Файл: Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 280
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
114
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
еся затраты как текущего, так и единовременного характера. Как правило, эффект проявляется не в снижении затрат на исполнение услуги, а в сниже
нии затрат на содержание соответствующего подразделения.
Рис. 3.3. Матрица аутсорсинга
На одном из предприятий при подготовке вопроса о выведении на аут
сорсинг транспортных услуг по информации транспортного цеха аутсорсинг обходился предприятию дороже собственной службы. При дальнейшем ана
лизе выяснилось, что для дальнейшего содержания собственного транспор
та необходимы дорогостоящие работы по модернизации и капитальному ре
монту теплых гаражей, что является затратами единовременного характера и в текущих затратах не отражалось. Учет этих затрат привел к противопо
ложному результату.
Кроме того, при самостоятельном исполнении производственных про
цессов, предприятие связывает деньги в обороте для обеспечения запасов материалов и в незавершенном производстве, что равноценно единовре
менному вложению средств. При выполнении процессов на стороне, если поставщик услуги не требует предоплаты, такие затраты либо отсутствуют, либо существенно ниже. Учет разницы потребности в оборотном капитале часто игнорируется при выполнении расчетов, что может привести к оши
бочным выводам.
115 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 28
Достоинства и недостатки аутсорсинга
Достоинства аутсорсинга очевидны, их несложно сформулировать, ос
новываясь на вышеназванных факторах, определяющих целесообразность перехода к аутсорсингу.
Аутсорсинг дает возможность:
— сконцентрироваться на основном виде деятельности, что обеспечи
вает увеличение конкурентоспособности основного бизнеса, форми
рующего доходы компании;
— повысить управляемость — управлять узкоспециализированным биз
несом проще, благодаря его большей прозрачности и увеличению гиб
кости (возможность перестройки, адаптации к изменяющимся внеш
ним и внутренним факторам);
— обеспечить более высокое качество, возможно, и время исполнения, так как исполнитель специализируется на данном виде деятельности, обладает необходимой производственной базой и технологиями со
временного уровня и квалифицированным персоналом;
— снизить затраты на исполнение услуги.
Следует заметить, что если предприятие при принятии решения о выходе на аутсорсинг пренебрежет учетом какихлибо факторов, оговоренных в со
ответствующем разделе, или учтет их некорректно, названные достоинства аутсорсинга, такие как качество и экономия на затратах, могут проявиться противоположным образом. Кроме того, большинство руководителей круп
ных предприятий, которые привыкли полностью обеспечивать себя, видят большие риски при выходе на аутсорсинг за счет потери контроля над про
цессами, что прежде всего выражается:
1) в возможности ухудшения качества (так как аутсорсер выполняет ус
лугу «не для себя»);
2) потере оперативности (сроки исполнения, сложность размещения внезапно возникнувшего заказа);
3) вероятности отказа аутсорсера от исполнения функций по разным причинам, в том числе и в критические сроки.
По мере увеличения стабильности в экономике и соответствующего ро
ста цивилизованности бизнесотношений значимость таких рисков все боль
ше снижается.
Тем не менее, предприятию, переходящему на аутсорсинг, для сниже
ния указанных рисков не следует пренебрегать следующими действиями:
Юридического
характера
— грамотное составление договора на оказание услуг, предусматрива
ющего ответственность аутсорсера за любые отклонения, в том чис
ле и имуществом;
— страхование исполнения договора.
116
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Управленческого
характера
— высокие требования к себе при планировании процессов, передава
емых на аутсорсинг, в результате — четкий график исполнения про
цессов;
— грамотный отбор исполнителя услуги — аутсорсера.
Виды аутсорсинга
На основании вышеприведенной информации по терминологии и по ре
зультатам построения схемы функциональных областей аутсорсинга можно выделить несколько его видов:
1. По типу функций (процессов), передаваемых для исполнения на сто
рону:
1.1. Производственные.
1.2. Обслуживающие.
1.3. Управленческие.
2. По уровню специализации сторонней организации, берущей на себя выполнение услуг:
2.1. Организация специализируется на выполнении именно этих за
дач или бизнеспроцессов.
2.2. Задачи, передаваемые организациейзаказчиком на сторону, для организацииисполнителя являются одним из элементов в их соб
ственной деятельности и интересны ему для обеспечения роста эффективности имеющихся ресурсов.
3. По открытости узкоспециализированной организацииисполнителя для заказчиков:
3.1. Организация узкой специализации создается собственником как рыночная структура, открытая для всех заинтересованных лиц.
3.2. Организация узкой специализации создается одним или несколь
кими собственниками для первоочередного решения их задач.
Характеристику организацииисполнителю (аутсорсеру) можно дать в виде схемы, представленной на рис. 3.4.
Специализация на выполнении бизнеспроцесса организации, берущей на себя его исполнение, может сложиться поразному:
— это основной вид деятельности для организации узкой специализа
ции, которая выходит на открытый рынок, предлагая свои услуги всем желающим (вариант 1);
— это один из процессов, обеспечивающих основную деятельность, но организация умышленно создает резервы возможностей для дан
ного процесса, чтобы, работая на сторону, получать эффект масшта
ба, что является вариантом развития и диверсификации деятельности,
117 3. Производственная структура машиностроительного предприятия дает возможность снизить удельные затраты на выполнение услуги
(вариант 3);
— специализированная организация создается заинтересованными в данных услугах организациямиучредителями (одним учредителем) для решения прежде всего собственных задач (вариант 2). При нали
чии неиспользованных возможностей услуга может быть предложе
на на свободный рынок. Этот вариант часто применяется в технопар
ках, организованных в условиях одной производственной площадки, либо производственными холдингами или другими бизнесобъеди
нениями, незначительно территориально удаленными друг от друга.
Основное преимущество варианта — наличие контроля над аутсор
сером.
Рис. 3.4. Варианты рыночной позиции организаций, выполняющих услуги по аутсорсингу
Статистика популярности аутсорсинга
Какие же виды аутсорсинга стали в России общепринятыми? Результат статистических обзоров 2009 и 2010 годов [13] представлен в табл. 3.3:
118
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Таблица 3.3
Рейтинг вероятности передачи на аутсорсинг внутренних функций
№ п/п
Вид аутсорсинга
Вероят
ность, %
1 Сфера обслуживания (уборка офиса, уборка территории, организа
ция питания сотрудников, курьерская служба)
68 2 Физическая охрана
61 3 Подбор, обучение персонала
48 4 Транспорт, логистика
47 5 Юридическое обеспечение деятельности
46 6 IT инфраструктура, хостинг
46 7 Callцентры
35 8 Документальный кадровый учет
25 9 Бизнеспланирование и оптимизация процессов
25 10 Экономическая и информационная безопасность
17 11 Расчет заработной платы
16
Следует заметить, что в официальном юридическом языке на данный мо
мент термин «аутсорсинг» не используется. Оформление сделки, связанной с аутсорсингом, может быть осуществлено в вариантах, оговоренных Граж
данским кодексом:
— оказание услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ: «По договору возмездного оказа
ния услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услу
ги (совершить определенные действия или осуществить определен
ную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги»);
— выполнение работ (п. 1 ст. 702 ГК РФ: «По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой сто
роны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчи
ку, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его»; п. 1 ст. 769 ГК РФ: «По договору на выполнение научноисследова
тельских работ исполнитель обязуется провести обусловленные тех
ническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытноконструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее»);
— другие — связанные с перевозкой, транспортной экспедицией, хра
нением (статьи 785, 801, 886).
119 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
Деловые ситуации и задания для обсуждения
Ниже приведена характеристика периодов деятельности двух машино
строительных предприятий. Дайте пояснения (причины, возникающие про
блемы) к принимаемым решениям по составу производственных подразде
лений на разных этапах развития.
ОАО УЗТМ (Уралмаш), периоды создания, развития и реструктуризации:
— 15 июля 1933 года. Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) начал работу. Продукция: экскаваторы, дробилки, доменное и стале
плавильное оборудование, блюминги, прокатные станы, гидравличе
ские прессы и др.
— 1971 год. Создано ПО «Уралмаш» в составе: УЗТМ, заводской инсти
тут НИИ Тяжмаш, Верхнепышминский завод металлоконструкций по производству буровых сооружений, завод литья и поковок (ЛИП) в Невьянске, завод механосборочного производства в поселке Була
наш, Свердловский завод бурового и металлургического оборудова
ния и Свердловский завод горноспасательного оборудования.
— 1992 год. Все предприятия стали самостоятельными организациями.
— 2004 год. В ходе реструктуризации активов и деятельности ОАО «Урал
машзавод», было выделено ЗАО «Уралмашбуровое оборудование»
(УрБО). Выделено в дочернее предприятие производство металлурги
ческой продукции «Уралмашспецсталь». Готовились решения по вы
ведению инструментального и ремонтного производств.
Автотор Холдинг
, компании по производству автомобилей известных ино
странных брендов: BMW, GM, OPEL, KIA, HYUNDAI. Производственные мощности располагаются в Калининградской области.
Из интервью с Владимиром Щербаковым, председателем Совета Ди
ректоров «Автотор Холдинг», г. Калининград: «Вариант покупать машино
комплекты, производить авто, а потом их самим продавать в России крайне рискованный. Не надо брать на себя всю цепочку, как привыкли работать в СССР, а наоборот, сузить функции до 100 % управляемого сегмента. Необ
ходимо встроиться в организационно отлаженный бизнес, а уже потом рас
ширять эту нишу, предлагая все больше и больше услуг, внося свое участие в организацию и технологию производства, логистику, перевозку, локали
зацию и т. д. Мы начинали со сборки автомобиля BMW из 19 частей, сегод
ня же (2012 год) получаем кузов и к нему — 20 000 деталей».
