Файл: Повышение качества продукции на предприятии Вход.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты стандартизации отражаются в нормативно-технической документации. Его основными видами являются стандарты и спецификации – документы, содержащие обязательные для производителей стандарты качества продукции и средства их достижения (совокупность показателей качества, уровень каждого из них, методы и средства измерения, испытания, упаковки, транспортировки и хранения продукции). Нормативно-техническая документация, используемая на предприятиях, охватывает определенные категории стандартов, отличающихся степенью жесткости требований к продукции и совокупностью объектов стандартизации. .

Международный опыт применения системы менеджмента качества в государственных органах для достижения уровня надлежащего управления доказан на примерах. В частности, система менеджмента качества, созданная в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000, уже эффективно функционирует в органах государственного управления большинства стран-членов ЕС. В Японии эта система менеджмента качества внедрена почти в 90 процентах муниципальных органов[10].

В организации формируется внутрикорпоративная иерархия качества, которая наглядно демонстрирует связь качества с общей эффективностью организации. Фирмы, производящие и внедряющие качественную продукцию эффективными методами, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, конечно же, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основой так называемой пирамиды качества, отражающей влияние качества на общество в целом.

С помощью таких механизмов организация менеджмента качества фокусируется на минимизации всех видов потерь и на согласованном функционировании всех элементов системы производства и внедрения.

Управление качеством аспекты реализации управленческой функции, которые определяют политику, цели и обязанности в области качества, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, оперативное управление качеством, обеспечение качества и повышение качества в рамках системы качества.

При построении системы менеджмента качества преследуется цель организационной унификации всех управленческих функций, от реализации которых зависит обеспечение и повышение качества. Это также позволяет создать организационные условия для объединения усилий всего персонала, направленных на улучшение экономических и производственных показателей всей компании.


Система качества также включает в себя систематическую деятельность в соответствии с установленными требованиями, выявление недостатков и постоянный поиск путей совершенствования.

Система качества в организации предназначена в первую очередь для удовлетворения внутренних потребностей руководства организации.

Цель системы качества:

  • организация деятельности в области качества в виде системы с функциями координации, регулирования, аналитического принятия решений;

  • регулирование и упорядочение всей деятельности организации в соответствии с поставленной Целью в области качества;

  • определение роли и ответственности каждого сотрудника в соответствии с поставленной Целью в области качества;

  • приведение всех процессов на предприятии в управляемые условия;

  • обеспечение контроля и нормирования продукции и ресурсов;

  • постоянное профессиональное развитие персонала;

  • организация системы хранения, накопления и обработки информации с целью минимизации затрат, вызванных низким качеством.

Цели, сформулированные руководством предприятия, определяют направление деятельности предприятия за время его существования. Цели не могут быть изменены часто. Обычно они меняются, когда организация решает полностью переориентировать свою деятельность.

Цель предприятия определяется руководителем до начала хозяйственной деятельности и они могут корректироваться по мере активизации деятельности предприятия, направленной на удовлетворение требований рынка. Цель в области качества является вершиной пирамиды планирования и устанавливает бизнес-задачи за счет топ-менеджмента, а также тактики и стратегии, сформированной менеджментом среднего звена.

Политика предприятия – это сформулированные направления и цели, которые определяются руководством. Политика в области качества является официальным документом организации, частью общей политики, основой функционирования всей системы качества. Он содержит стратегические цели в области качества, сформулированные для достижения целей предприятия целями и обязательствами. После утверждения политики вся деятельность предприятия направляется на ее реализацию. Обязательным условием функционирования системы качества является регулярный анализ высшим руководством системы качества и ее соответствия политике в области качества, то есть официальная оценка высшим руководством состояния системы качества и ее соответствия политике и целям в области качества[5].


1.2 Методы определения влияния качества продукции на стратегию развития предприятия
В современных условиях развития рыночной среды и растущей изменчивости характера предприятия возникает необходимость стратегического подхода к управлению, в частности к планированию предприятия.

Стратегия предприятия представляет собой общую комплексную программу действий, определяющую приоритеты проблем предприятия, его миссию, основные цели и выделение ресурсов для их достижения. В нем формулируются цели и основные пути их достижения, таким образом, что компания имеет общее направление развития. По своему содержанию стратегия развития предприятия является документом долгосрочного планирования, то есть является результатом стратегического планирования. В свою очередь, стратегическое планирование – это процесс реализации целей на определенный период и деятельности предприятия. Разработка стратегий предприятия представляет собой достаточно сложный и длительный процесс с учетом постоянной переоценки и периодической проверки выбранных целей, при анализе состояния среды самого предприятия.

Наиболее решающим и значимым решением в стратегическом планировании является выбор целей предприятия. Существует система стратегических целей, которая предъявляет к себе определенные требования.

Система стратегических целей: должна быть многоуровневой – это означает, что главная цель и ряд подчиненных целей должны быть решающими; неоднородные по периоду времени; разнообразные по содержанию или предмету размышления, то есть должна быть указана конкретная постановка; инвестиционная деятельность; неравный по характеристике объекта[24].

