ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Организационно-методические принципы управления качеством продукции
Принципы тотального управления качеством возникли на основе результатов работы в области повышения качества продукции в Европе, Америке и Японии. Особенностью работы в области повышения качества продукции в Европе было то, что во всех европейских странах существовали разные подходы к решению проблемы качества.
Каждая из стран имеет свою систему стандартов, в том числе в области обеспечения качества продукции. Однако требования этих стандартов отличались друг от друга. Поэтому основные усилия здесь были сосредоточены на унификации требований, внедрении единой системы стандартов, в том числе в обеспечении качества продукции.
В то же время в США значительные усилия были направлены на совершенствование статистических методов и их использование в промышленности при оценке качества различных технологических процессов. Одновременно с различными успехами они пытались применять японские методы повышения качества продукции (индивидуальное обучение качеству, качественные кружки). Разработаны административные методы управления качеством[15].
В Японии больше внимания уделялось введению в сознание каждого члена команды его личной ответственности за качество продукции, отрабатывались схемы «каждый на своем месте отвечает за качество своей работы», создавались качественные кружки, велось обучение методам повышения качества и т.д. [6].
Международная организация по стандартизации (ISO) обобщила весь накопленный положительный опыт в области повышения качества продукции и разработала на этой основе стандарты серий 9000 и 10000, которые легли в основу принципов Тотального управления качеством (TQM).
Таким образом, накопленный положительный опыт стал достоянием производителей продукции из всех стран мира[16].
Тотальное управление качеством в странах COT – это концепция, предполагающая комплексное, целенаправленное и слаженное применение систем и методов менеджмента качества во всех сферах деятельности – от исследований и разработок до послепродажного обслуживания с участием руководства и сотрудников всех уровней и с рациональным использованием технических возможностей.
TQM в странах COT состоит из трех частей:
– ключевые системы – методы и инструменты, используемые для анализа и исследования. Они основаны на общепринятом математическом аппарате, статистических методах управления;
– система технической поддержки – это методики и программы, позволяющие обучать персонал владению этими средствами и их правильному использованию;
– система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM.
Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий:
– высокопоставленный чиновник энергично выступает за повышение качества;
— инвестиции делаются не в оборудование, а в людей;
— организационные структуры трансформируются или создаются специально для общего управления качеством.
При всем многообразии методов, механизмов и технологий, при всей определенности общих принципов и целей, главным «принципом успешности их реализации, успешного функционирования и непрерывного развития и совершенствования в странах COT является принцип «единочеловечности », который предусматривает:
-
заинтересованность в результатах топ-менеджмента – в идеале «первое лицо» на предприятии является непосредственным инициатором и куратором разработки, внедрения, функционирования и развития системы менеджмента процессов повышения качества; -
наличие лица с надлежащими полномочиями, которое несет полную ответственность за разработку, внедрение, функционирование и развитие системы управления процессами повышения качества.
Система менеджмента качества является составной частью системы управления предприятием, вектором создания продукта (услуги) с показателями качества, отвечающими ожиданиям клиентов. Структурные элементы системы менеджмента качества определяют те требования к организационно-производственной деятельности (процессам и процедурам), которые характеризуют качество исходного продукта/услуги с учетом его потребителя [22].
В современных концепциях успешных предприятий системы менеджмента имеют 4 компонента:
– совершенствование предприятия – ответственность руководства организации;
– управление инфраструктурой;
— разработка и внедрение продукции;
— идентификация и мониторинг продукции.
Эти заметки были успешно реализованы за счет использования проектного управления на предприятиях.
В основе всех систем качества лежит «цикл качества». Он включает в себя 11 стадий, или стадий, жизненного цикла продукта, на каждом из которых должна быть произведена оценка качества (рис. 1.5).
Обеспечение качества продукции состоит из процедур обеспечения качества на каждом этапе жизненного цикла продукта.
Основой для реализации следующего этапа жизненного цикла изделия может служить общее описание продукта, включающее следующие аспекты:
-
рабочие параметры (условия эксплуатации, надежность и т.д.); -
предпочтения потребителей в отношении дизайна и органо-лептических характеристик продукции; -
требования к упаковке; -
процедуры обеспечения качества продукции в процессе эксплуатации; -
существующие законодательные ограничения и стандарты.
Уровень качества работы обеспечивается: разработкой системы документированных процедур сбора, обработки и анализа данных; планирование работы с периодическим пересмотром планов и их корректировкой (при необходимости); возложение работы на квалифицированный персонал, имеющий в своем распоряжении необходимые средства[23].
Качество проектирования обеспечивается: разработкой и реализацией проектной программы, включающей контрольные точки оценки проекта на каждом этапе реализации программы. Результаты оценки и анализа подлежат регистрации и отражению в технических заданиях и чертежах; привлечение к анализу проекта представителей различных подразделений организации; согласование всей документации, составляющей основу проекта, на соответствующих уровнях руководства, ответственного за производство продукции[20].
Спираль качества – это модель пространственного качества, в которой каждый поворот характеризуется новым, более высоким уровнем качества. Такое развитие обусловлено постоянной эволюцией индивидуальных, групповых и социальных потребностей[13].
Для общего управления качеством предусмотрено привлечение к работе по обеспечению, поддержанию и повышению качества всех структурных подразделений организации, всего персонала компании – от рядового рабочего или сотрудника до руководителя предприятия. Эффективная, хорошо структурированная система качества позволяет организации оптимизировать качество с точки зрения снижения различных рисков, снижения затрат и увеличения прибыли[14].
Руководители предприятия должны официально озвучить основные цели и задачи организации в области качества, то есть сформулировать политику компании в области качества, которая является неотъемлемой частью общей политики компании.
Эта политика может преследовать следующие цели: расширение целевого рынка организации; увеличение прибыли; улучшение важнейших показателей качества продукции; вывод на рынок принципиально новых продуктов; снижение уровня бракованности изделий и т.д.[4].
Политика в области качества реализуется посредством обеспечения качества, управления качеством и повышения качества.
Обеспечение качества – это спланированная и систематически осуществляемая деятельность в рамках системы качества, необходимая для создания уверенности в надлежащем качестве объекта (продукции, процесса, системы).
Управление качеством – это метод и вид операционной деятельности, используемый для удовлетворения требований к качеству и ориентированный на устранение недостатков на всех этапах «цикла качества».
Особое внимание при решении проблем менеджмента качества уделяется таким видам деятельности, как планирование качества, контроль качества, мотивация и обучение персонала [6].
Планирование качества - это деятельность, которая устанавливает требования к качеству и применению отдельных компонентов систем качества. Это предусматривает определение конкретных показателей качества по всем направлениям деятельности компании.
Контроль качества – это деятельность, которая включает в себя измерения, экспертизы, испытания или оценку параметров объекта и сравнение полученных результатов.
Широко распространенным методом управления являются контрольные карты, которые представляют собой своего рода граф, содержащий линии, называемые границами корректировки, или границами управления[8]..
Анализ качества топ-менеджментом организации является официальной оценкой состояния внутрифирменной системы управления. Она предполагает, прежде всего, оценку соответствия системы качества политике компании в области качества.
В крупных организациях, как правило, создаются службы управления качеством, выполняющие широкий спектр функций.
Обеспечение качества включает в себя все систематизированные и планируемые мероприятия, необходимые для выполнения установленных требований. Эти мероприятия включают планирование качества, регулирование качестваи контроль качества.
Обеспечение качества – все запланированные и систематически осуществляемые в рамках системы качества мероприятия, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.
Для подтверждения деятельности по обеспечению качества необходимо вести соответствующую документацию по всем выполненным работам. Результатом деятельности по обеспечению качества является гарантия того, что продукт или услуга будут соответствовать требованиям качества. Все меры по обеспечению качества основаны на требованиях к качеству. Требования к качеству должны в полной мере отражать потребности потребителя.
Компоненты обеспечения качества – планирование, регулирование и контроль взаимозависимы и будут формировать непрерывный процесс формулирования и реализации требований к качеству в рамках системы качества.
Планирование качества – это деятельность, которая ставит цели и требования к качеству, использованию элементов системы качества.
Компонентом планирования качества является: планирование качества продукции: выявление, классификация и оценка качественных характеристик, а также установление требований к качеству; планирование управленческой и исполнительской деятельности: подготовка к применению системы качества, включая организационную деятельность и составление календарного графика; подготовка программы качества и разработка положений по повышению качества.
Управление качеством продукции – это установление, обеспечение и соблюдение требуемого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении и эксплуатации, что достигается за счет систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, от которых она зависит. Организация работы в системе менеджмента качества определяется стандартами, регулирующими технический уровень продукции, ее надежность, долговечность, экономические, эстетические, эргономические характеристики[5].
Так, по результатам исследования установлено, что важным этапом управления системой качества на предприятии является внедрение проектного менеджмента, что способствует достижению высокого качества продукции.
1.4 Использование зарубежного опыта в управлении качеством молочной продукции
Исследования подтвердили огромное значение молочных продуктов в рационе каждого человека, независимо от его возраста, социального статуса и других особенностей. Потребители в каждой стране ежедневно участвуют в процессе потребления молочных продуктов. Поход в магазин и покупка молочных продуктов для многих потребителей – ежедневная норма, ставшая привычкой. Тем не менее, стоит отметить, что иногда вышеупомянутая покупка приводит к растрате денег, а иногда и к ухудшению самочувствия потребителя. В любом случае это может привести к потерям, а самое неприятное, что жизнь человека может оказаться под угрозой. И поэтому, пожалуй, самым актуальным вопросом является выявление и устранение проблем фальсификации молочной продукции. Решение этих проблем приведет к улучшению товарного обеспечения общества молочными продуктами, а значит и к повышению его уровня жизни, что является главной целью любого прогресса.