Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

107 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
Поступающие на склады материальные ценности сопровождаются со­
ответствующими документами (накладными, счетами­фактурами, специ­
фикациями).
Хранение материальных ценностей. За каждой группой товарно­матери­
альных ценностей на складах закрепляется определенное место. При этом необходимо, чтобы обеспечивались:
— удобство выполнения приемных и отпускных операций;
— максимальная механизация и автоматизация загрузки, погрузки и пе­
ремещений;
— сохранность количества и качества;
— противопожарная безопасность;
— легкость проверки качества и количества;
— наиболее полное использование площади складских помещений.
Организация отпуска материальных ценностей может быть пассивной или активной. При пассивной системе потребители получают на складах товар­
но­материальные ценности по материальным требованиям или лимитным картам и своими средствами транспорта доставляют их в цех. Такая система применяется в единичном и мелкосерийном производствах.
При активной системе на складе заранее подготавливают материалы и до­
ставляют их в цех к рабочим местам точно по графику своими транспорт­
ными средствами. Эта система применяется в крупносерийном и массовом производствах.
Для сокращения затрат на содержание складского хозяйства необходи­
мо четко планировать потребность в материальных ресурсах и сроки их по­
ставки на склады предприятия.
Общая потребность предприятия в материальных ресурсах определяется:
1) из потребности в материальных ресурсах на выпуск товарной продук­
ции;
2) потребности в материальных ресурсах на пополнение незавершенно­
го производства;
3) потребности в материальных ресурсах на выпуск запасных частей;
4) потребности во вспомогательных материалах;
5) пополнения запасов материальных ресурсов, которые подразделяют­
ся на текущий, подготовительный, страховой, сезонный.
Текущий запас находится на складе, из этого запаса материалы поступа­
ют в производство. Текущий запас периодически пополняется.
Подготовительный запас — запас материалов, которые были недавно за­
везены на склад, но не могут поступить в производство, т. к. требуют допол­
нительной подготовки.
Страховой запас создается на случай срыва поставок материалов от по­
ставщиков по каким­либо причинам.
Сезонный запас накапливается и используется в сезон.


108
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Как правило, текущий и подготовительный запас определяют размеры поставок материальных ценностей на склады предприятия. Для сокращения расходов на содержание складского хозяйства рекомендуется определять раз­
мер оптимальной величины поставок, которая зависит от общей потребно­
сти в данном материальном ресурсе, а также от затрат, связанных с выпол­
нением единицы заказа, и затрат на ее хранение.
Размеры запасов материальных ценностей будут определять площадь складских помещений, которая складывается из двух составляющих:
1) грузовая (полезная) площадь, занятая хранимыми ценностями, как правило, зависит от способа хранения ресурсов (штабелями либо в стеллажах);
2) вспомогательная площадь, включающая:
— оперативную площадь, предназначенную для сортировки, прие­
ма, отпуска материалов;
— конструктивную площадь, занятую перегородками, тамбурами, лестницами;
— служебную площадь для бытовых помещений.
В настоящее время на складах предприятия решаются вопросы комплекс­
ной механизации и автоматизации работы. Создаются крупные автоматизи­
рованные склады, где поиск необходимых материальных ресурсов и их до­
ставка осуществляются автоматизировано по сигналу с центрального пульта управления.
В целом работа складского хозяйства предприятия характеризуется сле­
дующими основными технико­экономическими показателями:
— объемом потребления товарно­материальных ценностей;
— средним остатком товарно­материальных ценностей в запасе;
— себестоимостью хранения 1 т/руб. материальных ценностей;
— доля затрат на содержание складского хозяйства в себестоимости про­
дукции;
— размером складских площадей;
— коэффициентом занятости складских площадей.
Тенденции оптимизации производственной структуры и сокращения за­
трат проявляются в настоящее время в выводе вспомогательных и обслужи­
вающих производств из состава предприятия в самостоятельные дочерние предприятия, а выполнение необходимых работ осуществляется на долго­
срочной основе по договорам кооперации и аутсорсинга.

109 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
3.3. Аутсорсинг в машиностроительном производстве
Современное предприятие — гибкая система. Меняется выпускаемая про­
дукция, технология, что приводит к решениям об изменении состава выпол­
няемых производственных процессов, а следовательно, и производственной структуры. При отсутствии собственных ресурсов предприятия или при их неэффективном использовании принимается решение о передаче части ос­
новных или вспомогательных работ другим предприятиям и организациям.
Для характеристики передачи исполнения отдельных функций внеш­
нему исполнителю в современном языке используется слово «аутсорсинг»
(оutsourcing — от outside resource using, использование внешних ресурсов или буквально — внешний источник). Содержание термина «аутсорсинг» имеет некоторые отличия от термина «кооперация», который всегда использовал­
ся в деятельности машиностроительных предприятий и предприятий других отраслей промышленности.
Кооперирование в промышленности —
организация производственных свя­
зей между предприятиями, совместно изготовляющими определенную про­
дукцию, но сохраняющими самостоятельность. Кооперирование — резуль­
тат развития общественного разделения труда, специализации производства и условие их дальнейшего углубления.
Субконтрактинг
— вид производственной кооперации.
Ауттаскинг
(outtasking)передача небольшой бизнес­функции (задачи, операции) сторонней организации.
Аутстаффинг
(outstaffing) — услуги по предоставлению внештатных со­
трудников. Выгода для предприятия, использующего и организующего для исполнения своих задач сторонних сотрудников, выражается в возможности использования упрошенной системы налогообложения, которая ограниче­
на количеством персонала предприятия, и выведения из своей деятельно­
сти функции учета кадров.
Аутсорсинг
— передача исполнения непрофильных бизнес‑процессов сторон­
нему предприятию, которое специализируется на выполнении таких функ­
ций на долгосрочной основе.
Различия между способами размещения процессов в соответствии с ис­
пользуемыми наименованиями представлены в табл. 3.2.
В литературе встречается более широкое определение аутсорсинга, в этом случае все варианты, представленные в табл. 3.2, попадают под понятие аут­
сорсинга и обособляются лишь в качестве его видов. В данном учебном посо­
бии будем придерживаться узкого определения аутсорсинга, исходя из пози­
ции, что аутсорсинг — форма обслуживания основной деятельности. Решение о сокращении или расширении деятельности за счет основных процессов — стратегический вопрос развития/сокращения предприятия и определяет вид


110
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Таблица
3.
2
Характеристика способов исполнения процессов предприятия с
использованием сторонних ресурсов
Аутсорсинг
Ауттаскинг (Out
­t asking)
Субконтрактинг
Аутстаффинг
Характер передаваемых задач
Непрофильные процессы
Любые процессы, в том числе профильные, ос
­
новные производствен
­
ные процессы
Производственные процессы, в том числе основного ха
­
рактера, или процессы, обслуживающие производствен
­
ную функцию
Непрофильные про
­
цессы (услуги колл
­
центров, уборка по
­
мещений, питание сотрудников и др.)
Масштабность передаваемых задач внешнему исполнителю
Область дея
­
тельности, от
­
дельный биз
­
нес
­процесс
Отдельные задачи, опе
­
рации
Отдельный бизнес
­процесс или его элементы (задачи, операции)
Отдельный бизнес
­
процесс или его эле
­
менты (задачи, опера
­
ции)
Особенности управленческого решения
Вариант стра
­
тегической оп
­
тимизации исполнения бизнес
­процес
­
сов
Временное решение
— на обозримый период времени или для реали
­
зации какого
­то проекта
Используются как взаимоотношения постоянного харак
­
тера, так и для реализации конкретного проекта.
Главная особенность
— исполнение функций субкон
­
трактором осуществляется под контролем контрактора. Распространено: использование субконтрактором обо
­
рудования, КИП, специальной оснастки и инструмента, чертежей и пр. контрактора, которые в соответствии с до
­
говором по завершению работ ему возвращаются
Вариант оптимизации исполнения бизнес
­
процесса по месту на
­
хождения заказчика со
­
трудниками, которые не включены в штат предприятия
Уровень специализации организации, принимающей на
себя исполнение чужих задач
Принимае
­
мые для испол
­
нения функ
­
ции относятся к виду деятель
­
ности, на ко
­
тором специ
­
ализируется организация
1.
Принимаемые для ис
­
полнения функции яв
­
ляются одним из про
­
цессов организации, где временно имеются неис
­
пользованные возмож
­
ности 2.
Передаются специа
­
лизированной органи
­
зации
Узкоспециализированное малое или среднее предприятие
Не обязательна спе
­
циализация по виду деятельности, соот
­
ветствующему квали
­
фикации сотрудников. Необходима специа
­
лизация в области уче
­
та и управления персо
­
налом


