Файл: История и современная система защиты информации в России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Дневники агентурных сведений, доставляемых секрет­ными сотрудниками, отдельно по каждой организации, и к ним отдельный листковый алфавит лиц, упоминаемых в этих дневниках.

2. Дневники наружного наблюдения с соответствующими сводками, отдельно по каждой организации.

3. Листковый алфавит лиц, сведения о коих имеются в данном отделении, а также разыскиваемых лиц по установ­ленной форме.

4. Листковый алфавит домов, проходящих по наблюдению агентуры или переписке с выписками из домовых книг на листках 3-х цветов.

5. Особые наряды по каждой организации отдельно, с об­разцами всех прокламаций данной фракции.

Особые дела по каждой организации отдельно (комитет­ские), куда подшиваются в хронологическом порядке все бу­маги, имеющие значение для освещения деятельности дан­ной партии и принимаемых против нее мер.

Необходимая оперативная информация поступала в Де­партамент полиции по многим каналам, но основными счи­тались перлюстрация писем, внешнее филерское наблюдение и внутреннее агентурное наблюдение.

Филерскаяслужба

Основной задачей филеров был визуальный контроль за объектами заинтересованности тайной полиции и розыск государственных преступников по приметам и признакам ведения. Филеры считались передовым отрядом «охранки». Основой работы филера, как и других сотрудников «охран­ки», была конспирация.

Основной задачей филера было проследить, запомнить и сообщить «охранке» особенности внешности, поведения, одежды и движения наблюдаемого. Установить маршруты его движения, посещаемые адреса, сколько пробыл, в котором часу вышел, и т. д. Предписывалось запомнить, а при возмож­ности и выяснить фамилии, имена, места работы и житель­ства лиц, с которыми встречался объект наблюдения. Самое главное было — не упускать наблюдаемого из виду, пока его не примет под наблюдение другой филер. Сыщики должны были вести слежку незаметно как для объекта их интереса, так и для окружения.

О своей работе филеры подавали письменный отчет в форме ежедневных рапортов и еженедельных сводок. Доне­сения филеров подшивались в особую тетрадь, приобщаемую к делу на организацию или лицо.

Внутреннееагентурноенаблюдение

И все же элитой «охранки», ее гордостью были не филе­ры, а агенты внутреннего наблюдения, внедряемые в поли­тические организации (провокаторы в партийной среде). Существовал также институт осведомителей, которые в отли­чие от агентов в антиправительственных организациях не со­стояли и потому не участвовали в противоправной деятель­ности. Как правило, осведомителей вербовали из числа дворников, лакеев, официантов и лиц других профессий, час­то находящихся по роду своих занятий в местах большого скопления людей. Наиболее ценились именно секретные со­трудники, и Инструкция 1907 г. по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных уч­реждениях особо подчеркивала:
«Следует всегда иметь в виду, что один, даже слабый секретный сотрудник, находящийся в обследуемой среде («партийный сотрудник»), несоизмеримо даст больше материала для обнаружения государственного пре­ступления, чем общество, в котором официально может вра­щаться заведующий розыском. Поэтому секретного сотрудни­ка, находящегося в революционной среде или другом обследуемом обществе, никто и ничто заменить не может».

Получаемую информацию агент в целях собственной бе­зопасности представлял в виде обезличенных донесений, подписанных псевдонимом. Таким образом, даже если доку­мент попадал в руки постороннего лица, невозможно было установить ни фамилию источника сведений, ни его возраст, ни его пол, ни его профессию.

Схема организации политического розыска определялась ситуацией в стране.

Перлюстрациякорреспонденции

Достаточно полновесным источником получения «охран­кой» информации являлась перлюстрация, или тайное вскрытие почтовых отправлений.

Устав уголовного судопроизводства (ст. 368 и ст. 1035) до­пускал контроль корреспонденции уголовно преследуемых лиц с санкции окружного суда. Однако тайную полицию ин­тересовала переписка несравненно большего круга лиц, чем отдельные уголовные преступники.

