Файл: Практикум по промышленному.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретические сведения

Способы применения UML

Диаграммы UML

Диаграмма классов (Class diagram) Диаграмма классов описывает типы объектов системы и различного рода статические отношения, которые существуют между ними. На диаграммах классов отображаются также свойства классов, операции классов и ограничения, которые накладываются на связи между объектами.Описаниеклассаможет включать множество различных элементов, и чтобы они не путались, в языке предусмотрено группирование элементов описания класса по секциям. Стандартных секций три: секция имени — наряду с обязательным именем может содержать также стереотип, кратность и список именованных значений; секция свойств — содержит список описаний свойств класса; секция операций — содержит список описаний операций класса. Как и все основные сущности UML, класс обязательно имеет имя, а стало быть, секция имени не может быть опущена. Прочие секции могут быть пустыми или отсутствовать вовсе.Класс изображается прямоугольником. Если секций более одной, то внутренность прямоугольника делится горизонтальными линиями на части, соответствующие секциям.На рис. 2 изображена упрощенная диаграмма классов системы, занимающейся обработкой заказов клиентов. Прямоугольники на диаграмме представляют классы и разделены на три части: имя класса (жирный шрифт), его атрибуты и его операции. На рис. 2 также показаны два вида связей между классами: ассоциации и обобщения.Свойства Свойства представляют структурную функциональность класса. В первом приближении можно рассматривать свойства как поля класса. Свойства представляют единое понятие, воплощающееся в двух совершенно различных сущностях: в атрибутах и в ассоциациях. Хотя на диаграмме они выглядят совершенно по­разному, в действительности это одно и то же.Атрибуты Атрибут описывает свойство в виде строки текста внутри прямоугольника класса. Полная форма атрибута:видимость имя: тип кратность = значение по умолчанию {строка свойств} Например: имя: String [1] = "Без имени" {readOnly} Обязательно только имя. Метка видимости обозначает, относится ли атрибут к открытым (обозначается значком +) (public), закрытым (­) (private), защищенным (#) (protected), пакетным () (package);

Диаграмма последовательности (Sequence diagram)

Практическая часть

Инструментарий

Начало работы

Создание первого проекта

Пример создания UML-диаграмм архитектуры проекта с помощью PlantUML

Задания для самостоятельной работы

Вариант №1, 16

Вариант №2, 17

Вариант №3, 18

Вариант №4, 19

Вариант №5, 20

Вариант №6, 21

Вариант №7, 22

Вариант №8, 23

Вариант №9, 24

Вариант №10, 25

Вариант №11, 26

Вариант №12, 27

Вариант №13, 28

Вариант №14, 29

Вариант №15, 30

Литература, ссылки

Соответственно, архитектурным решением может быть сделать общий абстрактный класс AbstractBook, в котором будут реализованы общие операции для всех сущностей, что находятся в библиотеке. От него будут наследоваться классы Book и Magazine. Но нельзя создать никаких экземпляров класса AbstractBook, а нам необходимо именно ими управлять в классе Library. Это решение не подходит, либо должно быть усовершенствовано.

Далее, для того, чтобы сделать возможным управление классами­наследниками AbstractBook, можно вынести методы из AbstractBook в интерфейс LibraryEntity. Абстрактный класс будет реализовывать этот интерфейс. Таким образом, Library сможет управлять объектами типа LibraryEntity. Например, станет возможным такой код.

LibraryEntity entity = new Book();

Почему такое возможно? Потому что абстрактный класс AbstractBook реализует интерфейс LibraryEntity, а класс Book наследует абстрактный класс AbstractBook. Язык Java позволяет присваивать интерфейсу ссылки на объекты тех классов, которые реализуют этот интерфейс.

Это решение и является подходящим для такой ситуации.

Соответственно, будут изменения и в классе Library, изменятся названия атрибутов, добавятся новые операции и изменятся старые. Дополнительно изменено имя свойства “numberInLibrary” на “ID”.

Если бы не было этапа проектирования, который сейчас и выполняется, то именно сейчас пришлось бы переписывать
огромное количество кода. Именно поэтому принцип “сначала спроектируй ­

потом пиши код” позволяет повысить эффективность. Сейчас изменить архитектуру, даже полностью её переписать, будет намного легче, чем переписать весь код, который её в будущем будет реализовывать.

Внесем все эти изменения в UML­код.

@startuml

skinparam classAttributeIconSize 0
interface LibraryEntity {

+getID() : long

+getName() : String

}
abstract class AbstractBook {

­ID : long

­name : String

}
class Book {

­ISBN : String

­author : String [1..*]

­year : int

}
class Magazine {

­datePublication: LocalDate

­publisher : String

}
class Library {

­numberOfEntities : long

­name : String

+findEntityByName(name : String) : LibraryEntity

+findEntityByID(id : long) : LibraryEntity

+addNewEntity(entity : LibraryEntity) : boolean

+deleteEntity(id : long) : boolean

}
LibraryEntity "0..*" <­­> "1" Library
LibraryEntity <|.. AbstractBook AbstractBook <|­­ Book AbstractBook <|­­ Magazine @enduml


Добавим комментарий к классу Magazine.

class Magazine {

­datePublication: LocalDate

­publisher : String

}

note right: LocalDate is from DateTime API in Java 8




Эта диаграмма классов только поверхностно охватила систему управления книгами, но этого вполне достаточно в качестве примера, как следует начинатьразрабатывать архитектуру приложений.

Безусловно, в этом примере можно сделать

еще много уточнений и усовершенствований, прежде чем на основе полученной архитектуры можно будет сделать рабочий проект.

Создание диаграммы последовательностей


Создадим в этом же проекте (модуле) файл диаграммы последовательностей.

Имя диаграммы: LibrarySequenceDiagram. Так как это диаграмма последовательности, то с помощью её мы сможем показать, какова же последовательность действий в проектируемой системе. Иначе говоря, что же будет делать система при наступлении той или иной ситуации?

Разработаем две диаграммы последовательности: одну для сценария нахождения чего­либо в библиотеке по его имени (name), вторую для сценария удаления чего­либо из библиотеки по идентификатору (ID).

ПолнуюинформациюоспецификацииPlantUMLдлядиаграммпоследовательностейможнопосмотреть в файле PlantUML_Language_Reference_Guide или по адресу http://plantuml.sourceforge.net/sequence.html.

Сценарийнахождениячего-либовбиблиотекепоимени

Сначала необходимо определить объекты, которые посылают друг другу сообщение (иначе говоря, вызывают или каким­либо образом используют друг друга). Когда в классе Library вызывается функция findEntityByName(), то эта функция будет брать список всех сущностей LibraryEntityList, хранящихся в библиотеке, и выполнять в нем поиск. Почему
этот список сущностей не был указан в атрибутах в диаграмме классов? Потому что этот список там представлен в виде двусторонней ассоциации. Поэтому имя этого списка будет в диаграмме последовательности, но не будет в диаграмме классов.

Функция findEntityByName() будет вызываться классом­клиентом библиотеки LibraryClient, которого также не было на диаграмме классов. Таким образом, можно написать следующий код, отображающийся в UML.

@startuml

LibraryClient ­> Library : findEntityByName(name : String) Library ­> LibraryEntityList : getEntity

LibraryEntityList ­> Library: anEntity @enduml



В диаграмме происходит следующее: LibraryClient вызывает у Library метод findEntityByName, Library запрашивает у списка LibraryEntityList одну сущность, и эта сущность передается библиотеке.

Так как при поиске необходимого элемента в библиотеке происходит перебор всех элементов, то в диаграмме необходимо отобразить, что этот процесс происходит в цикле. Также нужно указать, что каждый раз после возврата элемента из списка происходит проверка на соответствие поисковой строке.

@startuml

LibraryClient ­> Library : findEntityByName(name : String) loop all entities in list

Library ­> LibraryEntityList : getEntity LibraryEntityList ­> Library : anEntity alt anEntity.name == name

Library ­> LibraryClient : anEntity

end end @enduml




Однако по такой диаграмме последовательности становится понятно, что в LibraryClient будут “возвращаться” много элементов библиотеки, если они будут подходить под поисковый запрос. Значит, необходимо возвращать результаты запроса не отдельными элементами (классу­клиенту обрабатывать большое количество результатов неудобно), а отдельным классом ResultEntityList. Значит, каждый раз, когда полученный из списка anEntity будет удовлетворять запросу, он будет отправляться в ResultEntityList, а по завершении цикла, список результатов ResultEntityList будет возвращен клиенту LibraryClient.

@startuml

LibraryClient ­> Library : findEntityByName(name : String) loop all entities in list

Library ­> LibraryEntityList : getEntity LibraryEntityList ­> Library : anEntity alt anEntity.name == name

Library ­> ResultEntityList : anEntity

end end

ResultEntityList ­> LibraryClient : resultList @enduml

Сценарийудалениячего-либоизбиблиотекипоидентификатору

Клиент библиотеки посылает библиотеке запрос на удаление элемента из библиотеки. Класс библиотеки просматривает весь список своих элементов и ищет такой элемент, ID которого совпадает с запрашиваемым. Если такой элемент находится (используется фрейм alt), то из списка этот элемент удаляется, а клиенту возвращается значение true (элемент на самом деле удален). Если же в списке