ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Яркий пример поединка с собой мы видим у Фёдора Достоевского в романе «Преступление и наказание». Писатель показал, как человек пытается справиться с собой, своими страхами и мыслями. Родион Раскольников мечтает о великом будущем, но из-за нехватки денег вынужден унижаться. В начале произведения мы видим, что герою противны мысли об убийстве процентщицы, он чувствует отвращение к самому себе за такие рассуждения. После многих раздумий Родион выдвигает свою теорию жизни людей, делит всех на две группы: «право имеющие» – избранные, которым открыто удивительно будущее, и материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных» [4: 19]. Герой считает себя избранным и верит, что может сделать всё, даже убить старуху и не быть наказанным. Мучительные терзания приводят Раскольникова к преступлению. «Я не старуху убил, я себя убил», – понимает герой [4]. Он осознаёт, что этим поступком поставил себя на одну черту с подлецами и негодяями. Родион пытается справиться с чувством вины, ищет себя, свою потерянную душу. Первый шаг к своему исцелению – рассказать Соне о страшной тайне. Благодаря поддержке девушки и принятию всей ситуации, Родион Раскольников признаётся в содеянном. Это момент исцеления, поединок с самим собой выигран, ведь теперь душа героя успокоится и начнётся новый этап жизни.
Борьба с собой – довольно острая тема в русской литературе. Вспомним, например, пьесу Александра Островского «Гроза». Какие мучения испытывает Катерина из-за патриархальных устоев того времени. Она понимает, что жизнь в её представлениях и жизнь реальная очень отличаются, между ними огромная пропасть. Героиня не хочет изменять себе и своим принципам, она хочет оставаться лёгкой, свободной и чистой. Но мир в Калинове не позволяет этого. Она ведёт борьбу с желанием быть собой и нежеланием становиться подобной окружающим её людям. В этом поединке она может потерять себя и опустить руки, сдавшись. Молодая женщина решает, что выхода всего два: жить той жизнью, какой она сама хочет, или не жить вовсе. Этот поединок завершается смертью героини. Нельзя сказать о том, что Катерина проиграла этот бой, но и явной победы здесь тоже нет. Выигрыш девушки в том, что она не поменяла себя, да, рассталась с жизнью, но зато до самого конца осталась той чистой и светлой Катериной.
Таким образом, поединок в литературе – дан ли он в конкретной форме дуэли героев или воплощен в тот или иной вид конфликта в литературном произведении – является средством создания образа как отдельного человека, так и определенного времени, целой эпохи или всего мира.
1.2. Поединок с жизнью Александра Ивановича Куприна.
Бесспорно, писателем, который в большей части своих произведений использовал тему поединка, был Александр Иванович Куприн. Писатель прожил долгую и насыщенную жизнь. Концепция дуэли была близка ему из-за собственной постоянной борьбы с собой и своими демонами, с судьбой и тяготами жизни, которые встречались у него на пути.
Первые испытания настигли писателя ещё в раннем детстве. Когда мальчику был всего год, отец семейства – потомственный дворянин – скончался от холеры, и мать – княжна татарского рода – была вынуждена переехать в Москву на последние средства, отдать двух дочерей на попечение в казённые институты, а сама вместе с маленьким сыном поселиться в московском Вдовьем дворе, где обычно жили одни старухи-вдовы.
В семь лет юного Сашу отдали в Московский Разумовский пансион для сирот, где он надел первую военную форму. Мальчик тяжело переносил военный быт и армейские уставы. Уже будучи взрослым, Куприн говорил и писал, что у него никогда не было детства. Через четыре года Александра Ивановича направляют во Второй Московский кадетский корпус, после которого курсант Саша становится гимназистом Третьего Александровского юнкерского училища. Будущий писатель уже не неуклюжий парнишка, а крепкий юноша, любвеобильный и страстный, готовый вызвать на дуэль любого за честь своего мундира. О своей военной службе и армейской юности Куприн напишет в повестях «На переломе» (бывш. «Кадеты») и романе «Юнкера».
В полковом быту писатель пережил нелёгкое время: воспитанники часто ссорились, создавали собственные правила и выстраивали взаимоотношения, похожие на «дедовщину» в современной армии. Преподаватели относились к своим обязанностям формально и безучастно, а в некоторых случаях вообще были профессионально непригодными к преподаванию.