Основной задачей, то есть общей целью предприятия, называется миссия предприятия. Его выбор зависит от внешней среды и факторов существования конкретного предприятия. На основе общей миссии предприятия формулируются его стратегические цели. Реальность и эффективность выбранной стратегии предприятия будет зависеть от их характера.

Для проектирования операционной системы производственного сектора необходимо разрабатывать и принимать стратегические решения проектного характера, то есть составлять операционную стратегию. С этой точки зрения операционная стратегия реализуется путем развития производственного процесса и инфраструктуры для его поддержки. Разработка процесса включает в себя подбор соответствующей технологии, составление календарных графиков, определение запасов, а также способ размещения такого процесса. Что касается инфраструктуры, то решения касаются систем планирования и управления обеспечением качества, его контроля, системы оплаты труда операционной функции производства. Правильная комбинация таких действий блокирует попытки имитации, создавая цепочку ценностей. Значение одного вида деятельности для потребителя может быть увеличено за счет других видов деятельности компании. Таким образом, правильный выбор стратегии развития предприятия обеспечивает и высокое качество продукции и высокую рентабельность.


Перед всеми предприятиями и организациями в условиях рыночной экономики стоят схожие задачи: получение максимальной и долгосрочной прибыли, устойчивое развитие, обеспечение превосходства над конкурентами. Но если одни предприятия добиваются значительных успехов в решении этих проблем и становятся лидерами рынка, то другие вынуждены постоянно бороться за выживание или даже исчезать. И, к сожалению, таких предприятий в Украине составляет большинство.

Во всем мире исследования и обобщение опыта лучших предприятий проводятся на протяжении десятилетий. Это были предприятия, возглавляемые сильными и авторитетными лидерами – лидерами. Они уделяли значительное внимание качеству своей продукции, налаживая партнерские отношения с потребителями и поставщиками, вовлекая их в процессы постоянного улучшения качества продукции. На этих предприятиях сотрудники рассматриваются как равноправные члены коллектива, они постоянно учатся и совершенствуют свою квалификацию, их мнения изучаются и вовлекаются в принятие важных решений. Их деятельность. направлены на максимальное удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон: потребителей, поставщиков, персонала, собственников, общества в целом.

С целью поиска лучших предприятий и изучения их опыта в развитых странах мира присуждаются национальные награды в области качества. В Украине конкурсы на получение такой премии проводятся с 1996 года Украинским союзом промышленников и предпринимателей и Украинской ассоциацией качества. Опыт предприятий-победителей, лауреатов и финалистов этих конкурсов убедительно показывает, что отечественные предприятия даже в нынешних непростых экономических условиях могут выйти на высокий европейский уровень мастерства.

У каждого из этих предприятий были свои стратегии развития, но все они шли в одном направлении – через ворота качества. Любая компания, желающая достичь высоких результатов, должна в первую очередь осознать это и уделить должное внимание качеству продукции и качеству ее работы. Следовательно, качество продукции оказывает огромное влияние на стратегию развития предприятия (см. рис. 1.4).

В конкурентной борьбе сохраняют и улучшают свои позиции на рынке только те предприятия, которые последовательно работают над поддержанием и улучшением качества продукции по важным для потребителей показателям. Такое улучшение положительно скажется на спросе, следовательно, на рентабельности предприятий в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Также важно, чтобы качественные характеристики продукции имели количественное измерение и могли быть проверены потребителем. Только в этом случае производитель может быстро контролировать формирование качества продукции, а
потребитель может убедиться в том, что ее фактические показатели своевременно соответствуют принятому стандарту[22]..

В ближайшие годы выживание и рентабельность будут обеспечивать те предприятия, которые смогут добиться высокого качества продукции, то есть общие принципы управления качеством товаров (услуг) определяются посредством стратегического оперативного управления.

Таким образом, если руководство организации будет использовать в своей деятельности принципы и методы стратегического оперативного управления, это даст им возможность стать лидерами в своей отрасли и сделать свои предприятия эффективными и прибыльными.

Оценка руководством организации всех переменных, носящих стратегический характер, позволит определить, будут ли результаты реально достигнуты в будущем. Этими переменными могут быть новые продукты или услуги, созданные организацией, уровень удовлетворенности клиентов, эффективные операции или любой другой показатель развития.

Сегодня в Украине наблюдается массовое движение по внедрению систем менеджмента качества на предприятиях различных сфер деятельности в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2000, что способствует повышению качества продукции, повышению ее конкурентоспособности и развитию производства. Требования настоящего стандарта направлены на то, чтобы убедить потребителя в потенциальной способности поставщика удовлетворить его требования к качеству продукции. Предприятие, внедрившее систему менеджмента качества, может гарантировать своему клиенту предоставление продукции и услуг заданного уровня качества. Именно поэтому большинство успешных предприятий внедряют системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001.