Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Эпикуреизм - основатель этого течения Эпикур Афинский утверждал, что науки являются бесполезными и не спасают людей от глупости. Все знания возникают из ощущений, а за ощущениями следует удовольствие, которое есть начало и конец блаженной жизни. Цель жизни - это не страдать телом, не тревожиться душой. Удовольствие понимается как отсутствие страданий, то есть невозмутимость и безмятежность. Представители эпикуреизма, в противоположность стоицизму, подчеркивали чувственную составляющую человека, полагая, что целью жизни является состояние удовольствия. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.




  1. Неоплатонизм представляет собой религиозно-философское учение, в котором принципы античной религии и мифологии получают новое истолкование на основе теорий платонизма, аристотелизма и стоицизма. Представители – Плотин (205 – 270), Порфирий (232-304), Ямвлих (245 – 330) и Прокл (412-485). В системе неоплатонизма главным принципом всего существующего является Божественное Первоединое, которое проявляется в интуитивно понятной целостности окружающего мира. Источник: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319304 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Психологические воззрения в античный период. Философские школы. Проблемы человека, обучения и воспитания, презентация.



Психология в эпоху Возрождения (14-16вв)

  1. СХОЛАСТИКА (от лат. schola – школа) школьная наука, школьное движение в период западнохрист. средневековья (в т. ч. в Византии), школьное направление развития науки, философии, теологии. В кит., инд., ислам, философии также имеет место нечто аналогичное схоластике. Для схоластики христ. западного мира (6 и 9 -15 вв.) характерно то, что наука и философия основывались на христ. истинах, изложенных в догмах. Однако было высказано много мыслей, не согласующихся с догмами христианства, особенно под прикрытием учения о двойственной истине. Этапы развития схоластики: 1) Ранняя схоластика (9-12 вв.), стоявшая еще на почве нерасчлененности, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода (см. Sie et поп) в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители схоластики: в Германии – Рабан Мавр, Ноткер Немецкий, Гуго Сен-Викторский; в Англии – Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Аделард из Бата; во Франции – Абеляр, Жильбер Поретанский, Амальрик из Бена; в Италии – Пётр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура. 2) Средняя схоластика (13 в.) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля (см. Европейская философия), имевшегося, правда, только в лат. переводе. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса -Скота. Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великих философско-теологических энциклопедий. Др. главные представители схоластики: в Германии – Витело, Дитрих Фрейбергский, Ульрих Энгельберт; во Франции – Винченцо Бовэ, Иоанн Жандунский; в Англии – Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Александр Гэльсский; в Италии – Эгидий Римский. 3) Поздняя схоластика (14 и 15 вв.) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Когда в нач. 14 в. церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. Главные представители поздней схоластики: в Германии – Альберт Саксонский, Николай Кузанский; во Франции – Жан Буридан, Николай Орезмский, Пётр д'Альи; в Англии – Уильям Оккам; в Италии – Данте. В период Гуманизма, Возрождения, Реформации схоластика перестала быть единственной духовной формой западной науки и философии. Неосхоластика защищает примат христ. философии. Схоластически и – соответствующий методу схоластики; в отрицательном смысле – хитроумный, чисто рассудочный, спекулятивный. Источник: https://academic.ru/ [Электронный ресурс]: Философия: Философский энциклопедический словарь. 2010.Режим доступа https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1188/СХОЛАСТИКА , свободный.

  2. Эпоха возрождения (14-16вв) период гуманизма, связан с пробуждением всестороннего интереса к человеку. Существенными сторонами психологических знаний в этот период являются стремление вернуть человека с божественных высот на земную почву, отказ от религиозных схоластических представлений о душе, призыв к правдивому и опытному описанию душевного мира людей. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319496 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Эпоха Возрождения, презентация.

  3. Человек — существо творческое. Его достоинство заключается в возможности возвышаться над животным состоянием: истинно человеческое в нем — от культуры. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319496 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Эпоха Возрождения, презентация.


Механистическая картина мира и место в ней человека в эпоху Нового Времени.

  1. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник современного английского эмпиризма. Эпоха: эпоха Возрождения. Утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органические функции из ее состава и перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Истинное знание вытекает из чувственного опыта. Теория познания. Чувства выделяются как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира. Объективное познание заключается в применении рационального метода к чувственным данным. Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения («идолы» или «призраки»), обманывающие человека. Источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания – 4 типа ограничений: 1) «Призраки рода» заложены в самой природе человека они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека; 2) «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые; 3) «Призраки площади (рынка)» — заблуждения, возникающие в силу взаимной связанности и сообщества людей; 4) «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.




  1. Метод познания. (Фрэнсис Бэкон) В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент – опытно-индуктивный метод (от общего к частному на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов). Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  2. Концепция души. (Фрэнсис Бэкон) Выделяются два типа души и свойственные им способности. 1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей. 2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения. Душа бывает 2-х видов: растительная и животная. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  3. Рене Декарт (1596-1650) —французский философ, математик, физик и физиолог, основатель новоевропейского рационализма и один из влиятельнейших метафизиков Нового времени. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  1. Мышление (Рене Декарт) — это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Этот вывод Декарта встретил непонимание уже у современников.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  1. РАЦИОНАЛИЗМ — 1. Склонность человека к рационализации. 2. Философское учение, объясняющее поведение людей исключительно на интеллектуальной основе, сводящее его к разуму или рассудку. Имеется несколько исторически сложившихся рационалитических учений. Р. Платона и унаследовавшая его Р. философия Средневековья утверждали, что истинное знание постижимо исключительно рациональным путем, т. е. путем размышлений, а не эмпирическим или опытным путем. Барух (Бенедикт) Спиноза (4 ноября 1632 г. – 21 февраля 1677 г.) Источник: Немов, Р.С. Словарь-справочник / Р. С. Немов – М.: Владос, 2007 г. – 360 с.

  2. Психологические идеи Б. Спинозы «Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе, как существующею. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  3. Конечною в своем роде называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы. Так, например, тело называется конечным, потому что мы всегда представляем другое тело, еще большее. Точно так же мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью, и мысль не ограничивается телом. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  4. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.


  1. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  1. Под модусом я разумею состояние субстанции (Substantiae affectio), иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  1. Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  1. Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  2. Под вечностью я понимаю самое существование, поскольку оно представляется необходимо вытекающим из простого определения вечной вещи».

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  1. Человек – это частичка природы и полностью подчиняется действию ее законов. Человек, как и все в природе, стремится поддерживать свое существование. Это стремление выражается в аффектах – влечение, желание, удовольствие и неудовольствие. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  2. Свобода - Спиноза противопоставляет принуждению (насилию). Существует свободная необходимость. Когда человек не принуждается силой извне, он свободен, но в его поступках присутствует необходимость. Свободная необходимость в человеке основывается на интуитивно-рациональном познании. На уровне чувственного познания человек не усматривает необходимости, скрывающейся за всеми его действиями. Он даже уверен, что у него есть свобода воли. На самом же деле на этом уровне проявляется чисто внешняя, природная детерминация. Рациональное познание позволяет осознать необходимость и свое место в ней. Развитие разума создает возможность управлять своими аффектами. Спиноза говорит, что это господство над собой и есть свобода. Свободный человек преобразует свои страсти, подчиняя их руководству разума. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=710104 , [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Т2. Новое время, презентация.

  3. Человек – это эгоистический индивид, что вытекает из свойственного всем вещам стремления к самосохранению. Так как каждый в силу своей природы действует эгоистично, то он будет стараться как можно более расширить свою силу и свое право и тем ограничить других людей. Поэтому люди от природы враждебны друг другу и их первоначальное состояние заключается в борьбе всех против всех.