Файл: Бюджетное устройство и бюджетная система России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поправки, принятые к Бюджетному кодексу РФ, предусматривали:
• в случае необходимости принятия антикризисных мер будет создана специальная комиссия, в которую войдут депутаты Госдумы и члены Совета Федерации по аналогии с тем, как это было в 2008-2009 годах. Комиссия будет в предварительном порядке рассматривать предложенные правительством антикризисные меры и давать свое заключение в течение трех дней. Предполагалось, что в комиссию войдут по 7 представителей от Госдумы и Совета Федерации. Однако во время рассмотрения документа было внесено изменение, согласно которому количество представителей нижней палаты увеличивается до 8 человек за счет председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.;

• с правительства РФ было снято предложенное ранее право по своей инициативе увеличивать государственный долг. Правительство согласилось с мнением депутатов о том, что эта норма должна быть исключена из закона. "Если правительству в ходе исполнения бюджета, в том числе в рамках реализации антикризисных мер, понадобится больший объем гарантий, чем тот, который дан в пределах границ долга, то мы обратимся в парламент", - пояснила в ходе заседания думского комитета заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.;

• Закон расширяет полномочия правительства РФ при необходимости поддержать российскую экономику в случае ухудшения конъюнктуры в условиях кризиса в еврозоне. На данный момент действует норма временного характера, позволяющая кабинету министров без внесения изменений в закон о федеральном бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда на сокращение долговых обязательств, заимствований, обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Предусматривается возможность повышения общего объема расходов федерального бюджета при предоставлении межбюджетных трансфертов с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

• Законом вводится ограничение, в соответствии с которым объем средств Резервного фонда, направляемый на увеличение бюджетных ассигнований и сокращение долговых обязательств, а также на осуществление мер соцподдержки, не может превышать 5% от общего объема утвержденных расходов федерального бюджета. Устанавливается ограничение размера использования средств Резервного фонда до 200 млрд руб;


• Также предлагается осуществить дополнительную капитализацию банковского сектора путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банковских кредитных организаций. В связи с этим правительству РФ предоставляется право осуществлять эмиссию облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в объеме до 150 млрд руб. по номинальной стоимости со сроком погашения в 2022г;
Закон будет действовать до 31 декабря 2012г. включительно. А с 1 января 2013г. ему на смену придет также рассматриваемое в настоящее время нижней палатой парламента бюджетное правило.[17]
Законодательное закрепление этих изменений создаст новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней.


1.2 Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет- имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджеткак «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс
, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые равноправны между собой.

БК содержит следующее определение бюджета:
Бюджет форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» схема 1.


Под бюджетным устройствомпринято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  • третий уровень - местные бюджеты.
    Как видно, структура бюджетной системы государства во многом определяется типом его государственного устройства.


Исторически сложились две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство представляет собой единое целое, составные части которого не обладают политической самостоятельностью. Для унитарного государства характерна единая централизованная правовая и политическая организация, действующая на всей территории страны. Унитарная модель территориального устройства получила наибольшее распространение в современном мире (Великобритания, Италия, Япония, Франция и др.). Бюджетная система в унитарном государстве включает только два уровня: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
Федеративное государство — более сложное, чем унитарное, потому как составные части такого государства, именуемые субъектами федерации, обладают определенной политической и экономической самостоятельностью. На территории отдельных субъектов, таких как республики, действуют свои собственные конституции. Наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют аналогичные органы государственной власти субъектов федерации. Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном государственном устройстве является разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Отсюда же возникает сложность во взаимоотношениях федерации со своими субъектами. Федеративная форма государственного устройств а присуща наиболее крупным государствам, таким как: Австралия, Германия, Индия, Канада, США и др. В федеративном государстве и бюджетная система более сложная, она состоит из трех уровней:

1) государственный (федеральный) бюджет;

2) бюджеты членов федерации (штатов — в США, провинций — в Канаде);

З) местные бюджеты.
Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция смещения характеристик различных государственных устройств и соответственно бюджетных систем, т.е. характеристики, присущие, например, унитарному государству, можно наблюдать в федеративном государстве, и наоборот.
Федеративное устройство России закреплено в Конституции РФ. Таким образом, федеративный тип государственного устройства предопределил трехуровневую структуру бюджетной системы РФ.
Согласно Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.


Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» — свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.



Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Показатели консолидированного бюджета используются при составлении сводного финансового баланса, прогноза социально-экономического развития Федерации или региона, а также при расчетах показателей бюджетной обеспеченности населения, территории или государства в целом.
1.3 Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система РФ основана на принципах, в результате взаимодействия которых и формируется та или иная модель бюджетного устройства страны, обеспечивается ее равновесие на всех этапах бюджетного процесса.

Принципы — это целевые установки, определяющие вектор развития определенных отношений.
В соответствии с БК бюджетная система государства основана на следующих принципах:

  • единства бюджетной системы РФ;

  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

  • самостоятельности бюджетов;

  • равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

  • сбалансированности бюджета;

  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;

  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

  • прозрачности (открытости);

  • достоверности бюджета;

  • адресности и целевого характера бюджетных средств;

  • подведомственности расходов бюджетов;

  • единства кассы.