что ей досталась любовь, которую она не оценила, такая любовь, которая больше, чем сама смерть.