Файл: Билет вопрос Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики Субъект специальной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 20 Вопрос 1

Этиопатогенез олигофрении. Степени проявления олигофрении

Этиопатогенез (этио + патогенез) Совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни

Причины олигофрении различны. В некоторых случаях олигофрения обусловлена воздействием внешних вредностей, повреждающих половые клетки (яйцеклетки, сперматозоиды) родителей или нарушающих развитие центральной нервной системы плода во внутриутробном периоде или ребенка в младенческом возрасте. В ряде случаев причиной олигофрении является патологическая наследственность.
К числу наиболее часто встречающихся внешних факторов, обусловливающих олигофрению, относятся инфекции (грипп, воспаление легких, дизентерия, менингиты и энцефалиты, сифилис и др.), перенесенные матерью во время беременности или ребенком в первые годы жизни, интоксикации беременной матери (алкоголь, хинин и др.), травмы ребенка во время родов и в младенческом периоде, воздействие лучевой энергии, длительное голодание. В последние годы были изучены две формы олигофрении инфекционного происхождения: олигофрения, обусловленная заболеванием матери в первые месяцы беременности краснухой и проявляющаяся тяжелым слабоумием ребенка, дефектами зрения (катаракта) и слуха (глухота) в сочетании с пороками сердца; олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и сочетающаяся часто с поражением глаз, головной водянкой и эпилептическими припадками. В возникновении олигофрении большое значение имеют расстройства функций желез внутренней секреции (щитовидной железы, гипофиза и др.). Вредное влияние на развитие плода оказывают такие заболевания беременной женщины, как сахарный диабет, болезни крови, сердечно-сосудистой системы, почек и др., при которых нарушаются питание плода и обеспечение его кислородом.
Различные проявления олигофрении зависят также от времени воздействия вредности: вредности, действующие на зачаток, плод, в раннем периоде беременности могут явиться причиной тяжелых пороков развития мозга; повреждение плода в последние месяцы беременности или болезни ребенка в первые годы жизни дают менее глубокие дефекты развития.
Среди наследственных форм олигофрении первое место занимает болезнь Дауна (по имени английского врача Л. Дауна, описавшего эту форму олигофрении), возникновение которой обусловлено аномалией набора хромосом (наличием лишней хромосомы № 21)..


Билет 20 вопрос2

В методике преподавания русского зыка определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1.Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

2.Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.

3.Повысить уровень общего развития учащихся.

4.Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5.Развивать нравственные качества школьников.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

 Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

 Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;

коррекция и развитие памяти;

коррекция и развитие внимания;

 формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;  развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

 Развитие основных мыслительных операций:

 развитие умения сравнивать, анализировать;развитие умения выделять сходство и различие понятий;умение работать по словесной и письменной инструкциям,алгоритму;умениепланировать деятельность.

 Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;


формирование умения преодолевать трудности;

воспитание самостоятельности принятия решения;

формирование адекватности чувств;

формирование устойчивой и адекватной самооценки;

формирование умения анализировать свою деятельность;

воспитание правильного отношения к критике.

 Коррекция и развитие речи:

Билет 23

Вопрос 1

Сущность принципа деятельностного подхода в обучении и воспитании

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.

Деятельностный подход в своей преимущественной ориентации на становлении субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.


Принцип деятельностного подхода к образованию применим к любой категории детей с особыми образовательными потребностями и находит свою реализацию не только при проведении специальных коррекционных занятий. Он осуществляется и на уроках по общеобразовательным предметам и, конечно, в процессе воспитания.

Вопрос 2 билет 23

Система медико-социальной помощи при олигофрении в степени идиотииИдиотияНаиболее тяжелой степенью умственной отсталости является идиотия. Глубокая идиотия характеризуется почти полным отсутствием познавательной деятельности. IQ идиотов менее 20. Они чаще всего никак не реагируют на окружающее, их внимание не привлекают даже такие отчетливые раздражители, как яркий свет или громкий звук. Мышление и речь идиотов почти не развиты, расстройство их познавательной деятельности классифицируется как неспособность строить новые связи, образовывать представления. Их реакции на окружающее или отсутствуют, или неадекватны, эмоции ограничены чувствами удовольствия или неудовольствия, любая осмысленная деятельность, в т. ч. самообслуживание, недоступна. Речь при глубокой идиотии отсутствует полностью.При глубокой идиотии отсутствуют различия между горячим и холодным, высоким и низким, съедобным и несъедобным, сухим и мокрым. Самостоятельно эти люди не умеют одеться и раздеться, не в состоянии пользоваться даже ложкой, многие не могут самостоятельно стоять и ходить. При глубокой степени идиотии часто снижены многие виды чувствительности, в том числе болевая. Безусловно, лица с любой степенью идиотии нуждаются в специальном надзоре и уходе.Профилактика. Первичная профилактика включает медико-генетическое консультирование, которое должно проводиться в специальных медико-генетических консультациях с использованием современных методов биохимического и цитологического исследований, включая амниоцентез. Предупреждение умственной отсталости во многом зависит от социальных мероприятий, направленных на улучшение условий среды и воспитания Реабилитация. Существующая система лечебно-реабилитационных мероприятий предусматривает разнообразную помощь больным олигофренией . В системе учреждений здравоохранения больным олигофренией оказывается амбулаторная и стационарная помощь. Амбулаторную помощь осуществляют детские и общие психиатры психоневрологических диспансеров. В системе народного образования имеется сеть вспомогательных школ, в которых обучаются дети с умственной отсталостью в степени дебильности. Общеобразовательное обучение сочетается с трудовым и профессиональным. Вспомогательные школы связаны с предприятиями местной промышленности, где дети, окончившие эти школы, могут быть трудоустроены


Билет 26

Вопрос1

Причины и особенности проявления резидуальной формы детской органической деменции

Резидуально-органическаядеменция возникает при проявлениях менингита (здесь можно почитать о гнойном менингите у детей), тяжелых черепно-мозговых травмах, при отравлениях медикаментами центральной нервной системы.

Деменция (слабоумие) — устойчивый дефект либо распад интеллекта, который прогрессирует. Деменция проявляется после органического повреждения мозга травматического, воспалительного, токсического. Заболевание может быть двух видов: резидуально-органическая и прогрессирующая.

Причины деменции(слабоумия)

Деменция резидуально-органического генеза может проявляться при менингоэнцефалите, тяжкой черепно-мозговой травме, отравлениях ЦНС, а так же энцефалите разной этиологии.

Прогрессирующая деменция рассматривается как самостоятельная болезнь, или она входит в структуру прогредиентных наследственно-дегенеративных и демиелинизирующих болезней ЦНС, а так же сосудистых поражений мозга. В медицинской практике синдром Деменции классифицируют по наименованию болезненной формы, которая дала почву этим проявлениям полоумия. Выделяют и еще Деменцию лакунарную, выделяя очаговость процесса в мозге, а так же образуется провалы в памяти, которые обусловливают маленький уровень интеллекта.При всем при этом сберегается хоть и неполная опасная оценка собственного состояния пациентом.

Симптомы деменции (слабоумия)

Отличительной спецификой деменции считается ее развитие в последствии периода обычного функционирования мозга. Совместными симптомами деменции считаются более-менее воплощенные мозаичность психических нарушений, неравномерность понижения отдельных познавательных функций с вероятностью условной сохранности одной или же нескольких из них, присутствие конкретного запаса сведений, представлений и словарного запаса, свидетельствующее о периоде ненарушенных познавательных функций, несоответствие между имеющимся запасом знаний и невысокими способностями их реализации, также между глубиной личных расстройств (воплощенное падение критики, утрата высочайших чувств, внезапная наклонность побуждений) и интеллектуальной недостаточностью.