Файл: Изучение стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В.Е. Пахальяна, в своем научном труде, определяет психологическое здоровье человека как динамическое состояние внутреннего благополучия, которое помогает личности обновлять и актуализировать свои личные психологические возможности на каждом из этапов своей жизни 38.
По мнению И.В. Дубровиной, под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья человека.
Таким образом, совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками социальной адаптации, обладанием собственными эмоциями, и успешности самореализации.
И.В. Дубровина говорит нам о том, что основой психологического здоровья человека является его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.
Можно сказать, что психологическое здоровье - это пожизненное образование, которое постоянно изменяется в течение жизни человека за счет его взаимодействия с внешними и внутренними факторами, при этом не только внешние факторы могут преломляться внутренними факторами, но и внутренние факторы могут преобразовывать факторы внешних воздействий.
Что касается сущности понятия здоровья то, с одной стороны, это одно из основных благ, которым человек обладает от рождения, а с другой - цель, в результате достижения которой, человек достигнет гармонии и свободы 39.
1.3. Методы сохранения профессионального здоровья и повышения стрессоустойчивости
Все методы, которые, так или иначе, способствовали бы профилактике профессионального здоровья человека и сохранению его профессиональной пригодности, можно условно разделить на две группы: организационные и психологические методы.
К организационным мерам профилактики профессионального здоровья относятся следующие мероприятия:
- улучшение организации управления подразделением;
- создание здорового морально-психологического климата;
- рационализация процесса деятельности, уменьшение бюрократизации;
- оптимизация взаимодействия между подразделениями;
- профотбор с участием специалистов-психологов;
- повышение квалификации сотрудников;
- выработка у сотрудников профессионального кодекса и высокой культуры в работе;
- обеспечение соответствующими условиями труда и т.д.
Эффективными организационными мерами профилактики профессиональной деформации могут быть воспитательные мероприятия, методы социально-психологического тренинга, метод деловой игры, которые применяются для обучения, повышения квалификации и мотивации профессиональной деятельности.
Положительные стороны социально-психологического тренинга и деловой игры состоят в том, что в процессе ее проведения все участники находятся в смоделированных, но очень близких к реальным условиям служебной деятельности.
Еще одна положительная сторона этого метода заключается в групповом, а значит и в интенсивном взаимодействии его участников, что способствует более эффективным изменениям в установках личности. Игровая форма и наличие проблемных ситуаций вызывают повышенный интерес и мотивацию у участников занятий, что способствует не только формированию у них необходимых профессиональных навыков и умений, но и появлению стремления к самоанализу, саморазвитию, самоконтролю и коррекции своих личностных качеств.
Именно это способствует развитию таких личностных качеств, которые обеспечат будущим работникам полиции высокую служебную адаптивность и будут препятствовать проявлении признаков профессиональной деформации.
Также в настоящее время создано достаточно большое количество различных психологических подходов, которые могут способствовать профилактике психологического и профессионального здоровья, вне зависимости от конкретных профессиональных особенностей деятельности сотрудника:
- психологическая помощь в осознании и активизации личностных ресурсов, поиске новых смысложизненных ориентиров, способствующих личностному росту и самореализации в профессиональной сфере;
- проблемно-ориентированный тренинг, направленный на расширение репертуара конструктивного копинг-поведения с использованием ролевых игр, техник психодрамы, гештальт-терапии и т.д.;
- когнитивно-ориентированный тренинг, направленный на осознание собственных взаимоотношений со своей профессиональной деятельностью;
- тренинг саморегуляции с целью повысить уровень ассертивности и рефлексии специалиста (эмоционально, когнитивно- и проблемно-фокусированные виды воздействия);
- эмоционально-ориентированный тренинг, направленный на овладение определенными эмоциональными навыками самосознания и саморегуляции эмоциональных проявлений;
- арт-терапевтические (изобразительные, музыкальные и т.д.) психологические средства влияния на психологическое состояние специалиста;
- мероприятия, направленные на организационные изменения рабочей среды в организации (мозговой штурм, бизнес-планирование и т.п.).
Овладение методами эффективного бесконфликтного общения позволит специалисту отличаться высоким уровнем социальной адаптации, нервно-психической устойчивостью, высокой работоспособностью, коммуникативной компетентностью.
Это поможет предупредить развитие профессиональной деформации, учитывая то, что профессиональная деятельность носит напряженный характер, обусловлена выполнением сложной работы в условиях дефицита времени и информации.
В психологии стресс рассматривается как явление, которое может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами, величина которых переходит определенную черту.
