Файл: Изучение стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В.Е. Пахальяна, в своем научном труде, определяет психологическое здоровье человека как динамическое состояние внутреннего благополучия, которое помогает личности обновлять и актуализировать свои личные психологические возможности на каждом из этапов своей жизни 38.

По мнению И.В. Дубровиной, под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья человека.

Таким образом, совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками социальной адаптации, обладанием собственными эмоциями, и успешности самореализации.

И.В. Дубровина говорит нам о том, что основой психологического здоровья человека является его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.

Можно сказать, что психологическое здоровье - это пожизненное образование, которое постоянно изменяется в течение жизни человека за счет его взаимодействия с внешними и внутренними факторами, при этом не только внешние факторы могут преломляться внутренними факторами, но и внутренние факторы могут преобразовывать факторы внешних воздействий.

Что касается сущности понятия здоровья то, с одной стороны, это одно из основных благ, которым человек обладает от рождения, а с другой - цель, в результате достижения которой, человек достигнет гармонии и свободы 39.
1.3. Методы сохранения профессионального здоровья и повышения стрессоустойчивости
Все методы, которые, так или иначе, способствовали бы профилактике профессионального здоровья человека и сохранению его профессиональной пригодности, можно условно разделить на две группы: организационные и психологические методы.

К организационным мерам профилактики профессионального здоровья относятся следующие мероприятия:

- улучшение организации управления подразделением;

- создание здорового морально-психологического климата;

- рационализация процесса деятельности, уменьшение бюрократизации;

- оптимизация взаимодействия между подразделениями;

- профотбор с участием специалистов-психологов;

- повышение квалификации сотрудников;

- выработка у сотрудников профессионального кодекса и высокой культуры в работе;


- обеспечение соответствующими условиями труда и т.д.

Эффективными организационными мерами профилактики профессиональной деформации могут быть воспитательные мероприятия, методы социально-психологического тренинга, метод деловой игры, которые применяются для обучения, повышения квалификации и мотивации профессиональной деятельности.

Положительные стороны социально-психологического тренинга и деловой игры состоят в том, что в процессе ее проведения все участники находятся в смоделированных, но очень близких к реальным условиям служебной деятельности.

Еще одна положительная сторона этого метода заключается в групповом, а значит и в интенсивном взаимодействии его участников, что способствует более эффективным изменениям в установках личности. Игровая форма и наличие проблемных ситуаций вызывают повышенный интерес и мотивацию у участников занятий, что способствует не только формированию у них необходимых профессиональных навыков и умений, но и появлению стремления к самоанализу, саморазвитию, самоконтролю и коррекции своих личностных качеств.

Именно это способствует развитию таких личностных качеств, которые обеспечат будущим работникам полиции высокую служебную адаптивность и будут препятствовать проявлении признаков профессиональной деформации.

Также в настоящее время создано достаточно большое количество различных психологических подходов, которые могут способствовать профилактике психологического и профессионального здоровья, вне зависимости от конкретных профессиональных особенностей деятельности сотрудника:

- психологическая помощь в осознании и активизации личностных ресурсов, поиске новых смысложизненных ориентиров, способствующих личностному росту и самореализации в профессиональной сфере;

- проблемно-ориентированный тренинг, направленный на расширение репертуара конструктивного копинг-поведения с использованием ролевых игр, техник психодрамы, гештальт-терапии и т.д.;

- когнитивно-ориентированный тренинг, направленный на осознание собственных взаимоотношений со своей профессиональной деятельностью;

- тренинг саморегуляции с целью повысить уровень ассертивности и рефлексии специалиста (эмоционально, когнитивно- и проблемно-фокусированные виды воздействия);

- эмоционально-ориентированный тренинг, направленный на овладение определенными эмоциональными навыками самосознания и саморегуляции эмоциональных проявлений;



- арт-терапевтические (изобразительные, музыкальные и т.д.) психологические средства влияния на психологическое состояние специалиста;

- мероприятия, направленные на организационные изменения рабочей среды в организации (мозговой штурм, бизнес-планирование и т.п.).

Овладение методами эффективного бесконфликтного общения позволит специалисту отличаться высоким уровнем социальной адаптации, нервно-психической устойчивостью, высокой работоспособностью, коммуникативной компетентностью.

Это поможет предупредить развитие профессиональной деформации, учитывая то, что профессиональная деятельность носит напряженный характер, обусловлена выполнением сложной работы в условиях дефицита времени и информации.

