Файл: Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение 2
Глава 1. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3
1.1 Экономическая сущность и виды доходов бюджетов 3
-
Доходы бюджетов разных уровней 12 -
Основные направления бюджетной политики в сфере доходов 21
1.4Методы мобилизации доходов в бюджет 25
Глава 2. Анализ показателей государственного бюджета РФ 33
2.1 Анализ основных показателей госбюджета 33
2.2 Исполнение федерального бюджета в Российской Федерации 36
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Введение
Каждой стране необходим бюджет для удовлетворения объективных финансовых потребностей, а также для выполнения своих экономических, социальных и политических функций. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Этот вопрос важен, поскольку сбор средств имеет большое экономическое и политическое значение, так как собранные доходы являются одним из основных средств реализации мероприятий, запланированных государством. Это позволяет маневрировать ресурсами и концентрировать их на ключевых областях экономического и социального развития, а также проводить единую экономическую и фискальную политику по всей стране.
Объектом исследования является федеральный бюджет Российской Федерации.
Предметом исследования являются доходы и расходы бюджета Российской Федерации, его состав и структура.
Цель курсовой работы - изучение сущности государственного бюджета Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-
определить понятие и роль государственного бюджета в российской экономике, -
изучить структуру федерального бюджета РФ; -
проанализировать основные показатели федерального бюджета РФ, -
изучить основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета в Российской Федерации.
Глава 1. Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Экономическая сущность и виды доходов бюджетов
Чем богаче страна, тем выше ее государственные доходы. Сбор бюджетных доходов не является разовым мероприятием, он не только финансирует финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на уровень производства и социальное положение страны, а также на взаимоотношения между членами общества и государством.
В связи с большим разнообразием экономических отношений в экономике возникают различные виды доходов. Именно поэтому необходима система бюджетных доходов, так как различные виды бюджетных доходов сильно отличаются по объектам, для которых они собираются, методу сбора и их социально-экономической значимости.
Доходы бюджета — это денежный фонд для свободного и безвозвратного использования органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы бюджета — это средства, полученные из бюджета, за исключением средств, направленных на покрытие дефицита бюджета.
Состав доходов бюджета и их структура органически связаны с общественным производством и национальным доходом и определяются фискальной политикой государства. Доходы бюджета могут быть частично сконцентрированы в бюджетах других уровней бюджетной системы Российской Федерации для конкретного финансирования предприятий или грантовых трансфертов. Доходы бюджета представлены отдельно как часть доходов бюджета специальных бюджетных фондов. Доходы бюджета состоят из налоговых поступлений, неналоговых поступлений и безвозмездной помощи.
Поступления в бюджет на текущий год компенсируются остатком на конец предыдущего года.
В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие доходы.
Закрепленные доходы бюджетной системы — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Правила отчислений устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации или законом о бюджете уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает закрепленные доходы или распределяет закрепленные доходы, переданные из бюджета другого уровня.
Гранты и субсидии могут быть использованы для достижения сбалансированного бюджета. Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе другим уровням бюджетной системы Российской Федерации для покрытия текущих расходов.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджетам или юридическим лицам других уровней бюджетной системы Российской Федерации на покрытие определенных безвозмездных запланированных расходов (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Закон подразделяет субвенции на два вида:
-
текущие субвенции: включают взносы на покрытие текущих расходов. -
инвестиционные субвенции: они выделяются на инвестиции, инновации и другие расходы, связанные с расширением и воспроизводством.
Правила распределения ежегодно утверждаются вышестоящими органами, представляющими различные уровни бюджета. Они могут быть едиными для одного уровня бюджета или дифференцированными в зависимости от уровня фиксированных доходов или будущих расходов.
Законодательство различает собственные источники доходов и внешнее финансирование. Собственные источники доходов бюджета включают:
-
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, -
неналоговые доходы, определенные в пункте 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации; 3. прочие неналоговые доходы, в том числе определенные в пункте 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, -
другие неналоговые доходы, а также бесплатные трансферты. Финансовый взнос не является собственным доходом соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов.
В случае недостаточности собственных источников для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, а также в случае временных финансовых трудностей в процессе исполнения бюджета используются заемные средства.
Источниками заимствований, используемых для пополнения бюджета, могут быть:
-
получение бюджетных кредитов от органов исполнительной власти, -
выдача государственных или муниципальных займов (передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процентов (погашением) на сумму займа), -
банковский кредит.
Структура доходов бюджета представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Виды доходов бюджета | Источники | Процессы, обеспечивающие поступление средств в бюджет |
1. Налоговые | Экономическая деятельность, выражающаяся в создании валового внутреннего продукта (ВВП) | Налогообложение экономической деятельности |
2. Неналоговые | Национальное богатство | Доходы от приватизации, реализации золотовалютных резервов, деятельности государства как участника рынка |
3. Доходы целевых бюджетных фондов | Смешанные | Различные сборы, штрафы и др. |
Налоговые поступления составляют основу бюджета. Налоги являются основным источником финансирования государственных фондов. В то же время налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов в хозяйственной жизни. Налог — это обязательный, бесплатный и безвозвратный сбор, взимаемый с физических и/или юридических лиц в форме реализации денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Прежде всего, они преобладают количественно.
Налоговые доходы признаются платными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, установленного налоговым законодательством Российской Федерации, то есть с момента, когда налогоплательщик поручает кредитной организации перечислить средства в бюджет соответствующего уровня, при условии наличия таких средств на счете плательщика.
Налоги делятся на прямые, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества, и косвенные, которые взимаются в виде надбавки к цене товара, оборота от продажи товаров, услуг.
Доходы бюджета классифицируются не только по средствам сбора и формам мобилизации (налоговые и неналоговые), но и по другим признакам, в частности
-
в зависимости от механизма привлечения доходов в бюджет они делятся на собственные и обязательные; -
в зависимости от социально-экономических характеристик, существуют поступления от юридических и физических лиц; -
в соответствии с индивидуальными объектами налогообложения - облагается налогом на основе имущества или дохода; -
по источникам уплаты - налоги, уплачиваемые с доходов, прибыли и налоги, уплачиваемые со стоимости товаров (работ, услуг); -
по отдельным видам прямых и косвенных налогов (корпоративный и личный подоходный налог и т.д., акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.);
Особой проблемой является распределение налогов и других бюджетных доходов по различным уровням финансовой системы: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные (муниципальные) бюджеты. Общий принцип заключается в том, что доходы от конкретного налога либо полностью поступают в один бюджет, либо распределяются между различными бюджетами. Практически это очень сложная и важная проблема, потому что налоги в бюджете совсем не равны для налогоплательщиков. Существуют крупные налоги с хорошей "собираемостью" и мелкие налоги, которые легко обойти. Поэтому распределение налогов между бюджетами является актуальным и весьма спорным вопросом. Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Федеральные налоги и взносы зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с правилами, установленными Законом о бюджете; субсидии перечисляются из бюджетов субъектов в федеральный бюджет,
В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляются федеральные налоги по правилам, установленным федеральным законом о бюджете; региональные налоги и взносы в полном объеме; доходы от специальных налоговых режимов; субсидии, передаваемые из бюджетов муниципальных образований,
В местные бюджеты зачисляются отчисления от федеральных и региональных налогов и местных налогов.
В местные бюджеты зачисляются отчисления от федеральных и региональных налогов и местных налогов. Под федеральными налогами понимаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся подоходный налог, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы, акцизные сборы, налог на добычу полезных ископаемых, таможенные пошлины и сборы, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водными биологическими ресурсами.
Региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, вводимые в соответствии с Налоговым кодексом и устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации. К ним относятся налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и т.д.
Местные налоги — это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом нормативными актами представительных органов местного самоуправления, уплата которых обязательна на территории соответствующих муниципальных образований (например, налог на недвижимость).