Файл: Введение 3 Теоретические основы проблемы и перспективы развития региональной экономики в России 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Российской Федерации свойственен сильный разрыв в количестве совершаемых преступлений в различных регионах. Поэтому, чтобы сократить преступность, нужно, прежде всего, осуществить меры по оздоровлению экономики и жизни общества в целом, особенно в регионах, с высоким уровнем преступности, таких как Забайкальский или Приморский край. Это особенно актуально для современной России, где высокая преступность признана одной из угроз национальной безопасности и является одним из главных препятствий для устойчивого развития государства. Данное явление не только является вредоносным для всей экономики государства, но также подрывает авторитет власти и авторитет страны в целом, принося разрушение в целостность государства. Рассмотрение данных параметров еще раз подтверждает утверждение о том, что Российской Федерации свойственно расслоение уровня жизни по регионам. Наиболее благоприятными регионами для жизни являются города федерального значения, такие как Москва и Санкт‐Петербург, в то время как в некоторых регионах жизнь проходит в кризисе8.

Снижению степени дифференциации населения и уменьшению количества малообеспеченных жителей области могут способствовать меры, направленные на повышение трудоустройства и доходов населения в регионах путем создания рабочих мест за счет государства, стимулирования большого и малого предпринимательства, что может повлечь за собой глобальные последствия, такие как: сокращение преступности, увеличение доходов, улучшение показателей по заболеваемости, улучшение жилищных условий и увеличению количества образованных людей.

1.3 Управление региональным развитием в РФ


Говоря об управлении региональным развитием, необходимо определиться с тем, что мы понимаем под термином «региональное развитие». Мы разделяем точку зрения, согласно которой региональное развитие представляет собой режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.

Управление региональным развитием предполагает использование форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизма государственной поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Управление региональным развитием подразумевает наличие механизма управления экономикой региона. Механизм управления экономикой региона – это ключевой элемент системы управления территориями, наиболее сложная ее часть, представляющая собой совокупность компонентов (органов управления; стратегических целей; принципов, методов и инструментов управления), тесно взаимосвязанных между собой9.

Стратегическая цель развития региона является долгосрочным ориентиром, реализация которого обеспечивает переход всей региональной системы в новое заданное состояние. К основным стратегическим целям регионального развития можно отнести повышение качества жизни населения, рост экономики и снижение степени дифференциации по уровню социально-экономического развития регионов. В соответствии с проектом указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики регионального развития», подготовленным Министерством экономического развития Российской Федерации в апреле 2015 года, основной целью регионального развития должно стать обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации через максимально полное раскрытие потенциала саморазвития регионов и городов, создание комфортной среды жизнедеятельности граждан.



Реализация стратегических целей должна опираться на основополагающие принципы. По мнению ряда авторов, управление региональным развитием должно основываться на следующих принципах: создание условий для сохранения и рационального использования ресурсов региона и страны в целом; определение приоритетных направлений, требующих значительных капитальных вложений; поиск альтернативных не капиталоёмких или мало капиталоёмких вариантов поддержания отдельных (наиболее приоритетных) сфер. Выбор конкретного инструмента управления региональным развитием зависит от задач управления и специфических условий их решения, сложившихся на данный момент в регионах России.

Подводя итог, следует отметить, что в России существует проблема эффективного регионального развития, обусловленная объективными причинами. Поэтому выбор и использование эффективных инструментов регионального развития является крайне актуальной. Одни из основных, это отсутствие должной поддержки федерального центра и недостаточность опыта в данной сфере, но, тем не менее, у региона имеются предпосылки успешного развития в нашей стране.


2. Проблемы региональной экономики на примере Республики Карелия

2.1 Анализ и определение направлений развития региональной экономики Республики Карелия за 2012-2017 годы


Анализ социально-экономической ситуации в Республике Карелия за прошедшие пять лет свидетельствует о том, что тенденции развития региона в экономической и социальной сферах носят неустойчивый характер.

В период с 2012 по 2017 год экономика республики испытывала негативное влияние санкций, что соответственно отразилось на росте напряженности в социальной сфере (безработица в 2016 г. выросла до 9,2%, в России – 5,5%) и увеличении государственного долга Республики Карелия. Рост индекса физического объёма ВРП в 2013-2015 гг. хотя и был положительным, но ниже 1%, что недостаточно для развития региона.

Основу промышленности республики составляют лесопромышленный и горнопромышленный комплексы, машиностроение, металлургия и энергетика, а также агропромышленный комплекс и пищевая промышленность.

В горнопромышленном комплексе наиболее развиты добыча и переработка железистых кварцитов (руда, окатыши), природного облицовочного и строительного камня, песчано-гравийного материала, песков. Всего в отрасли работает 245 организаций. Предприятия Республики Карелия занимают 28% российского рынка железорудных окатышей (АО «Карельский окатыш»), 9,8% железной руды (АО «Карельский окатыш»), 7,6% рынка нерудных строительных материалов
10.

Потенциал развития подотрасли нерудных строительных материалов связан с применением новых технологий, освоением новых производственных ниш (использование базальта). Для устойчивого развития подотрасли требуется решение вопросов снижения транспортных тарифов, либо формированием эффективной логистики доставки продукции до основных рынков потребления (центральные регионы России).

Республика Карелия занимает 22-е место в России по 52,9% и 20-е по общим запасам древесины – 1002,4 млн.м3. Объем заготовки древесины в 2016 году составил 6,7 млн. м3. В лесопромышленный комплекс входит 3 целлюлозно-бумажных предприятия, 6 крупных лесопильных заводов, 3 предприятия по производству плит и фанеры, лесозаготовки в республике осуществляют порядка 300 организаций, из них 64 – аренда-торы лесных участков. Доля компаний Республики Карелия на российском рынке в 2016 г. бумажных мешков и упаковки составляет около 52% (ООО «Сегежская упаковка»), на рынке газетной бумаги – 42% (ОАО «Кондопога»), на рынке бумаги – 22% (АО «Сегежский ЦБК»), целлюлозы – 15% ((ООО «РК-Гранд») технологической щепы – 10%, необработанной древесины – 5,5%. Развитие отрасли связано с расширением сети лесных дорог, увеличением глубины переработки, поиском новых рыночных ниш (готовые строительные материалы, домостроение, мебельная промышленность) и формированием лесопромышленного кластера. Увеличение доходов и ориентация на экологичные строительные материалы в России будет этому способствовать. В перспективе развитие отрасли также может стимулировать постепенный отказ от бытового пластика на федеральном уровне.

Основные объекты для развития рыболовства – Белое море, Онежское и Ладожское озера, Выгозерское водохранилище. Объем промышленного вылова рыбы в 2016 году составил 2,6 тыс. тонн, что выше на 25% средних уровней 2012-2014 гг. (1,8-2,1 тыс. тонн). В Белом море рыболовство преимущественно основано на вылове сельди и наваги. Ключевые предприятия, работающие в Белом море – рыболовецкие колхозы «Беломор», «Заря Севера», «Помор»11.

Рыбоводными хозяйствами Республики Карелия в 2016 году выращено 21,2 тыс. тонн рыбы, в том числе товарной – 14,7 тыс. тонн и 43,5 тонны мидий. Основные объекты товарного рыбоводства – форель (99,5%), сиг и осетр (0,5%). Действует 56 рыбоводных хозяйств, общая численность занятых – 1025 человек. Доля компаний Республики Карелия на российском рынке садковой форели составляет около 75,4% и продукции аквакультуры в целом – 10,4%.


Дальнейшее развитие рыбоводства связано с созданием в регионе кластера аквакультуры, включая расширение рыбоводных хозяйств (потенциал – увеличение объемов выращивания рыбы – до 35 тыс. тонн), создание селекционно-племенного центра рыбоводства, организацию производства кормов, рыбопереработку, а также организацию производства оборудования для рыбоводства. Перспективы развития отрасли связаны с постепенным повышением уровня жизни и ориентацией населения крупных агломераций на здоровые продукты питания.

Доля валовой добавленной стоимости сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в валовом региональном продукте в 2015 г. несколько выросла с 3,2 до 3,8%, но обусловлено это снижением доли иных отраслей. В Республике Карелия в 2016 г. произведено продукции сельского хозяйства на 5,415 млрд руб., что составляет менее 0,1% от произведенной в России продукции. При этом фактический объем произведенной продукции составил в 2016 г. 90,6% от значения 2015 г., с учетом инфляции объем производства сокращается с 2014 г. Убыток организаций животноводства в 2016 г. составил 38 млн.руб. Площадь посевов сельскохозяйственных культур в 2016 г достигала 32,3 тыс. га (0,04% от общероссийского значения), то есть выросло на 0,2 тыс. га с 2015 г. (но более чем в два раза меньше, чем в 2000 г.- 64,8тыс. га).

На территории Республики Карелия действуют: каскад Кемских ГЭС, каскад Выгских ГЭС, каскад Сунских ГЭС, ряд малых ГЭС (ГЭС Рюмякоски, ГЭС Каллиокоски, ГЭС Ляскеля), а также Петрозаводская ТЭЦ и ТЭЦ ОАО «Кондопога». Установленная мощность действующих малых ГЭС в Республике Карелия составляет 6,3 мВт. Перспективно развитие ветроэнергетики и приливных электростанций в Белом море, а также развитие биоэнергетики на основе использования местных биоэнергетических ресурсов (в том числе отходов деревообработки). Большой потенциал для дальнейшего развития альтернативной энергетики связан с решением проблем тарифообразования. Также актуальной для развития энергетики в Карелии является решение проблемы «последней мили» и перекрестного субсидирования12.

Республика Карелия является одним из наиболее привлекательных регионов России в сфере спортивного, оздоровительного, экологического и познавательного туризма. В рейтинге субъектов Российской Федерации по развитию туризма Минкультуры России регион занимает 18-е место. Малая плотность населения, разнообразие ландшафтов