Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

101 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
3) организация работ по ремонту и техническому обслуживанию энер­
гооборудования;
4) организация работ по рациональному использованию и экономии энергоресурсов;
5) повышение производительности труда и снижение себестоимости энергетической продукции.
Производственная структура энергохозяйства крупного промышленно­
го предприятия может включать следующие подразделения:
1. Отдел главного энергетика, который осуществляет непосредственное административно­техническое и методическое руководство службами це­
ховых энергетиков, надзор за эксплуатацией энергооборудования, энергоу­
становок и использованием энергоресурсов на предприятии. В составе ОГЭ создаются следующие функциональные подразделения: бюро планово­пред­
упредительных ремонтов (ППР), техническое бюро, планово­производствен­
ное бюро и бюро энергоиспользования.
Бюро ППР выполняет следующие функции:
— планирует, контролирует и учитывает выполнение всех видов ремонт­
ных работ энергетического оборудования, инспектирует правильность эксплуатации оборудования;
— ведет паспортизацию и учет всех видов энергетического оборудования;
— устанавливает номенклатуру, сроки службы, нормы расхода и лими­
ты на запасные части и покупные материалы;
— планирует изготовление или закупку материальных ценностей для ре­
монта.
Техническое бюро осуществляет всю техническую подготовку производ­
ства системы ППР.
Планово­производственное бюро осуществляет планирование потребно­
сти предприятия в различных видах энергии и энергоресурсов.
Бюро энергоиспользования занимается нормированием расхода энергии и вопросами ее рационального использования.
2. Энергетические цехи.
Электросиловой цех
занимается обеспечением предприятия электроэнер­
гией. Включает следующие производственные участки: участки подстанций, электрических сетей, трансформаторно­масляный, аккумуляторный, релей­
ной защиты, связи и сигнализации.
В задачи тепло­ или паросилового цеха входит обеспечение завода те­
плом, паром, горячей и холодной водой, сжатым воздухом. Поэтому цех мо­
жет иметь в своем составе следующие участки: котельные, теплоснабжения, воздухо­ и газоснабжения, водоснабжения и канализации, топливоснабже­
ния, вентиляционный, газовый, утилизационный, очистных сооружений.
Слаботочный цех
обеспечивает предприятие связью. Включает участок связи и сигнализации, обслуживающий телефонную сеть, радиосвязь, элек­


102
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
трочасовые установки, диспетчерскую связь; участок по обслуживанию кон­
трольно­измерительных приборов и средств автоматики и телемеханики.
Электроремонтный цех
занимается ремонтом, техническим обслужива­
нием и комплектацией электрооборудования и электрических сетей. В со­
ставе цеха могут быть следующие участки: разборочно­сборочный, слесар­
ный, механический, обмоточный, пропиточный, испытательный, масляный, электромонтажный, комплектовочный.
Определение потребности предприятия в энергоресурсах и учет их рас­
хода основываются на составлении энергетических и топливных балансов.
Балансовые методы, дают возможность рассчитать потребность в энергоре­
сурсах, исходя из объемов производства продукции, прогрессивных норм рас­
хода, а также определить наиболее рациональные источники получения энер­
гии (как за счет собственного производства, так и получения ее со стороны).
Энергетические балансы относятся к группе материальных балансов пред­
приятия и могут подразделяться.
Перспективные энергобалансы составляются на длительный период и ис­
пользуются при проектировании развития и реконструкции производства и соответственно энергохозяйства предприятия. Эти балансы служат осно­
вой для проектирования рациональных схем энергообеспечения.
Текущие балансы составляются на один год с разбивкой по кварталам и являются основной формой планирования потребления энергии, а также планирования размещения источников получения энергоресурсов.
Отчетные балансы предназначены для контроля за потреблением энерго­
ресурсов и выполнением плановых балансов, а также служат основным ма­
териалом для анализа использования энергоресурсов, оценки работы в об­
ласти рационализации энергохозяйства и экономии (перерасхода) топлива и энергии.
Также энергетические балансы могут составляться по отдельным видам энергоносителя (уголь, нефть, пар, газ, вода) и общим по сумме всех видов топлива и учитывать характер целевого использования энергии (силового, технологического, производственно­бытового значения).
В практике работы машиностроительных предприятий существует три варианта снабжения цехов завода энергией:
1. Внутреннее энергоснабжение, когда предприятие снабжается энер­
гией от своих установок;
2. Комбинированное энергоснабжение, которое является основным для предприятий, при этом электроэнергию предприятие получает от районной энергосистемы, а тепло — от собственных котельных или от ТЭС. Недостаток энергии восполняется за счет собственных установок.
3. Внешнее энергоснабжение, которое используется мелкими предпри­
ятиями, когда всю энергию получают со стороны.


103 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
К технико­экономическим показателям, характеризующим работу энер­
гетического хозяйства, относятся:
1. Себестоимость единицы энергоресурса;
2. Доля затрат на энергию в себестоимости продукции;
3. Расход энергии на единицу продукции;
4. Размер вторичного использования энергоресурса;
5. Энерговооруженность труда, представляющая собой количество энер­
гии, приходящейся на одного рабочего;
6. Коэффициент спроса, коэффициент мощности, которые характери­
зуют степень использования и качество эксплуатации электрообору­
дования.
Транспортное хозяйство
Деятельность современного промышленного предприятия требует по­
вседневного перемещения большого объема различных грузов. Перевозку сырья, материалов, полуфабрикатов как внутри предприятия, так и за его пределами, отправку готовой продукции ведут транспортные хозяйства пред­
приятия, основными задачами которых являются:
1. Наиболее быстрое передвижение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствии с требованиями производственного про­
цесса;
2. Эффективное использование транспортных средств и труда транс­
портных рабочих;
3. Механизация и автоматизация транспортных и погрузочно­разгру­
зочных операций;
4. Снижение себестоимости транспортных операций;
5. Обеспечение строгой согласованности технологических и транспорт­
ных операций;
6. Постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.
Состав транспортного хозяйства предприятия зависит от характера выпу­
скаемой продукции (габаритные размеры, масса), состава цехов, типа и мас­
штабов производства. Обычно на предприятиях создается транспортный отдел:
— планово­экономическое бюро осуществляет планирование транспорт­
ных перевозок на предприятии, определяет грузооборот, рассчитыва­
ет потребность в транспортных средствах, кадрах, фонд заработной платы и др.;
— диспетчерское бюро составляет квартальные, месячные и суточные планы перевозок, осуществляет оперативное регулирование транс­
портных работ;

104
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
— техническое бюро проводит работы по механизации и автоматизации погрузочно­разгрузочных работ и транспортных операций;
— бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортно­
го хозяйства;
— транспортный цех укомплектован различными транспортными сред­
ствами для осуществления внутренних и внешних перевозок.
Промышленные предприятия используют различный транспорт: желез­
нодорожный, речной, автотранспортный, авиационный, погрузочно­раз­
грузочный и др. Производственные подразделения предприятия могут иметь в своем составе внутрипроизводственные транспортные средства и устрой­
ства: тележки, электрокары, автопогрузчики, подъемники, конвейеры, тру­
бопроводы, транспортеры различных видов и др.
Под организацией транспортного обслуживания предприятия понима­
ется система мероприятий, обеспечивающих эффективную и рациональную организацию транспорта, грузопотоков и труда транспортных рабочих, на­
правленных на выявление и использование резервов в работе транспортно­
го хозяйства и улучшение его качественных показателей.
Для того чтобы обоснованно выбрать рациональный вид транспортных средств, который наиболее полно отвечает требованиям конкретного про­
изводства, необходимо учитывать следующие факторы:
1. Объем (грузооборот) и характер грузов;
2. Габариты, массу грузов;
3. Расстояние перемещения;
4. Частоту рейсов;
5. Направление перемещения;
6. Технические характеристики транспортных средств и устройств: ско­
рость, грузоподъемность и т. д.
Грузооборот (общий) представляет суммарное количество грузов, пере­
мещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Он подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний грузооборот включает перемещение грузов внутри предприятия, рассчиты­
вается на основе утвержденных плановых заданий по выпуску продукции.
Внешний грузооборот включает доставку материальных ценностей на пред­
приятие и вывоз готовой продукции. Он рассчитывается на основе догово­
ров, заключенных с поставщиками и потребителями.
Грузовой поток — это количество грузов, перемещаемых за определен­
ный период времени между отдельными погрузочно­разгрузочными пункта­
ми. В основу их расчета принимают планы производственных цехов по вы­
работке продукции за смену.
По данным грузооборота и грузопотоков исчисляются потребность транс­
портных средств по видам, численность транспортных рабочих, их произво­


