ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
120
Об отказе лица, в отношении которого проводилась камеральная налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
В акте камеральной налоговой проверки указываются:
- дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
- фамилии, имена, отчества лиц, про водивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
- дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов;
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой про верки;
- период, за который проведена проверка;
- наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- даты начала и окончания налоговой проверки;
- адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
121
- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ в случае, если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Акт камеральной налоговой про верки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Лицо, в отношении которого проводилась камеральная налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 30
15 дней со дня получения акта налоговой про верки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Выездная налоговая проверка проводится на основании данных предпроверочного анализа налогоплательщика, что повышает ее результативность.
Результативность любой выездной налоговой проверки во многом зависит от ее планирования. Во многом это кропотливый предварительный отбор налогоплательщиков, основанный на:
- формировании информационных ресурсов о налогоплательщике;
- анализе результатов камеральных налоговых проверок, налоговых деклараций и иных документов;
- анализе налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимой в рамках камеральной налоговой проверки;
122
- анализе основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика по отраслевому признаку;
- и т.д.
В целях более эффективного решения задачи выбора налогоплательщика для про ведения выездной налоговой про верки утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок,предусматривающая новый подход к построению системы отбора налогоплательщиков для проведения указанных проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Важно отметить, что ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.
Согласно разработанному в Концепции алгоритму отбора налогоплательщиков, на первом этапе отбора про водится анализ финансово-экономических показателей их деятельности, в том числе:
- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Также подвергаются анализу показатели налоговой и (или) бухгалтерской отчетности, позволяющие определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие
123 информации, которой располагает налоговый орган. В случае выбора объекта про верки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств.
Результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности таких налогоплательщиков свидетельствуют о предполагаемых налоговых право нарушениях. Выездная налоговая проверка означает ее проведение, как правило, по месту деятельности проверяемого: выезд и нахождение проверяющих должностных лиц на территории или в помещении указанного лица.
В зависимости от способа про ведения выездных налоговых проверок выделяют: сплошную (комплексную) проверку; выборочную (тематическую) проверку.
Модификацией (разновидностью) выездной налоговой про верки по основанию ее про ведения является проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.
Предусмотрено общее ограничение числавыездных проверок: в течение одного календарного года налоговые органы не смогут проводить более двух выездных проверок вне зависимости от проверяемого налога и периода (п. 5 ст. 89 НК РФ). В то же время самостоятельные выездные про верки в отношении филиалов и представительств при этом не учитываются. Сверх этих ограничений выездная проверка может быть проведена на основании решения руководителя ФНС России.
124
Предусмотрены следующие правила проведения повторных
выездных проверок (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- повторной проверкой может быть охвачен только трехлетний срок, предшествовавший году вынесения решения о назначении повторной проверки;
- предусмотрено основание для ее проведения - подача уточненной декларации, по которой сумма налога меньше первоначально заявленной;
- предусмотрено, что если в ходе повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, штраф на проверяемое лицо не налагается, за исключением тех случаев, когда право нарушение было скрыто в ходе первоначальной проверки по сговору с должностным лицом налогового органа.
Объектами выездной налоговой проверки являются различные документы как на бумажных, так и на магнитных носителях, а также проверяемые (осмотр) производственные (торговые) объекты и площади.
Решение о про ведении выездной налоговой про верки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено НК РФ (п.
2. ст. 89).
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства про водится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Обязательные реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки предусмотрены п. 2 ст. 89 НК РФ.
125
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Несоблюдение реквизитов решения будет являться основанием для
признания решения и самой проверни незаконными.
Согласно общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).
Основания и порядок продления срока про ведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
При выездных проверках организаций, имеющих филиалы и представительства, срок про ведения проверки увеличивается на один месяц на осуществление проверки каждого филиала и представительства.
В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение
выездной налоговой проверни для:
- истребования документов (информации);
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- проведения экспертиз;
126
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя
(заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления про ведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
В случае если проверка была приостановлена по основанию получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от указанных организаций, срок приостановления про верки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки:
- приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все. подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;
- приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Срок проведения проверки включает только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого.
В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении
127 документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Проведение выездной налоговой про верки предполагает доступ проверяющих и их непосредственное нахождение на территории и в помещениях проверяемого.
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).
Особенности процедуры доступа во всех указанных случаях зависят от правового статуса, необходимого проверяющим помещения или территории. По этому критерию можно выделить следующие процедуры доступа:
- в жилые помещения;
- в нежилые помещения и на территорию.
При про ведении выездной налоговой про \верки проверяющие могут попасть в жилые помещения (п. 5 ст. 91 НК РФ):
- с согласия проживающих в них физических лиц;
- в случаях, установленных федеральным законом;
- на основании судебного решения.
В иных случаях доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения не допускается.
Основанием для доступа проверяющих в нежилые помещения и на территорию налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) является решение о проведении выездной налоговой проверки
(п. 1 ст. 91 НК РФ). Дополнительного согласия проверяемого или иных установленных законом оснований в этом случае не требуется.
128
Доступ на территорию и в помещения проверяемого предусмотрен для должностных лиц налоговых органов, непосредственно про водящих налоговую проверку, при предъявлении этими лицами (п. 1 ст.
91 НК РФ):
- служебных удостоверений;
- решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки данного лица.
В случае воспрепятствования доступу проверяющих в помещения или на территории проверяемого руководителем проверяющей группы
(бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.
В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице (или по аналогии) вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате, для чего составляется соответствующий акт (п. 3 ст. 91 НК РФ).
Перечень иных действий, возможных при про ведении налоговой про верки, включает: участие свидетеля (ст. 90 НК РФ); осмотр (ст. 92 НК РФ); выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ); экспертизу (ст. 95 НК РФ); привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96 НК РФ); участие переводчика (ст. 97 НК РФ); участие понятых (ст. 98 НК РФ); инвентаризацию имущества налогоплательщика (п.п. 6 п. 1 ст. 31 НК
РФ).
Участие свидетеля. Опрос свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме