Файл: Московский государственный университет путей сообщения.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Допущен к защите:
Зав. кафедрой __________________
«_____» _________________20 г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: ___________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Дипломник ___________________________________________
Ф.И.О.
Руководитель_________________________________________
Ф.И.О.
Консультант_________________________________________
Ф.И.О.
Консультант_________________________________________
Ф.И.О.
Консультант_________________________________________
Ф.И.О.
МОСКВА 2013
АННОТАЦИЯ
Существенное влияние на качество работы железнодорожного транспорта оказывает состояние путевого хозяйства, которое сейчас находится в достаточно сложном положении.
Путевое хозяйство - одна из основных отраслей железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь со всеми сооружениями, а также комплекс производственных подразделений и хозяйственных предприятий, предназначенных для обеспечения бесперебойной работы пути, его текущего содержания и ремонта.
пути. Дистанция пути обеспечивает технически-исправное состояние железнодорожного пути. Это выполняется за счет особых технологических процессов, связанных с химическими веществами и условиями труда
В принятой программе структурной реформы на железнодорожном транспорте обозначены основные цели и задачи до 2030 года – это удовлетворение рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности и качества услуг, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках.
В этих достаточно новых социально-экономических условиях обязательно необходимо учитывать безопасность труда работников.
Целью дипломного проекта явилось повышение безопасности труда в путевом хозяйстве.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
1 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В ПУТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ | |
1.1 Характеристика опасных и вредных производственных факторов воздействующих на персонал путевого хозяйства. Оценка состояния условий труда | |
1.2 Виды, структура и причины производственного травматизма в путевом хозяйстве | |
1.3 Анализ, преимущества и недостатки системы информации «Человек на пути» | |
2. СТРУКТУРА ОАО «РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ». РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА. ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О МОСКОВСКО-ЯРОСЛАВСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ ИМ. В.Б.КАМЕНСКОГО | |
2.1 История Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского | |
2.2 Территориальное расположение, техническая характеристика и организационная структура путевого хозяйства на Московско-Ярославском направлении. | |
3 ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА РАБОТНИКОВ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРАЖНИЮ ПУТИ | |
3.1 Определение приоритетных опасных и вредных производственных факторов в технологических процессах при производстве работ по текущему содержанию пути | |
3.2 Оценка профессионального риска работников дистанции пути | |
4 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ПУТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ. | |
4.1 Прогнозирование развития инноваций в области обеспечения безопасности труда в путевом хозяйстве | |
4.2 Ресурсосбережение при выполнении работ по текущему содержанию пути как фактор обеспечения безопасности труда | |
4.3 Пути повышения безопасности труда персонала Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского | |
4.4 Применение организационно-управленческих решений | |
4.5 Применение технических решений | |
5 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ РЕШЕНИЙ 5.1 Улучшение условий труда работников и повышение безопасности труда персонала за счет внедрения организационно-управленческих и технических решений. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт - это основа транспортного комплекса Российской Федерации. Железнодорожный транспорт является наиболее надежным средством сообщения, обеспечивающим потребности России в перевозках. Доля железных дорог в грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны в последние годы составляет почти 80 %.
Эксплуатационная длина железных дорог России составляет 85,2 тыс. км, а развернутая - 124,1 тыс. км. Несмотря на существенное снижение в последние годы объемов перевозок, резервов движения, сокращение инвестиций и поставок новой техники, железные дороги России остаются одной из наиболее мощных транспортных систем мира.
В таких условиях содержание пути и сооружений в постоянной исправности и выполнение больших объемов работ по их ремонту с минимальными затратами труда и наименьшими помехами движению поездов возможны только при создании условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Дистанции пути как структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» является одной из ведущих отраслей железнодорожного транспорта, где занята шестая часть контингента рабочих и служащих. Основным видом травматизма является наезд подвижного состава на работающих. Самая травмоопасная профессия - монтер пути. Наибольшее количество несчастных случаев происходит при работах по текущему содержанию пути. Самые характерные из них связаны с наездами поездов на людей при неграмотном ограждении места работ и несвоевременном выходе путейцев в безопасную зону.
Это объясняется особенностями рабочих мест монтеров пути и особенностями технологического процесса по текущему содержанию пути:
-
непостоянством рабочего места, рабочей зоны; -
работой в различных климатических условиях; -
применением малоквалифицированного труда, маломеханизированного инструмента; -
изменением технологии в процессе производства работ; -
производством работ в «окна» 2-5 часов или в короткие интервалы времени 10-20 минут между поездами.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что необходимо изучение состояния рабочих мест, особенностей технологического процесса, условий и безопасности труда в путевом хозяйстве.
Целью дипломной работы является исследование условий труда в Московско-Ярославской дистанции им. В.Б. Каменского и разработка мер по их улучшению.
В связи с этим в дипломной работе были поставлены и решены следующие вопросы:
- проведение анализа существующей системы охраны труда в дистанции пути;
- оценка воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников при производстве работ по текущему содержанию пути;
- повышение безопасности труда, совершенствование методов оценки риска, а также анализа безопасности;
- обоснование предложений по созданию безопасных условий труда и разработать технические средства к устранению или снижению воздействия опасных и вредных производственных факторов.
В первой главе приводятся характеристика опасных и вредных производственных факторов, влияющие на здоровье работников дистанции пути. Рассматриваются основные виды и причины производственного травматизма и недостатки работы системы информации «Человек на пути». В работе показано, что на 2012г. в Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского 137 рабочих места, на которых трудятся около 361 чел. Не соответствуют требованиям норм охраны труда 91 (66,4%) рабочих мест, где заняты 257 чел (71%). Приведено в 2012 г. в соответствие с требованиями норм охраны труда 25 рабочих мест (18%).
Необходимы разработки по созданию технических средств для устранения или снижения опасных и вредных производственных факторов и внедрения мероприятий, направленных на повышение безопасности труда путейцев.
Во второй главе описывается структурная организация работы путевого хозяйства. Приведены данные по техническим характеристикам и территориальному расположению.
Третья глава посвящена исследованию воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников, занятых работой по текущему содержанию пути. В результате оценке специалистами путевого хозяйства в 2012г. самыми распространенными вредными производственными факторами в Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского остаются:
-
напряженность труда - 21 рабочих мест, -
химический фактор – 1 рабочее место, -
шум - 2 рабочих мест, -
тяжесть труда - 45 рабочих мест,
-
микроклимат - 88 рабочих мест, -
вибрация - 32 рабочих мест.
Очевидно, что работы по улучшению или снижению воздействия опасных и вредных производственных факторов не дает ощутимых результатов по снижению общего количества рабочих мест занятых во вредных условиях труда, оценка профессионального риска в дистанции пути, также подтверждают это.
В четвертой главе приводятся инновационный план для ОАО «РЖД» в целом и для путевого хозяйства для повышения износостойкости пути и безопасности труда работников. Приведены мероприятия по охране труда, которые ежегодно в дистанции пути планируются для повышения безопасности труда работников путевого хозяйства. Указаны ресурсосберегающие технологии. Также, на основании проведенных анализов по оценке условий труда, указаны организационно-управленческие и технические решения, благодаря которым повыситься безопасность труда работников.
В пятой главе дается экономическая оценка эффективности улучшение условий труда работников за счет устранения или снижения воздействия опасных или вредных производственных факторов на работников при учете ресурсосбережения при выполнении путевых работ.
1 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ПУТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1.1 Характеристика опасных и вредных производственных факторов воздействующих на персонал путевого хозяйства. Оценка состояния условий труда.
Уровни опасных и вредных производственных факторов, которые влияют на работников дистанции пути определяются на основе инструментальных измерений, которые должны выполняться в процессе работы, т. е. при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.
Согласно стандарту опасные и вредные производственные факторы подразделяются на четыре группы:
-
физические; -
химические; -
биологические; -
психофизические [9].
К физическим опасным и вредным производственным факторам воздействующие на персонал Московско-Ярославской дистанции пути относятся:
-
шум; -
вибрация; -
тяжесть труда; -
напряженность; -
микроклимат
-
движущиеся машины и механизмы; -
незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.); -
повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов; -
повышенные или пониженные микро-климатические условия, повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных излучений, -
недостаточная освещенность рабочей зоны, расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола).
Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:
-
токсические, -
канцерогенные, -
раздражающие, -
мутагенные, -
сенсибилизирующие,
Эти виды влияют на репродуктивную функцию и могут проникать в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.
Биологические опасные и вредные производственные факторы — это патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. д.) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения и животные).
На состояние организма человека оказывают наибольшее влияние опасные и вредные производственные факторы. Производственные шум и вибрация могут резко снижать работоспособность человека и остроту слуха, возникает боль в голове и наблюдается расстройство нервной системы, влияют на сердечнососудистую систему человека, также могут вызывать язвенную болезнь желудка. При работе в условиях неправильного и недостаточного освещения снижается эффективность зрения, развивается близорукость, возникают головные боли, появляется утомляемость, снижается работоспособность. Токсические вещества могут вызывать острые и хронические отравления, такие заболевания как экзему, аллергию, астму, и т. д. Не менее опасна пыль различного происхождения, она оседает в легких, затрудняет дыхание, загрязняет кожу и внутренние органы человека, вызывает аллергию и силикоз легких. Кроме того, отдельные виды пыли пожароопасны и взрывоопасны. На здоровье человека оказывают влияние электростатические и электромагнитные поля, которые нарушают ионный состав воздуха. Температура, относительная влажность, скорость движения воздуха и его чистота также оказывают огромное влияние на самочувствие и работоспособность человека.
Оценка условий труда - это определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов, напряженности и тяжести труда. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений, которые должны выполняться в процессе работы, т. е. при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.
Условия труда в соответствии с гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» оцениваются по четырем классам.
Безопасными условиями труда считаются уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа не должны вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работающего и его потомства. Безопасными условиями труда также считаются условия труда при полном отсутствии вредных и опасных производственных факторов.
-
1-й класс - оптимальные условия труда. При выполнении профессиональных обязанностей работающие сохраняют свое здоровье и имеют предпосылки для поддержания высокого уровня трудоспособности. -
2-й класс - допустимые условия труда. Характеризуются значениями факторов, не превышающими установленных гигиеническими нормами, а функциональное состояние организма от их воздействия восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного действия на работающего и его потомство. -
3-й класс - вредные условия труда. Характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и его потомство[9].
К 3 классу условий труда на Московско - Ярославской дистанции пути им. В. Б. Каменского относится 66% - 91 рабочее место.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на четыре степени вредности:
-
1-я степень 3-го класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями условий вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья; -
2-я степень 3-го класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет); -
3-я степень 3-го класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию, как правило, профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесоматической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности; -
4-я степень 3-го класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасными (экстремальными) условиями труда считаются условия, когда уровни производственных факторов рабочей среды оказывают воздействие на протяжении рабочей смены или ее части и создают угрозу для жизни и высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний и относятся к 4-му классу [9].
По состоянию на 1 января 2013 г. в Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского насчитывается 137 рабочих мест, на которых работает 361 человек, из них 91 рабочее место (257 работающих), или 71% от общей численности, не в полной мере соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
Аттестация рабочих мест по условиям труда в Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского в 2010 и 2012 году, проведена на 113 и 25 рабочих местах по централизованному договору, соответственно.
Самыми распространенными вредными производственными факторами в дистанции пути остаются:
-
напряженность труда - 21 рабочих мест, -
химический фактор – 1 рабочее место, -
шум - 2 рабочих мест, -
тяжесть труда - 45 рабочих мест, -
микроклимат - 88 рабочих мест, -
вибрация - 32 рабочих мест.
По итогам работы 2012 года значительно снижено количество рабочих мест с вредным производственным фактором освещенность - с 25 до 0 рабочих мест. Остальные производственные факторы относятся к неустранимым.
При этом работа по приведению рабочих мест к требованиям норм пока не дает ощутимых результатов по снижению общего количества рабочих мест занятых во вредных условиях труда. Доля таких рабочих мест
по прежнему составляет около 70%.
Оценка условий труда персонала при ремонте по текущему содержанию пути проводится после завершения измерений всех факторов на рабочих местах в дистанции пути, и включает в себя следующие результаты оценок:
-
классы (подклассы) условий труда по гигиеническим нормативам; -
класса условий труда по травмоопасности; -
обеспечения работниками средствами индивидуальной защиты.
Оценке условий труда по гигиеническим нормативам подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда [6]. По Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского по гигиеническим нормативам приоритетными факторами являются:
-
напряженность труда; -
химический фактор; -
шум; -
тяжесть труда; -
микроклимат; -
вибрация;
Распределение рабочих мест и работающих в дистанции пути по вредным факторам представлено в таблице 1.1.