111 3. Производственная структура машиностроительного предприятия его специализации (заготовительного характера, предметной специализации или предприятия полного цикла).
Схематично «область аутсорсинга» представлена на рис. 3.2.
Основные производственные процессы :
· заготовительное производство
· механообработка
· сборка
Вспомогательные и обслуживающие
производственные процессы :
· ремонтное хозяйство
· инструментальное хозяйство
· энергетическое хозяйство
· другие
Обслуживающие процессы:
· охрана
· питание персонала
· уборка помещений
· другие
Управленческие процессы:
· бухгалтерский учет
· информационное обслуживание
и автоматизация деятельности
· другие
Некоторые операции передают на сторону –
субконтрактинг,
кооперация,
ауттаскинг
Отказываются от одного из процессов –
меняется вид
специализации
предприятия
Все делают самостоя- тельно
Все делают самостоя- тельно
Некоторые работы периодически заказывают на сторону –
субконтрактинг,
кооперация,
ауттаскинг
Все делают самостоя- тельно
Все делают самостоя- тельно
Один из процессов передается специализирован ной организации на постоянной основе –
аутсорсинг
Один из процессов передается специализирован ной организации на постоянной основе –
аутсорсинг
Один из процессов передается специализирован ной организации на постоянной основе –
аутсорсинг
Некоторые операции передаются на сторону – ауттаскинг
Рис. 3.2. Схема функциональных областей аутсорсинга
Но следует заметить, что причины, последовательность принятия реше­
ния о выведении исполнения процессов во внешнюю среду как основного, так и обслуживающего характера идентичны, что позволяет для выявления мотивов к сужению деятельности рассмотреть их совместно.

112
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Факторы, влияющие на решение об аутсорсинге
При принятии решения о целесообразности аутсорсинга следует учиты­
вать следующие факторы.
1. Этап развития предприятия (стабильность ситуации в основном биз­
несе компании и наличие финансовых ресурсов для развития).
2. Значимость (стратегическая важность) рассматриваемого процесса для предприятия.
3. Наличие достойных исполнителей процесса на внешнем рынке, спо­
собных обеспечить требуемое качество.
4. Экономическая целесообразность — снижение затрат у предприятия, принимающего решение.
Для характеристики факторов обратимся к примерам.
В период плановой централизованной экономики в нашей стране маши­
ностроительные предприятия организовывались как предприятия полного цикла с наличием всей производственной инфраструктуры: ремонтное хо­
зяйство, инструментальное, энергетическое и т. д. Использовалась произ­
водственная кооперация. Но эти отношения, как правило, не распространя­
лись на весь бизнес­процесс — передавались отдельные операции. Решения о развитии предприятия, обновлении и поддержании его производствен­
ных мощностей принимались в отраслевых министерствах (или региональ­
ных Советах народного хозяйства), финансирование также было централи­
зованным. В период перехода к рыночной экономике предприятия стали самостоятельными — обновление и воспроизводство мощностей финанси­
руется за счет своих источников. Тогда перед производственными предпри­
ятиями, получившими в собственность после приватизации громадные про­
изводственные площади с большим количеством устаревшего оборудования, встал вопрос, возможно ли (заодно — целесообразно ли) содержать и контро­
лировать полный цикл производства. Недостаток финансовых ресурсов для обновления, развития производственной базы и ведения текущей деятель­
ности по всем этапам производства и его обслуживания привел к необходи­
мости ввести понятие «профильные виды деятельности», поставить задачу освободиться от лишнего, «непрофильного» и сконцентрировать все имею­
щиеся ресурсы на узком перечне видов деятельности. В состав непрофиль­
ных прежде всего попадает социальная инфраструктура (детские сады, про­
филактории, культурные центры и др.), далее — производственная (прежде всего подразделения менее значимые — деревообрабатывающий для изго­
товления тары, транспортный; затем рассматриваются в качестве кандида­
тов для выделения инструментальные и ремонтные цеха).
В самые тяжелые периоды для российского машиностроения предпри­
ятия принимали решения об отказе от заготовительных производств, отно­
сящихся к основным производственным процессам, о разделении бизне­


113 3. Производственная структура машиностроительного предприятия са по продуктовому признаку. Следовательно, если предприятие находится на этапе развития, когда значительны проблемы в основной деятельности и есть недостаток финансовых ресурсов для полноценного содержания раз­
нообразных по видам деятельности подразделений, целесообразно сокраще­
ние деятельности, в том числе и за счет аутсорсинга вспомогательных и об­
служивающих процессов.
И наоборот, предприятию на начальном этапе функционирования не сле­
дует брать на себя всю «цепочку деятельности», лучше ограничиться узкой специализацией. По мере укрепления позиций в основном виде деятельно­
сти, налаживании связей, опыта, высвобождении финансовых ресурсов по­
является необходимость в дальнейшем развитии. На этом этапе принимает­
ся решение, как развиваться, в какую сторону двигаться. Одно из возможных направлений для развития — совершенствование в выполнении вспомога­
тельных и обслуживающих процессов.
Не менее значим фактор — наличие опыта в конкретном виде деятель­
ности. Для достижения успеха необходим опыт работы в каждом виде дея­
тельности, которым занимаешься. Этого опыта должно быть достаточно, чтобы выполнять услугу не хуже или лучше существующих конкурентов. От­
сутствие такого опыта или уровня конкурентоспособности говорит о необ­
ходимости рассмотрения вариантов: совершенствование данной функции у себя или передача услуги на аутсорсинг, на исполнение опытной сторон­
ней организации.
Следует оговориться, не всегда есть смысл поддерживать и развивать лю­
бой вид деятельности. Надо определиться, какова значимость этого вида де­
ятельности для предприятия. Если значимость велика, стоит рассмотреть эту деятельность как объект развития, чтобы совершенствоваться и выполнять качественно самим.
Вышеприведенные рассуждения о факторах, определяющих целесообраз­
ность аутсорсинга, связанных с важностью процесса для предприятия и ка­
чеством его исполнения, наглядно представлены в «Матрице аутсорсинга», предложенной Дмитрием Хлебниковым. В соответствии с этой матрицей, приведенной на рис. 3.3, решение принимается в зависимости от стратеги­
ческой ценности бизнес­процесса для предприятия и опыта­качества его ис­
полнения в сравнении с конкурентами.
Выше мы рассмотрели факторы, определяющие целесообразность (или ее отсутствие) аутсорсинга, которые можно назвать факторами качествен­
ного характера. Но обойтись без расчета экономической целесообразности, которая основана на снижении затрат при выборе оптимального варианта исполнения услуги (процесса), невозможно.
Оценивать экономическую целесообразность можно на основе методи­
ки сравнительной экономической эффективности. При этом важно для обе­
спечения сопоставимости сравниваемых вариантов учесть все изменяющи­