Калининград, 22 ноября 2012
— российский автопроизводитель «АВТОТОР
Холдинг» и мировой поставщик комплектующих для производства автомо
билей Magna International объявили о подписании соглашения о сотрудниче
стве с целью создания кластера автомобильных производств в Калинингра
де, Россия. Оно предполагает строительство в Калининградской области
120
УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
21 завода, в том числе 6 заводов по сборке машин и 15 — по производству автокомплектующих. Для «Автотора» это соглашение ознаменовало начало создания кластера полнопрофильных автомобильных производств в Кали
нинградской области.
Задание
Используя рис. 3.3 (Матрица аутсорсинга) и текст к нему, определите и обоснуйте рациональный вариант действий по вспомогательному произ
водственному процессу для условного предприятия.
Предприятие «А» является новой организацией, ставшей правопреемником имущества ранее обанкротившегося производственного предприятия с пол
ным перечнем вспомогательных производственных подразделений, вклю
чая цех по ремонту производственного оборудования. Данный цех в отличие от основных подразделений предприятия находится в неплохом состоянии, с точки зрения производственной базы, имеет штат квалифицированных со
трудников, что связано с регулярной работой по крупным заказам сторонних предприятий при прежнем хозяине. В сравнении с имеющимися конкурен
тами рыночные возможности этого подразделения оцениваются на среднем уровне. После обновления части оборудования и улучшения менеджмента цех сможет выполнять услуги на уровне, близком к высокому. Интерес к услугам этого подразделения на рынке есть (спрос превышает предложение), в том числе со стороны производственного предприятия, находящегося на соседней производственной площадке. Молодое предприятие предполагает сохранить вид деятельности базового предприятия, но существенно в меньших объемах.
Предприятию предстоят обновление производственной базы в основной дея
тельности и прочие действия с целью укрепления позиций на рынке основной продукции. Стратегическая важность ремонтного цеха для основного бизне
са на текущем этапе оценивается как низкая.
Выберите вариант организацииисполнителя услуги в случае, если, на ваш взгляд, аутсорсинг целесообразен. Используйте рис. 3.4, дайте обоснование сделанному выбору.
Библиографический список
1. Моськина Н. Е. Машиностроительное производство: конспект лек
ций /Н. Е. Моськина. — Орел, 2008.
2. Фатхутдинов Р. А. Производственная структура предприятия и фак
торы ее развития [Электронный ресурс]/Р. А. Фатхутдинов. Режим доступа: optim.su
121 3. Производственная структура машиностроительного предприятия
3. Туровец О. Г. Организация производства на предприятии: учеб.
пособие/О. Г. Туровец, В. Н. Радионова. — М.: ИНФРАМ, 2005.
4. Новицкий Н. И. Организация, планирование и управление производ
ством: учеб.метод.пособие/Н. И. Новицкий, В. П. Пашуто. — М.: Фи
нансы и статистика, 2007.
5. Производственный менеджмент: учебник/под ред. В. А. Козловско
го. М.: ИНФРАМ, 2005.
6. Организация производства на предприятии: учебнонаглядное пособие/С. Г. Баранчикова, О. С. Норкина, В. А. Шабалина, А. В. Ма
каров. — Екатеринбург: УГТУУПИ, 2007.
7. Раздорожный А. А. Организация производства и управление предпри
ятием: учебник/А. А. Раздорожный. — М.: Издво Экзамен, 2009.
8. ГОСТ 18322–78 (СТ СЭВ 5151–85). Система технического обслужи
вания и ремонта техники. Термины и определения. — М.: Госстан
дарт России — Издво стандартов.
9. Совмещение системы ППР с ремонтом по состоянию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://atlantservice.com/galaxyeamupravle
nieaktivami/galaxyeamupravlenieaktivamisovmescheniesistemyppr/.
10. Сачко Н. С. Организация и оперативное управление машиностро
ительным производством: учебник/Н. С. Сачко. — 3е изд., испр. —
Минск: Новое знание, 2008.
11. Берри Л. Я. Яндекс.[Электронный ресурс]: словари БСЭ, 1969–1978.
Режим доступа: http://slovari.yandex.ru
12. Хлебников Д. Аутсорсинг как инструмент снижения затрат и оптими
зации бизнессистемы [Электронный ресурс]/Д. Хлебников. Режим до
ступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16/article_222/
13. РБК Рейтинг. Режим доступа: http://rating.rbc.ru
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996.
№ 14ФЗ (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru