ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель, предмет и основные задачи культурологии
Основные задачи культурологии:
Междисциплинарный характер культурологии:
В структуру культурологии входят:
Основными компонентами предмета культурологии являются:
Основные методы анализа культуры в культурологии
Основные методы анализа культуры:
Многозначность понятия «цивилизация»
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
Характерными чертами восточной цивилизации являются:
Специфика и основные черты техногенной цивилизации
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Черты современного кризиса культуры
Условия преодоления техногенности:
характеристики анализируемых культур. Совокупность показателей, параметров, выступающих основанием для создания типологии, определяется как задачами науки, в рамках которой проводятся исследования, так и методологическими позициями самого исследователя. Этим обусловливается невозможность существования универсальной типологии культуры (разные культурологи выделяют 3,8,11… и более типов культур).
Типологии культуры разрабатывали такие известные исследователи, как М. Вебер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Ницше, П. Сорокин, М. Мид, Ю. Лотман.
В своих культурологических концепциях они пытались разрешить две важные проблемы: первая может быть выражена формулой –
«единство мировой культуры или множественность локальных замкнутых культур?», вторая это соотношение культуры и цивилизации.
(по проф. В.М Межуеву)
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.
Отраслями культуры следует называть такиесовокупностинорм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры – это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм,правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.
Этническая культура это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта местная ограниченность, жесткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколений к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необходимым
и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.
В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.
Термин «тип» предполагает, что национальные культуры – русскую, французскую или китайскую – мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.
Формы культуры относятся к таким совокупностямправил,норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являютсятакжесоставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народнаякультура и массоваякультура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией,
средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.
Элитарная, высокая культура (elite, франц. избранный, лучший, отборный, отборный) – культура письменная; создается преимущественно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут восприняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; поначалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуждой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.
Народнаякультура– сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Создается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки.
Массовая культура вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее возникновения – первая половина-середина ХХ в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной)
Типологии культуры разрабатывали такие известные исследователи, как М. Вебер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Ницше, П. Сорокин, М. Мид, Ю. Лотман.
В своих культурологических концепциях они пытались разрешить две важные проблемы: первая может быть выражена формулой –
«единство мировой культуры или множественность локальных замкнутых культур?», вторая это соотношение культуры и цивилизации.
Типология культур
(по проф. В.М Межуеву)
Отношение к природе | Историческая типология | Отношение к традиции | Региональная типология |
Способ жить (приспособление к природе) | Доклассическая культура (мифологическая, религиозная). V-XIVвв. | Традиционная культура (передача традиции, удовлетворение наличных жизненных потребностей, а не накопление) а) неразрушенная; б) разрушенная | «Восток» или «Юг» а) географический Восток, средневековая Европа, Латинская Америка, Африка, Россия, Турция; б) традиционные культуры в XXXXI в. |
«Вторая природа» (построение второй природы, сотворенной человеком, но столь же онтологически значимой, как и первая). XVII-XX вв. | Классическая культура (демиургическая, основанная на принципах гуманизма, рационализма, историзма – вера в прогресс). XIVXIV-XIXконец XIXв. | Современная культура (постоянная ориентация на новое, на накопление материальных и духовных продуктов сверх нормы потребления, накопление инновационных технологий, выделение индивида) | «Запад» XVIIXXвв. или «Север». В XX в. Сюда присоединяются Япония, Гонконг, Южная Корея |
Способ выжить (учет ограничений, поставленных природой при создании второй природы, отказ от демиургической концепции культуры). Конец XX-XXI вв. | Неклассическая культура (ослабление демиургических принципов). Начало XX – XX в. Постнеклассическая (большая ориентация на существующую реальность, на ее принятие). Конец XX-XXI вв. | Постмодернистская культура (Объединение черт традиционной и современной культур) | «Евразийская» (географическая Россия, Турция). Теоретически – объединение черт традиционной и модернистской культур |
-
ОТРАСЛИ, ТИПЫ, ФОРМЫ, ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.
Отраслями культуры следует называть такиесовокупностинорм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры – это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм,правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.
Этническая культура это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта местная ограниченность, жесткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколений к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необходимым
и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.
В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.
Термин «тип» предполагает, что национальные культуры – русскую, французскую или китайскую – мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.
Формы культуры относятся к таким совокупностямправил,норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являютсятакжесоставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народнаякультура и массоваякультура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией,
средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.
Элитарная, высокая культура (elite, франц. избранный, лучший, отборный, отборный) – культура письменная; создается преимущественно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут восприняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; поначалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуждой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.
Народнаякультура– сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Создается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки.
Массовая культура вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее возникновения – первая половина-середина ХХ в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной)