Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 939
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Резюме
1. Жизненный циклчеловека можно произвольным образом разделить на четыре больших периода: пренатальный период, детство, отрочество и зрелость; каждый из этих периодов состоит из нескольких стадий.
2. Жизнь человека ограничена понижающейся способностью клеток размножаться путем деления. В западных странах средняя продолжительность жизни женщин в настоящее время составляет 80 лет, мужчин -72 года.
3. В детстве развитие организма происходит в направлении двух осей: цефалокаудальной (от головы к ногам) и проксимодистальной (от центра к периферии). В период полового созревания направление этих осей изменяется на противоположное.
4. Развитие нервной системыначинается на 4-й неделе внутриутробной жизни. К моменту рождения мозг ребенка весит в 5 раз меньше мозга взрослого человека, а полной функциональной зрелости он достигает к концу отрочества.
5. Физическое развитиечеловека начинается с первых мгновений жизни и достигает расцвета между 20 и 30 годами. Половые признаки формируются в период полового созревания, так же как и репродуктивная функция. Сенсорные функции достигают максимального развития к 20 годам, а моторные - к 25-30 годам. Их заметное ослабление отмечается лишь после 60 лет.
6. Первые признаки половой активностиотмечаются уже у плода и сохраняются до конца жизни. Сексуальные интересы нарастают на протяжении детства и в отрочестве проявляются в виде резко усиливающихся мастурбации, эротических ласк и половых связей, в которые очень многие девушки и юноши вступают в возрасте между 18 и 24 годами. Похоже, что взрослым людям супружеские половые отношения стали приносить в настоящее время больше удовлетворения, чем прежде, что можно объяснить усилением заинтересованности в них партнеров, разнообразием поз во время полового акта и возросшей практикой мастурбации, обеспечивающей тому или иному партнеру дополнительную сексуальную активность. Хотя половые способности сохраняются вплоть до преклонного возраста
, после 70 лет сексуально активными остаются лишь немногие.
7. Согласно Пиаже, когнитивное развитиеребенка и подростка проходит три нерезко разграниченные стадии, следующие друг за другом в неизменном порядке. Речь идет о сенсомоторной стадии, включающей шесть подстадий, стадии конкретных операций с тремя уровнями и стадии формальных операций. Валлон говорит о существовании семи стадий, представляющих собой прерывистую последовательность реорганизаций и прогрессивных сдвигов. О том, как изменяется мышление в зрелом возрасте, известно очень немногое. Похоже, однако, что интеллектуальная продуктивность остается стабильной вплоть до преклонного возраста.
8. В процессе нравственного развитиячеловек проходит несколько стадий. По мнению Пиаже, в детстве совершается переход от гетерономной нравственности к автономной. Работы Кольберга, однако, указывают на то, что нравственные суждения изменяются в зависимости от возраста и внешних обстоятельств. В свою очередь Гиллиган делает попытку выявить различия в нравственном развитии мужчин и женщин.
9. Развитие личности пытались объяснить с помощью многочисленных теорий. Среди описательных подходов выделяются типологии, объясняющие свойства личности биологическими особенностями, и теории личностных черт,связывающие их главным образом с функциональными свойствами нервной системы. По мнению бихевиористов,личность скорее является результатом взаимодействий человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Когнитивный подходстремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий человек отводит своему контролю над ними.Психодинамический подходакцентирует роль бессознательных сил, находящихся в постоянном конфликте с внешней реальностью.Гуманистические теорииподчеркивают то, что в основе человеческой природы лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые человеком выборы.
10. Связи человека с окружением, обусловливающие его социальное развитие,устанавливаются с первых мгновений жизни. С развитием ребенка они непрерывно усиливаются и начинают играть особенно важную роль при освоении им незнакомых мест и образовании новых социальных связей. Социальные связи в детстве и отрочестве имеют важное значение для развития идентификаций и установок. Место,
которое занимает в жизни человека дружба, зависит от возраста.
11. Теория психосоциального развитиярассматривает это развитие как последовательность восьми кризисов, которые должен преодолеть человек, чтобы к концу жизни достичь цельности своей личности и спокойно встретить смерть.
12. Приближаясь к смерти, умирающий проходит ряд стадий и постепенно приходит к принятию мысли о смерти. Смерть представляет собой поэтапный процесс, в котором выделяют четыре ступени-от социальной смерти до физиологической.
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1. В пренатальном периоде развития выделяют три стадии:.....стадию,..... стадию и стадию......
2. Юности свойственно чувство психологической....., хотя никаких..... обязательств человек еще не взял на себя.
3. В настоящее время средняя продолжительность жизни женщин составляет .....лет, а мужчин-.....года.
4. В ранние периоды развития.....части тела развиваются быстрее......
5. Развитие мозга, который у новорожденного весит в.....раз меньше, чем у взрослого человека, заканчивается к ..... годам.
6. Физическое развитие человека достигает вершины в возрасте между..... и.....годами; вплоть до.....лет физические способности снижаются лишь незначительно, а их заметное ослабление начинается в.....лет.
7. Менопауза у женщин приводит к прекращению.....функции, но не..... активности.
8. На протяжении третьего детства гетеросексуальные игры отмечаются сравнительно ....., а мастурбация и гомосексуальные игры - довольно.....
9. По-видимому, брачные половые отношения в настоящее время доставляют больше ....., чем прежде, что связано в особенности с увеличением продолжительности..........и самого..........и с большим разнообразием.....и......
10. На стадии конкретных операций у ребенка прежде всего происходит развитие .....мышления, позволяющего ему представлять объекты с помощью мысленных образов; затем, с формированием представления о.....вещества......, ..... и объема, а также представления об измерении с помощью.....развиваются и способности.....предметы и.....их в порядке.
11. Формальное мышление есть.....мышление, использующее.....и дедукции и позволяющее совершать операции без опоры на конкретные......
12. По Валлону, стадия жизни ребенка между 3 и 6 годами характеризуется развитием.....и.....«Я».
13. Похоже, что умственные способности человека не обнаруживают сколько-нибудь значительного снижения до.....лет; после этого возраста они могут даже......
14. Кольберг называет.....уровнем такой уровень нравственного развития, на котором люди приспосабливаются к правилам и принципам, выработанным другими.
15. По Гиллиган, на третьем уровне нравственного развития женщина достигает ......которое открывает путь к......
16. Среди попыток описать личность выделяются ....., связывающие поведение человека с его физическими....., и теории.........., связывающие эти особенностистипом.....деятельности.
17. По мнению бихевиористов, личность представляет собой результат..... между................и.....индивидуума, с одной стороны, и окружающей средой с другой.
18. По мнению....., личность человека в значительной мере определяет его .....той или иной ситуации, а также то, откуда исходит.....за его поступками.
19. Как утверждает теория Фрейда,.....развитие происходит в соответствии со способом удовлетворения.....через.....зоны, специфические для каждого возраста.
20. Если либидо на данной стадии не удовлетворяется или удовлетворяется ....., не исключено, что у человека произойдет.....на этой стадии, приводящая к развитию определенных...........
21. По Адлеру, чувство....., развивающееся у ребенка в результате осознания собственных недостатков, может привести к выработке.........., позволяющего успешно противостоять жизненным невзгодам.
22. Согласно гуманистическим теориям, природу человека можно постичь только благодаря.....опыту, через который она выражается «в данном..... и в данное.....».
23. По Роджерсу, расцвет личности человека будет тем полнее, чем больше будет
соответствие между его.....«Я» и его чувствами, мыслями и поведением, а это даст человеку возможность приблизиться к.....«Я», что составляет суть......
24. Согласно Бюлер и теории.....зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать глубинную.....своих.....и оценить, насколько они .
25. Процесс социализации, лежащий в основе..... между индивидуумами и приобретения социальных......начинается в первые же мгновения жизни со.....,.....ив особенности.....ребенка.
26. По Эриксону, в своем развитии человек проходит через.......... кризисов, ..... или......разрешение которых определяет возможность последующего.....личности.
27 Приближение к смерти приводит умирающего, миновавшего период кризиса, к фазе.....и подготовительной....., позволяющей ему подготовиться и встретить смерть как последний этап своей жизни.
Верно или неверно?
1. Вполне вероятно, что благодаря прогрессу науки человек сможет жить дольше 120 лет.
2. Развитие человека в детстве идет в цефалокаудальном и проксимодистальном направлениях.
3. В период полового созревания развитие чаще всего происходит гармонично и каждая часть тела за несколько месяцев приобретает вид, характерный для взрослого человека.
4. В старости у очень многих людей нарушаются слух и зрение.
5. У детей до 1 года наблюдали оргазм, наступающий в результате мастурбации.
6. Большинство юношей и девушек вступают в добрачные половые отношения в возрасте от 18 до 24 лет.
7. У большинства людей половая активность прекращается раньше 70 лет, хотя никаких физиологических причин тому нет.