ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность (к 2025 году – 14,1 млн человек). Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 371 908,0 млн рублей, или 91,6 % к уточненной росписи.
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной программе обусловлен следующими основными причинами:
– перечисление межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъектов Российской Федерации;
– экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур;
– оплата работ, услуг «по факту» выполненных работ в соответствии с заключенными государственными контрактами;
– несоответствие выбранной проектной документации текущим нормам и требованиям;
– принятие в установленном порядке президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам решений по переносу сроков ввода 243 объектов дошкольного и общего образования с 2021 года на 2022 год в связи с чрезвычайными ситуациями, связанными с продолжительными ливневыми дождями и подтоплением строительных площадок, масштабными лесными пожарами в отдельных субъектах Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2021 году
Рисунок 7 – Бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов в 2021 году
Проанализируем источники финансирования национального проекта «Образование» и представим данные в таблице 2.
Таблица 2 – Состав и структура финансирования национального проекта «Образование» в 2021 году
В миллиардах рублей
Показатели | всего по национальному проекту за счет всех источников | за счет федерального бюджета | за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ | всего по национальному проекту за счет всех источников | за счет федерального бюджета | за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ |
«Современная школа» | 295124,23 | 253825,38 | 41298,85 | 37,6 | 35,1 | 90,3 |
«Успех каждого ребенка» | 80519,15 | 75753,50 | 1602,05 | 10,3 | 10,5 | 3,5 |
«Поддержка семей, имеющих детей» | 8564,00 | 8400,00 | 164,00 | 1,1 | 1,2 | 0,4 |
«Цифровая образовательная среда» | 79837,87 | 77400,00 | 1519,87 | 10,2 | 10,7 | 3,3 |
«Учитель будущего» | 15443,87 | 15000,00 | 443,87 | 2 | 2,1 | 1 |
«Молодые профессионалы» | 156245,03 | 145991,44 | 653,59 | 19,9 | 20,2 | 1,4 |
«Новые возможности для каждого» | 9220,00 | 7500,00 | - | 1,2 | 1 | - |
«Социальная активность» | 27280,8 | 27232,98 | 47,8 | 3,5 | 3,8 | 0,1 |
«Экспорт образования» | 107493,29 | 107493,29 | - | 13,7 | 14,9 | - |
«Социальные лифты для каждого» | 4720,00 | 4720,00 | - | 0,6 | 0,7 | - |
Итого | 784453,54 | 723316,60 | 45735,35 | 100 | 100 | 100 |
Анализ таблицы 2 показывает, что наибольший удельный вес среди федеральных программ национального проекта «Образование» занимает «Современная школа» (37,6 %).
Сравнительный анализ показателей объемов финансирования, предусмотренных в паспорте, и заложенных в бюджете (таблица 3), показывает, что наибольший объем финансирования из федерального бюджета приходится на федеральный проект «Современная школа» (за три года свыше 140 000 млн. рублей).
Представим на рисунке объем финансирования национального проекта «Образование» в целом.
Рисунок 8 - Объем финансирования национального проекта «Образование»
Как показывают данные рисунка 8, наибольший объем финансирования приходится на проект «Современная школа»
В этом году по сравнению с законом о бюджете сократились расходы лишь по одному нацпроекту – «Цифровой экономике». Сильнее всего выросли траты на «Комплексный план» (+ 40 %, или 119 млрд руб.), «Малое и среднее предпринимательство» (+ 32 %, или 21 млрд руб.) и «Туризм» (+ 28 %, или 15 млрд руб.). В общей сложности в 2022 г. на реализацию всех нацпроектов будет выделено 3,18 трлн руб. при плане 2,74 трлн руб.
В этом году вся сумма бюджетных расходов составит 29 трлн руб., изначально предполагалось потратить 23,7 трлн. На этом же уровне их сумма будет оставаться и в ближайшие три года, писали ранее «Ведомости» со ссылкой на Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на следующую трехлетку.
Рост расходов на направление «Образование» в 2023 г. связан прежде всего с увеличением финансирования по федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в 4 раза с 5 млрд до 20 млрд руб. Изменение параметров по «Культуре» произошло благодаря повышению трат на проект «Цифровая культура» – они увеличились в 1,5 раза с 14 млрд до 22 млрд руб. Финансирование нацпроекта для МСП растет из-за увеличения расходов на «Акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства» – на 7 % до 74 млрд руб.
Рост расходов на направление «Образование» в 2023 г. связан прежде всего с увеличением финансирования по федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в 4 раза с 5 млрд до 20 млрд руб. Изменение параметров по «Культуре» произошло благодаря повышению трат на проект «Цифровая культура» – они увеличились в 1,5 раза с 14 млрд до 22 млрд руб. Финансирование нацпроекта для МСП растет из-за увеличения расходов на «Акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства» – на 7 % до 74 млрд руб.
В целом изменение приоритетов – это нормальный процесс, если посмотреть 2021 и 2020 гг., там тоже принятие нового закона о бюджете сопровождалось изменениями в структуре расходов.
