Файл: Формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако предусматривается реализация мер по обеспечению сохранности и доступности объектов культурного наследия России; поддержка местных театров и кинотеатров; развитие библиотек. Реставрация и реконструкция зданий, находящихся под охраной наследия. Стипендии в области искусства финансируются для поддержки творческой деятельности и поощрения выдающихся культурных и талантливых молодых людей.
Особое внимание уделяется интеграции русской культуры в культурные круги мира, в том числе и России, за счет бюджетной поддержки.
Среди приоритетов бюджетной политики - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы вооружения на 2024 - 2033 годы (данная программа будет утверждена в течение 2023 года).
Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное и региональное значение.
Реализация федеральных целевых программ (ФЦП) и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в среднесрочной перспективе будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений.
Увеличатся ассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления доходов от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно получить в федеральный бюджет в 2023 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство и ремонт дорог в крупных городах. В 2024 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2028 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.
Необходимо отметить, что с 2023 по 2024 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшатся с 12,5% к ВВП до 12,4% к ВВП, расходы - с 12,6% к ВВП до 12,5% к ВВП. В 2019 году профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,004% к ВВП, в 2020 году дефицит на уровне - 0,6% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,04 % к ВВП в 2023 году и до 0,02 % к ВВП в 2024 году.
Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций составляет по состоянию на 1 июля 2022 в сумме
2569,3 млрд. рублей.
В среднесрочной перспективе сохраняется необходимость выделения ассигнований в форме межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, которые должны помочь регионам обеспечить на достойном и качественном уровне получение гражданами государственных и муниципальных услуг.
1.4 Методы мобилизации доходов в бюджет
Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации средств:
-
прямое изъятие доходов из государственного сектора. -
доход от государственной земли, собственности и услуг. -
перераспределение доходов между юридическими и физическими лицами с помощью налогов. -
привлечение займов, заем.
Раскроем суть первого метода формирования доходов бюджета. В государственном секторе государство само осуществляет предпринимательскую деятельность, и как предприниматель имеет право на получение дохода от бизнеса-прибыли. Однако коллектив предприятия также имеет определенные права на эту прибыль. Поэтому почти никогда вся прибыль государственного сектора не изымается в бюджет. В то же время в отношениях государственных предприятий с бюджетом может использоваться прямое взимание доходов (через платежи и прибыль) и налогообложение прибыли на общих основаниях. В рыночной экономике, когда преобладает частный сектор, государство собирает только налоги, в то время как в административной экономике преобладает прямой сбор доходов в бюджет.
Суть второго метода заключается в том, что доходы от государственной земли, имущества и услуг формируются в зависимости от объема государственной собственности.
Третий метод, налоговый метод, генерирует поступления в бюджет и через них перераспределяет доходы юридических и физических лиц. Более того, прямое лишение дохода в государственном секторе может осуществляться только на основании законов.
И четвертый, кредитный метод, который приносит доход в бюджет на возвратной основе. Как правило, основу бюджета составляют налоги (95-98%), а кредиты составляют всего 2-5%. В дополнение к реальным доходам бюджета, которые формируются на основе вышеуказанных методов, государство может использовать доходы от выбросов для исполнения бюджета. Однако в период эмиссии инфляция увеличивает денежную массу, а реальная стоимость финансовых ресурсов не меняется, что приводит к экономическому кризису в стране.
Внутренними источниками формирования доходов бюджета являются:
-
Валовой внутренний продукт (ВВП) -
Национальное богатство (накопленные материальные ценности и разведанные природные ресурсы). Национальное богатство должно использоваться тогда, когда не хватает ВВП, есть определенный избыток природных ресурсов. Что касается внешних источников формирования доходов бюджета, то они могут быть как внутренними, так и внешними. Внешние характеризуют международное перераспределение финансовых ресурсов и могут быть сформированы на основе таких методов, как: -
прямое перераспределение (например, возмещение ущерба); -
международный кредит; -
налогообложение экспортно-импортной деятельности (таможенные платежи); -
валютное регулирование (отклонение установленного обменного курса от их реального соотношения); -
ценовой механизм (в мире существует определенный диапазон цен на товары, что приводит к международному перераспределению ресурсов, некоторым государствам невыгодно производить ряд товаров и они охотно покупают их в других странах, где производство этих товаров дешевле). В функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:
- мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур;
- использование их на различные государственные потребности.
Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.
Государственные доходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов, доступных государству (представленных различными структурами) и государственным предприятиям, при этом финансовые ресурсы, аккумулируемые государством, относятся к категории централизованных, а те, которые доступны государственным предприятиям, децентрализованы.
Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности и платежей населения. Децентрализованные - формируются из денежных поступлений и сбережений самих компаний. Разделение государственных доходов на централизованные и децентрализованные направлено на выявление взаимосвязи источников удовлетворения национальных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций распределения государственных доходов для обеспечения максимально возможной реализации интересов государства и активизации влияния государственных доходов на эффективность управления.
В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, что обеспечивает решение экономических и социальных задач социального развития. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разных уровней позволяет проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу передовых отраслей народного хозяйства и удовлетворять потребности непроизводственной сферы в примерно равных пределах, независимо от сферы, в которой действуют их институты. Помимо бюджета, централизованные государственные доходы включают источники государственных внебюджетных средств для дополнительного страхования, пенсионного обеспечения, занятости и фондов медицинского страхования.
Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственного дохода, является стоимость общественного продукта (частично национального богатства), который производится в различных финансовых формах на разных этапах и стадиях распределения.
Таким образом, объектом распределения на государственных предприятиях являются доходы от продажи продукции и ее составляющие, такие как прибыль, заработная плата, взносы в фонд социального страхования, амортизация и т. д. В качестве субъекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как заработная плата и заработная плата, налоговые платежи по которым являются источником формирования доходов бюджета. В свою очередь, предметом государственных кредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.
Основным источником формирования государственных доходов является национальная пенсия. Но иногда, особенно во времена нужды (войны, крупные стихийные бедствия и т. Д.).), ранее накопленное национальное богатство может служить источником государственных доходов. Накопление государственных доходов в данном случае осуществляется с помощью переменных остатков бюджетных средств, выделяемых на покрытие расходов, продажу золотовалютных резервов, платную приватизацию государственного имущества и т. д.
Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние включают национальный доход и национальное богатство, которые создаются в стране и используются государством для выполнения своих неотъемлемых функций. Внешние - относятся к национальному доходу и, в исключительных случаях, к национальным активам другой страны, если они приняты в форме государственных облигаций или получены в виде репарационных выплат.
Структура государственных доходов во многом определяется методами, с помощью которых государство накапливает необходимые ему средства.
В рыночной экономике основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в различных формах), кредиты и эмиссии. Взаимосвязь между этими методами варьируется в разные исторические периоды и определяется многими факторами: содержанием финансовой политики, экономической конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, остротой возникающих социальных противоречий и т. д.
Совокупность всех видов государственных доходов, получаемых различными методами, образует систему государственных доходов. Система государственных доходов предназначена для решения не только налоговых, но и экономических задач: стимулирования роста производства и повышения его эффективности, влияния на распределение производительных сил по всей стране, ускорения научно-технического прогресса. Выполняя налоговую функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена управляющих компаний (объединений, организаций).
Налоги имеют налоговое, экономическое и социальное значение. Предоставляя необходимые источники финансирования государственным органам, налоги выполняют свою налоговую функцию. В то же время механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут оказать положительное влияние на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание необходимых инфраструктурных объектов и т. д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы различных социальных категорий населения, лица, находящиеся за чертой бедности, освобождаются от уплаты налогов, налоговые льготы устанавливаются исходя из требований демографической политики и т. д.
Вторыми по величине налоговыми поступлениями являются государственные облигации. Они используются не только для покрытия дефицита бюджета, но и для покрытия различных капитальных затрат, особенно при инвестировании в государственный сектор экономики. Важность кредитования значительно возрастает во времена экономического кризиса. Рост кредитования во время экономического кризиса может даже превысить повышение налогов, поскольку последние из-за недостаточной эластичности не могут быстро мобилизовать большие финансовые ресурсы.