Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
101 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
3) организация работ по ремонту и техническому обслуживанию энер
гооборудования;
4) организация работ по рациональному использованию и экономии энергоресурсов;
5) повышение производительности труда и снижение себестоимости энергетической продукции.
Производственная структура энергохозяйства крупного промышленно
го предприятия может включать следующие подразделения:
1. Отдел главного энергетика, который осуществляет непосредственное административнотехническое и методическое руководство службами це
ховых энергетиков, надзор за эксплуатацией энергооборудования, энергоу
становок и использованием энергоресурсов на предприятии. В составе ОГЭ создаются следующие функциональные подразделения: бюро плановопред
упредительных ремонтов (ППР), техническое бюро, плановопроизводствен
ное бюро и бюро энергоиспользования.
Бюро ППР выполняет следующие функции:
— планирует, контролирует и учитывает выполнение всех видов ремонт
ных работ энергетического оборудования, инспектирует правильность эксплуатации оборудования;
— ведет паспортизацию и учет всех видов энергетического оборудования;
— устанавливает номенклатуру, сроки службы, нормы расхода и лими
ты на запасные части и покупные материалы;
— планирует изготовление или закупку материальных ценностей для ре
монта.
Техническое бюро осуществляет всю техническую подготовку производ
ства системы ППР.
Плановопроизводственное бюро осуществляет планирование потребно
сти предприятия в различных видах энергии и энергоресурсов.
Бюро энергоиспользования занимается нормированием расхода энергии и вопросами ее рационального использования.
2. Энергетические цехи.
Электросиловой цех
занимается обеспечением предприятия электроэнер
гией. Включает следующие производственные участки: участки подстанций, электрических сетей, трансформаторномасляный, аккумуляторный, релей
ной защиты, связи и сигнализации.
В задачи тепло или паросилового цеха входит обеспечение завода те
плом, паром, горячей и холодной водой, сжатым воздухом. Поэтому цех мо
жет иметь в своем составе следующие участки: котельные, теплоснабжения, воздухо и газоснабжения, водоснабжения и канализации, топливоснабже
ния, вентиляционный, газовый, утилизационный, очистных сооружений.
Слаботочный цех
обеспечивает предприятие связью. Включает участок связи и сигнализации, обслуживающий телефонную сеть, радиосвязь, элек
102
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
трочасовые установки, диспетчерскую связь; участок по обслуживанию кон
трольноизмерительных приборов и средств автоматики и телемеханики.
Электроремонтный цех
занимается ремонтом, техническим обслужива
нием и комплектацией электрооборудования и электрических сетей. В со
ставе цеха могут быть следующие участки: разборочносборочный, слесар
ный, механический, обмоточный, пропиточный, испытательный, масляный, электромонтажный, комплектовочный.
Определение потребности предприятия в энергоресурсах и учет их рас
хода основываются на составлении энергетических и топливных балансов.
Балансовые методы, дают возможность рассчитать потребность в энергоре
сурсах, исходя из объемов производства продукции, прогрессивных норм рас
хода, а также определить наиболее рациональные источники получения энер
гии (как за счет собственного производства, так и получения ее со стороны).
Энергетические балансы относятся к группе материальных балансов пред
приятия и могут подразделяться.
Перспективные энергобалансы составляются на длительный период и ис
пользуются при проектировании развития и реконструкции производства и соответственно энергохозяйства предприятия. Эти балансы служат осно
вой для проектирования рациональных схем энергообеспечения.
Текущие балансы составляются на один год с разбивкой по кварталам и являются основной формой планирования потребления энергии, а также планирования размещения источников получения энергоресурсов.
Отчетные балансы предназначены для контроля за потреблением энерго
ресурсов и выполнением плановых балансов, а также служат основным ма
териалом для анализа использования энергоресурсов, оценки работы в об
ласти рационализации энергохозяйства и экономии (перерасхода) топлива и энергии.
Также энергетические балансы могут составляться по отдельным видам энергоносителя (уголь, нефть, пар, газ, вода) и общим по сумме всех видов топлива и учитывать характер целевого использования энергии (силового, технологического, производственнобытового значения).
