Файл: История и современная система защиты информации в России.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Дневники агентурных сведений, доставляемых секретными сотрудниками, отдельно по каждой организации, и к ним отдельный листковый алфавит лиц, упоминаемых в этих дневниках.
2. Дневники наружного наблюдения с соответствующими сводками, отдельно по каждой организации.
3. Листковый алфавит лиц, сведения о коих имеются в данном отделении, а также разыскиваемых лиц по установленной форме.
4. Листковый алфавит домов, проходящих по наблюдению агентуры или переписке с выписками из домовых книг на листках 3-х цветов.
5. Особые наряды по каждой организации отдельно, с образцами всех прокламаций данной фракции.
Особые дела по каждой организации отдельно (комитетские), куда подшиваются в хронологическом порядке все бумаги, имеющие значение для освещения деятельности данной партии и принимаемых против нее мер.
Необходимая оперативная информация поступала в Департамент полиции по многим каналам, но основными считались перлюстрация писем, внешнее филерское наблюдение и внутреннее агентурное наблюдение.
Филерскаяслужба
Основной задачей филеров был визуальный контроль за объектами заинтересованности тайной полиции и розыск государственных преступников по приметам и признакам ведения. Филеры считались передовым отрядом «охранки». Основой работы филера, как и других сотрудников «охранки», была конспирация.
Основной задачей филера было проследить, запомнить и сообщить «охранке» особенности внешности, поведения, одежды и движения наблюдаемого. Установить маршруты его движения, посещаемые адреса, сколько пробыл, в котором часу вышел, и т. д. Предписывалось запомнить, а при возможности и выяснить фамилии, имена, места работы и жительства лиц, с которыми встречался объект наблюдения. Самое главное было — не упускать наблюдаемого из виду, пока его не примет под наблюдение другой филер. Сыщики должны были вести слежку незаметно как для объекта их интереса, так и для окружения.
О своей работе филеры подавали письменный отчет в форме ежедневных рапортов и еженедельных сводок. Донесения филеров подшивались в особую тетрадь, приобщаемую к делу на организацию или лицо.
Внутреннееагентурноенаблюдение
И все же элитой «охранки», ее гордостью были не филеры, а агенты внутреннего наблюдения, внедряемые в политические организации (провокаторы в партийной среде). Существовал также институт осведомителей, которые в отличие от агентов в антиправительственных организациях не состояли и потому не участвовали в противоправной деятельности. Как правило, осведомителей вербовали из числа дворников, лакеев, официантов и лиц других профессий, часто находящихся по роду своих занятий в местах большого скопления людей. Наиболее ценились именно секретные сотрудники, и Инструкция 1907 г. по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях особо подчеркивала:
«Следует всегда иметь в виду, что один, даже слабый секретный сотрудник, находящийся в обследуемой среде («партийный сотрудник»), несоизмеримо даст больше материала для обнаружения государственного преступления, чем общество, в котором официально может вращаться заведующий розыском. Поэтому секретного сотрудника, находящегося в революционной среде или другом обследуемом обществе, никто и ничто заменить не может».
Получаемую информацию агент в целях собственной безопасности представлял в виде обезличенных донесений, подписанных псевдонимом. Таким образом, даже если документ попадал в руки постороннего лица, невозможно было установить ни фамилию источника сведений, ни его возраст, ни его пол, ни его профессию.
Схема организации политического розыска определялась ситуацией в стране.
Перлюстрациякорреспонденции
Достаточно полновесным источником получения «охранкой» информации являлась перлюстрация, или тайное вскрытие почтовых отправлений.
Устав уголовного судопроизводства (ст. 368 и ст. 1035) допускал контроль корреспонденции уголовно преследуемых лиц с санкции окружного суда. Однако тайную полицию интересовала переписка несравненно большего круга лиц, чем отдельные уголовные преступники.
С согласия высшей государственной власти этот «интерес» удовлетворялся, хотя при этом нарушалась неприкосновенность частной корреспонденции, охраняемой законом, причем людьми, призванными следить за исполнением законов.
Обработка корреспонденции производилась в так называемых черных кабинетах, обычно размещавшихся в зданиях почтамтов. Подбор служащих производился из числа наиболее проверенных чиновников, обладающих знанием иностранных языков. Поступающие давали подписку о неразглашении характера своей работы.
Отбор материалов для изучения из общего потока писем производился в соответствии со списками лиц, интересующих тайную полицию. Кроме этого, перлюстраторы отбирали документы по собственному усмотрению, руководствуясь своим умением, выработанным в процессе многолетней деятельности, выявлять признаки почерка представителей тех или иных политических партий, интересующих спецслужбу. Учет информации, полученной в процессе перлюстрации, осуществлялся в форме выписок из писем.
Информационно-аналитическое обеспечениеоперативной
деятельности «охранки»
Особенностью работы Департамента полиции являлось сочетание агентурной работы с обработкой и картотечным учетом информации. Причем каждая из этих форм работы взаимно активизировала другую: для роста банка данных необходимо увеличивать число агентов, что вело к получению и учету новой информации. При организации данной работы руководители спецслужбы исходили из соображения, что не всю получаемую оперативную информацию «охранка» могла сразу реализовать. Отдельные факты должны накапливаться, анализироваться, другие служить «справочным материалом» и т. д. Получив по праву преемника Третьего отделения его архивы, охранка к 1914 г. довела число учтенных материалов до миллиона карточек.
Информация в отношении конкретных объектов заинтересованности охранки, находящихся под наблюдением, учитывалась в виде личных карточек, содержащих данные о личности (имя, возраст, пол, адрес, отпечатки пальцев, фотографии), а также листосводок наружных наблюдений. Последние представляли собой схему, на которой объект наблюдения был представлен кругом, соединенным линиями со своими связями, каждой из которых соответствовала особая карточка. И чем ближе к объекту наблюдения была связь, тем ближе символ, отображающий эту связь на схеме, был к кругу, обозначающему объект. Чем толще была линия, соединяющая на схеме объект с его связью, тем больше контактов они имели по данным наблюдения.
Это была своего рода революция в обработке и анализе данных, получаемых тайной полицией, так как создавалась возможность наглядно взглянуть на ту или иную организацию, изучить характер взаимоотношений в ней, проанализировать эффективность действий наружного наблюдения и внутренней агентуры по разложению организации и др. Однако в реальной жизни все оказалось сложнее. Схемы были перенасыщены второстепенными, а зачастую и вообще не имевшими отношения к объекту изучения связями. Весьма сложно оказалось проранжировать связи по близости к объекту.
2.4 Защита информации в военной области. Организация секретного делопроизводства
В 1863 году были утверждены положения и штаты главного управления генерального штабы (ГУГШ). Это был центральный орган управления военной разведкой в составе военного министерства. Предшественником этого органа являлась особая канцелярия. В России существовали центральные органы военной разведки. В структуре ГУГШ функции защиты информации осуществляла военно-ученое отделение.
Функции:
-
Ведение секретного делопроизводства. -
Управление военными агентами. -
Разработка инструкций по вопросам деятельности министерства. -
Цензура военных периодических изданий.
Зарубежными силами органов разведки являлись военные агенты при российских представительствах заграницей. С 1864 года военные агенты России получили официальный статус военных уполномоченных, числились в составе дипломатического корпуса, пользовались его правами.
С конца 50х годов в военном министерстве введена децентрализованная система секретного делопроизводства. В общей канцелярии министерства ведением секретного делопроизводства занималось первое отделение.
Учет поступивших секретных документов состоял из двух этапов: учет секретных пакетов и учет секретных документов. Пакеты регистрировались в особой книге учета пакетов, в которой указывались: время, номер пакеты, кем прислан, кем доставлен. Недостаток: в отличие от современных требований к учету пакетов, учитывались как секретные, так и несекретные пакеты и только после учета осуществлялась сортировка.
Секретные пакеты вскрывались непосредственно военным министром. Порядок пересылки секретных документов определялся в «правилах употребления бумаги и порядка отправления дел по департаментам военного министерства» 1859 года. На секретных пакетах указывались следующие данные: гриф секретности, адресат, фамилия инициалы лица, кому адресуется пакет, автор. Пакеты запечатывались сургучом, бумажными наклейками, на которых проставлялась печать военного министерства с надписью «для пакетов».
С 50-х годов XIX в. регламентируется порядок прошивки, опечатывания, ведения и перерегистрации журналов учета секретных документов («шнуровые книги»), вводилось требование ведения проверки «шнуровых книг», после чего делалась запись о правильности ведения книг, которая подписывалась всеми лицами, участвующими в проверке. Вводилась также ежегодная проверка шнуровых книг. При закрытии книг делалась запись о перерегистрации всех данных в новом журнале.
Во второй половине XIX в. в архивах отдельных департаментов министерства стали создаваться специальные подразделения для выделенного хранения секретных чертежно-графических секретных документов.
2.4. Ведение секретного делопроизводства и шифрованной переписки в министерстве иностранных дел
В МИДе все поступившие документы регистрировались в едином входящем журнале, который разделялся на три части: указы императора, документы от министра и из других министерств, секретные документы. Применялась децентрализованная система делопроизводства.
В департаментах МИДа для регистрации исходящих документов велось три журнала.
Организация работы с шифрованной перепиской. Шифры составлялись специалистами-криптографами, после чего от руки переписывались специальным секретарем в необходимом количестве экземпляров. Во второй половине века шифры изготавливались типографским способом. К каждому шифру составлялась докладная записка, где приводилось описание шифра и смета расходов. Срок действия шифров определялся «цифирным комитетом» и составлял 6 лет. С конца 50-х годов срок уменьшен до трех лет.
В канцелярии МИДа составлялась опись шифров, где указывался его номер и язык, на котором он составлен.
Во 2й половине XIX в. криптографические службы были созданы в военном министерстве и в МВД. Шифровальная служба МИДа до октября 1917 года сохраняла ведущие позиции в этой области.
По назначению цели шифры классифицировались:
-
По языковому принципу. -
По отраслевому назначению. Шифры военного ведомства и императора, жандармерии и департамента полиции, шифры гражданских ведомств, агентурные шифры. -
По степени секретности. Секретные шифры, несекретные (для документов с несекретным содержанием, но передача которых в незашифрованном виде могла способствовать преждевременной огласке; хранились с секретными делами), специального назначения (для переписки с правительственным учреждениями и частными учреждениями и лицами).
Недостатки: на практике шифры использовались в течение 15-20 лет; выведенные из действиях шифры вводились снова через значительный промежуток времени; шифры, взломанные в одних регионах, продолжали использоваться в других.
3. Особенности системы защиты информации в России в начале 20 века
3.1. Правовые основы защиты информации
22 марта 1903 года в России издается новое «уголовное уложение».
108 статья – устанавливала ответственность за шпионаж в военное и мирное время. В военное время шпионаж определялся как «способствование или благоприятствование неприятелю в военных или враждебных против России действиях, учиненное российским подданным». Разглашение государственной тайны в интересах иностранного государства рассматривалось как тягчайший вид государственной измены. Высшая мера наказания. За существенное содействие шпионажу – бессрочные каторжные работы. За содействие – срочные (до 15 лет) работы.