Итак, стресс - это индивидуальная реакция, которая у разных людей может различаться даже на одинаковое внешнее воздействие и при этом один и тот же человек может одинаково реагировать на разные внешние воздействия.
Проблема здоровья человека принадлежит к числу так называемых «вечных» проблем, поэтому даже в самые разные исторические периоды ей всегда уделялось большое внимание.
С точки зрения современной науки здоровье человека является сложным феноменом глобального значения, который должен рассматриваться как философская, социальная, экономическая, биологическая и медицинская категории.
Одним из аспектов здоровья человека является профессиональное здоровье, нарушения которого могут приводить к профнепригодности специалиста. В настоящее время активно разрабатываются методы и методики, как диагностики, так и психологического обеспечения профессионального здоровья специалистов самых различных сфер деятельности.
2. Организация эмпирического исследования стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия
2.1. Методы исследования
Цель исследования - выявить специфику психологического здоровья и стрессоустойчивости сотрудников организации в зависимости от профессионального стажа.
Задачи эмпирического исследования:
1. Сформировать методический инструментарий и организовать проведение эмпрического исследования.
2. Изучить особенности стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников организации.
3. Установить взаимосвязь составляющих психологического здоровья с особенностями стрессоустойчивости и саморегуляции.
4. Представить рекомендации по психологической работе с сотрудниками организации, направленные на сохранение их психологического здоровья.
Предмет исследования - особенности стрессоустойчивости и психологического здоровья.
Гипотеза исследования.
Психологическое здоровье сотрудников организации с разным стажем работы обусловлено различными особенностями стрессоустойчивости и саморегуляции.
Для проведения эмпирического исследования были выбраны три группы методов:
1. Для исследования психологического и профессионального здоровья:
- опросник исследования «неспецифического качества жизни, связанного со здоровьем» SF-36 (Автор - John E. Ware);
- опросник «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) - авторы А. Леонова, С. Величковская;
2. Для исследования стресса и стрессоустойчивости:
- опросник нервно-психического напряжения (НПН) - автор Т.А. Немчин;
- многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) - авторы А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин;
3. Для исследования особенностей личности поведения, которые связаны со стрессом и сохранением психологического здоровья:
- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) - автор В.И. Моросанова.
Статистические методы обработки эмпирических данных: первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение, частота); U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции r-Пирсона.
Для обработки результатов исследования использовались программы Microsoft Excel и SPSS 23.0.
Выборка.
В исследовании приняли участие 40 сотрудников АО «Завод им.Гаджиева». Все испытуемые мужчины в возрасте от 25 до 45 лет.
С целью изучения профессионального и психологического здоровья в зависимости от стажа профессиональной деятельности, выборка была разделена на две части:
- первая группа (20 чел.) - со стажем работы до 10 лет (Приложение 1);
- вторая группа (20 чел.) - со стажем более 10 лет (Приложение 2).
Средний возраст первой группы - 29,9 лет, стаж - 5,8 лет.
Средний возраст второй группы - 38,1 лет, стаж - 15,9 лет.
2.2. Сравнительный анализ особенностей стрессоустойчивости и психологического здоровья сотрудников
Поскольку основным психодиагностическим инструментом исследования психологического здоровья был опросник SF-36, показывающий параметры как физического, так и психологического здоровья, рассмотрим сначала особенности измеряемых им видов здоровья в зависимости от трудового стажа.
Таблица 1.
Особенности показателей профессионального здоровья в зависимости от трудового стажа
Шкалы методики | 1 группа (стаж менее 10 лет) | 2 группа (стаж более 10 лет) | U-критерий Манна-Уитни | Уровень значимости |
PF-Физическое функционирование | 99,33 | 99,17 | 435 | 0,720 |
RP-Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием | 77,50 | 80,00 | 405 | 0,282 |
BP-Интенсивность боли | 98,37 | 99,83 | 434 | 0,531 |
GH-Общее состояние здоровья | 96,47 | 96,80 | 406 | 0,489 |
VT-Жизненная активность | 98,33 | 98,00 | 421 | 0,410 |
SF-Социальное функционирование | 96,25 | 97,50 | 429 | 0,665 |
RE-Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием | 71,05 | 74,39 | 405 | 0,321 |
MH-психическое здоровье | 98,93 | 97,60 | 433 | 0,652 |
PH(физ.комп.здоровья) | 56,68 | 57,16 | 306 | 0,080 |
MH(псих.комп.здоровья) | 58,32 | 58,35 | 439 | 0,868 |