ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель, предмет и основные задачи культурологии
Основные задачи культурологии:
Междисциплинарный характер культурологии:
В структуру культурологии входят:
Основными компонентами предмета культурологии являются:
Основные методы анализа культуры в культурологии
Основные методы анализа культуры:
Многозначность понятия «цивилизация»
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
Характерными чертами восточной цивилизации являются:
Специфика и основные черты техногенной цивилизации
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Черты современного кризиса культуры
Условия преодоления техногенности:
выражающую ее омертвление, вытеснение одухотворенности прозаическими материально-техническими интересами.
Но отношения культуры и цивилизации более сложны, чем простые оппозиции “духовного” и “материального”. Сравним их наиболее общие характеристики:
Цивилизация определяетместоирольвсякогочеловекавкультуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которыхнаходятболееилименееадекватноевыражениецелииидеалыкультуры.
(по проф. М.С.Кагану)
Но цивилизация не является абсолютным благом. Современное состояние соотношения культуры и цивилизации характеризуется изменением социально детерминированного раздвоения культуры (элитарная и народная культуры) на элитарную и массовую под воздействием научно-технического прогресса. Увеличение доли массовой культуры приводит к положению, когда впервые в истории цивилизация раскрывает силы, губительные для культуры и самого существования человека, вытесняя интеллект из культуры и активизируя унаследованные от предков физиологические реакции.
Тип цивилизации – методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.
Цивилизации различаются:
Специфика культурного развития остается за пределами такой типологизации. Все культурное многообразие загоняется на жесткие ступени поступательного развития человечества, а некоторые культуры оцениваются как примитивные и малоценные и насильственно вовлекаются в цивилизационные процессы.
Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
В основу этой типологизации положены четыреосновныхкритерия:
На основе этих критериев вычленяются четыреосновныхтипацивилизации:
Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в единстве и гармонии с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному
циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм.
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) – исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к третьему тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.
Но отношения культуры и цивилизации более сложны, чем простые оппозиции “духовного” и “материального”. Сравним их наиболее общие характеристики:
Цивилизация'>Культура | Цивилизация |
Культура совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития. | Цивилизация совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей. |
Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия. | Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения. |
В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. | Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей. |
Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. | Цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся. |
Культура имеет душу. | Цивилизация же имеет методы и орудия. |
Цивилизация определяетместоирольвсякогочеловекавкультуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которыхнаходятболееилименееадекватноевыражениецелииидеалыкультуры.
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
(по проф. М.С.Кагану)
Первобытное состояние | Традиционная культура | Индустриальная цивилизация | Постиндустриальное общество |
Доцивилизационный тип культуры | Цивилизация в культуре | Культура в Цивилизации | Отождествление Культуры и Ци- вилизации |
Но цивилизация не является абсолютным благом. Современное состояние соотношения культуры и цивилизации характеризуется изменением социально детерминированного раздвоения культуры (элитарная и народная культуры) на элитарную и массовую под воздействием научно-технического прогресса. Увеличение доли массовой культуры приводит к положению, когда впервые в истории цивилизация раскрывает силы, губительные для культуры и самого существования человека, вытесняя интеллект из культуры и активизируя унаследованные от предков физиологические реакции.
Типологизация цивилизаций
Тип цивилизации – методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.
Цивилизации различаются:
-
по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные; -
по принципу естественно-географической среды: открытые, закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии); -
по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э. Тоффлера: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному (культуры религиозные и светские) принципам.
Специфика культурного развития остается за пределами такой типологизации. Все культурное многообразие загоняется на жесткие ступени поступательного развития человечества, а некоторые культуры оцениваются как примитивные и малоценные и насильственно вовлекаются в цивилизационные процессы.
Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
В основу этой типологизации положены четыреосновныхкритерия:
-
общие фундаментальные черты духовной жизни; -
общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; -
взаимопереплетение культур; -
наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
На основе этих критериев вычленяются четыреосновныхтипацивилизации:
-
природные сообщества (непрогрессивные формы существования); -
восточный тип цивилизации; -
западный тип цивилизации; -
современный (техногенный) тип цивилизации.
Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в единстве и гармонии с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному
циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм.
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) – исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к третьему тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.