Нацпроекты пересматриваются с точки зрения того, какие у России есть возможности по их реализации: ряд санкционных ограничений, например, в цифровой сфере и «железе» коснутся цифровой экономики, на нацпроект «Международная кооперация и экспорт» напрямую влияет происходящее в торгово-экономических отношениях России с другими странами, прежде всего недружественными.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит систему норм, обеспечивающих комплексное регулирование бесплатного предоставления дополнительного образования детям, позволяющих четко определить, в каких случаях такого рода образование может быть бесплатным. В связи с этим затруднено формирование расходных обязательств соответствующих бюджетов в отношении дополнительного образования детей.
Проанализируем расходы бюджета Республики Татарстана общее образование. Из бюджета Республики Татарстан финансируется дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование детей, молодежная политика и оздоровление детей, другие расходы в области образования.
Рисунок 9 – Расходы бюджета Республики Татарстан, тысяч рублей
Как видно из рисунка 9 в 2020 году расходы бюджета республики Татарстан сократились по сравнению с 2019 годом, в 2021 году наблюдается увеличение общей суммы расходов в сравнении с 2020 годом.
Рассмотрим в динамике расходы бюджета Республики Татарстан за 2019-2022 годы.
Рисунок 10 – Расходы бюджета Республики Татарстан по статьям, тысяч рублей
Сокращаются за анализируемый период расходы на финансирование общего образования. Незначительное увеличение наблюдается по статье дошкольное образование детей.
Рисунок 11 – Динамика расходов бюджета Республики Татарстан на образование, тысяч рублей
В целях создания эффективной системы образования, отвечающей современным требованиям и запросам общества, Управлением образования администрации города осуществляется реализация Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 и № 599, от 01.06.2012 № 761.
По итогам 2021 года доступность дошкольного образования составляет 97,36 %, в том числе 81,66 % – для детей от 2 месяцев до 3 лет, 100 % – для детей старше 3 лет. В очереди по устройству в дошкольные образовательные организации зарегистрирован 5 851 ребенок.
На начало 2021/2022 учебного года в республике действуют 1 411 общеобразовательных организаций: 1 294 общеобразовательные школы (из них 428 сельских средних школ) и 27 школ-интернатов; 23 школы и 30 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2 санаторные школы-интерната; 1 школа для детей с девиантным поведением; 10 вечерних общеобразовательных школ; 22 негосударственные школы; 2 общеобразовательные школы, подведомственные Министерству культуры Республики Татарстан и Министерству спорта Республики Татарстан.
Всего обучается 468 933 ребенка, из них в сельских средних школах – 66 813 детей. Более 20 тысяч педагогических работников общеобразовательных организаций, выполняющих функции классного руководителя, в 2021 году получили ежемесячные выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 тыс. рублей. На данные цели из федерального бюджета направлено 1,9 млрд рублей.
С 1 сентября 2021 года осуществляется ежемесячная выплата денежного вознаграждения кураторам среднего профессионального образования в размере 5 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (65,4 млн рублей).
В 2021/2022 учебном году в Республике Татарстан функционируют:
872 общеобразовательные организации с русским языком обучения, в том числе в 21 общеобразовательной организации углубленное изучение русского языка и культуры проводится со 2 по 11 класс, в 555 общеобразовательных организациях с 5 по 11 класс изучают русский язык с увеличенным количеством часов, в 723 общеобразовательных организациях реализуют учебный план с изучением учебного предмета «Русский родной язык»;
629 общеобразовательных организаций (с филиалами) с татарским языком обучения и преподаванием отдельных предметов естественно-математического цикла на русском языке;
89 общеобразовательных организаций (с филиалами) с чувашским этнокультурным компонентом содержания образования, изучением чувашского языка;
22 общеобразовательные организации (с филиалами) с удмуртским этнокультурным компонентом содержания образования, изучением удмуртского языка;
16 общеобразовательных организаций (с филиалами) с марийским этнокультурным компонентом содержания образования, изучением марийского языка;
3 общеобразовательные организации (с филиалом) с изучением мордовского языка;
1 общеобразовательная организация с изучением иврита.
В федеральный перечень учебников включено 89 учебников по родному татарскому языку и литературе, 34 издания используются в качестве учебного пособия.
В Республике Татарстан функционируют 98 учреждений среднего профессионального образования (87 государственных и 11 негосударственных), в них обучается 72 796 студентов. Профессиональную образовательную деятельность осуществляют 45 образовательных организаций высшего образования, в том числе 26 головных (15 государственных, 11 негосударственных), 19 филиалов образовательных организаций высшего образования (13 государственных, 6 негосударственных), из них 13 филиалов высших учебных заведений Республики Татарстан, 6 филиалов вузов Российской Федерации. Всего в вузах республики обучается 141 254 студента.
По итогам первого этапа отбора программы стратегического академического лидерства «Приоритет ‒ 2030», проведенного в 2021 году, 5 вузов республики (ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ», «Казанский национальный исследовательский технологический университет», «Казанский государственный энергетический 14 университет», «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации) стали получателями базовой части гранта в размере 100 млн рублей.
Ключевые направления развития определены в национальных проектах, каждый из которых отвечает за качественное улучшение жизни населения в определенном направлении: здравоохранении, образовании, демографии, предпринимательстве, вопросах качества жилья, благоустройства общественных пространств и других. 2021 год стал третьим годом реализации национальных проектов, ориентированных на развитие человеческого капитала, формирование комфортной среды для жизни и повышение благосостояния населения страны на новой технологической основе.