В практике работы машиностроительных предприятий существует три варианта снабжения цехов завода энергией:
1. Внутреннее энергоснабжение, когда предприятие снабжается энер
гией от своих установок;
2. Комбинированное энергоснабжение, которое является основным для предприятий, при этом электроэнергию предприятие получает от районной энергосистемы, а тепло — от собственных котельных или от ТЭС. Недостаток энергии восполняется за счет собственных установок.
3. Внешнее энергоснабжение, которое используется мелкими предпри
ятиями, когда всю энергию получают со стороны.
103 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
К техникоэкономическим показателям, характеризующим работу энер
гетического хозяйства, относятся:
1. Себестоимость единицы энергоресурса;
2. Доля затрат на энергию в себестоимости продукции;
3. Расход энергии на единицу продукции;
4. Размер вторичного использования энергоресурса;
5. Энерговооруженность труда, представляющая собой количество энер
гии, приходящейся на одного рабочего;
6. Коэффициент спроса, коэффициент мощности, которые характери
зуют степень использования и качество эксплуатации электрообору
дования.
Транспортное хозяйство
Деятельность современного промышленного предприятия требует по
вседневного перемещения большого объема различных грузов. Перевозку сырья, материалов, полуфабрикатов как внутри предприятия, так и за его пределами, отправку готовой продукции ведут транспортные хозяйства пред
приятия, основными задачами которых являются:
1. Наиболее быстрое передвижение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствии с требованиями производственного про
цесса;
2. Эффективное использование транспортных средств и труда транс
портных рабочих;
3. Механизация и автоматизация транспортных и погрузочноразгру
зочных операций;
4. Снижение себестоимости транспортных операций;
5. Обеспечение строгой согласованности технологических и транспорт
ных операций;
6. Постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.
Состав транспортного хозяйства предприятия зависит от характера выпу
скаемой продукции (габаритные размеры, масса), состава цехов, типа и мас
штабов производства. Обычно на предприятиях создается транспортный отдел:
— плановоэкономическое бюро осуществляет планирование транспорт
ных перевозок на предприятии, определяет грузооборот, рассчитыва
ет потребность в транспортных средствах, кадрах, фонд заработной платы и др.;
— диспетчерское бюро составляет квартальные, месячные и суточные планы перевозок, осуществляет оперативное регулирование транс
портных работ;
104
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
— техническое бюро проводит работы по механизации и автоматизации погрузочноразгрузочных работ и транспортных операций;
— бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортно
го хозяйства;
— транспортный цех укомплектован различными транспортными сред
ствами для осуществления внутренних и внешних перевозок.
Промышленные предприятия используют различный транспорт: желез
нодорожный, речной, автотранспортный, авиационный, погрузочнораз
грузочный и др. Производственные подразделения предприятия могут иметь в своем составе внутрипроизводственные транспортные средства и устрой
ства: тележки, электрокары, автопогрузчики, подъемники, конвейеры, тру
бопроводы, транспортеры различных видов и др.
Под организацией транспортного обслуживания предприятия понима
ется система мероприятий, обеспечивающих эффективную и рациональную организацию транспорта, грузопотоков и труда транспортных рабочих, на
правленных на выявление и использование резервов в работе транспортно
го хозяйства и улучшение его качественных показателей.
Для того чтобы обоснованно выбрать рациональный вид транспортных средств, который наиболее полно отвечает требованиям конкретного про
изводства, необходимо учитывать следующие факторы:
1. Объем (грузооборот) и характер грузов;
2. Габариты, массу грузов;
3. Расстояние перемещения;
4. Частоту рейсов;
5. Направление перемещения;
6. Технические характеристики транспортных средств и устройств: ско
рость, грузоподъемность и т. д.
Грузооборот (общий) представляет суммарное количество грузов, пере
мещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Он подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний грузооборот включает перемещение грузов внутри предприятия, рассчиты
вается на основе утвержденных плановых заданий по выпуску продукции.
Внешний грузооборот включает доставку материальных ценностей на пред
приятие и вывоз готовой продукции. Он рассчитывается на основе догово
ров, заключенных с поставщиками и потребителями.
Грузовой поток — это количество грузов, перемещаемых за определен
ный период времени между отдельными погрузочноразгрузочными пункта
ми. В основу их расчета принимают планы производственных цехов по вы
работке продукции за смену.
