Файл: Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством моделирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные виды наглядного моделирования:

Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы «схемы слова», помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения - определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. [14]

Пиктограммы к рассказам и сказкам хорошо использовать для развития связной речи у детей. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности (дорожные знаки, экологические знаки и т.д.). При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. [24 c.50]

Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Работа по развитию навыка пересказа с помощью метода моделирования предполагает формирование следующих умений:

• усвоение принципа замещения героев или действий сказки, рассказа различными предметами или схематическими изображениями;

• развитие умения передавать сюжет повествования с помощью предметов - заместителей.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. [4, с.127]

Этапы работы по развитию связной речи:

I этап - развитие фразовой речи.

• Составление предложения по паре картинок.

• Схема предложения. Анализ предложения.

• Распространение предложения однородными членами. Объединение их в рассказ в объёме 5-6 предложений.


II этап - репродуктивные формы связной речи.

• Пересказ по следам демонстрируемых действий

• Составление рассказов по следам демонстрируемых действий

• Пересказ по серии сюжетных картинок

• Составление рассказа по серии сюжетных картинок

• Пересказ по сюжетной картине

• Составление рассказа по сюжетной картине

• Составление описательного и сравнительного рассказа с использованием схемы. Творческие формы связной речи:

• Творческое рассказывание.

• Краткий пересказ с заместителями: с использованием опорных сигналов; с использованием символов и моделирования сюжета.

• Выборочный пересказ

Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.
Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;

  • обозначает его признак;

  • определяет значение этого признака;

  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

цыпленок (объект №1);

по цвету (признак);

желтый (значение признака);

такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

Например: "Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко".

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

На пятом году жизни тренинги усложняются:

  • в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

  • в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).


В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака. [7,с.97]

Например: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы). [10, с.68-75]

Итог:

На основе теоретических положений удалось выработать поэтапное обучение старших дошкольников приемам моделирования:

1 этап. Научить ребенка читать модель (мнемотаблицу, схему, пиктограммы). Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.

- Рассматривание готовой картинно-графической схемы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.

- Пересказ информации детьми с опорой на схему с помощью и без помощи воспитателя.

- Графические зарисовки схемы по желанию детей

2 этап. Познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

- Сообщение темы.

- Рассматривание общей схемы кодирования.

- Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, профессии, птицы, и т.п.)

- Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.) Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?


3 этап. Научить самостоятельному кодированию полученной информации.

- Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

- Самостоятельное придумывание детьми схем или мнемотаблиц по пройденному материалу.

4 этап. Отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.



Глава 2. Изучение особенностей развития связной речи детей дошкольного возраста посредством моделирования




2.1 Методические особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста



В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей).[6, с.170]

Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), это связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там».

Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдений и рассматривания картин обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, уже в 5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем и способами характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, т.е. с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения.

По мнению О.С. Ушаковой на пятом году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучности слов, что приводит их к ошибочным сближениям (горы-город, трава-отравить, деревья-деревня). Т.е. смысловое истолкование идет вслед за звуковым. Звуковой комплекс как бы освобождается от значений и выступает для ребенка с материальной точки зрения. «Так же как овладение предметной деятельностью