ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
139
Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении
налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.
Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе (п. 2 ст. 96 НК РФ).
Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля (п. 3 ст. 96
НКРФ).
Участие переводчика. Перевод может быть поручен только тому специалисту, который обладает статусом переводчика (п. 1 ст. 97
НКРФ).
Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, в том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица
(п. 2 ст. 97 НК РФ). Инициатива назначения проведения перевода согласно НК РФ может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть при влечено только на договорной основе. Обязанности переводчика заключаются в обязательстве: явиться по вызову назначившего его должностного лица для про ведения процедуры перевода (п. 3 ст. 97 НК РФ); точно выполнить порученный ему перевод (п. 3 ст. 97 НК РФ).
Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода, а если таковая процедура не возможна в силу особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа). По результатам проведения перевода оформляется
140 соответствующий протокол, в котором должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика (п. 4 ст. 97 НК РФ).
Участие понятых. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, как уже рассматривалось ранее, вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол (п. 5 ст.
98 НК РФ). В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.
Инвентаризация имущества налогоплательщика. Инвентаризация проводится с целью:
- выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
- сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверки полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, осуществляется в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.
В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы: основные средства; нематериальные активы; финансовые вложения;
141 производственные запасы; готовая продукция; товары; прочие запасы; денежные средства; кредиторская задолженность; иные финансовые активы.
В рамках налоговой проверки инвентаризация про изводится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения. Основанием для проведения инвентаризации имущества является письменное распоряжение о про ведении инвентаризации имущества налогоплательщика.
Оно может быть принято руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции по месту нахождения: проверяемого налогоплательщика; принадлежащего проверяемому лицу недвижимого имущества; принадлежащих проверяемому лицу транспортных средств.
Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой про верки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа. Если этого требуют обстоятельства, то представители налоговых органов имеют право при проведении инвентаризации воспользоваться профессиональной помощью: переводчиков; экспертов; иных специалистов.
Привлечение экспертов в ходе проведения инвентаризации обязательно в случаях необходимости: оценки выявленных инвентаризацией неучтенных объектов;
142 определения суммы увеличения или снижения балансовой стоимости объекта.
Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Они составляются не менее чем в двух экземплярах. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких -либо претензий к членам комиссии.
Акт инвентаризации по окончании налоговой про верки подлежит приложению к акту налоговой про верки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.
Оформление результатов выездной налоговой проверки. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
По итогам выездной налоговой проверки составляется акт
налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителями). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
В акте налоговой проверки в обязательном порядке указываются:
143
- дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
- дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя)
- налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
- период, за который проведена проверка;
- наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая про верка;
- даты начала и окончания налоговой про верки;
- адрес местонахождения организации или места жительства физического лица;
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой про верки;
- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе про верки, или запись об отсутствии таковых;
- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
144
Акт налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передается иным способом, 'свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта
считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка
(его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой про верки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Заключительным этапом организации и проведения выездной налоговой проверки является реализация ее результатов. По своему содержанию этап отличается повышенной ответственностью со стороны налоговых органов с точки зрения соблюдения процедурных действий, поскольку их нарушение или несоблюдение, в случае обжалования решения налогового органа налогоплательщиком в арбитражном суде последний в большинстве случаев занимает сторону налогоплательщика.
145
В соответствии со ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были вы- явлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, в который налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент вправе были в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Необходимо отметить, что представление письменных возражений, в указанный срок, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Непредставление в указанные сроки письменных возражений не лишает права налогоплательщика давать свои объяснения уже непосредственно на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
Законодатель обязал налоговый орган надлежащим образом известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Поэтому неявка налогоплательщика, извещенного надлежащим образом, не будет являться препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением случая, когда участие этого лица будет признано руководителем налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов. В этом случае уполномоченное должностное лицо налогового органа вправе вынести решение об отложении
рассмотрения материалов налоговой проверки.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель налогового органа должен произвести ряд установленных законодателем действий:
146 объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой про верки подлежат рассмотрению; установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рас- смотрении; в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя; разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
В этом случае руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может про водиться:
- истребование документов;
- допрос свидетеля;
- проведение экспертизы.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение,которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено:
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налогоплательщик вправе обжаловать решение руководителя налогового органа в административном или в судебном порядке.
147
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц регламентируется гл. 19 и 20
НК РФ.
После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Законодатель предусмотрел следующие обеспечительные меры:
1)
запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества
налогоплательщика без согласия налогового органа.
2)
приостановление
операций
по
счетам
в
банке.
Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и только в том случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате.
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить,
обеспечительные меры на:
148
- банковскую гарантию подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм налогоплательщиком в установленный налоговым органом срок;
- залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества;
- поручительство третьего лица.
Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику только в одном случае, в случае замены обеспечительных мер на банковскую гарантию, банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Минфином России.
Одним из важных направлений контрольной работы налоговых органов является государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 Гражданского кодекса Российской
Федерации - далее ГК РФ). Таким образом, с формально-юридической точки зрения именно благодаря государственной регистрации
«рождается» новый субъект гражданского права - юридическое лицо.
Вплоть до середины 2002 r. юридические лица подлежали государственной регистрации в органах юстиции - в регистрационных палатах и в органах местного самоуправления.
Всего насчитывалось около 4,5 тыс. регистрирующих органов, не имевших каких-либо единых стандартов и процедур регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) с 1 июля 2002 r. государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти.