Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 280

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

114
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
еся затраты как текущего, так и единовременного характера. Как правило, эффект проявляется не в снижении затрат на исполнение услуги, а в сниже­
нии затрат на содержание соответствующего подразделения.
Рис. 3.3. Матрица аутсорсинга
На одном из предприятий при подготовке вопроса о выведении на аут­
сорсинг транспортных услуг по информации транспортного цеха аутсорсинг обходился предприятию дороже собственной службы. При дальнейшем ана­
лизе выяснилось, что для дальнейшего содержания собственного транспор­
та необходимы дорогостоящие работы по модернизации и капитальному ре­
монту теплых гаражей, что является затратами единовременного характера и в текущих затратах не отражалось. Учет этих затрат привел к противопо­
ложному результату.
Кроме того, при самостоятельном исполнении производственных про­
цессов, предприятие связывает деньги в обороте для обеспечения запасов материалов и в незавершенном производстве, что равноценно единовре­
менному вложению средств. При выполнении процессов на стороне, если поставщик услуги не требует предоплаты, такие затраты либо отсутствуют, либо существенно ниже. Учет разницы потребности в оборотном капитале часто игнорируется при выполнении расчетов, что может привести к оши­
бочным выводам.

115 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28

Достоинства и недостатки аутсорсинга
Достоинства аутсорсинга очевидны, их несложно сформулировать, ос­
новываясь на вышеназванных факторах, определяющих целесообразность перехода к аутсорсингу.
Аутсорсинг дает возможность:
— сконцентрироваться на основном виде деятельности, что обеспечи­
вает увеличение конкурентоспособности основного бизнеса, форми­
рующего доходы компании;
— повысить управляемость — управлять узкоспециализированным биз­
несом проще, благодаря его большей прозрачности и увеличению гиб­
кости (возможность перестройки, адаптации к изменяющимся внеш­
ним и внутренним факторам);
— обеспечить более высокое качество, возможно, и время исполнения, так как исполнитель специализируется на данном виде деятельности, обладает необходимой производственной базой и технологиями со­
временного уровня и квалифицированным персоналом;
— снизить затраты на исполнение услуги.
Следует заметить, что если предприятие при принятии решения о выходе на аутсорсинг пренебрежет учетом каких­либо факторов, оговоренных в со­
ответствующем разделе, или учтет их некорректно, названные достоинства аутсорсинга, такие как качество и экономия на затратах, могут проявиться противоположным образом. Кроме того, большинство руководителей круп­
ных предприятий, которые привыкли полностью обеспечивать себя, видят большие риски при выходе на аутсорсинг за счет потери контроля над про­
цессами, что прежде всего выражается:
1) в возможности ухудшения качества (так как аутсорсер выполняет ус­
лугу «не для себя»);
2) потере оперативности (сроки исполнения, сложность размещения внезапно возникнувшего заказа);
3) вероятности отказа аутсорсера от исполнения функций по разным причинам, в том числе и в критические сроки.
По мере увеличения стабильности в экономике и соответствующего ро­
ста цивилизованности бизнес­отношений значимость таких рисков все боль­
ше снижается.
Тем не менее, предприятию, переходящему на аутсорсинг, для сниже­
ния указанных рисков не следует пренебрегать следующими действиями:
Юридического
характера
— грамотное составление договора на оказание услуг, предусматрива­
ющего ответственность аутсорсера за любые отклонения, в том чис­
ле и имуществом;
— страхование исполнения договора.



116
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Управленческого
характера
— высокие требования к себе при планировании процессов, передава­
емых на аутсорсинг, в результате — четкий график исполнения про­
цессов;
— грамотный отбор исполнителя услуги — аутсорсера.
Виды аутсорсинга
На основании вышеприведенной информации по терминологии и по ре­
зультатам построения схемы функциональных областей аутсорсинга можно выделить несколько его видов:
1. По типу функций (процессов), передаваемых для исполнения на сто­
рону:
1.1. Производственные.
1.2. Обслуживающие.
1.3. Управленческие.
2. По уровню специализации сторонней организации, берущей на себя выполнение услуг:
2.1. Организация специализируется на выполнении именно этих за­
дач или бизнес­процессов.
2.2. Задачи, передаваемые организацией­заказчиком на сторону, для организации­исполнителя являются одним из элементов в их соб­
ственной деятельности и интересны ему для обеспечения роста эффективности имеющихся ресурсов.
3. По открытости узкоспециализированной организации­исполнителя для заказчиков:
3.1. Организация узкой специализации создается собственником как рыночная структура, открытая для всех заинтересованных лиц.
3.2. Организация узкой специализации создается одним или несколь­
кими собственниками для первоочередного решения их задач.
Характеристику организации­исполнителю (аутсорсеру) можно дать в виде схемы, представленной на рис. 3.4.
Специализация на выполнении бизнес­процесса организации, берущей на себя его исполнение, может сложиться по­разному:
— это основной вид деятельности для организации узкой специализа­
ции, которая выходит на открытый рынок, предлагая свои услуги всем желающим (вариант 1);
— это один из процессов, обеспечивающих основную деятельность, но организация умышленно создает резервы возможностей для дан­
ного процесса, чтобы, работая на сторону, получать эффект масшта­
ба, что является вариантом развития и диверсификации деятельности,

117 3. Производственная структура машиностроительного предприятия дает возможность снизить удельные затраты на выполнение услуги
(вариант 3);
— специализированная организация создается заинтересованными в данных услугах организациями­учредителями (одним учредителем) для решения прежде всего собственных задач (вариант 2). При нали­
чии неиспользованных возможностей услуга может быть предложе­
на на свободный рынок. Этот вариант часто применяется в технопар­
ках, организованных в условиях одной производственной площадки, либо производственными холдингами или другими бизнес­объеди­
нениями, незначительно территориально удаленными друг от друга.
Основное преимущество варианта — наличие контроля над аутсор­
сером.
Рис. 3.4. Варианты рыночной позиции организаций, выполняющих услуги по аутсорсингу
Статистика популярности аутсорсинга
Какие же виды аутсорсинга стали в России общепринятыми? Результат статистических обзоров 2009 и 2010 годов [13] представлен в табл. 3.3:


118
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Таблица 3.3
Рейтинг вероятности передачи на аутсорсинг внутренних функций
№ п/п
Вид аутсорсинга
Вероят­
ность, %
1 Сфера обслуживания (уборка офиса, уборка территории, организа­
ция питания сотрудников, курьерская служба)
68 2 Физическая охрана
61 3 Подбор, обучение персонала
48 4 Транспорт, логистика
47 5 Юридическое обеспечение деятельности
46 6 IT инфраструктура, хостинг
46 7 Call­центры
35 8 Документальный кадровый учет
25 9 Бизнес­планирование и оптимизация процессов
25 10 Экономическая и информационная безопасность
17 11 Расчет заработной платы
16
Следует заметить, что в официальном юридическом языке на данный мо­
мент термин «аутсорсинг» не используется. Оформление сделки, связанной с аутсорсингом, может быть осуществлено в вариантах, оговоренных Граж­
данским кодексом:
— оказание услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ: «По договору возмездного оказа­
ния услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услу­
ги (совершить определенные действия или осуществить определен­
ную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги»);
— выполнение работ (п. 1 ст. 702 ГК РФ: «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой сто­
роны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчи­
ку, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его»; п. 1 ст. 769 ГК РФ: «По договору на выполнение научно­исследова­
тельских работ исполнитель обязуется провести обусловленные тех­
ническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно­конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее»);
— другие — связанные с перевозкой, транспортной экспедицией, хра­
нением (статьи 785, 801, 886).

119 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
Деловые ситуации и задания для обсуждения
Ниже приведена характеристика периодов деятельности двух машино­
строительных предприятий. Дайте пояснения (причины, возникающие про­
блемы) к принимаемым решениям по составу производственных подразде­
лений на разных этапах развития.
ОАО УЗТМ (Уралмаш), периоды создания, развития и реструктуризации:
15 июля 1933 года. Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) начал работу. Продукция: экскаваторы, дробилки, доменное и стале­
плавильное оборудование, блюминги, прокатные станы, гидравличе­
ские прессы и др.
1971 год. Создано ПО «Уралмаш» в составе: УЗТМ, заводской инсти­
тут НИИ Тяжмаш, Верхнепышминский завод металлоконструкций по производству буровых сооружений, завод литья и поковок (ЛИП) в Невьянске, завод механосборочного производства в поселке Була­
наш, Свердловский завод бурового и металлургического оборудова­
ния и Свердловский завод горноспасательного оборудования.
1992 год. Все предприятия стали самостоятельными организациями.
2004 год. В ходе реструктуризации активов и деятельности ОАО «Урал­
машзавод», было выделено ЗАО «Уралмаш­буровое оборудование»
(УрБО). Выделено в дочернее предприятие производство металлурги­
ческой продукции «Уралмашспецсталь». Готовились решения по вы­
ведению инструментального и ремонтного производств.
Автотор Холдинг
, компании по производству автомобилей известных ино­
странных брендов: BMW, GM, OPEL, KIA, HYUNDAI. Производственные мощности располагаются в Калининградской области.
Из интервью с Владимиром Щербаковым, председателем Совета Ди­
ректоров «Автотор Холдинг», г. Калининград: «Вариант покупать машино­
комплекты, производить авто, а потом их самим продавать в России крайне рискованный. Не надо брать на себя всю цепочку, как привыкли работать в СССР, а наоборот, сузить функции до 100 % управляемого сегмента. Необ­
ходимо встроиться в организационно отлаженный бизнес, а уже потом рас­
ширять эту нишу, предлагая все больше и больше услуг, внося свое участие в организацию и технологию производства, логистику, перевозку, локали­
зацию и т. д. Мы начинали со сборки автомобиля BMW из 19 частей, сегод­
ня же (2012 год) получаем кузов и к нему — 20 000 деталей».
Калининград, 22 ноября 2012
— российский автопроизводитель «АВТОТОР
Холдинг» и мировой поставщик комплектующих для производства автомо­
билей Magna International объявили о подписании соглашения о сотрудниче­
стве с целью создания кластера автомобильных производств в Калинингра­
де, Россия. Оно предполагает строительство в Калининградской области


120
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
21 завода, в том числе 6 заводов по сборке машин и 15 — по производству автокомплектующих. Для «Автотора» это соглашение ознаменовало начало создания кластера полнопрофильных автомобильных производств в Кали­
нинградской области.
Задание
Используя рис. 3.3 (Матрица аутсорсинга) и текст к нему, определите и обоснуйте рациональный вариант действий по вспомогательному произ­
водственному процессу для условного предприятия.
Предприятие «А» является новой организацией, ставшей правопреемником имущества ранее обанкротившегося производственного предприятия с пол­
ным перечнем вспомогательных производственных подразделений, вклю­
чая цех по ремонту производственного оборудования. Данный цех в отличие от основных подразделений предприятия находится в неплохом состоянии, с точки зрения производственной базы, имеет штат квалифицированных со­
трудников, что связано с регулярной работой по крупным заказам сторонних предприятий при прежнем хозяине. В сравнении с имеющимися конкурен­
тами рыночные возможности этого подразделения оцениваются на среднем уровне. После обновления части оборудования и улучшения менеджмента цех сможет выполнять услуги на уровне, близком к высокому. Интерес к услугам этого подразделения на рынке есть (спрос превышает предложение), в том числе со стороны производственного предприятия, находящегося на соседней производственной площадке. Молодое предприятие предполагает сохранить вид деятельности базового предприятия, но существенно в меньших объемах.
Предприятию предстоят обновление производственной базы в основной дея­
тельности и прочие действия с целью укрепления позиций на рынке основной продукции. Стратегическая важность ремонтного цеха для основного бизне­
са на текущем этапе оценивается как низкая.
Выберите вариант организации­исполнителя услуги в случае, если, на ваш взгляд, аутсорсинг целесообразен. Используйте рис. 3.4, дайте обоснование сделанному выбору.
Библиографический список
1. Моськина Н. Е. Машиностроительное производство: конспект лек­
ций /Н. Е. Моськина. — Орел, 2008.
2. Фатхутдинов Р. А. Производственная структура предприятия и фак­
торы ее развития [Электронный ресурс]/Р. А. Фатхутдинов. Режим доступа: optim.su

121 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
3. Туровец О. Г. Организация производства на предприятии: учеб.
пособие/О. Г. Туровец, В. Н. Радионова. — М.: ИНФРА­М, 2005.
4. Новицкий Н. И. Организация, планирование и управление производ­
ством: учеб.­метод.пособие/Н. И. Новицкий, В. П. Пашуто. — М.: Фи­
нансы и статистика, 2007.
5. Производственный менеджмент: учебник/под ред. В. А. Козловско­
го. М.: ИНФРА­М, 2005.
6. Организация производства на предприятии: учебно­наглядное пособие/С. Г. Баранчикова, О. С. Норкина, В. А. Шабалина, А. В. Ма­
каров. — Екатеринбург: УГТУ­УПИ, 2007.
7. Раздорожный А. А. Организация производства и управление предпри­
ятием: учебник/А. А. Раздорожный. — М.: Изд­во Экзамен, 2009.
8. ГОСТ 18322–78 (СТ СЭВ 5151–85). Система технического обслужи­
вания и ремонта техники. Термины и определения. — М.: Госстан­
дарт России — Изд­во стандартов.
9. Совмещение системы ППР с ремонтом по состоянию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://atlant­service.com/galaxy­eam­upravle­
nie­aktivami/galaxy­eam­upravlenie­aktivami­sovmeschenie­sistemy­ppr/.
10. Сачко Н. С. Организация и оперативное управление машиностро­
ительным производством: учебник/Н. С. Сачко. — 3­е изд., испр. —
Минск: Новое знание, 2008.
11. Берри Л. Я. Яндекс.[Электронный ресурс]: словари БСЭ, 1969–1978.
Режим доступа: http://slovari.yandex.ru
12. Хлебников Д. Аутсорсинг как инструмент снижения затрат и оптими­
зации бизнес­системы [Электронный ресурс]/Д. Хлебников. Режим до­
ступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16/article_222/
13. РБК Рейтинг. Режим доступа: http://rating.rbc.ru
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996.
№ 14­ФЗ (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru