Файл: Московский государственный университет путей сообщения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Допущен к защите:

Зав. кафедрой __________________

«_____» _________________20 г.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: ___________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Дипломник ___________________________________________

Ф.И.О.

Руководитель_________________________________________

Ф.И.О.

Консультант_________________________________________

Ф.И.О.

Консультант_________________________________________

Ф.И.О.

Консультант_________________________________________

Ф.И.О.


МОСКВА 2013

АННОТАЦИЯ
Существенное влияние на качество работы железнодорожного транспорта оказывает состояние путевого хозяйства, которое сейчас находится в достаточно сложном положении.

Путевое хозяйство - одна из основных отраслей железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь со всеми сооружениями, а также комплекс производственных подразделений и хозяйственных предприятий, предназначенных для обеспечения бесперебойной работы пути, его текущего содержания и ремонта.
пути. Дистанция пути обеспечивает технически-исправное состояние железнодорожного пути. Это выполняется за счет особых технологических процессов, связанных с химическими веществами и условиями труда

В принятой программе структурной реформы на железнодорожном транспорте обозначены основные цели и задачи до 2030 года – это удовлетворение рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности и качества услуг, обеспечение потребностей государства, юридических и физи­ческих лиц в железнодорожных перевозках.

В этих достаточно новых социально-экономических условиях обязательно необходи­мо учитывать безопасность труда работников.

Целью дипломного проекта явилось повышение безопасности труда в путевом хозяйстве.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ




1 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В ПУТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ




1.1 Характеристика опасных и вредных производственных факторов воздействующих на персонал путевого хозяйства. Оценка состояния условий труда




1.2 Виды, структура и причины производственного травматизма в путевом хозяйстве




1.3 Анализ, преимущества и недостатки системы информации «Человек на пути»




2. СТРУКТУРА ОАО «РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ». РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА. ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О МОСКОВСКО-ЯРОСЛАВСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ ИМ. В.Б.КАМЕНСКОГО




2.1 История Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского




2.2 Территориальное расположение, техническая характеристика и организационная структура путевого хозяйства на Московско-Ярославском направлении.




3 ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА РАБОТНИКОВ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРАЖНИЮ ПУТИ




3.1 Определение приоритетных опасных и вредных производственных факторов в технологических процессах при производстве работ по текущему содержанию пути




3.2 Оценка профессионального риска работников дистанции пути




4 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ПУТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ.




4.1 Прогнозирование развития инноваций в области обеспечения безопасности труда в путевом хозяйстве




4.2 Ресурсосбережение при выполнении работ по текущему содержанию пути как фактор обеспечения безопасности труда




4.3 Пути повышения безопасности труда персонала Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского




4.4 Применение организационно-управленческих решений




4.5 Применение технических решений




5 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ РЕШЕНИЙ

5.1 Улучшение условий труда работников и повышение безопасности труда персонала за счет внедрения организационно-управленческих и технических решений.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ






ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт - это основа транспортного комплекса Российской Федерации. Железнодорожный транспорт является наиболее надежным средством сообщения, обеспечивающим потребности России в перевозках. Доля железных дорог в грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны в последние годы составляет почти 80 %.

Эксплуатационная длина железных дорог России составляет 85,2 тыс. км, а развернутая - 124,1 тыс. км. Несмотря на существенное снижение в последние годы объемов перевозок, резервов движения, сокращение инвестиций и поставок новой техники, железные дороги России остаются одной из наиболее мощных транспортных систем мира.

В таких условиях содержание пути и сооружений в постоянной исправности и выполнение больших объемов работ по их ремонту с минимальными затратами труда и наименьшими помехами движению поездов возможны только при создании условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Дистанции пути как структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» является одной из ведущих отраслей железнодорожного транспорта, где занята шестая часть контингента рабочих и служащих. Основным видом травматизма является наезд подвижного состава на работающих. Самая травмоопасная профессия - монтер пути. Наибольшее количество несчастных случаев происходит при работах по текущему содержанию пути. Самые характерные из них связаны с наездами поездов на людей при неграмотном ограждении места работ и несвоевременном выходе путейцев в безопасную зону.

Это объясняется особенностями рабочих мест монтеров пути и особенностями технологического процесса по текущему содержанию пути:

  • непостоянством рабочего места, рабочей зоны;

  • работой в различных климатических условиях;

  • применением малоквалифицированного труда, маломеханизированного инструмента;

  • изменением технологии в процессе производства работ;

  • производством работ в «окна» 2-5 часов или в короткие интервалы времени 10-20 минут между поездами.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что необходимо изучение состояния рабочих мест, особенностей технологического процесса, условий и безопасности труда в путевом хозяйстве.

Целью дипломной работы является исследование условий труда в Московско-Ярославской дистанции им. В.Б. Каменского и разработка мер по их улучшению.



В связи с этим в дипломной работе были поставлены и решены следующие вопросы:

- проведение анализа существующей системы охраны труда в дистанции пути;

- оценка воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников при производстве работ по текущему содержанию пути;

- повышение безопасности труда, совершенствование методов оценки риска, а также анализа безопасности;

- обоснование предложений по созданию безопасных условий труда и разработать технические средства к устранению или снижению воздействия опасных и вредных производственных факторов.

В первой главе приводятся характеристика опасных и вредных производственных факторов, влияющие на здоровье работников дистанции пути. Рассматриваются основные виды и причины производственного травматизма и недостатки работы системы информации «Человек на пути». В работе показано, что на 2012г. в Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского 137 рабочих места, на которых трудятся около 361 чел. Не соответствуют требованиям норм охраны труда 91 (66,4%) рабочих мест, где заняты 257 чел (71%). Приведено в 2012 г. в соответствие с требованиями норм охраны труда 25 рабочих мест (18%).

Необходимы разработки по созданию технических средств для устранения или снижения опасных и вредных производственных факторов и внедрения мероприятий, направленных на повышение безопасности труда путейцев.

Во второй главе описывается структурная организация работы путевого хозяйства. Приведены данные по техническим характеристикам и территориальному расположению.

Третья глава посвящена исследованию воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников, занятых работой по текущему содержанию пути. В результате оценке специалистами путевого хозяйства в 2012г. самыми распространенными вредными производственными факторами в Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского остаются:

  • напряженность труда - 21 рабочих мест,

  • химический фактор – 1 рабочее место,

  • шум - 2 рабочих мест,

  • тяжесть труда - 45 рабочих мест,

  • микроклимат - 88 рабочих мест,

  • вибрация - 32 рабочих мест.

Очевидно, что работы по улучшению или снижению воздействия опасных и вредных производственных факторов не дает ощутимых результатов по снижению общего количества рабочих мест занятых во вредных условиях труда, оценка профессионального риска в дистанции пути, также подтверждают это.

В четвертой главе приводятся инновационный план для ОАО «РЖД» в целом и для путевого хозяйства для повышения износостойкости пути и безопасности труда работников. Приведены мероприятия по охране труда, которые ежегодно в дистанции пути планируются для повышения безопасности труда работников путевого хозяйства. Указаны ресурсосберегающие технологии. Также, на основании проведенных анализов по оценке условий труда, указаны организационно-управленческие и технические решения, благодаря которым повыситься безопасность труда работников.

В пятой главе дается экономическая оценка эффективности улучшение условий труда работников за счет устранения или снижения воздействия опасных или вредных производственных факторов на работников при учете ресурсосбережения при выполнении путевых работ.
1 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ПУТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1.1 Характеристика опасных и вредных производственных факторов воздействующих на персонал путевого хозяйства. Оценка состояния условий труда.

Уровни опасных и вредных производственных факторов, которые влияют на работников дистанции пути определяются на основе инструментальных измерений, которые должны выполняться в процессе работы, т. е. при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.

Согласно стандарту опасные и вредные производственные факторы подразделяются на четыре группы:

  • физические;

  • химические; 

  • биологические; 

  • психофизические [9].

К физическим опасным и вредным производственным факторам воздействующие на персонал Московско-Ярославской дистанции пути относятся:

  • шум;

  • вибрация;

  • тяжесть труда;

  • напряженность;

  • микроклимат

  • движущиеся машины и механизмы;

  • незащищенные подвижные элементы производственного оборудования (приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.);

  • повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов;

  • повышенные или пониженные микро-климатические условия, повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных излучений,

  • недостаточная освещенность рабочей зоны, расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола).

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:

  • токсические,

  • канцерогенные,

  • раздражающие,

  • мутагенные,

  • сенсибилизирующие,

Эти виды влияют на репродуктивную функцию и могут проникать в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические опасные и вредные производственные факторы — это патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы и т. д.) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения и животные).

На состояние организма человека оказывают наибольшее влияние опасные и вредные производственные факторы. Производственные шум и вибрация могут резко снижать работоспособность человека и остроту слуха, возникает боль в голове и наблюдается расстройство нервной системы, влияют на сердечнососудистую систему человека, также могут вызывать язвенную болезнь желудка. При работе в условиях неправильного и недостаточного освещения снижается эффективность зрения, развивается близорукость, возникают головные боли, появляется утомляемость, снижается работоспособность. Токсические вещества могут вызывать острые и хронические отравления, такие заболевания как экзему, аллергию, астму, и т. д. Не менее опасна пыль различного происхождения, она оседает в легких, затрудняет дыхание, загрязняет кожу и внутренние органы человека, вызывает аллергию и силикоз легких. Кроме того, отдельные виды пыли пожароопасны и взрывоопасны. На здоровье человека оказывают влияние электростатические и электромагнитные поля, которые нарушают ионный состав воздуха. Температура, относительная влажность, скорость движения воздуха и его чистота также оказывают огромное влияние на самочувствие и работоспособность человека.

Оценка условий труда - это определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов, напряженности и тяжести труда.  Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений, которые должны выполняться в процессе работы, т. е. при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.

Условия труда в соответствии с гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» оцениваются по четырем классам.

Безопасными условиями труда считаются уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа не должны вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работающего и его потомства. Безопасными условиями труда также считаются условия труда при полном отсутствии вредных и опасных производственных факторов. 

  • 1-й класс - оптимальные условия труда. При выполнении профессиональных обязанностей работающие сохраняют свое здоровье и имеют предпосылки для поддержания высокого уровня трудоспособности.

  • 2-й класс - допустимые условия труда. Характеризуются значениями факторов, не превышающими установленных гигиеническими нормами, а функциональное состояние организма от их воздействия восстанавливается к началу следующей смены, не оказывая неблагоприятного действия на работающего и его потомство. 

  • 3-й класс - вредные условия труда. Характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и его потомство[9].

К 3 классу условий труда на Московско - Ярославской дистанции пути им. В. Б. Каменского относится 66% - 91 рабочее место.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на четыре степени вредности:

  • 1-я степень 3-го класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями условий вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

  • 2-я степень 3-го класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

  • 3-я степень 3-го класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию, как правило, профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесоматической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

  • 4-я степень 3-го класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасными (экстремальными) условиями труда считаются условия, когда уровни производственных факторов рабочей среды оказывают воздействие на протяжении рабочей смены или ее части и создают угрозу для жизни и высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний и относятся к 4-му классу [9].

По состоянию на 1 января 2013 г. в Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского насчитывается 137 рабочих мест, на которых работает 361 человек, из них 91 рабочее место (257 работающих), или 71% от общей численности, не в полной мере соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского в 2010 и 2012 году, проведена на 113 и 25 рабочих местах по централизованному договору, соответственно.

Самыми распространенными вредными производственными факторами в дистанции пути остаются:

  • напряженность труда - 21 рабочих мест,

  • химический фактор – 1 рабочее место,

  • шум - 2 рабочих мест,

  • тяжесть труда - 45 рабочих мест,

  • микроклимат - 88 рабочих мест,

  • вибрация - 32 рабочих мест.

По итогам работы 2012 года значительно снижено количество рабочих мест с вредным производственным фактором освещенность - с 25 до 0 рабочих мест. Остальные производственные факторы относятся к неустранимым.

При этом работа по приведению рабочих мест к требованиям норм пока не дает ощутимых результатов по снижению общего количества рабочих мест занятых во вредных условиях труда. Доля таких рабочих мест

по прежнему составляет около 70%.

Оценка условий труда персонала при ремонте по текущему содержанию пути проводится после завершения измерений всех факторов на рабочих местах в дистанции пути, и включает в себя следующие результаты оценок:

  • классы (подклассы) условий труда по гигиеническим нормативам;

  • класса условий труда по травмоопасности;

  • обеспечения работниками средствами индивидуальной защиты.

Оценке условий труда по гигиеническим нормативам подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда [6]. По Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского по гигиеническим нормативам приоритетными факторами являются:

  • напряженность труда;

  • химический фактор;

  • шум;

  • тяжесть труда;

  • микроклимат;

  • вибрация;

Распределение рабочих мест и работающих в дистанции пути по вредным факторам представлено в таблице 1.1.