105 3. Производственная структура машиностроительного предприятия дительность труда и фонд заработной платы, себестоимость транспортных работ, объем погрузочно­разгрузочных операций.
Для сокращения холостых пробегов и простоев оборудования необходимо разработать маршруты движения транспорта. В наибольшей степени распро­
странены две системы внутризаводских маршрутов: кольцевая и маятниковая.
Маятниковый вид перевозок применяется для транспортирования гру­
зов между двумя постоянными пунктами обслуживания. Он может быть од­
носторонним, когда транспорт движется в одну сторону с грузом, а обрат­
но — порожняком; двухсторонним — при движении транспорта в оба конца нагруженным; лучевым — при движении транспорта с грузом из одного пун­
кта веерообразно в несколько пунктов.
Кольцевая система используется для обслуживания ряда пунктов, свя­
занных последовательной передачей грузов от одного к другому.
Деятельность транспортного хозяйства предприятия характеризуется сле­
дующими технико­экономическими показателями:
1. Грузооборот и отдельные грузопотоки;
2. Среднесуточный пробег;
3. Коэффициент готовности парка транспортных средств;
4. Коэффициент использования транспортных средств по времени и гру­
зоподъемности;
5. Коэффициент использования пробега (отношение пробега транспорт­
ного средства с грузом, в км, к общему пробегу, в км);
6. Себестоимость транспортировки 1 т груза;
7. Численность работников в транспортном хозяйстве, уровень их зара­
ботной платы.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   28

Складское хозяйство
Складское хозяйство является важнейшей частью любого предприятия, так как оказывает непосредственное влияние на ход производственного про­
цесса. Подавляющее количество материальных ценностей проходит через склады, поэтому они занимают значительную часть заводской территории.
Складское хозяйство предприятия решает следующие важные задачи:
— организацию постоянного и бесперебойного снабжения производ­
ства соответствующими материальными ресурсами;
— обеспечение их количественной и качественной сохранности;
— максимальное сокращение затрат, связанных с осуществлением склад­
ских операций;
— комплектование деталей и других материальных ценностей, подбор, дозировку и прочие операции подготовительного или заключитель­
ного характера.

106
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В состав складского хозяйства входят различные склады, которые клас­
сифицируются следующим образом:
1. По назначению и подчиненности:
— материальные (снабженческие) склады — подчинены отделам ма­
териально­технического снабжения, питают производство мате­
риалами, покупными п/ф, комплектующими;
— производственные (межцеховые и внутрицеховые) — подчине­
ны производственному или другим отделам, предназначены для хранения п/ф собственного производства и технологической ос­
настки;
— сбытовые (склады готовой продукции) — подчинены отделу сбыта.
2. По характеру и номенклатуре хранимых материалов:
— универсальные, т. е. предназначенные для хранения различных видов материальных ресурсов;
— специализированные, т. е. предназначенные для хранения опре­
деленных видов материальных ресурсов (материальные, склады полуфабрикатов и заготовок, инструментальные, склады обору­
дования и запасных частей, склады готовой продукции, хозяй­
ственные, склады утиля и отходов).
3. По типу конструкции:
— закрытые (одно­ и многоэтажные здания, отапливаемые и неота­
пливаемые, каменные и деревянные и т. д.);
— полузакрытые (навесы);
— открытые площадки;
— специальные (бункерные сооружения, резервуары).
4. По сфере обслуживания:
— общезаводские (центральные), например ЦИС;
— прицеховые (филиалы центральных складов);
— цеховые.
5. По средствам механизации:
— ничем не оборудованные (кроме подъемно­транспортных меха­
низмов);
— с автоматическими поисковыми системами (стеллажи с ящиками, пульт управления);
— склады элеваторного типа.
Для своевременного и бесперебойного обеспечения основного производ­
ства необходимыми материальными ресурсами требуется обеспечить раци­
ональную организацию складских операций: приемку, хранение, учет, кон­
троль и отпуск материальных ценностей в производство.
Приемка материалов бывает количественная и качественная. В прием­
ке участвуют работники складов и специалисты, имеющие дело с принима­
емыми ценностями.