Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А. И. ГЕРЦЕНА»



Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность «Психология образования»

Глоссарий «История психологии и психологии образования»


Обучающейся 1 курса

заочной формы обучения

Кулебакиной Юлии Николаевны

Преподаватель:

Игнатенко Марина Степановна
Санкт-Петербург

2021

  1. Методологияпонятие «методология» переводится с греческого языка как «метод» и «логос»; соответственно определяется как наука о методе познания.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Антикваризм - («чистая история», регистрация событий в их временной последовательности без учета современных исследовательских задач). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.




  1. Объект истории психологии - это реальный процесс психологического познания в единстве его гносеологической и онтологической характеристик – как идеального воссоздания процесса исторического формирования представлений о психической реальности, конструирования предмета психологии и как объективированного продукта человеческой деятельности, представленного системой психологического знания в виде исторических источников как ее носителей (В.А.Кольцова). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.




  1. Предмет истории психологии.Изучение закономерностей развития психологического познания в его генезисе, становлении и развитии логико-научной, общественно-исторической и субъектно-личностной обусловленности, как результата познавательной деятельности человечества на всех этапах его исторической эволюции, включающие различные способы и формы познания и осмысления психической реальности, как научные так и вненаучные (В.А.Кольцова).


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Презентизм - (выделение только фрагментов содержания, соответствующих современным взглядам).

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.


  1. Детерминизм - философское учение, утверждающее, что для всего, существующего в мире, имеются свои, веские и, в принципе, познаваемые причины, находящиеся в прошлом, предопределяющие настоящее и делающие неизбежным определенное будущее. Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 112 с.

  2. Принцип детерминизма, фиксирует понимание учеными способов объяснения процесса становления и развития психологического познания.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Принцип всеобщего детерминизма доходит в концепции Демокрита, который писал, что «люди выдумали случайности, чтобы прикрыть незнание причин событий и неумение управлять ими». Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Принцип целевого детерминизма, считая, что душа стремится к определенной цели, которая соотносится с сутью и предназначением любой вещи (в частности, человека), и эта цель диктуется извне - Богом. Принцип всеобщего детерминизма доходит в концепции Демокрита, который писал, что «люди выдумали случайности, чтобы прикрыть незнание причин событий и неумение управлять ими». Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  3. Принцип механистического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики. Принцип всеобщего детерминизма доходит в концепции Демокрита, который писал, что «люди выдумали случайности, чтобы прикрыть незнание причин событий и неумение управлять ими». Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  4. Биологический детерминизм -, который возник с появлением теории эволюции Дарвина, в рамках этой теории развитие психики определяется адаптацией к условиям окружающей среды, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Основанна идее развития психики направленными внутренними усилиями и определяющим стремлением человека к самовыражению и самореализации (гуманистическая психология). Принцип всеобщего детерминизма доходит в концепции Демокрита, который писал, что «люди выдумали случайности, чтобы прикрыть незнание причин событий и неумение управлять ими». Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  5. Психологический детерминизм (XX в.) - представители данного направления подчеркивали, что человек не только стремится адаптироваться ко внешним условиям, но и стремится преобразовать природную и социальную среду в соответствии со своим творческим замыслом для удовлетворения своих потребностей. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  6. Элементаризм - вид связи, где элементы психики как сенсорная мозаика, которая состоит из ощущений, представлений и чувств, связываются между собой по определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  7. Принцип развития - утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ её изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов, стадий и движущих сил. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  8. Филогенетическийв процессе становления и формирования психического отражения от низших форм к высшим, в процессе становления человеческого рода Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  9. Онтогенетический – развитие психики в процессе индивидуальной жизни человека.


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Принцип единства логического и исторического - понимание соотношения внутренних, внутринаучных факторов (влияние традиции, изменение категориально-понятийного аппарата, динамика структуры науки, взаимосвязи и взаимовлияния разных научных дисциплин, появление новых методов исследования и т.д.).

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Принцип объективности историко-психологического исследования, определяющий позицию историка психологии в его отношении к изучаемому объекту.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Принцип конструктивно-позитивного анализавыявление в совокупности историко-психологических фактов, событий, теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания - предполагает наличие качественно различных этапов и периодов (содержательно и логически связанных между собой) в динамике единого и непрерывного процесса научного познания.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Принцип единства прошлого, настоящего и будущегофиксирует понимание роли и целевой функции историко-психологических исследований.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знанияпредполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества.


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Содержательный логико-предметный аспект - «Внутреннее пространство» историко-психологического познания, включающее логическое строение (систему принципов, категорий, проблем, подходов, выдвигаемых исследовательских задач и способов их решения).

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Социально-исторический аспект - характеризует разно уровневые связи с социально-исторической средой, формы включенности в мир культуры и научную жизнь своего времени, взаимодействие с различными идейными течениями.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Персоналистический аспект - вскрывает роль субъекта психологической мысли, индивидуальный характер его мировосприятия, научные позиции и взгляды, цели и направленность его деятельности.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Динамического аспекта как развивающего процесса - предполагает рассмотрение проблем его детерминации.Детерминация любого сложноорганизованного явления носит системный характер, обусловлена совокупностью различных по своему характеру, силе и масштабу воздействия факторов.Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Процессуально-динамический аспект - отражает реальный процесс получения и накопления психологического знания, детерминированный совокупностью различных факторов и осуществляющийся взаимодействие альтернативных вариантов решения рассматриваемых проблем, конкуренции научных программ. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  3. Проблемное поле - определяется как направления исследований, представленные в науке в определенный период времени, разработка вопросов источниковедения и историографии истории психологии. (основные единицы анализа научных исследований). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  4. Основные единицы анализа научных исследований: Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  5. ДЕТЕРМИНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – подход и метод изучения психических явлений, предполагающий реальное существование объективных причин соответствующих явлений, принципиальную возможность их познания и установления их причин. Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 112 с.

  6. ДЕТЕРМИНАНТ – любая причина, неизбежно вызывающая какое-либо следствие. Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 111 с.

  7. ДЕТЕРМИНАЦИЯ – 1. Установление ограничений или границ чего-либо. Говорят, что стимульные условия в психологическом эксперименте получили Д., если они стали более точными и конкретными, т. е. из качественных и неопределенных превратились в количественные и определенные. 2. Принятие решения, переход от условий или предпосылок к определенному выводу. 3. Влияние определенной черты личности на поведение человека таким образом, что с ее помощью преодолеваются препятствия и трудности на пути к достижению поставленной цели. Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 111 с.

  8. ДЕТЕРМИНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ - теория материализма исторического (см.) К. Маркса, рассматриваемая с позиций исследования закономерностей взаимодействия об-ва и человека; один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность соц. явлений. Исходным принципом детерминизма является то. Что все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях. Детерминизм не сводится только к причинно-следственным связям. Помимо последних сюда входят связи случайные и необходимые. Возможные и необходимые, прямые и косвенные, связи функционирования, развития и т. д. Вся совокупность связей и отношений данного класса объектов выступает в качестве важнейшего детерминанта развития. Источник: https://academic.ru/ [Электронный ресурс]: Российская социологическая энциклопедия. – / Г.В. Осипов .М.: НОРМА-ИНФРА-М. 1999.. – Режим доступа: https://sociologicheskaya.academic.ru/288/ДЕТЕРМИНИЗМ_СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ, свободный.

  9. Операция— простое исследовательское действие. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  10. Процедура исследования – определенная совокупность и последовательность исследовательских действий, способ организации исследования.


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Техника исследования - совокупность специальных приемов для использования того или иного метода.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методика – это совокупность способов и приемов познания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Методы научного исследования – способы изучения явлений и осуществления научного исследования (теоретические и эмпирические, общенаучные и методы конкретных наук).

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы научного исследования – совокупность приемов, способы реализации процедур исследовательского поиска и преобразования действительности.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчете на согласование их с природой исследуемого явления. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  3. Общенаучная методология — те общенаучные принципы, подходы и методы, которые распространяются на многие сферы научного знания. Предмет общей методологии включает рассмотрение соотношения разных уровней (эмпирического и теоретического) и форм (научного и обыденного) познания, функций и норм научного исследования. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  4. Специально-научная методология включает осмысление общенаучной методологии применительно к ряду наук. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  5. Конкретно-научная методология охватывает те области методологического анализа, которые относятся к конкретным объектам определенной отрасли. На уровне конкретных наук философские проблемы, касающиеся определения их объекта и предмета, преобразуются в методологический принцип данной науки — в способ выявления предмета ее исследования. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  6. Методология психологического познания представляет собой многоуровневую многоаспектную систему, методология психологического познания представляет собой многоуровневую многоаспектную систему. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  7. Уровни методологического анализа: Философско-гносеологический и онтологический — основные положения, нормы и принципы философской теории познания и онтологии в их соотнесении с особенностями предметной области истории психологии. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  8. Уровни методологического анализа: Общенаучный, науковедческий —теоретические подходы науковедения. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  9. Уровни методологического анализа: Специально-научный методологические принципы и нормы гуманитарного исследования; фундаментальные общепсихологические теории, подходы и принципы исследования; теоретико-методологические положения истории, герменевтики, культурологии, источниковедения как «родительских» дисциплин истории психологии. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  10. Уровни методологического анализа: Конкретно-научный совокупность норм, принципов, методов и категорий собственно истории психологии как научной дисциплины. История психологии как область научного знания, прежде всего опирается на общефилософские закономерности познавательной деятельности вообще и психологического познания в частности. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  11. Фундаментальными основами методологии истории психологии являются: философиятеория познания (гносеология), диалектическое учение о методе,характеризующие сущность познавательного процесса, его формы, пути и методы, и онтология, раскрывающая особенности исследуемой реальности. Это высший уровень методологического знания, специфическим образом преломляющийся при разработке методологии истории психологии и задающий ориентиры организации исследования. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  12. Методы научного исследования: 1. философско-гносеологические методы, носящие всеобщий характер и распространяемые на исследование любых явлений действительности (диалектико-материалистический и метафизический методы); Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  13. Методы научного исследования: 2. общенаучные методы и принципы исследования, использующиеся специфическим образом в различных науках (анализ и синтез, индукция и дедукция, системно-структурный и комплексный подходы, описательные и количественные методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, абстрагирования, моделирования и т. д.). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  14. Методы научного исследования: 3. специально-научные методы, применяемые в той или иной науке или цикле научных дисциплин (например, методы гуманитарных и естественных наук); Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  15. Методы научного исследования: 4. конкретно-предметные методы, ориентированные на исследование конкретных объектов в определенной области знания (Ковальченко, 2003) Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  16. Методы научного исследования: 5. философско-гносеологические методы, всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; диалектический, метафизический, герменевтический.