Файл: Билет вопрос Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики Субъект специальной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существенным показателем деменции надлежит помимо прочего считать существенные нарушения предпосылок интеллекта: памяти, внимания, психической активности, целенаправленности психической работы, которые часто доминируют над расстройствами понимания и осмысления.

Вопрос 2 билет26Содержание коррекционно-логопедической работы С(КОУ) 8 вида

Целями логопедического сопровождения детей с умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы VIII вида, являются:

- расширение представлений об окружающем мире;

-формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации; - повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Задачами логопедического сопровождения детей с умственной отсталостью являются:

- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми коррекционных общеобразовательных программ;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся.

Основные направления работы:

- развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения);

- развитие артикуляционной моторики;

-развитие речевого дыхания;

- постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков;

- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у учащихся;

- обогащение активного и пассивного словаря;

- формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

- развитие коммуникативной функции речи, связной речи.

Этапы формирования речевых действий:

- материализация действий с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета);

- выполнение действия в речевом плане (проговаривание вслух);

- выполнение действия во внутреннем плане (по представлению);

- максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, ТСО);дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учетом развития возрастных индивидуальных особенностей ребенка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития»;


- учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включаю в свои занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий;

Билет 29

Вопрос 1

Предметный дидактический материал и его значение в образовательном процессе

Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции.

Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном образовании является дидактический материал. Это средство обучения предназначено для практической деятельности ребенка с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности. Его использование позволяет детям легче усваивать учебный материал, он может быть подобран в наиболее полном соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка
Предметный дидактический материал по мере продвижения по годам обучения становится все более отвлеченным, абстрактным, представляя собой в конце концов «материализованные абстракции», т. е. воплощенные в предметном материале наиболее общие, сущностные характеристики тех или иных объектов, предметов или их совокупностей, действий и операций с ними. Применение предметного дидактического материала вызывает живой интерес и обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, а также формирование необходимых умений и навыков, устойчивого произвольного внимания.


Вопрос 2 билет 29

пропедевтическое (книжн.). прил. к пропедевтика; вводный, подготовительный, излагаемый в сжатой и элементарной форме.

Сущность пропедевтического периода обучения в С(КОУ) 8 вида

пропедевтическое (книжн.). прил. к пропедевтика; вводный, подготовительный, излагаемый в сжатой и элементарной форме.

система занятий, направленных на пробуждение у уч-ся познавательного интереса и подготавливающих к изучению учебных предметов. В период П. о. школьники приобретают первоначальные, необходимые для усвоения знаний умения и элементарные навыки культуры поведения. В то же время учитель использует период П. о. для всестороннего изучения учеников и составляет их первые педагогические характеристики. Такие характеристики помогают учителю определить план коррекци-онно-воспитательной работы, которая проводится с ребенком. Особое внимание учитель обращает на желание ребенка учиться, умение самостоятельно работать, особенности произвольного внимания, речи, моторики, навыки общения с другими детьми и учителем. Занятия в этот период организуются в форме дидактических игр, прогулок и целевых экскурсий, художественного рассказывания и чтения, заучивания со слов учителя стихов и песенок, лепки, рисования, ручного труда.


В то же время дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в классном коллективе. Выделяя детей с резкими дефектами речи или моторики, учитель совместно с логопедом, врачом и учителем физической культуры намечает план индивидуальных занятий, направленных на снижение, а когда это возможно, и преодоление дефекта, определяет пути индивидуального подхода к ребенку. В период П. о. школьный врач устанавливает необходимость проведения медикаментозного лечения детей, определяет состояние зрения, которое в нужных случаях корригируется очками, состояние слуха и дает необходимые рекомендации учителю, назначает занятия по лечебной гимнастике. Все это доводится до сведения учителя, который организует все условия для успешного обучения всех уч-ся данного класса и индивидуально для каждого ребенка. П. о. завершается неодновременно для всех детей, обучающихся в классе



БИЛЕТ 3

Вопрос 1.

Нормативно-правовые основы специального образования.

Право всех детей на образование закреплено в ряде важнейших международных документов (во Всеобщей декларации прав чело­века, в Конвенции о правах ребенка и др.) и находит отражение в законодательных актах Российской Федерации, гарантируется государством в главном его Законе-Конституции РФ. Права лиц с умственными и физическими недостатками в тече­ние длительного времени являются предметом пристального вни­мания со стороны международного сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных Наций по этой проблеме:

Всеобщая декларация прав человека;

Декларация о правах инвалидов;

Декларация о правах умственно отсталых лиц;

Конвенция о правах ребенка;

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для

инвалидов.В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, люди с ог­раниченными возможностями любой категории могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, эконо­мических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними пра­вом осуществлять их на равных условиях с другими людьми.Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Кон­венцию о правах ребенка. Главная цель Конвен­ции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Статья 23 посвящена детям с ограниченными возможностями, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе». Пункт 3 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребно­стей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.Не менее значимой является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г. Она провозгла­шает равенство гражданских и политических прав лиц с ограни­ченными возможностями. Кроме того, они должны пользоваться особыми правами в предоставлении им специальных услуг, кото­рые позволили бы этим лицам достигать максимального проявле­ния своих возможностей и ускоряли бы процесс их интеграции в общество

Билет3

Вопрос 2.

Предмет изучения, воспитания и обучения олигофренопедагогики

Олигофренопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении и путях социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников.

Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию, обеспечивающую возможности индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым детям, принципы и методы их воспитания, содержание общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений.

Олигофренопедагогика является частью общей педагогики и как таковая руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами. Основные педагогические понятия

- воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д. — здесь употребляются в том же значении, что и в общей педагогике.


Однако общепедагогические принципы олигофренопедагогика рассматривает как исходные для решения ее особой задачи — коррекции развития умственно отсталого ребенка. Методы обучения и воспитания умственно отсталого ребенка специфичны, они зависят от особенностей его познавательной деятельности и личности в целом, от возможностей ребенка и имеющихся у него затруднений. Как наука олигофренопедагогика имеет свой предмет исследования — научное обобщение практики и разработка теории обучения и воспитания умственно отсталых детей. У истоков олигофренопедагогики стояли такие врачи и физиологи, как В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо.

Без знания симптомов заболеваний, причин их возникновения, закономерностей развития психики при патологических условиях невозможно эффективное обучение и воспитание. Вследствие своего основного дефекта — поражения центральной нервной системы умственно отсталые дети отстают от сверстников в речевом развитии.

Билет 6.

Вопрос 1.

Классификация нарушений психического развития у детей.

Дизонтогенезэто состояние, при котором наблюдаются отклонения от нормального личностного развития в определенный период жизни. Оно может проявиться в любом возрасте.

В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонтогенеза, но наиболее удобной для психологического анализа считают классификацию, предложенную В.В. Лебединским, выделившим шесть основных вариантов психического дизонтогенеза В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации - как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания - что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития - изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии - диспропорциональности развития.

Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому, 1985) 1.Недоразвитие - ранее повреждение, незрелостью мозговых структур;

2.Задержанное развитие - задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер;

3.Поврежденное развитие