Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  1. Моральный идеал Спинозы – общество, в котором люди искали бы собственной пользы только по руководству разума и в силу этого были бы справедливы, верны и честны. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  2. ГОББС ТОМАС (Hobbes Thomas) (1588—1679) — английский философ XVII в. В понимании сущности психических явлений и в объяснении поведения человека Г.Т. последовательно придерживался материалистической точки зрения. Душа, по Г.Т., неотделима от тела, является субстанцией особого рода. Она вместе с приписываемыми ей качествами представляет собой призраки, эпифеномены, не имеющие реального влияния на ход вещей и на движение материальных тел во вселенной. Наука о душе должна изучать ее не как целостную, самостоятельную сущность, а лишь отдельные свойства души, которые вполне объяснимы универсальными законами природы. В учении Г.Т. ассоциация превратилась в универсальный закон психической жизни, вследствие чего некоторые историки психологии считают Г.Т. родоначальником ассоциативной психологии. Г.Т. особенно активно подчеркивал опытное, происхождение всех человеческих знаний, не признавая существования врожденных идей. Самой трудной проблемой для ее опытного объяснения была проблема воли, но и ее Г.Т. сводил к тому, что современные психологи называют борьбой мотивов. Соч.: Избранные произведения. В 2-х т. М., 1964. См. ассоциационизм (ассоцианизм), материализм, телеология, эпифеномен. Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 511 с.

  3. ЛОКК ДЖОН (Locke John) (1632—1704) — английский философ, который, в отличие от своего современника Р. Декарта, отрицал существование у души врожденных идей. По мнению Л.Д., все идеи происходят из опыта, который может включать как внешние впечатления, получаемые душой при восприятии мира (ощущения), так и ее собственный, внутренний опыт активности. Точка зрения Л.Д. о том, что сознание представляет собой восприятие человеком происходящего в его душе, стала исходным пунктом для развития интроспективной, сначала только теоретической, а затем и экспериментальной психологии сознания. Сложившаяся впоследствии традиция стала приписывать Л.Д. мысль о том, что душа человека с самого его рождения якобы является «чистой доской» (tabula rasa), на которой время (обучение и воспитание) может начертать любые письмена. Спустя некоторое время выяснилось, что за многие века до Локка аналогичную мысль высказывал Аристотель. Л.Д. действительно свел все приобретения и свойства души к опыту. Чувственный опыт человека он считал единственным источником знаний, выделяя два вида такого опыта: внешний (ощущения) и внутренний (рефлексию). Из этих двух источников человек получает «простые идеи», которые являются основной человеческого знания. В результате использования различных логических операций из простых знаний (простых идей) человек путем умозаключений конструирует более сложные, производные и абстрактные знания. Л.Д. ввел в психологии понятие ассоциации и превратил его в главное, рабочее понятие. Его учение (наряду с учением Томаса Гоббса) явилось основой для создания и развития в XVII—XVIII вв. ассоциативной психологии как науки о внутреннем опыте человека. Соч.: An Assay Concerning Human Understanding. Oxford, 1894; Сочинения: В 3-х т. М., 1985—1988. См. Аристотель, Декарт Рене, идеи врожденные, интроспекция, опыт, опыт внешний, опыт внутренний. Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 516 с.

  4. ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (Liebniz Gottfried) (1646—1716) — немецкий ученый, философ и математик, интересовавшийся также и вопросами психологии. Одним из первых Л.Г.В. использовал понятие о бессознательной психике, доказывая в споре с Р. Декартом, что психика (душа) не сводится только к явлениям сознания. Он отрицал также утверждение Декарта о том, что животные лишены души. В самом сознании Л.Г.В. выделял два уровня: перцепцию и апперцепцию. Под апперцепцией он понимал отчетливое состояние сознания, внимания и хорошую работу памяти. Л.Г.В. выступил как автор оригинального учения, получившего название монадология. Центральное понятие этого учения — монада означало духовную субстанцию, обладающую психической активностью. Душа каждого человека представляет собой своеобразную монаду. Основными свойствами монады, по Л.Г.В., являются восприятия (перцепция) и стремление, но она также обладает и апперцепцией (в указанном выше смысле слова). Разделяя содержание души-монады по степени осознанности представленных в ней знаний, Л.Г.В. выделил три области: область ясного, отчетливого знания (апперцепция); область неясного, смутного знания; область бессознательного. Душа и тело, по Л.Г.В., совершенно не зависят друг от друга и функционируют по разным законам. Эта идея впоследствии превратилась в одну из сложнейших проблем психологии — проблему психофизического параллелизма. Соч.: Сочинения. В 4-х т. М., 1982—1989; Метафизика Г.В. Лейбница: современные интерпретации. М., 1998. См. апперцепция, психофизический параллелизм (психофизиологический параллелизм). Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 516 с.
  5. 1   2   3   4   5   6


Мироздание (Лейбниц Г. В.) – грандиозный механизм, первичными основами которого являются неделимые центры жизненных сил. Таким образом, он не признавал учение Спинозы о единой субстанции (душа и тело едины) и говорил о существовании множества субстанций – монад (замкнутые нематериальные целостности) – духовная субстанция, обладающая психической активностью (то, из чего состоит весь мир, человек, душа…)

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

Естественно - научные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку.

  1. ЗООПСИХОЛОГИЯ – область психологии, в которой изучаются психология и поведение животных. Исследования в области З. были начаты в конце XIX в. и стимулированы появлением эволюционной теории Ч. Дарвина, в частности, его книгами «О происхождении видов» (1837) и «Выражение эмоций и у человека и животных» (1872). Первой темой зоопсихологических исследований стало исследование интеллекта животных, и одна из первых книг на эту тему была написана английским психологом Дж. Романесом («Интеллект животных», 1883). Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 139с.

Закон проб, ошибок и случайного успеха (Эдвард Торндайк (1874-1949), законы научения) — основной закон, согласно которому научение начинается с хаотичной, неорганизованной активности, когда первая верная поведенческая реакция совершается случайно, по мере повторения опыта она постепенно закрепляется. Динамика этого процесса получи­ла название кривой научения. 

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319522 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Естественнонаучные предпосылки становления и развития психологии как науки, презентация.
Закон эффекта (Эдвард Торндайк (1874-1949), законы научения) — из нескольких поведенческих реакций закрепляется та, которая сопровождается удовлетворением от награды. 
Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319522 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Естественнонаучные предпосылки становления и развития психологии как науки, презентация.

Закон упражнения (Эдвард Торндайк (1874-1949), законы научения) определенная поведенческая реакция закрепляется тем жестче, чем выше частота и длительность ее повторения. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319522 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Естественнонаучные предпосылки становления и развития психологии как науки, презентация.

  1. ДАРВИНИЗМ – учение английского ученого-биолога Ч. Дарвина, фундаментальная идея которого заключается в действии принципа естественного отбора на эволюцию живых организмов. С помощью естественного отбора случайные вариации в формах, устройстве и функционировании отдельных особей, представляющих тот или иной биологический вид, получают различную ценность для выживания соответствующего вида и его дальнейшего развития. Так называемые адаптивные, т. е. полезные для выживания вариации, помогают животным в борьбе за существование и передаются из поколения в поколение. Тем самым они способствуют совершенствованию и лучшему приспособлению к условиям жизни соответствующего биологического вида. Постепенно этот процесс ведет к изменению живых существ, появлению их новых видов. Д., однако, представляет собой точку зрения на развитие, которая изображает его как крайне медленно протекающий процесс, в то время как некоторые из видов животных могут изменять свои признаки довольно быстро, например, в результате генетических мутаций. См. Дарвин Чарльз, развитие революционное, развитие эволюционное, эволюционная теория, эволюция. Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 101с.

  2. Теория конвергенции — теория развития психического ребенка, предложенная В. Штерном, в коей сделана попытка примирить два подхода: 1) преформистского — где ведущим фактором признавалась наследственность; 2) сенсуалистического — где упор делался на внешних условиях. В этой теории приоритетность отдается наследственным факторам, а бреда рассматривается как фактор, влияющий на темпы развития, ускоряя или тормозя проявления биологически обусловленных качеств. Само развитие психическое трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. Соответственно этой методологической установке, периодизация детского развития трактовалась на базе закона биогенетического. Источник: https://academic.ru/ [Электронный ресурс]: Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Режим доступа https://psychology.academic.ru/2554/теория_конвергенции, свободный.

  3. ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ (ЭТНОПСИХОЛОГИЯ) — область научных психологических знаний, связанная с изучением, описанием и объяснением психологических особенностей (взглядов, обычаев, традиций и т. п.) разных народов. Исторически П.н. возникла во второй половине XIX в. и под этим названием некоторое время существовавала в начале ХХ в. Создателями П.н. как науки считаются немецкие ученые М. Лацарус, Г. Штейнталь и В. Вундт. Возникновение П.н. предшествовало появлению современной социальной психологии, частью которой под названием этнопсихология впоследствии стала П.н. Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 336 с.

  4. Закон Вебера — Фехнера — эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула.


В ряде экспериментов, начиная с 1834 года, Э. Вебер показал, что новый раздражитель, чтобы отличаться по ощущениям от предыдущего, должен отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. Так, чтобы два предмета воспринимались как различные по весу, их вес должен различаться на 1/30, для различения яркости двух источников света необходимо, чтобы их яркость отличалась на 1/100 и т. д.

На основе этих наблюдений Г. Фехнер в 1860 году сформулировал «основной психофизический закон», по которому сила ощущения p пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя S:

p=k*log{S}\{S_0}

где S_0 — граничное значение интенсивности раздражителя: если S
Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319522 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Естественнонаучные предпосылки становления и развития психологии как науки, презентация.