Будучи юнкеров, Куприн впервые публикует своё произведение в печати. Им стал первый рассказ «Последний дебют», его опубликовали в журнале «Русский сатирический листок». Но это стало маленькой неудачей, потому что писатель тогда относился к своему творчеству несерьёзно и как такового стиля у него не было. За своё «творение» автор получил гонорар в 10 копеек и несколько суток карцера.
Окончив обучение, подпоручиком Александр Иванович был направлен в Днепровский пехотный полк. Служба длиной в четыре года стала почвой для получения насыщенного опыта для Куприна. В это время он написал и выпустил свои военные произведения «Впотьмах», «Дознание», «Лунная ночь» и другие.
Сразу после службы в полку писатель собирался поступать в Академию Генерального штаба. Но к экзаменам подпоручика не допустили из-за жалобы со стороны гражданского. Дело в том, что будучи в Киеве и отдыхая в ресторане-барже, писатель стал свидетелем того, как изрядно выпивший пристав домогался и оскорблял молодую официантку. За такое непозволительное с девушкой поведение Александр сбросил дебошира за борт. Конечно, пристав доложил о нападении и оскорблении, за что и получил наказание писатель.
В 24 года Куприн ушёл в отставку и вернулся к мирской жизни без гражданской специальности. Отсюда начались времена скитаний и поисков себя. Александр Иванович поработал и в цирке, и на заводе, и в рекламном агентстве, и в издательстве, попробовал себя в роли и рыбака, и шарманщика, и боксёра, актёра, и кузнеца, и даже вора. Писатель жил с мыслью, что в жизни нужно успеть попробовать всё, что только возможно, чтобы потом не жалеть о прожитых впустую годах.
Молодой Куприн остаётся жить в Киеве, потом уезжает в Одессу, Севастополь. «Когда я вышел из полка, самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний, ни научных, ни житейских. С ненасытимой и до сей поры жадностью я накинулся на жизнь и книги», – написала со слов отца вторая дочь писателя Ксения в своих воспоминаниях «Мой отец» [10]. Писатель никак не мог найти своё место, нигде не сумел закрепиться. Профессии, в которых Александр пробовал себя, либо быстро наскучивали ему, либо он вступал в ссоры с начальством и коллегами. Из-за своего своенравного характера и неумения молчать на грубость и несправедливость Александр Иванович лишился места на заводе, не проработав там и недели. Старший мастер любил без дела кричать на своих подчинённых, оскорблять и унижать их за малейшие проступки. Кончено, Куприн не смолчал, он поднял небольшой бунт, поругался с начальником и чуть не побил его, за что его и выгнали.
Таких ситуаций было много. О своих приключениях и трудностях жизни писатель не любил болтать, но охотно вносил личный опыт в опыт героев своих повестей и рассказов. Так, в эти годы он написал произведения «Молох», «Олеся», несколько небольших рассказов и вынашивал в голове идею будущего «Поединка».
Большую роль в жизни Куприна сыграло знакомство с Иваном Буниным, который помог писателю попасть в литературный мир. Будучи в Одессе и находясь в поисках себя, Куприн часто проводил время в барах и кабаках, где заводил знакомства с местными пьянчугами и рыбаками. Новые «друзья», разделив с Александром бутылку, начинали рассказывать истории своих жизней, они плакались ему и жаловались на обстоятельства. Писатель подмечал детали, запоминал самое важное. Таким образом жизни были обеспокоены близкие Куприна, считая, что он зря прожигает талант и время, катится на дно и теряет себя в потоке алкоголя.
Иван Алексеевич старался при удобных случаях напоминать, а иногда и заставлять, браться за письмо и творить. Чтобы обезопасить друга от общества рыбаков, бомжей и циркачей, Бунин предложил ему переехать в Санкт-Петербург. Это было переломным моментов для Александра Ивановича. Благодаря Ивану Бунину, Куприн стал вхож в писательские круги и литературные салоны. В один из светских вечеров автор познакомился с будущей женой Марией Давыдовой. Их роман быстро закрутился и уже через три месяца они решили пожениться. Они горячо любили друг друга. Мария Карловна была строга с писателем в литературном плане. Когда её муж работал повестью «Поединок», она была сурова с ним, боролась с его ленью и заставляла писать. Женщина закрывала дверь в спальню, не пуская Куприна в свою постель, пока тот не принесёт её новую главу и она не понравится ей. Наверное, благодаря такому подходу, публика смогла увидеть знаменитый «Поединок», который и принёс писателю настоящее признание. Куприн отразил в нём тот революционный настрой общества. Неудача в русско-японской войне дала людям почву для размышлений о состоянии армии. Большой полковой опыт Александра Ивановича был по нраву читателям, писатель показал ту жизнь такой, какой она и была. Пошлой, бессмысленной, развязной, с азартными играми и одноразовыми романами. Благодаря реальности и правдивости повести имя автора ставят на одну строчку с именами выдающихся творцов А. Чехова, М. Горького и И. Бунина.
Жизнь в петербургских писательских кругах увлекает Александра Ивановича. Он всё больше трудится над текстами, сравнивает своё творчество и произведениями ведущих писателей, иногда подгоняет своё мышление под их стандарты. В годы своей популярности Куприн сотрудничает с газетами и журналами, пишет свои рассказы «Белый пудель», «Болото», «Трус» и другие. На их страницах мы можем увидеть тех самых пьянчуг, рыбаков и циркачей, с которыми писатель часто оставался поговорить «по душам». Это говорит о том, что Александр Иванович был писателем по призванию. Слава не казалась ему чем-то особенным, автор вёл себя так, будто ничего нового и не случалось. Деньги и популярность лишь дали ему больше свободы, больше вседозволенности.
Но через время серость Петербурга начала тяготить Куприна, ему тяжело давалось творить в угнетённом настроении. Писатель стремился на юг, куда они ежегодно ездили с женой. Внутри писателя теснились любовь к людям и стремления к переменам. Он мало разбирался в политике, но очень хотел, чтобы людям стало проще жить. Уехав в Балаклаву, Куприн снова начал чувствовать себя живым. Он вдохновлялся природой и окрестностями. Красочные пейзажи Александр Иванович будет вспоминать во время эмиграции и отражать их в своих произведениях того периода.
Революционные мысли взяли над писателем верх, когда он стал свидетелем несправедливого наказания матросов крейсера «Очаков», которые подняли бунт на борту. Управление приняло решение расстрелять судно вместе с солдатами, многие из них просто сгорели заживо. Куприн не мог молчать, в очерке «События в Севастополе» он честно и реалистично описал этот случай, за что его выслали обратно в Петербург, а через несколько лет разбирательств посадили под домашний арест с приставлением смотрителя.
Александр Куприн не мог писать. Его революционные намерения притихли, а в обществе и вовсе пошли на спад, все стали часть общепролетарского дела, чего для себя автор не хотел. Он был на распутье не только в творчестве, но и в личной жизни. Из-за внутренней борьбы со своими принципами и образом жизни писатель не мог стать идеальным мужем. Он часто ночевал в каких-то номерах, ночами пропадал в пивных. Мария Карловна не могла терпеть такого отношения, да и сама не была примерной женой. Её затянула карьера журналиста, она полностью посвящала себя работе и заботилась только о творчестве мужа, не забывая заставлять его работать над текстами. Их любовь изжила себя на фоне проблем, конфликтов и отчаяния. Даже дочь Лида не была стержнем их брака.
Александр Иванович влюбляется второй раз. Его новой избранницей становится подруга детства Марии Давыдовой Елизавета Гейнрих. Их союзу не был рад никто. Осуждение и презрение сыпались с обеих сторон, но это не помешало влюблённым пожениться и завести ребёнка, у пары родилась дочь Ксения. Семейство переехало в Гатчину. Здесь Куприны старались обжиться, создать желанный семейный очаг. Александр Иванович не изменял себе ни в увлечениях, ни в знакомствах. Он вёл переписки с друзьями из Петербурга, занимался домашнее хозяйство в своём огородике, где выращивал овощи. Конечно, не оставил он и мысль о том, что нужно успеть всё. Так, писатель погружался на морское дно в водолазном костюме, летам на аэростате. О всех своих приключениях он писал очерки, например, «Мой полёт» и «Над землёй».