Файл: Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством моделирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со словом.» [25, с. 272]

Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная. [11, с.252].

Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. [26, c.50]

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядны материал и бес опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. [27, c.107] Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательно их расположении, структурирование высказываний, в их языковом оформлении.

Следует обратить внимание на развитие функций речи у детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.


Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. [28, c.192].

Развитие понимания речи в этом возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия – для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные (Спрятала конфету, которую мама купила; Если дождь кончится, пойдем гулять?).

В диалогической речи дошкольники этого возраста употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывания товарища.

Структура речи так же еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда).

Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить главное от второстепенного. Ситуативность речи остается преобладающей. [12, с.117]

Регуляция поведения и деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок взрослого. С помощью речи ребенок воздействует на взрослого и сверстника.

О развитие знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового

строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте. [29, c.125]

Таким образом, у дошкольника увеличивается сознательное отношение к речи. В 5 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддержать непринужденную беседу ответить на вопросы и так далее) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность. [29, с.126]


2.2 Практическое исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования



В центре внимания метод моделирования как разновидность продуктивных методов речевого развития. Оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов. Использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики, создание различных моделей-сценок с использованием игрушек – маленьких человечков – при обучении детей грамоте. Для того чтобы задания с использованием наглядного моделирования способствовали развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, необходимо реализовать их последовательно и планомерно. Для достижения данной цели была проведена практическая работа. В качестве формы проектирования были составлены конспекты образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

Задачи создания конспектов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования:

1) подбор заданий с использованием наглядного моделирования, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста;

2) систематизация заданий с использованием наглядного моделирования, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для иллюстрации вышеуказанных положений обратимся к выборочному рассмотрению заданий из конспектов образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

Задания, направленные на обучение пересказу.

  1. Расскажи про зайца из сказки «Хитрый заяц»

Цель: Формировать умение составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Ход задания: Детям предлагается посмотреть на картинку, вспомнить в каких сказках встречается этот герой. Описать его. Далее воспитатель напоминает, что это герой сказки «Хитрый заяц». Дети стараются пересказать сказку
, и что в ней случилось с зайцем. Приложение А.

  1. «Перескажи сказку»

Цель: Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице.

Ход задания: Детям предлагается мнемотаблица с изображением сюжета сказки «Маша и медведь». Глядя на мнемотаблицу они пересказывают сказку. Приложение А.


  1. «Рисуем и играем в сказку»

Цель: Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Закреплять навыки составления распространённых предложений, совершенствовать навыки пересказа.

Ход задания: Дети выбирают понравившиеся персонажи сказки, обводят и раскрашивают их на листе бумаги. Воспитатель спрашивает, узнали ли дети сказку. Дети составляют предложения и раскладывают персонажи в правильном порядке. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет. Приложение В.

Задания, направленные на обучение составлению описательных рассказов.

  1. «Дело было в магазине»

Цель: Формировать у детей умение составлять рассказ-описание.

Ход задания: Воспитатель приносит атрибуты для игры в магазин, совместно с детьми рассматривает и перечисляет предметы, которые есть в корзинке. Спрашивает у детей: Кого вы видели в магазине?

Какой товар лежит на прилавках?

Что дает кассир покупателю после покупки?

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». На прилавке стоят товары. Ребенок-покупатель должен описать товар, который ему нужно купить, а ребёнок-продавец, должен угадать, за каким товаром пришёл покупатель.

  1. «Корзинка с фруктами»

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ по предложенной модели.

Ход игры: Ребенок достает из корзинки фрукт и составляет об этом фрукте рассказ-описание, опираясь на схему. Схема в виде рисунка: название фрукта, ф орма, цвет, вкус, что из него можно приготовить. Пример на рисунке1.

Рисунок 1. Вспомогательная схема для рассказа-описания фрукта.

  1. «Внимание! Розыск!»

Цель: Формировать умение описывать внешность человека, используя метод наглядного моделирования.

Ход задания: В задании участвует группа из 5-10 детей. Воспитатель говорит: «Я разыскиваю друга!». Далее он, опираясь на схему-модель, описывает внешность одного из игроков. Приложение В. Тот, кто догадается, о ком идет речь, становится ведущим.