Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Метатеоретический уровень  научного  познания - научная  картина мира, стиль научного мышления, трактовка научной рациональности, парадигма, исследовательская  программа. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Классификация общенаучных методов - эмпирическим и теоретическим.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы теоретического уровня: Гипотетико-дедуктивный метод – метод получения нового знания и метод развертывания теории, сущность которого заключается в создании дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых дедуцируются в конечном итоге утверждения об эмпирических фактах. В основе метода лежит постулат о том, что развитое теоретическое знание строится не за счет процедур индуктивного обобщения данных и фактов, т.е. «снизу», а развертывается как бы «сверху» по отношению к последним. Можно выделить три этапа в реализации этого метода: 1) построения связной, целостной, дедуктивно-соподчиненной системы гипотез;
    2) процедуры верификации или фальсификации этой системы;
    3) уточнение и конкретизация исходной конструкции. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Методы теоретического уровня: Структурно-аналитический метод предполагает изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление как его структурных элементов и иерархических уровней, так и их взаимосвязей. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  3. Методы теоретического уровня: Сравнительно-сопоставительный (синхронистический) метод, направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления.


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы теоретического уровня: Генетический метод имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы теоретического уровня: Метод аксиоматический – (англ. method, axiomatic) способ дедуктивного построения научных теорий, при котором в основание теории кладутся некоторые доказываемые теории предложения (аксиомы), а все остальные теоремы выводятся из аксиом по принятым в этой теории логическим правилам или законам.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы теоретического уровня: Исторический метод - выявление исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Методы теоретического уровня: Формализация - в основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы теоретического уровня: Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы теоретического уровня: Абстрагирование (англ. abstracting) —мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы теоретического уровня: Общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия) и др.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы эмпирического уровня: Эксперимент – предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме).

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы эмпирического уровня: Моделирование – процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей. Процесс распознавания последовательностей внутренних репрезентаций и действий, которые позволяют выполнить задачу.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы эмпирического уровня: Описание — это рассказ о каких-то предметах, событиях, фактах, содержащий более или менее полную информацию об их деталях и подробностях. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Методы эмпирического уровня: Сравнение – одна из логических операций мышления. Задания на сравнение предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  3. Методы эмпирического уровня: Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы эмпирического уровня: Измерение – научный метод представления числами интересующего психического свойства или параметров психического процесса на основе некоторых процедурных правил. Совокупность теоретико-математических представлений и процедурных правил, применяемых в психологии, объединились на сегодня в особую область психологической науки — психометрику, или психометрию.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы эмпирического уровня: Тестирование(от англ. Test — опыт, проба) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Методы эмпирического уровня: Существуют три основные сферы тестирования: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Т. позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы эмпирического уровня: анкетный опрос (англ. survey, survey research) — один из двух основных видов опросных методов (2-й — интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). О широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики.


Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  1. Методы эмпирического уровня: Собеселование – особая форма общения. А. А. Ухтомский различал эмпирически данное и подлинное С. Эмпирическое С. м. б. сопряжено с солипсизмом. Настоящее С. есть дело трудного достигания, когда самоутверждениеперестает стоять заслонкой между людьми.

Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.м

  1. Критерии систематизации методов историко-психологического познания: 1. Соответствие методов исследуемой реальности 2. Их функциональное назначение и место в историко-психологическом исследовании. 3. Характер соподчиненности и взаимодействия методов. 4.Связь методов с исследованием определенных аспектов психологического познания. 5. Соотнесение методов со структурой предметной области истории психологии. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Системная методология: для описания сложноорганизованных объектов используется системная методология, предполагающая их всестороннее, целостное рассмотрение. Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.




  1. Метод психолого-историческая реконструкция психологического познания: 1.Организационно-стратегические методы: метод системного анализа, метод комплексного анализа, сравнительно-исторический, метод единства исторического и логического. 2. Методы получения научных данных: источниковедческие методы, био и библиографические, наукометрические методы (количественные и качественные), метод качественного анализа, метод историко-биографический, метод аналогии, метод моделирования, метод анализа продуктов деятельности, метод текстологического анализа, метод интервью. 3. Методы исследования разных аспектов предметной области истории психологии: Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  2. Персоналистического аспекта (историко-биографический метод, метод вчувствования, метод интуитивного, эмпатического познания, личностные методы, идентификация, методы истификации, методы исследования творческой деятельности); Источник: https://moodle.herzen.spb.ru/mod/resource/view.php?id=319276, [Электронный ресурс]: – Режим доступа: Игнатенко М. С., Предмет, объект, задачи, методы истории психологии, презентация.

  3. Логико-предметного аспекта (методы контент-анализа и категориального анализа, семантического и смыслового анализа, стратификации);