Файл: Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством моделирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОЛЛЕДЖ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО»

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине: «Теория и методика развития речи у детей»
Тема: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи

посредством моделирования»


Выполнил(а): студент(ка) ________ К.А. Березина

группыД-31 (подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель проекта

(ученая степень, ________ О. А. Гурьянова

звание, должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Допустить к защите «___»__________ 20__ г.
____________ ____________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Тольятти, 2022 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОЛЛЕДЖ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО»
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

ЗАДАНИЕ на курсовУЮ РАБОТУ
Студентки 3 курса, Д-31 группы, заочной формы обучения

Березиной Кристины Алексеевны

(имя, отчество, фамилия)

Тема курсовой работы: Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством моделирования.

Структура работы: Аннотация, содержание, введение, основная часть; состоящая из двух глав ,заключение, писок использованных источников, последний лист работы.

Базовая литература:

1) Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИЦ Академия, 2019. - 448 с.;

2) Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва: Директ-Медиа, 2016. - 570 с.;

3) 1.Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: ВЛАДОС, 2015. - 288 с.

Срок сдачи студентом работы: «___» __________20__ г.

Дата выдачи задания: «___» _____________ 20___ г.

Руководитель курсовой работы


______________________ _____________ _________________

(ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)
Задание принял к исполнению _____________ _____________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КОЛЛЕДЖ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО»

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

АННОТАЦИЯ


к курсовой работе студента 3 курса Д-31 группы

Березиной Кристины Алексеевны

(фамилия, имя, отчество)

на тему «Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством моделирования»

Пояснительная записка общим объемом 47 страниц содержит 1 рисунок, список использованных источников из 29 наименований и 3 приложения.

Структура пояснительной записки: актуальность темы курсовой работы; объект и предмет исследования; цель курсовой работы; задачи, которые решались в процессе выполнения курсовой работы; методы исследования, анализа и проектирования; полученные результаты, их научная и практическая значимость; рекомендации по практическому применению результатов курсовой работы; эффективность предлагаемых мероприятий; основные выводы.
Автор работы: _________ _______________________

(подпись) (ФИО)
СОДЕРЖАНИЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА 1

СОДЕРЖАНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ 6

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования 8

1.1.Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 8

1.2. Значение моделирования в развитии детей дошкольного возраста 15

1.3 Моделирование как способ развития связной речи детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОО 22

Глава 2. Изучение особенностей развития связной речи детей дошкольного возраста посредством моделирования 29

2.1 Методические особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 29

2.2 Практическое исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования 34

В центре внимания метод моделирования как разновидность продуктивных методов речевого развития. Оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов. Использование схем для описания одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики, создание различных моделей-сценок с использованием игрушек – маленьких человечков – при обучении детей грамоте. Для того чтобы задания с использованием наглядного моделирования способствовали развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, необходимо реализовать их последовательно и планомерно. Для достижения данной цели была проведена практическая работа. В качестве формы проектирования были составлены конспекты образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования. 34

Задачи создания конспектов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования: 34

1) подбор заданий с использованием наглядного моделирования, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста; 34

2) систематизация заданий с использованием наглядного моделирования, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 34

Для иллюстрации вышеуказанных положений обратимся к выборочному рассмотрению заданий из конспектов образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования. 34

Задания, направленные на обучение пересказу. 35

1.Расскажи про зайца из сказки «Хитрый заяц» 35

Цель: Формировать умение составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания. 35

Ход задания: Детям предлагается посмотреть на картинку, вспомнить в каких сказках встречается этот герой. Описать его. Далее воспитатель напоминает, что это герой сказки «Хитрый заяц». Дети стараются пересказать сказку, и что в ней случилось с зайцем. Приложение А. 35

2. «Перескажи сказку» 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

Список использованных источников 42


Введение 4

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования 7

1.1. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 7

1.2. Значение моделирования в развитии детей дошкольного возраста 13

1.3 Моделирование как способ развития связной речи детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОО 20

Глава 2. Методические особенности развития связной речи детей дошкольного возраста посредством моделирования 27

2.1 Методические особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 27

2.2 Практическое исследование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования 32

Заключение 39

Список использованных источников 40

Приложения


ВВЕДЕНИЕ



Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, появление и развитие всех сторон речи.

Главным в речевом развитии ребенка является совершенствование умения пользоваться речью как средством общения. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Уже несколько десятков лет в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.

В современных психологических и педагогических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Т.А. Ладыженской, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации.

Основываясь на данном положении, мы в своей работе, особое внимание уделили развитию связной речи посредством моделирования, как важному условию его полноценного речевого и общего психического развития. Это положение определило тему работы: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством моделирования».

Цель исследования – Теоретическое изучение методов, форм и средств развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

Объект исследования: процесс развития связная речь у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством моделирования.


Задачи:

  1. Изучить теоретические основы развития связной речи посредством моделирования у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Изучить накопленный опыт педагогов по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

  3. Разработать методические рекомендации по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

Методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.


Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования





    1. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста


По мнению ученых (Ф.А.Сохин, А.М.Бородич, Л.С.Выгодский и др.), речь является неотъемлемой частью социальной жизни, необходимым условием человеческого общества. Речь используется в процессе деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их.

Речь является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать понимания. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности. Овладение речью должно быть своевременным (с первых дней после рождения) и полноценным (достаточным по объему языкового материала).

Связную речь в старшем дошкольном возрасте дети начинают постигать через монолог, так как в этот период, как отмечают А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова, заканчивается процесс формирования грамматического, морфологического и синтаксического строя родного языка. [8, с.29] Стоит обратить внимание на то, что первоначально связная речь детей 5-6 лет представляет собой короткий рассказ. В старшем дошкольном возрасте дети постепенно начинают использовать констатирующую речь, при этом характерная для младших дошкольников ситуационная речь теряет прежнюю значимость. Это проявляется, во-первых, в сокращении наречий места и указательных частиц, заменявших другие части речи, во-вторых, в сокращении роли изображающих жестов при рассказывании. Словесный образец в значительной степени влияет на формирование связных форм речи и на исключение ситуативности. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей. В связи с этим уменьшается связность речевых элементов и повышается выразительность. Развитие речи ребенка невозможно без развития познавательных процессов.