Файл: 1. теория культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Оглавление

Цель, предмет и основные задачи культурологии

Основные задачи культурологии:

Междисциплинарный характер культурологии:

Структура культурологии

В структуру культурологии входят:

Основными компонентами предмета культурологии являются:

Структура культуры

Функции культуры

Основные функции культуры:

Основные методы анализа культуры в культурологии

Основные методы анализа культуры:

Многозначность понятия «цивилизация»

Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

Типологизация цивилизаций

Характерными чертами восточной цивилизации являются:

Специфика и основные черты техногенной цивилизации

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Черты современного кризиса культуры

Условия преодоления техногенности:

Понятие толерантности

Типология культур

ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ

Науки, изучающие языки культуры:

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

Вопросы для повторения:

характеристики анализируемых культур. Совокупность показателей, параметров, выступающих основанием для создания типологии, определяется как задачами науки, в рамках которой проводятся исследования, так и методологическими позициями самого исследователя. Этим обусловливается невозможность существования универсальной типологии культуры (разные культурологи выделяют 3,8,11… и более типов культур).

Типологии культуры разрабатывали такие известные исследователи, как М. Вебер, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Ницше, П. Сорокин, М. Мид, Ю. Лотман.

В своих культурологических концепциях они пытались разрешить две важные проблемы: первая может быть выражена формулой

«единство мировой культуры или множественность локальных замкнутых культур?», вторая это соотношение культуры и цивилизации.


Типология культур


(по проф. В.М Межуеву)


Отношение к природе

Историческая типология

Отношение к традиции

Региональная типология

Способ жить (приспособление к природе)

Доклассическая культура (мифологическая, религиозная). V-XIVвв.

Традиционная культура (передача традиции, удовлетворение наличных жизненных потребностей, а не накопление)

а) неразрушенная;

б) разрушенная

«Восток» или «Юг» а) географический Восток, средневековая Европа, Латинская Америка, Африка, Россия, Турция;

б) традиционные культуры в XXXXI в.

«Вторая природа» (построение второй природы, сотворенной человеком, но столь же онтологически значимой, как и первая). XVII-XX вв.

Классическая культура (демиургическая, основанная на принципах гуманизма, рационализма, историзма – вера в прогресс). XIVXIV-XIXконец XIXв.

Современная культура (постоянная ориентация на новое, на накопление материальных и духовных продуктов сверх нормы потребления, накопление инновационных технологий, выделение индивида)

«Запад» XVIIXXвв. или «Север». В XX в. Сюда присоединяются Япония, Гонконг, Южная Корея

Способ выжить (учет ограничений, поставленных природой при создании второй природы, отказ от демиургической концепции культуры).

Конец XX-XXI вв.

Неклассическая культура (ослабление демиургических принципов).

Начало XX – XX в. Постнеклассическая (большая ориентация на существующую реальность, на ее принятие).

Конец XX-XXI вв.

Постмодернистская культура (Объединение черт традиционной и современной культур)

«Евразийская» (географическая Россия, Турция). Теоретически – объединение черт традиционной и модернистской культур



    1. ОТРАСЛИ, ТИПЫ, ФОРМЫ, ВИДЫ КУЛЬТУРЫ



В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.
Отраслями культуры следует называть такиесовокупностинорм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры – это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм,правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.

Этническая культура это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта местная ограниченность, жесткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколений к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необходимым
и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры – русскую, французскую или китайскую – мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностямправил,норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являютсятакжесоставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народнаякультура и массоваякультура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией,
средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. избранный, лучший, отборный, отборный) – культура письменная; создается преимущественно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут восприняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; поначалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуждой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народнаякультура сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Создается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки.

Массовая культура вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее возникновения первая половина-середина ХХ в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной)