Файл: Бюджетное устройство и бюджетная система России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно отметить, что два последних принципа, подведомственности расходов и единства кассы, являются новыми для БК и были введены в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах.


глава 2 Характеристика отдельных звеньев

бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации
Главенствующую роль в бюджетном процессе в Российской Федерации занимает федеральный бюджет.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. При этом использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.
В связи с реформированием бюджетного процесса, одним из направлений которого был переход к среднесрочному финансовому планированию всех бюджетов бюджетной системы РФ, БК предусмотрено ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на три года (очередной финансовый год и плановый период). Данное нововведение позволяет обеспечить преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики.

Очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом.



Плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.



В основу бюджетного планирования положен принцип «скользящей трехлетки», при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Таким образом, с одной стороны, обеспечивается стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.
Переход к трехлетним бюджетам ставит задачу повышения качества финансового планирования и прогнозирования для органов государственной власти, ответственных за их подготовку.


2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации
Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы РФ являются бюджеты субъектов РФ.
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Бюджеты субъектов РФ и бюджет Территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. При этом использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.
БК органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право выбора между утверждением бюджета субъекта РФ на три года либо на очередной финансовый год.
В случае, если проект бюджета субъекта РФ составляется и утверждается па очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ.

2.3 Местные бюджеты
Третий уровень бюджетной системы РФ представляют местные бюджеты.
В Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. При этом использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Органам местного самоуправления также предоставлено право выбора между утверждением бюджета на три года или на очередной финансовый год. При этом в случае, если проект бюджета муниципального района составляется и
утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального района разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального района.
Аналогичная мера предусмотрена и для бюджетов поселений. В случае, если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа поселения могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана поселения.

2.4 Бюджеты государственных внебюджетных фондов
В состав бюджетной системы РФ входят также бюджеты государственных внебюджетных фондов, предназначенные в соответствии со ст. 13 БК, как и федеральный бюджет, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
При этом расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определеннее законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Средства бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
БК определен состав бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также порядок их составления, представления и утверждения. Так, в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:

1) бюджет Пенсионного фонда РФ;

2) бюджет Фонда социального страхования РФ;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.


глава 3 Бюджетная классификация

3.1 Понятие бюджетной классификации



Законодательное закрепление основ бюджетной классификации РФ произошло лишь в 1996 г. вместе с принятием специального Федерального закона от 15.08.1996 № 115-Ф3 «О бюджетной классификации Российской Федерации». До этого момента бюджетная классификация регулировалась на уровне приказов Минфина России, в частности, приказом от 29.12.1994 177 «О бюджетной классификации Российской Федерации» устанавливалась новая для того времени бюджетная классификация, которая включала в себя:

1) доходы бюджета;
2) расходы бюджета:
— функциональную структуру расходов;
— ведомственную структуру расходов;
— экономическую структуру расходов;
3) финансирование бюджета;
4) государственный долг.

В 1994 г. было законодательно закреплено и само современное понятие «бюджетная классификация Российской Федерации», заменив действующее ранее — «классификация доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации» (см. приказ Минфина России от 14.08.1992 № 71 «Об утверждении классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации»). За последующий восемнадцатилетний период в законодательство о бюджетной классификации вносились многочисленные изменения в целях обеспечения ее соответствия современной ситуации.
В ходе реформирования бюджетной классификации были достигнуты следующие результаты:
1) введен унифицированный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, интегрированный с номером счета плана счетов бюджетного учета;
2) предусмотрено больше возможностей детализации классификаций на уровне субъектов РФ и муниципальных образований;
З) учтены требования Международных стандартов финансовой отчетности и Статистики государственных финансов в целях предоставления Международным финансовым организациям данных о государственных и муниципальных финансах.
Бюджетная классификация РФ ориентирована на обеспечение сопоставимости показателей бюджетов не только разных уровней бюджетной системы, но и в рамках разных периодов времени, что в дальнейшем позволит сравнивать показатели бюджетов за различные годы.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.