Файл: Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством моделирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. «Укрась слово»

Цель: Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.

Ход задания: Воспитатель произносит существительное, перед ребенком стоит задача за определённое время придумать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Время выполнения задания заканчивается по сигналу воспитателя.

Например: Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д.

Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, розовое, праздничное и т. д.

Задания, направленные на обучение детей творческому рассказу.

  1. Расскажи, что произошло»

Цель: Обучать составлению творческого рассказа в соответствии с данной эмоцией героя.

Ход задания: Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображены различные эмоции героя. Приложение С. Детям необходимо составить творческий рассказ.

  1. Игра с «подзорной трубой»

Цель: Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Ход задания: Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Приложение С.

Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава и т.д.

  1.  Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цель: Учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: Всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов. Приложение С, иллюстрация № 4.

Примерный вариант рассказа: «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость
, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют мальчишки».

Таким образом, представленные задания доказывают, что моделирование является эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и связной речи ребенка. Благодаря моделированию дети учатся обобщению представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.

Для повышения эффективности работы в ДОО по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста были разработаны следующие рекомендации.

1. Работая над развитием связной речи, использовать серии сюжетных картинок, т.к. они помогают дать детям представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы стимулировать формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания. Есть разные варианты использования сюжетных картинок. Например: закрыть последнюю картинку и предложить придумать окончание истории; закрыть картинку в середине и предположить, что же произошло, почему так окончилась история и т.д.

2. Большое значение для развития связной речи имеет пересказ. Также он полезен для активизации умственной деятельности детей, ведь для того чтобы пересказать текст, его нужно понять. Можно использовать такой прием как пересказать сказку от лица любого героя.

3. Когда ребенок высказывается или рассуждает, необходимо направлять его речевую деятельность на определение связи между явлениями, на употребление союзов «потому что», «поэтому»; также необходимо стимулировать ребенка к выражению своего мнения, отношения к происходящему, попросить его сделать вывод после высказывания.

4. Дети черпают свои знания об языке из окружающей жизни. Они воспроизводят все, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовится к работе с детьми, постоянно следить за речью своей и детей не только на занятии, но и в бытовой деятельности.

5. В настоящее время имеется большое количество литературы, включающей различные речевые игры для детей. Из множества предлагаемых игр важно выбрать те игры, которые соответствуют программным требованиям, а также возрастным и индивидуальным возможностям детей. Основанием для составления картотеки дидактических игр по развитию связной речи является соблюдение следующих принципов:



-знание возрастных речевых возможностей детей;

-знание методики развития речи и в частности авторские методики;

-тематическое планирование игр и занятий;

6. Активно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:

- проводить тематические консультации для родителей по развитию связной речи;

- довести до сведения родителей тематический план работы по развитию речи детей в группе;

- использовать приём «домашнее задание»;

- приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.

Перечисленные рекомендации достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении стоит отметить, что развитие связной речи всегда остается актуальной проблемой, поскольку выступает одной из образовательных задач в дошкольном возрасте, влияя на формирование личности ребенка и его социализацию, успешность в школьном обучении. Для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно постепенно и последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и доступный для него путь.

Вторая задача позволила проанализировать, что для эффективного формирования связной речи следует уделять внимание не только языковой, но и предметной действительности. Полезно использовать на занятиях и в свободной деятельности детей яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приемы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.

Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Использование средств моделирования на занятиях по развитию речи является важным звеном в развитии связной речи детей. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Следовательно, тем самым, получаем подтверждение нашей гипотезе о том, что процесс развития связной речи у детей старшего дошколь­ного возраста будет эффективен при планомерном и целенаправленном ис­пользование моделирования в образовательной деятельности.


Опираясь на теоретические основы развития связной речи, для повышения эффективности работы в ДОО по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста были разработаны методические рекомендации.
Список использованных источников


  1. Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИЦ Академия, 2019. - 448 с.

  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2014. - 400 с.

  3. Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. – Москва: Логос, 2015. -191 с.

  4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. – Москва: ACT: Астрель: Транзиткнига,2016.-158с. [сайт]. – URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01008141703 (дата обращения : 13.03.2022).

  5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва: Директ-Медиа, 2016. - 570 с. - (Университетская библиотека онлайн): [сайт]. - URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240335  (дата обращения : 09.04.2022).

  6. Выготский, Л. С. Проблема возраста: собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 2016. – 343 с.

  7. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – Москва: КомКнига, 2016. – 144 с.: [сайт]. - URL : http://en.bookfi.net/book/633607 (дата обращения : 07.04.2022).

  8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. – М.: УРСС, 2014. - 226 с.

  9. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ Москва, 2015. - 232 с.

  10. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста /В.П. Глухов // Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 68-75.

  11. Дабаева Т. И., А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомкова и др. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования – Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 321 с.: [сайт]. URL : https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf (дата обращения : 02.04.2022).

  12. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 2008. - 107 с.

  13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи: книга для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб.– Москва: Просвещение, 2017. - 111 с. - [сайт]. - URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01001283259 (дата обращения : 11.04.2022).

  14. Кандрашкина, Е. И. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников: V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» / Е. И. Кандрашкина: [сайт]. – URL : http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070 (дата обращения : 10.04.2022).

  15. Карманова, Е. Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Карманова // Наука и современность. – 2018. – № 11. – С. 167-172.: [сайт]. – URL : http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения : 11.04.2022).

  16. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу: Характеристика связной речи детей 6-7 лет – Москва: Педагогика, 2016. – 116 с.: [сайт]. – URL: https://studbooks.net/1752735/pedagogika/vyvody (дата обращения: 11.04.2022).

  17. Леонтьев, А. А. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - 4-е изд. – Москва: МГУ, 2015. - 485 с.

  18. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.

  19. Расторгуев, Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2- с. 50-53

  20. Сохина, Ф.А.Связная речь: Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2015. - 223 с.

  21. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4 - 6 лет / Т. А. Ткаченко. – Москва: Ювента, 2017. – 80 с.

  22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

  23. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

  24. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.

  25. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. - 2-е изд., переработан и дополнен под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012. - 272с.

  26. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: ВЛАДОС, 2015. - 288 с.

  27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155]: сайт. – Москва. – URL : https://fgos.ru/ (дата обращения 09.04.2022).

  28. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студ. сред. спец. заведений. –Москва: Просвещение,2015. -223с.

  29. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986. 17-58 с.



Приложение
Приложение А
Иллюстрация 1– «Хитрый заяц».



Мнемотаблица с изображением сюжета сказки «Маша и медведь»




Приложение В

И ллюстрация-раскраска 2 – «Персонажи из сказки «Репка»

Опорная схема-модель для описания внешности друга


Цвет глаз

Одежда

Прическа (цвет волос)

Рост

Приложение С

Иллюстрация 3 – «Эмоции»



Иллюстрация 4 – «Подзорная труба»




Курсовая работа выполнена самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.


«___» _____________ 20__ г.

_________________ _____________________

(подпись) (инициалы, фамилия)