В психологии стресс рассматривается как явление, которое может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами, величина которых переходит определенную черту.

Итак, стресс - это индивидуальная реакция, которая у разных людей может различаться даже на одинаковое внешнее воздействие и при этом один и тот же человек может одинаково реагировать на разные внешние воздействия.

Проблема здоровья человека принадлежит к числу так называемых «вечных» проблем, поэтому даже в самые разные исторические периоды ей всегда уделялось большое внимание.

С точки зрения современной науки здоровье человека является сложным феноменом глобального значения, который должен рассматриваться как философская, социальная, экономическая, биологическая и медицинская категории.

Одним из аспектов здоровья человека является профессиональное здоровье, нарушения которого могут приводить к профнепригодности специалиста. В настоящее время активно разрабатываются методы и методики, как диагностики, так и психологического обеспечения профессионального здоровья специалистов самых различных сфер деятельности.

2. Организация эмпирического исследования стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников предприятия
2.1. Методы исследования
Цель исследования - выявить специфику психологического здоровья и стрессоустойчивости сотрудников организации в зависимости от профессионального стажа.

Задачи эмпирического исследования:

1. Сформировать методический инструментарий и организовать проведение эмпрического исследования.

2. Изучить особенности стрессоустойчивости и психологического здоровья у сотрудников организации.

3. Установить взаимосвязь составляющих психологического здоровья с особенностями стрессоустойчивости и саморегуляции.

4. Представить рекомендации по психологической работе с сотрудниками организации, направленные на сохранение их психологического здоровья.

Предмет исследования - особенности стрессоустойчивости и психологического здоровья.

Гипотеза исследования.

Психологическое здоровье сотрудников организации с разным стажем работы обусловлено различными особенностями стрессоустойчивости и саморегуляции.

Для проведения эмпирического исследования были выбраны три группы методов:

1. Для исследования психологического и профессионального здоровья:

- опросник исследования «неспецифического качества жизни, связанного со здоровьем» SF-36 (Автор - John E. Ware);

- опросник «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) - авторы А. Леонова, С. Величковская;

2. Для исследования стресса и стрессоустойчивости:

- опросник нервно-психического напряжения (НПН) - автор Т.А. Немчин;

- многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) - авторы А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин;

3. Для исследования особенностей личности поведения, которые связаны со стрессом и сохранением психологического здоровья:

- опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) - автор В.И. Моросанова.

Статистические методы обработки эмпирических данных: первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение, частота); U-критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции r-Пирсона.

Для обработки результатов исследования использовались программы Microsoft Excel и SPSS 23.0.

Выборка.

В исследовании приняли участие 40 сотрудников АО «Завод им.Гаджиева». Все испытуемые мужчины в возрасте от 25 до 45 лет.

С целью изучения профессионального и психологического здоровья в зависимости от стажа профессиональной деятельности, выборка была разделена на две части:


- первая группа (20 чел.) - со стажем работы до 10 лет (Приложение 1);

- вторая группа (20 чел.) - со стажем более 10 лет (Приложение 2).

Средний возраст первой группы - 29,9 лет, стаж - 5,8 лет.

Средний возраст второй группы - 38,1 лет, стаж - 15,9 лет.

2.2. Сравнительный анализ особенностей стрессоустойчивости и психологического здоровья сотрудников
Поскольку основным психодиагностическим инструментом исследования психологического здоровья был опросник SF-36, показывающий параметры как физического, так и психологического здоровья, рассмотрим сначала особенности измеряемых им видов здоровья в зависимости от трудового стажа.

Таблица 1.

Особенности показателей профессионального здоровья в зависимости от трудового стажа

Шкалы методики

1 группа

(стаж менее

10 лет)

2 группа

(стаж более

10 лет)

U-критерий Манна-Уитни

Уровень значимости

PF-Физическое функционирование

99,33

99,17

435

0,720

RP-Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием

77,50

80,00

405

0,282

BP-Интенсивность боли

98,37

99,83

434

0,531

GH-Общее состояние здоровья

96,47

96,80

406

0,489

VT-Жизненная активность

98,33

98,00

421

0,410

SF-Социальное функционирование

96,25

97,50

429

0,665

RE-Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием

71,05

74,39

405

0,321

MH-психическое здоровье

98,93

97,60

433

0,652

PH(физ.комп.здоровья)

56,68

57,16

306

0,080

MH(псих.комп.здоровья)

58,32

58,35

439

0,868