Файл: Бузулукский гуманитарнотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, рассчитывается так называемый индекс эффективности (EEI). Этот индекс показывает отношение процента выпущенных школьников к расходам бюджета в расчете на одного школьника конкретного школьного округа в сравнении с квартилем бедности, к которому относится данный школьный округ [2; 8; 11].

Числитель EEI — это соотношение процента выпущенных школьников в конкретном округе и процента выпущенных школьников в соответствующем округу квартиле бедности. Знаменатель EEI — соотношение расходов бюджета на 1- го школьника в конкретном школьном округе и расходов бюджета на 1- го школьника в соответствующем округу квартиле бедности. Школьные округа с более высоким уровнем EEI признаются более эффективными.

Достоинство модели EEI состоит в том, что в ней учитываются различия в уровне бедности школьных округов. Недостаток данной модели связан с тем, что она не вполне применима для межрайонных сравнений. Применительно к России модель EEI может быть применима для оценки эффективности расходов бюджета в сфере образования определенной территории, а также для оценки эффективности использования средств бюджетов разными учреждениями образования.

Модель EBM позволяет выявлять высокоэффективные и малоэффективные школы на основе сравнения фактических данных по тестам по чтению и математике малообеспеченных школьников школ с так называемой прогнозируемой «зоной производительности». «Зона производительности» — это диапазон допустимых баллов по тестам по чтению и математике всех школьников школы. Расходы бюджета признаются более эффективными, если фактически достигнутые баллы по тестам выше, чем баллы, определенные в «зоне производительности».

Достоинством модели EBM является то, что изучение наилучшей зарубежной практики деятельности высокоэффективных образовательных организаций позволяет разработать план действий по повышению эффективности расходов бюджета на образование для малоэффективных образовательных организаций с подобным процентом малообеспеченных школьников. Недостатком модели ЕВМ является отсутствие показателя оценки эффективности. Применительно к нашей стране модель ЕВМ не вполне приемлема для оценки эффективности расходов бюджета в сфере образования, поскольку она оценивает не столько эффективность финансирования образования, сколько результативность деятельности отдельных школ.

Таковой, на наш взгляд, является модель RoSI, поскольку она позволяет проводить оценку эффективности расходов бюджета в сфере образования как на уровне определенной территории, так и на уровне использования средств бюджета отдельной образовательной организации, а также проводить межтерриториальные сравнения и сравнения среди школ (при отсутствии различий и особенностей).


Изучение зарубежного опыта осуществления анализа эффективности бюджетных расходов на образование и оценка пределов (границ) его применимости в современной российской практике требует проведения следующих этапов исследования:

1. Изучение известных в мировой практике подходов и методов оценки эффективности бюджетных расходов.

2. Исследование существующих в зарубежной практике моделей оценки эффективности расходов бюджета в сфере образования.

3. Выбор методов и моделей оценки эффективности расходов бюджета на образование.

2 Оценка особенностей исполнения расходов муниципального бюджета на образование и перспективы их развития
2.1 Анализ состава, структуры и динамики расходов бюджетов на образование в России

В современных условиях на мировом рынке каждая страна стремится одержать лидерство по своему экономическому развитию. Ключевыми показателями, характеризующими уровень и степень развитости экономики любой страны, являются экономический рост, ВВП и уровень человеческого капитала. Как известно, в расчете человеческого капитала участвуют три показателя, среди которых особенно выделяют степень образованности населения. В этой связи уровень образования является важнейшим компонентом, позволяющим оценить в общем уровень развития того или иного государства.

По состоянию на 1 января 2022 года исполнение расходов федерального бюджета составило 24 762 100,4 млн рублей. Информация об исполнении расходов федерального бюджета за 2021 год в разрезе: – разделов и подразделов классификации расходов федерального бюджета представлена в приложении 3 настоящего издания; – государственных программ Российской Федерации, подпрограмм и не программных направлений деятельности представлена в приложении 4 настоящего издания.

Уровень исполнения расходов федерального бюджета за 2021 год (97,5 %) превысил на 1,8 % аналогичный показатель за 2020 года (95,7 %). Самый высокий уровень исполнения расходов в 2021 году приходится на IV квартал (34,2 %) и, соответственно, на декабрь (19,5 %), как и в предыдущие годы, что связано с расходами федерального бюджета в декабре на выплату заработной платы, денежного содержания, перечисление межбюджетных трансфертов внебюджетным фондам Российской Федерации, расходы по которым осуществляются либо в порядке установленным законодательством Российской Федерации, либо в соответствии с графиком платежей. По состоянию на 1 января 2022 года не использованы бюджетные ассигнования в сумме 645 275,5 млн рублей, или 2,5 % к уточненной росписи.



Представим в таблице расходы федерального бюджета. Как видно из таблицы наибольший объем денежных средств направляется на социальную политику и расходы по данной статье увеличиваются.





Таблица 1- Расходы федерального бюджета

 В миллиардах рублей


Показатель

2020

2021

2022

Общегосударственные вопросы

1507,7

1759,5

1885,5

Национальная оборона

2226,6

3573,6

3510,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3168,8

2335,9

2800,0

Национальная экономика

3483,9

4356,6

3573,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

371,5

593,7

545,3

Образование

956,9

1064,4

1270,9

Здравоохранение

1334,4

1473,9

1211,5

Социальная политика

6990,3

6208,8

5837,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

784,2

1084,2

1702,3

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

1395,9

1107,7

1025,3


На рисунке 6 более наглядно можно проследить динамику расходов бюджета


Рисунок 6 – Динамика расходов федерального бюджета, миллионов рублей
Государственная программа «Развитие образования» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642. Целями государственной программы «Развитие образования» являются:

1) качество образования, в том числе:

– вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, в том числе обеспечение средневзвешенного результата Российской Федерации в группе международных исследований не ниже 11,5 места в 2025 году;


– увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в которых созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей, до 100 % к 2025 году;

– увеличение доли обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий национальным или международным стандартам, до 20 % к 2025 году;

– увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 62,8 % к 2025 году;

– обеспечение возможности профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности для педагогических работников, в том числе увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, до 50 % к 2025 году;

2) доступность образования, в том числе:

– доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (к 2025 году – 100 %);

– доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет (сохранение 100 %);

– создание и внедрение в общеобразовательных организациях цифровой образовательной среды, в том числе увеличение доли общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды, до 55 % к 2025 году;

3) формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, в том числе:

– увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (к 2025 году – 80,3 %);