Распределение рабочих мест и работающих по классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест представлено в таблице 1.2.
Таблица 1.1
Воздействие вредных факторов на рабочих местах
№ п/п | Вредный фактор | Количество рабочих мест, не соответствующих требованиям норм охраны труда, и численность работающих на них (всего) | Из них с неустранимыми вредными факторами (всего) | ||
рабочих мест | работающих | рабочих мест | работающих | ||
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Химический | 1 | 3 | 1 | 3 |
2 | Биологический | | | | |
3 | Шум | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Инфразвук | | | | |
5 | Ультразвук | | | | |
6 | Вибрация | 44 | 174 | 44 | 174 |
7 | Запыленность | | | | |
8 | Ионизирующее изл. | | | | |
9 | Неионизирующее изл. | | | | |
10 | Микроклимат | 88 | 252 | 88 | 252 |
11 | Освещение | | | | |
12 | Тяжесть труда | 45 | 181 | 45 | 181 |
13 | Напряженность труда | 21 | 21 | 21 | 21 |
14 | Травмобезопасность | | | | |
Таблица 1.2
Распределение рабочих мест и работающих по классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест
Количество рабочих мест (всего) | Рабочие места в безопасных условиях труда | Рабочие места во вредных условиях труда | Рабочие места в опасных условиях труда | ||||
Классы условий труда: | |||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
136 | 16 | 29 | 47 | 44 | 0 | 0 | 0 |
Количество работающих (всего) | Работающие в безопасных условиях труда | Работающие во вредных условиях труда | Работающие в опасных условиях труда | ||||
Классы условий труда: | |||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
341 | 26 | 58 | 81 | 176 | 0 | 0 | 0 |
Основными объектами оценки условий труда по травмоопасности рабочих мест являются:
-
производственное оборудование; -
приспособления и инструменты; -
обеспеченность средствами обучения и инструктажа.
Технологическое оборудование, приспособление, инструменты должны соответствовать требованиям безопасности и нормативным документам:
-
межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции; -
правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности; -
строительные нормы и правила, своды по проектированию и строительству.
Таблица 1.3
Классификация условий труда по травмобезопасности
Оптимальные (класс 1) | Допустимые (класс 2) | Опасные (класс 3) |
Оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам (нормативным правовым актам). Установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обучения составлены в соответствии с требованиями, оборудование исправно | Повреждены и неисправны средства защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.п.) | Повреждены, неисправны или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.), неисправен инструмент. Отсутствуют инструкции по охране труда либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра. Отсутствуют средства обучения безопасности труда (правила, обучающие и контролирующие программы, учебные пособия и др.), либо имеющиеся средства составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра. |
Оценка обеспечения работниками средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и другими нормативными документами.
Спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты работники Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского обеспечиваются согласно действующих отраслевых норм. Из выдаваемой спецодежды отмечается низкое качество костюмов хлопчатобумажных, рукавиц комбинированных, сигнальных нарукавников (не выдерживают сроков носки) [27].
Таблица 2.4
Обеспечение средствами индивидуальной защиты
№п/п | Наименование | Получено в 2012 году |
1 | Сапоги резиновые формовые | 12 |
2 | сапоги валяные с резиновым низом | 75 |
3 | плащ мужской | 63 |
4 | костюм мужской для защиты от пониженных температур | 55 |
5 | комплект мужской летний для сварщика | 7 |
6 | комплект мужской х/б | 231 |
7 | комплект мужской «Путеец-Л» | 5 |
8 | костюм мужской летний из смешанных тканей | 8 |
9 | жилет сигнальный | 751 |
10 | рукавицы из брезента | 60 |
11 | рукавицы утепленные на ватине | 850 |
12 | рукавицы х/б | 6929 |
13 | нарукавники для сигналистов | 120 |
14 | головной убор сигнальный летний | 142 |
15 | сапоги юфтевые | 30 |
16 | сапоги комбинированные | 50 |
17 | сапоги кожаные на двухслойной полиуретановой подошве | 85 |
18 | ботинки женские кожаные на двухслойной полиуретановой подошве | 5 |
19 | ботинки мужские кожаные на двухслойной полиуретановой подошве | 75 |
20 | головной убор зимний | 15 |