С согласия высшей государственной власти этот «интерес» удовлетворялся, хотя при этом нарушалась неприкосновен­ность частной корреспонденции, охраняемой законом, при­чем людьми, призванными следить за исполнением законов.

Обработка корреспонденции производилась в так называемых черных кабинетах, обычно размещавшихся в зданиях почтамтов. Подбор служащих про­изводился из числа наиболее проверенных чиновников, обладающих знанием иностранных языков. Поступающие давали подписку о неразглашении характера своей работы.

Отбор материалов для изучения из общего потока писем производился в соответствии со списками лиц, интересую­щих тайную полицию. Кроме этого, перлюстраторы отбира­ли документы по собственному усмотрению, руководствуясь своим умением, выработанным в процессе многолетней де­ятельности, выявлять признаки почерка представителей тех или иных политических партий, интересующих спецслужбу. Учет информации, полученной в процессе перлюстрации, осуществлялся в форме выписок из писем.

Информационно-аналитическое обеспечениеоперативной

деятельности «охранки»

Особенностью работы Департамента полиции являлось сочетание агентурной работы с обработкой и картотечным учетом информации. Причем каждая из этих форм работы взаимно активизировала другую: для роста банка данных не­обходимо увеличивать число агентов, что вело к получению и учету новой информации. При организации данной рабо­ты руководители спецслужбы исходили из соображения, что не всю получаемую оперативную информацию «охранка» могла сразу реализовать. Отдельные факты должны накапли­ваться, анализироваться, другие служить «справочным мате­риалом» и т. д. Получив по праву преемника Третьего отде­ления его архивы, охранка к 1914 г. довела число учтенных материалов до миллиона карточек.

Информация в отношении конкретных объектов заинтере­сованности охранки, находящихся под наблюдением, учитыва­лась в виде личных карточек, содержащих данные о личности (имя, возраст, пол, адрес, отпечатки пальцев, фотографии), а также листосводок наружных наблюдений. Последние пред­ставляли собой схему, на которой объект наблюдения был представлен кругом, соединенным линиями со своими свя­зями, каждой из которых соответствовала особая карточка. И чем ближе к объекту наблюдения была связь, тем ближе сим­вол, отображающий эту связь на схеме, был к кругу, обозна­чающему объект. Чем толще была линия, соединяющая на схеме объект с его связью, тем больше контактов они имели по данным наблюдения.

Это была своего рода революция в обработке и анализе данных, получаемых тайной полицией, так как создавалась возможность наглядно взглянуть на ту или иную организа­цию, изучить характер взаимоотношений в ней, проанализи­ровать эффективность действий наружного наблюдения и внутренней агентуры по разложению организации и др. Од­нако в реальной жизни все оказалось сложнее. Схемы были перенасыщены второстепенными, а зачастую и вообще не имевшими отношения к объекту изучения связями. Весьма сложно оказалось проранжировать связи по близости к объекту.
2.4 Защита информации в военной области. Организация секретного делопроизводства

В 1863 году были утверждены положения и штаты главного управления генерального штабы (ГУГШ). Это был центральный орган управления военной разведкой в составе военного министерства. Предшественником этого органа являлась особая канцелярия. В России существовали центральные органы военной разведки. В структуре ГУГШ функции защиты информации осуществляла военно-ученое отделение.


Функции:

  1. Ведение секретного делопроизводства.

  2. Управление военными агентами.

  3. Разработка инструкций по вопросам деятельности министерства.

  4. Цензура военных периодических изданий.

Зарубежными силами органов разведки являлись военные агенты при российских представительствах заграницей. С 1864 года военные агенты России получили официальный статус военных уполномоченных, числились в составе дипломатического корпуса, пользовались его правами.

С конца 50х годов в военном министерстве введена децентрализованная система секретного делопроизводства. В общей канцелярии министерства ведением секретного делопроизводства занималось первое отделение.

Учет поступивших секретных документов состоял из двух этапов: учет секретных пакетов и учет секретных документов. Пакеты регистрировались в особой книге учета пакетов, в которой указывались: время, номер пакеты, кем прислан, кем доставлен. Недостаток: в отличие от современных требований к учету пакетов, учитывались как секретные, так и несекретные пакеты и только после учета осуществлялась сортировка.

Секретные пакеты вскрывались непосредственно военным министром. Порядок пересылки секретных документов определялся в «правилах употребления бумаги и порядка отправления дел по департаментам военного министерства» 1859 года. На секретных пакетах указывались следующие данные: гриф секретности, адресат, фамилия инициалы лица, кому адресуется пакет, автор. Пакеты запечатывались сургучом, бумажными наклейками, на которых проставлялась печать военного министерства с надписью «для пакетов».

С 50-х годов XIX в. регламентируется порядок прошивки, опечатывания, ведения и перерегистрации журналов учета секретных документов («шнуровые книги»), вводилось требование ведения проверки «шнуровых книг», после чего делалась запись о правильности ведения книг, которая подписывалась всеми лицами, участвующими в проверке. Вводилась также ежегодная проверка шнуровых книг. При закрытии книг делалась запись о перерегистрации всех данных в новом журнале.

Во второй половине XIX в. в архивах отдельных департаментов министерства стали создаваться специальные подразделения для выделенного хранения секретных чертежно-графических секретных документов.
2.4. Ведение секретного делопроизводства и шифрованной переписки в министерстве иностранных дел


В МИДе все поступившие документы регистрировались в едином входящем журнале, который разделялся на три части: указы императора, документы от министра и из других министерств, секретные документы. Применялась децентрализованная система делопроизводства.

В департаментах МИДа для регистрации исходящих документов велось три журнала.

Организация работы с шифрованной перепиской. Шифры составлялись специалистами-криптографами, после чего от руки переписывались специальным секретарем в необходимом количестве экземпляров. Во второй половине века шифры изготавливались типографским способом. К каждому шифру составлялась докладная записка, где приводилось описание шифра и смета расходов. Срок действия шифров определялся «цифирным комитетом» и составлял 6 лет. С конца 50-х годов срок уменьшен до трех лет.

В канцелярии МИДа составлялась опись шифров, где указывался его номер и язык, на котором он составлен.

Во 2й половине XIX в. криптографические службы были созданы в военном министерстве и в МВД. Шифровальная служба МИДа до октября 1917 года сохраняла ведущие позиции в этой области.

По назначению цели шифры классифицировались:

  1. По языковому принципу.

  2. По отраслевому назначению. Шифры военного ведомства и императора, жандармерии и департамента полиции, шифры гражданских ведомств, агентурные шифры.

  3. По степени секретности. Секретные шифры, несекретные (для документов с несекретным содержанием, но передача которых в незашифрованном виде могла способствовать преждевременной огласке; хранились с секретными делами), специального назначения (для переписки с правительственным учреждениями и частными учреждениями и лицами).

Недостатки: на практике шифры использовались в течение 15-20 лет; выведенные из действиях шифры вводились снова через значительный промежуток времени; шифры, взломанные в одних регионах, продолжали использоваться в других.
3. Особенности системы защиты информации в России в начале 20 века

3.1. Правовые основы защиты информации

22 марта 1903 года в России издается новое «уголовное уложение».

108 статья – устанавливала ответственность за шпионаж в военное и мирное время. В военное время шпионаж определялся как «способствование или благоприятствование неприятелю в военных или враждебных против России действиях, учиненное российским подданным». Разглашение государственной тайны в интересах иностранного государства рассматривалось как тягчайший вид государственной измены. Высшая мера наказания. За существенное содействие шпионажу – бессрочные каторжные работы. За содействие – срочные (до 15 лет) работы.