По данным грузооборота и грузопотоков исчисляются потребность транс
портных средств по видам, численность транспортных рабочих, их произво
105 3. Производственная структура машиностроительного предприятия дительность труда и фонд заработной платы, себестоимость транспортных работ, объем погрузочноразгрузочных операций.
Для сокращения холостых пробегов и простоев оборудования необходимо разработать маршруты движения транспорта. В наибольшей степени распро
странены две системы внутризаводских маршрутов: кольцевая и маятниковая.
Маятниковый вид перевозок применяется для транспортирования гру
зов между двумя постоянными пунктами обслуживания. Он может быть од
носторонним, когда транспорт движется в одну сторону с грузом, а обрат
но — порожняком; двухсторонним — при движении транспорта в оба конца нагруженным; лучевым — при движении транспорта с грузом из одного пун
кта веерообразно в несколько пунктов.
Кольцевая система используется для обслуживания ряда пунктов, свя
занных последовательной передачей грузов от одного к другому.
Деятельность транспортного хозяйства предприятия характеризуется сле
дующими техникоэкономическими показателями:
1. Грузооборот и отдельные грузопотоки;
2. Среднесуточный пробег;
3. Коэффициент готовности парка транспортных средств;
4. Коэффициент использования транспортных средств по времени и гру
зоподъемности;
5. Коэффициент использования пробега (отношение пробега транспорт
ного средства с грузом, в км, к общему пробегу, в км);
6. Себестоимость транспортировки 1 т груза;
7. Численность работников в транспортном хозяйстве, уровень их зара
ботной платы.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 28
Складское хозяйство
Складское хозяйство является важнейшей частью любого предприятия, так как оказывает непосредственное влияние на ход производственного про
цесса. Подавляющее количество материальных ценностей проходит через склады, поэтому они занимают значительную часть заводской территории.
Складское хозяйство предприятия решает следующие важные задачи:
— организацию постоянного и бесперебойного снабжения производ
ства соответствующими материальными ресурсами;
— обеспечение их количественной и качественной сохранности;
— максимальное сокращение затрат, связанных с осуществлением склад
ских операций;
— комплектование деталей и других материальных ценностей, подбор, дозировку и прочие операции подготовительного или заключитель
ного характера.
106
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В состав складского хозяйства входят различные склады, которые клас
сифицируются следующим образом:
1. По назначению и подчиненности:
— материальные (снабженческие) склады — подчинены отделам ма
териальнотехнического снабжения, питают производство мате
риалами, покупными п/ф, комплектующими;
— производственные (межцеховые и внутрицеховые) — подчине
ны производственному или другим отделам, предназначены для хранения п/ф собственного производства и технологической ос
настки;
— сбытовые (склады готовой продукции) — подчинены отделу сбыта.
2. По характеру и номенклатуре хранимых материалов:
— универсальные, т. е. предназначенные для хранения различных видов материальных ресурсов;
— специализированные, т. е. предназначенные для хранения опре
деленных видов материальных ресурсов (материальные, склады полуфабрикатов и заготовок, инструментальные, склады обору
дования и запасных частей, склады готовой продукции, хозяй
ственные, склады утиля и отходов).
3. По типу конструкции:
— закрытые (одно и многоэтажные здания, отапливаемые и неота
пливаемые, каменные и деревянные и т. д.);
— полузакрытые (навесы);
— открытые площадки;
— специальные (бункерные сооружения, резервуары).
4. По сфере обслуживания:
— общезаводские (центральные), например ЦИС;
— прицеховые (филиалы центральных складов);
— цеховые.
5. По средствам механизации:
— ничем не оборудованные (кроме подъемнотранспортных меха
низмов);
— с автоматическими поисковыми системами (стеллажи с ящиками, пульт управления);
— склады элеваторного типа.
Для своевременного и бесперебойного обеспечения основного производ
ства необходимыми материальными ресурсами требуется обеспечить раци
ональную организацию складских операций: приемку, хранение, учет, кон
троль и отпуск материальных ценностей в производство.
Приемка материалов бывает количественная и качественная. В прием
ке участвуют работники складов и специалисты, имеющие дело с принима
емыми ценностями.