Распределение рабочих мест и работающих по классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест представлено в таблице 1.2.

Таблица 1.1

Воздействие вредных факторов на рабочих местах

№ п/п

Вредный фактор

Количество рабочих мест, не соответствующих требованиям норм охраны труда, и численность работающих на них (всего)

Из них с неустранимыми вредными факторами (всего)

рабочих мест

работающих

рабочих мест

работающих

А

Б

1

2

3

4

1

Химический

1

3

1

3

2

Биологический

 

 

 

 

3

Шум

2

2

2

2

4

Инфразвук

 

 

 

 

5

Ультразвук

 

 

 

 

6

Вибрация

44

174

44

174

7

Запыленность

 

 

 

 

8

Ионизирующее изл.

 

 

 

 

9

Неионизирующее изл.

 

 

 

 

10

Микроклимат

88

252

88

252

11

Освещение

 

 

 

 

12

Тяжесть труда

45

181

45

181

13

Напряженность труда

21

21

21

21

14

Травмобезопасность

 

 

 

 


Таблица 1.2

Распределение рабочих мест и работающих по классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест

Количество рабочих мест (всего)

Рабочие места в безопасных условиях труда

Рабочие места во вредных условиях труда

Рабочие места в опасных условиях труда

Классы условий труда:

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

1

2

3

4

5

6

7

8

136

16

29

47

44

0

0

0

Количество работающих (всего)

Работающие в безопасных условиях труда

Работающие во вредных условиях труда

Работающие в опасных условиях труда

Классы условий труда:

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

1

2

3

4

5

6

7

8

341

26

58

81

176

0

0

0

Основными объектами оценки условий труда по травмоопасности рабочих мест являются:

  • производственное оборудование;

  • приспособления и инструменты;

  • обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Технологическое оборудование, приспособление, инструменты должны соответствовать требованиям безопасности и нормативным документам:


  • межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции;

  • правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;

  • строительные нормы и правила, своды по проектированию и строительству.

Таблица 1.3

Классификация условий труда по травмобезопасности

Оптимальные

(класс 1)

Допустимые

(класс 2)

Опасные

(класс 3)

Оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам (нормативным правовым актам). Установлены и исправны требуемые средства защиты, инструмент; средства инструктажа и обучения составлены в соответствии с требованиями, оборудование исправно

Повреждены и неисправны средства защиты, не снижающие их защитных функций (частичное загрязнение сигнальной окраски, ослабление отдельных крепежных деталей и т.п.)

Повреждены, неисправны или отсутствуют предусмотренные конструкцией оборудования средства защиты рабочих органов и передач (ограждения, блокировки, сигнальные устройства и др.), неисправен инструмент. Отсутствуют инструкции по охране труда либо имеющиеся инструкции составлены без учета соответствующих требований, нарушены условия их пересмотра. Отсутствуют средства обучения безопасности труда (правила, обучающие и контролирующие программы, учебные пособия и др.), либо имеющиеся средства составлены некачественно и нарушены условия их пересмотра.

Оценка обеспечения работниками средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и другими нормативными документами.

Спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты работники Московско-Ярославской дистанции пути им. В.Б. Каменского обеспечиваются согласно действующих отраслевых норм. Из выдаваемой спецодежды отмечается низкое качество костюмов хлопчатобумажных, рукавиц комбинированных, сигнальных нарукавников (не выдерживают сроков носки) [27].

Таблица 2.4

Обеспечение средствами индивидуальной защиты

№п/п

Наименование

Получено в 2012 году

1

Сапоги резиновые формовые

12

2

сапоги валяные с резиновым низом

75

3

плащ мужской

63

4

костюм мужской для защиты от пониженных температур

55

5

комплект мужской летний для сварщика

7

6

комплект мужской х/б

231

7

комплект мужской «Путеец-Л»

5

8

костюм мужской летний из смешанных тканей

8

9

жилет сигнальный

751

10

рукавицы из брезента

60

11

рукавицы утепленные на ватине

850

12

рукавицы х/б

6929

13

нарукавники для сигналистов

120

14

головной убор сигнальный летний

142

15

сапоги юфтевые

30

16

сапоги комбинированные

50

17

сапоги кожаные на двухслойной полиуретановой подошве

85

18

ботинки женские кожаные на двухслойной полиуретановой подошве

5

19

ботинки мужские кожаные на двухслойной полиуретановой подошве

75

20

головной убор зимний

15