Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
107 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
Поступающие на склады материальные ценности сопровождаются со
ответствующими документами (накладными, счетамифактурами, специ
фикациями).
Хранение материальных ценностей. За каждой группой товарноматери
альных ценностей на складах закрепляется определенное место. При этом необходимо, чтобы обеспечивались:
— удобство выполнения приемных и отпускных операций;
— максимальная механизация и автоматизация загрузки, погрузки и пе
ремещений;
— сохранность количества и качества;
— противопожарная безопасность;
— легкость проверки качества и количества;
— наиболее полное использование площади складских помещений.
Организация отпуска материальных ценностей может быть пассивной или активной. При пассивной системе потребители получают на складах товар
номатериальные ценности по материальным требованиям или лимитным картам и своими средствами транспорта доставляют их в цех. Такая система применяется в единичном и мелкосерийном производствах.
При активной системе на складе заранее подготавливают материалы и до
ставляют их в цех к рабочим местам точно по графику своими транспорт
ными средствами. Эта система применяется в крупносерийном и массовом производствах.
Для сокращения затрат на содержание складского хозяйства необходи
мо четко планировать потребность в материальных ресурсах и сроки их по
ставки на склады предприятия.
Общая потребность предприятия в материальных ресурсах определяется:
1) из потребности в материальных ресурсах на выпуск товарной продук
ции;
2) потребности в материальных ресурсах на пополнение незавершенно
го производства;
3) потребности в материальных ресурсах на выпуск запасных частей;
4) потребности во вспомогательных материалах;
5) пополнения запасов материальных ресурсов, которые подразделяют
ся на текущий, подготовительный, страховой, сезонный.
Текущий запас находится на складе, из этого запаса материалы поступа
ют в производство. Текущий запас периодически пополняется.
Подготовительный запас — запас материалов, которые были недавно за
везены на склад, но не могут поступить в производство, т. к. требуют допол
нительной подготовки.
Страховой запас создается на случай срыва поставок материалов от по
ставщиков по какимлибо причинам.
Сезонный запас накапливается и используется в сезон.
108
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Как правило, текущий и подготовительный запас определяют размеры поставок материальных ценностей на склады предприятия. Для сокращения расходов на содержание складского хозяйства рекомендуется определять раз
мер оптимальной величины поставок, которая зависит от общей потребно
сти в данном материальном ресурсе, а также от затрат, связанных с выпол
нением единицы заказа, и затрат на ее хранение.
Размеры запасов материальных ценностей будут определять площадь складских помещений, которая складывается из двух составляющих:
1) грузовая (полезная) площадь, занятая хранимыми ценностями, как правило, зависит от способа хранения ресурсов (штабелями либо в стеллажах);
2) вспомогательная площадь, включающая:
— оперативную площадь, предназначенную для сортировки, прие
ма, отпуска материалов;
— конструктивную площадь, занятую перегородками, тамбурами, лестницами;
— служебную площадь для бытовых помещений.
В настоящее время на складах предприятия решаются вопросы комплекс
ной механизации и автоматизации работы. Создаются крупные автоматизи
рованные склады, где поиск необходимых материальных ресурсов и их до
ставка осуществляются автоматизировано по сигналу с центрального пульта управления.
В целом работа складского хозяйства предприятия характеризуется сле
дующими основными техникоэкономическими показателями:
— объемом потребления товарноматериальных ценностей;
— средним остатком товарноматериальных ценностей в запасе;
— себестоимостью хранения 1 т/руб. материальных ценностей;
— доля затрат на содержание складского хозяйства в себестоимости про
дукции;
— размером складских площадей;
— коэффициентом занятости складских площадей.
Тенденции оптимизации производственной структуры и сокращения за
трат проявляются в настоящее время в выводе вспомогательных и обслужи
вающих производств из состава предприятия в самостоятельные дочерние предприятия, а выполнение необходимых работ осуществляется на долго
срочной основе по договорам кооперации и аутсорсинга.
109 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
3.3. Аутсорсинг в машиностроительном производстве
Современное предприятие — гибкая система. Меняется выпускаемая про
дукция, технология, что приводит к решениям об изменении состава выпол
няемых производственных процессов, а следовательно, и производственной структуры. При отсутствии собственных ресурсов предприятия или при их неэффективном использовании принимается решение о передаче части ос
новных или вспомогательных работ другим предприятиям и организациям.
Для характеристики передачи исполнения отдельных функций внеш
нему исполнителю в современном языке используется слово «аутсорсинг»
(оutsourcing — от outside resource using, использование внешних ресурсов или буквально — внешний источник). Содержание термина «аутсорсинг» имеет некоторые отличия от термина «кооперация», который всегда использовал
ся в деятельности машиностроительных предприятий и предприятий других отраслей промышленности.
Кооперирование в промышленности —
организация производственных свя
зей между предприятиями, совместно изготовляющими определенную про
дукцию, но сохраняющими самостоятельность. Кооперирование — резуль
тат развития общественного разделения труда, специализации производства и условие их дальнейшего углубления.
Субконтрактинг
— вид производственной кооперации.
Ауттаскинг
(outtasking) — передача небольшой бизнесфункции (задачи, операции) сторонней организации.
Аутстаффинг
(outstaffing) — услуги по предоставлению внештатных со
трудников. Выгода для предприятия, использующего и организующего для исполнения своих задач сторонних сотрудников, выражается в возможности использования упрошенной системы налогообложения, которая ограниче
на количеством персонала предприятия, и выведения из своей деятельно
сти функции учета кадров.
Аутсорсинг
— передача исполнения непрофильных бизнес‑процессов сторон
нему предприятию, которое специализируется на выполнении таких функ
ций на долгосрочной основе.
Различия между способами размещения процессов в соответствии с ис
пользуемыми наименованиями представлены в табл. 3.2.
В литературе встречается более широкое определение аутсорсинга, в этом случае все варианты, представленные в табл. 3.2, попадают под понятие аут
сорсинга и обособляются лишь в качестве его видов. В данном учебном посо
бии будем придерживаться узкого определения аутсорсинга, исходя из пози
ции, что аутсорсинг — форма обслуживания основной деятельности. Решение о сокращении или расширении деятельности за счет основных процессов — стратегический вопрос развития/сокращения предприятия и определяет вид
110
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Таблица
3.
2
Характеристика способов исполнения процессов предприятия с
использованием сторонних ресурсов
Аутсорсинг
Ауттаскинг (Out
t asking)
Субконтрактинг
Аутстаффинг
Характер передаваемых задач
Непрофильные процессы
Любые процессы, в том числе профильные, ос
новные производствен
ные процессы
Производственные процессы, в том числе основного ха
рактера, или процессы, обслуживающие производствен
ную функцию
Непрофильные про
цессы (услуги колл
центров, уборка по
мещений, питание сотрудников и др.)
Масштабность передаваемых задач внешнему исполнителю
Область дея
тельности, от
дельный биз
нес
процесс
Отдельные задачи, опе
рации
Отдельный бизнес
процесс или его элементы (задачи, операции)
Отдельный бизнес
процесс или его эле
менты (задачи, опера
ции)
Особенности управленческого решения
Вариант стра
тегической оп
тимизации исполнения бизнес
процес
сов
Временное решение
— на обозримый период времени или для реали
зации какого
то проекта
Используются как взаимоотношения постоянного харак
тера, так и для реализации конкретного проекта.
Главная особенность
— исполнение функций субкон
трактором осуществляется под контролем контрактора. Распространено: использование субконтрактором обо
рудования, КИП, специальной оснастки и инструмента, чертежей и пр. контрактора, которые в соответствии с до
говором по завершению работ ему возвращаются
Вариант оптимизации исполнения бизнес
процесса по месту на
хождения заказчика со
трудниками, которые не включены в штат предприятия
Уровень специализации организации, принимающей на
себя исполнение чужих задач
Принимае
мые для испол
нения функ
ции относятся к виду деятель
ности, на ко
тором специ
ализируется организация
1.
Принимаемые для ис
полнения функции яв
ляются одним из про
цессов организации, где временно имеются неис
пользованные возмож
ности 2.
Передаются специа
лизированной органи
зации
Узкоспециализированное малое или среднее предприятие
Не обязательна спе
циализация по виду деятельности, соот
ветствующему квали
фикации сотрудников. Необходима специа
лизация в области уче
та и управления персо
налом
111 3. Производственная структура машиностроительного предприятия его специализации (заготовительного характера, предметной специализации или предприятия полного цикла).
Схематично «область аутсорсинга» представлена на рис. 3.2.
Основные производственные процессы :
· заготовительное производство
· механообработка
· сборка
Вспомогательные и обслуживающие
производственные процессы :
· ремонтное хозяйство
· инструментальное хозяйство
· энергетическое хозяйство
· другие
Обслуживающие процессы:
· охрана
· питание персонала
· уборка помещений
· другие
Управленческие процессы:
· бухгалтерский учет
· информационное обслуживание
и автоматизация деятельности
· другие
Некоторые операции передают на сторону –
субконтрактинг,
кооперация,
ауттаскинг
Отказываются от одного из процессов –
меняется вид
специализации
предприятия
Все делают самостоя- тельно
Все делают самостоя- тельно
Некоторые работы периодически заказывают на сторону –
субконтрактинг,
кооперация,
ауттаскинг
Все делают самостоя- тельно
Все делают самостоя- тельно
Один из процессов передается специализирован ной организации на постоянной основе –
аутсорсинг
Один из процессов передается специализирован ной организации на постоянной основе –
аутсорсинг
Один из процессов передается специализирован ной организации на постоянной основе –
аутсорсинг
Некоторые операции передаются на сторону – ауттаскинг
Рис. 3.2. Схема функциональных областей аутсорсинга
Но следует заметить, что причины, последовательность принятия реше
ния о выведении исполнения процессов во внешнюю среду как основного, так и обслуживающего характера идентичны, что позволяет для выявления мотивов к сужению деятельности рассмотреть их совместно.
112
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Факторы, влияющие на решение об аутсорсинге
При принятии решения о целесообразности аутсорсинга следует учиты
вать следующие факторы.
1. Этап развития предприятия (стабильность ситуации в основном биз
несе компании и наличие финансовых ресурсов для развития).
2. Значимость (стратегическая важность) рассматриваемого процесса для предприятия.
3. Наличие достойных исполнителей процесса на внешнем рынке, спо
собных обеспечить требуемое качество.
4. Экономическая целесообразность — снижение затрат у предприятия, принимающего решение.
Для характеристики факторов обратимся к примерам.
В период плановой централизованной экономики в нашей стране маши
ностроительные предприятия организовывались как предприятия полного цикла с наличием всей производственной инфраструктуры: ремонтное хо
зяйство, инструментальное, энергетическое и т. д. Использовалась произ
водственная кооперация. Но эти отношения, как правило, не распространя
лись на весь бизнеспроцесс — передавались отдельные операции. Решения о развитии предприятия, обновлении и поддержании его производствен
ных мощностей принимались в отраслевых министерствах (или региональ
ных Советах народного хозяйства), финансирование также было централи
зованным. В период перехода к рыночной экономике предприятия стали самостоятельными — обновление и воспроизводство мощностей финанси
руется за счет своих источников. Тогда перед производственными предпри
ятиями, получившими в собственность после приватизации громадные про
изводственные площади с большим количеством устаревшего оборудования, встал вопрос, возможно ли (заодно — целесообразно ли) содержать и контро
лировать полный цикл производства. Недостаток финансовых ресурсов для обновления, развития производственной базы и ведения текущей деятель
ности по всем этапам производства и его обслуживания привел к необходи
мости ввести понятие «профильные виды деятельности», поставить задачу освободиться от лишнего, «непрофильного» и сконцентрировать все имею
щиеся ресурсы на узком перечне видов деятельности. В состав непрофиль
ных прежде всего попадает социальная инфраструктура (детские сады, про
филактории, культурные центры и др.), далее — производственная (прежде всего подразделения менее значимые — деревообрабатывающий для изго
товления тары, транспортный; затем рассматриваются в качестве кандида
тов для выделения инструментальные и ремонтные цеха).
В самые тяжелые периоды для российского машиностроения предпри
ятия принимали решения об отказе от заготовительных производств, отно
сящихся к основным производственным процессам, о разделении бизне
113 3. Производственная структура машиностроительного предприятия са по продуктовому признаку. Следовательно, если предприятие находится на этапе развития, когда значительны проблемы в основной деятельности и есть недостаток финансовых ресурсов для полноценного содержания раз
нообразных по видам деятельности подразделений, целесообразно сокраще
ние деятельности, в том числе и за счет аутсорсинга вспомогательных и об
служивающих процессов.
И наоборот, предприятию на начальном этапе функционирования не сле
дует брать на себя всю «цепочку деятельности», лучше ограничиться узкой специализацией. По мере укрепления позиций в основном виде деятельно
сти, налаживании связей, опыта, высвобождении финансовых ресурсов по
является необходимость в дальнейшем развитии. На этом этапе принимает
ся решение, как развиваться, в какую сторону двигаться. Одно из возможных направлений для развития — совершенствование в выполнении вспомога
тельных и обслуживающих процессов.
Не менее значим фактор — наличие опыта в конкретном виде деятель
ности. Для достижения успеха необходим опыт работы в каждом виде дея
тельности, которым занимаешься. Этого опыта должно быть достаточно, чтобы выполнять услугу не хуже или лучше существующих конкурентов. От
сутствие такого опыта или уровня конкурентоспособности говорит о необ
ходимости рассмотрения вариантов: совершенствование данной функции у себя или передача услуги на аутсорсинг, на исполнение опытной сторон
ней организации.
Следует оговориться, не всегда есть смысл поддерживать и развивать лю
бой вид деятельности. Надо определиться, какова значимость этого вида де
ятельности для предприятия. Если значимость велика, стоит рассмотреть эту деятельность как объект развития, чтобы совершенствоваться и выполнять качественно самим.
Вышеприведенные рассуждения о факторах, определяющих целесообраз
ность аутсорсинга, связанных с важностью процесса для предприятия и ка
чеством его исполнения, наглядно представлены в «Матрице аутсорсинга», предложенной Дмитрием Хлебниковым. В соответствии с этой матрицей, приведенной на рис. 3.3, решение принимается в зависимости от стратеги
ческой ценности бизнеспроцесса для предприятия и опытакачества его ис
полнения в сравнении с конкурентами.
Выше мы рассмотрели факторы, определяющие целесообразность (или ее отсутствие) аутсорсинга, которые можно назвать факторами качествен
ного характера. Но обойтись без расчета экономической целесообразности, которая основана на снижении затрат при выборе оптимального варианта исполнения услуги (процесса), невозможно.
Оценивать экономическую целесообразность можно на основе методи
ки сравнительной экономической эффективности. При этом важно для обе
спечения сопоставимости сравниваемых вариантов учесть все изменяющи