Файл: Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кредиты используются в различных сферах государственных финансов: федеральном бюджете, республиканском и местных бюджетах; при формировании внебюджетных фондов; в составе средств, привлеченных от государственных предприятий. Они часто используются для покрытия дефицита бюджета не только на федеральном и республиканском уровнях, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.
Между налогами и государственными займами существует тесная взаимосвязь, которая определяется тем фактом, что налоги являются финансовой основой для погашения займов. Растущие государственные расходы, связанные с погашением кредитов и выплатой процентов, требуют более высоких налогов. Последнее может быть обеспечено за счет повышения существующих налоговых ставок и введения новых видов налоговых платежей. Существует также противоположный эффект налогообложения ссуд. Таким образом, повышение налогов неизбежно встречает сопротивление со стороны налогоплательщиков, и правительство, которое не хочет допускать обострения социальной напряженности, находится на пути к выдаче все новых и новых займов. Единственным препятствием на этом пути является эффективный спрос населения и компаний на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.
Третий способ мобилизации государственных доходов — это проблема не только бумажных денег, но и займов. Государство обращается к этой теме только тогда, когда доходы от налогов и займов не покрывают растущие государственные расходы, а финансовый рынок находится в неблагоприятном положении для выдачи новых займов. Эмиссия бумажных денег и кредитов приводит к усилению инфляционных процессов в экономике, если они не связаны с потребностями экономического оборота, а обусловлены необходимостью покрытия дефицита бюджета. Поэтому страны с развитой рыночной экономикой, как правило, склонны не выдавать кредиты, а заменять их займами. Однако кредитование также может ускорить течение инфляционных процессов. В конце концов, продавая на финансовом рынке, владельцы государственных облигаций могут спровоцировать процесс инфляции, хотя этот процесс происходит не в той степени и темпах, которые происходят при выпуске.
2. Анализ показателей государственного бюджета РФ
2.1 Анализ основных показателей госбюджета
Проект федерального бюджета и прогноз социально-экономического развития на 2022-2024 гг. разработаны на крайне ответственный период развития российской экономики. Обратимся к параметрам проекта федерального бюджета на 2022-2024 гг.
Госдума на пленарном заседании 24 ноября 2022 года приняла в окончательном, третьем чтении федеральный закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
В 2023-2024 годах доходы бюджета ежегодно будут превышать расходы, а бюджет будет устойчиво профицитным. Правительство планирует, что ежегодно в номинальном и реальном выражении, то есть с учетом инфляции, расходы бюджета будут расти (рис. 1) [6].
Рисунок 1 – Доходы и расходы федерального бюджета, трлн. руб.
Доход бюджета на 2021 год составил 21,5 трлн. рублей. Доходы бюджета в 2022 году составили 23,6 трлн. рублей, в 2023 году доходы будут расти, и составят 29 трлн. рублей, в 2024 году 29,4 трлн. рублей.
Расходы на 2021 год были равны 18,7 трлн. рублей. Расходы в 2022 году равны 25 трлн. рублей, в 2023 году 26,1 трлн. рублей, в 2024 году 27 трлн. рублей.
Согласно пояснительной записке, доля поступлений в бюджет от нефтегазового сектора будет стремительно расти в ближайшие годы (рис. 2). Тем не менее, подобные поступления рассчитаны на основе относительно невысокой цены на нефть – 77,7 долларов за баррель в 2021 году и 86,3 доллара за баррель в 2023 году [7].
Рисунок 2 – Структура доходов бюджета на 2021-2024 гг.
Общая сумма расходов на социальную политику в 2022 году составила 5843,2 млрд. рублей, а к 2023 году составит, по прогнозу, до 6284,9 млрд. рублей. Это больше, чем расходы на оборону и безопасность, которые в 2022 и 2021 годах составили соответственно 3502,1 и 3113,2 млрд. рублей (рис. 3).
Рисунок 3 – Структура расходов федерального бюджета на 2022 г.
и 2020, и 2021 гг., млрд. руб.
Большая часть расходов социального блока – это раздел "Социальная политика", финансирование на социальную политику увеличатся в 2023–2024 годах (7 343,1 млрд рублей и 7 299,4 млрд рублей соответственно) Доля закрытых расходов в российском бюджете по-прежнему более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах.
2.2 Исполнение федерального бюджета в Российской Федерации
30 ноября 2022 г. Совет Федерации одобрил главный финансовый документ на 2023 и плановый период 2024-2025 годов. В 2023 году бюджет будет дефицитным: расходы превысят доходы на 2925,2 млрд. руб. Уровень инфляции составит 4%. В 2023-2024 годах рост цен не будет превышать целевого значения в 4%. Расходы и доходы постепенно будут расти, но бюджет останется профицитным. (таб. 1)
Таблица 1 – Параметры бюджета РФ на 2020-2023гг., трлн.руб.
Год | Доход | Расход |
2020 | 18719,1 | 22821,6 |
2021 | 23782,3 | 24058, |
2022 | 25021,9 | 18,994 |
2023 | 25540,2 | 20,026 |
Инфляция, по прогнозам, будет немного больше целевого значения, в 4%. Самое главное, что бюджет будет направлен на реализацию национальных проектов и национальных целей, связанных с тем, чтобы увеличить экономическое состояние страны.
В базовом сценарии с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 5-7% в 2023 году, вернется к 4% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Касательно финансирования национальных проектов на 2023 год, на проект «Демография» планируется направить 753,6 млрд. руб., на Здравоохранение около 348,8 млрд. руб., на Образование около 165,5 миллиардов. А в фонд Национального благосостояния в 2023 году будет направлено порядка 3437,5 млрд. руб., в 2024 г. 2,751 млрд. руб.
Проект федерального бюджета РФ на 2023г. и плановые 2024 и 2025 гг. вызвал критику со стороны ряда экспертов. Например, экономисты РАНХиГС в своих отзывах критиковали его за большую долю закрытых статей расходов и нереалистичные прогнозы.
В Счетной палате посчитали, что правительство переоценивает возможности экономического роста, а выполнение Указа о национальных целях развития России до 2030 года В.В. Путина, оказалось, из-за этого под угрозой. Критикуют бюджет и независимые эксперты. Например, Райффайзенбанк в отчете также отметил, что бюджет вряд ли поможет исполнить «майский указ».
Чтобы добиться реализации целей, сформулированных в Указе о национальных целях развития России до 2030 года от 21 июля 2020 года, необходима модернизация структуры расходов федерального бюджета с целью финансового обеспечения мероприятий по формированию современной инфраструктуры, повышению качества человеческого капитала, производительности труда, решению демографических проблем и преодолению технологического отставания России от стран с развитой рыночной экономикой.
Однако анализ структуры расходов федерального бюджета на 2023-2025 годы свидетельствует, что она остается инерционной:
-
расходы на национальную экономику только сокращаются: в 2019 г. они составляли 3,5% от ВВП, в 2023-2024 гг. не превысят 2,6%; -
бюджетные ассигнования, обеспечивающие рост качества жизни населения, снижаются с 7% от ВВП в 2019 г. до 6,7% в 2020-2021 гг. и 6,0% в 2022 г.; -
предусматривается сокращение бюджетных инвестиций с 3,7% от общей суммы расходов федерального бюджета в 2022 году до 2,7% в 2023 году.
Все это свидетельствует о том, что расходы федерального бюджета на 2022-2023 годы не обеспечивают предпосылок для долгосрочного экономического роста.
Также, слабо структурированная система целевых программ и национальных проектов снижает прозрачность расходов федерального бюджета, делает формальным и неэффективным контроль обоснованности распределения расходов на их реализацию. Множественность документов стратегического характера не позволяет оценить результативность расходов на реализацию целевых программ и проектов в увязке с приоритетами государственной социально-экономической политики [18].
При этом объем расходов федерального бюджета в 2021-2022 годах на реализацию государственных программ составляет более 70% от общей суммы расходов бюджета, на реализацию национальных проектов в 2021-2022 годах выделялось 2387,5 и 2794,1 млрд. руб. соответственно (11,2% и 14%) от общей суммы расходов федерального бюджета на этот период.
Статус национальных проектов, как и Бюджета развития, механизма его формирования и использования «в привязке» к национальным проектам и программам, законодательно не определены. Все это делает высокими риски неэффективного использования средств на реализацию проектов и программ, низкой результативности как самих проектов, так и государственных расходов на их реализацию, инвестирования для государства и частных инвесторов при реализации государственных программ Российской Федерации и национальных проектов.
Фактически основой формирования федерального бюджета на 2022-2023 гг. стала идея о приоритете бюджетной стабильности как фактора макроэкономической устойчивости. Переход к сбалансированному бюджету и возврат к накоплению средств в Фонде национального благосостояния действительно будут способствовать повышению макроэкономической стабильности, однако важно понимать, что стабилизация экономики на нынешнем уровне – это консервация стабильно низких темпов экономического роста, а быстрый переход к сбалансированному бюджету происходит в том числе за счет отказа от налогового и бюджетного стимулирования экономического развития.
Заключение
Государственное регулирование, которое осуществляется в рамках выбранной властями экономической политики, играет решающую роль в формировании и развитии экономики любого современного общества. Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, основным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, который дает политическим властям реальную возможность осуществлять власть, наделяет государство реальной экономической и политической мощью.
Кроме того, государственный бюджет — это оценка государственных доходов и расходов. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Доход — это наличные деньги, которые, согласно закону, поступают в казну безвозвратно и бесплатно. Бюджетные расходы — это средства, направленные на выполнение государственных функций.
Если доходы превышают расходы, то бюджет является профицитным и наоборот, дефицитным.
Основным источником доходов бюджета являются налоги, но помимо них доходы могут быть получены за счет необлагаемого налогом дохода, долга и выпуска денежных средств.
Бюджет в России запланирован на один год, подготовка к нему начинается до начала финансового года, который проходит в несколько этапов.
Прежде всего, президент в своей речи излагает бюджетную политику. Затем, Министерство финансов составляет проект бюджета, затем правительство и Государственная Дума рассматривают и одобряют проект, и, наконец, президент подписывает проект закона о бюджете. В процессе подготовки бюджета каждый генеральный директор и бюджетная организация определяют задачи по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования. Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год в трех чтениях.
Бюджет отражает объем финансовых ресурсов, необходимых государству, и уже имеющиеся резервы, определяет финансовое положение страны, бюджет является четким отражением экономической политики государства, определяет конкретные направления расходов, соотношение расходов по отраслям и территориям. Через бюджет перераспределяются национальный доход и ВВП. Бюджет — это средство организации и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, благодаря бюджету которого реализуется социальная политика.