Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 938

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Эволюционная теория

Эволюция поведения

Таксисы

Рефлексы

Инстинктивное поведение

Врожденные пусковые механизмы

Импринтинг

Научение

Способность к умозаключениям

Эволюция человека

Рождение научной психологии

Психология и ее разделы

Область научных поисков

Выводы

Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания

Употребление наркотических средств и патологические состояния

Возбуждающие средства

Документ 4.1. Электрическая активность мозга

Внимание и восприятие

Экстрасенсорное восприятие

Мотивация и эмоции

Эмоции

Резюме

Мышление

Речь

Теории научения

Резюме

Материал для самопроверки

Ответы на вопросы

Особенности творческого мышленияТворческое мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения.И наконец, главное-это то, что творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Guilford, 1967).Творческая личность разглядит в силуэте горной цепи очертания головы крокодила, сравнит пустые полки в библиотеке с «пустыми глазами идиота» (Barron, 1958), найдет два десятка различных применений зубочистке, или газете (рис. 9.7).Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». Очевидно, именно в этом кроется главное различие между интеллектуальной и творческой личностью. С другой стороны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людейоооо  Дополнить рисунок Обычный ответ:стол с предметами на немОригинальный ответ:стопа с пальцами Ответ обычного типа Обычный ответ:два шалашаОригинальный ответ:два стога сена на коврах-самолетахОригинальный ответРис. 9.7. Стандартные и оригинальные решения в тестах на творческие способности (слева -тест Barron, 1958; справа-тест Wallach, 1968). Видно, что оригинальные решения более сложны и необычны.S-440      Глава 9циалом оказываются в традиционной системе школьного воспитания самыми несчастными. Они постоянно испытывают страх из-за противоречий между их собственными представлениями и требованиями школы. которые они никак не могут выполнить. Осознание этого недостатка приводит к тому, что они все больше и больше страдают от «комплекса неполноценности» и неверия в свои возможности. Они раздражают учителей тем, что не могут сосредоточиться, и это приводит к еще большей их изоляции. В отличие от детей предыдущей группы они особенно боятся оценки своих поступков другими и чувствуют себя комфортно лишь тогда, когда им представляется возможность вести себя в соответствии с их собственным ритмом деятельности и собственной фантазией.Наконец, дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, по-видимому (по крайней мере внешне), наиболее адаптированы и довольны своей участью. Они верят в свои возможности и компенсируют недостаток интеллекта обилием социальных контактов или определенной пассивностью, которая вполне может сойти за равнодушие.Таким образом, в условиях более или менее открытого принуждения к определенным правилам плохая адаптация наиболее вероятна у детей, принадлежащих к двум промежуточным группам.Особенности творческих личностейТворцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.Как отмечает Фергюсон (Ferguson, 1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными.Адаптация и творчество                     441120      140    160 180 200 Гете Вольтер Декарт Диккенс Франклин Гюго Моцарт Леонардо да Винчи Дарвин Бетховен Ньютон Линкольн Лютер Наполеон Вашингтон Рембрандт Юв 17 лет IQв возрасте 17-26 летРис. 9.8. В работе Кокса (Сох, 1926) была предпринята попытка оценить IQ знаменитых людей, исходя из их достижений в 17 лет и в возрасте от 17 до 26 лет. Несомненно, что в большинстве случаев при этом оценивались не только интеллектуальные, но и творческие способности, и отделить их друг от друга трудно.Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Как уже говорилось, они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.Вы скажете, что все эти черты совершенно не свойственны большинству людей и, безусловно, на Земле творческих личностей должно быть немного. Однако попробуйте снова прочитать эти строки и представить себе, что речь идет о ребенке. В этом случае все сразу станет на свои места, и вам, напротив, покажется странным ребенок, не соответствующий такому описанию.Как говорил Сент-Экзюпери, во многих детях «убивают Моцарта». Как же так происходит, что хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала, ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста.442      Глава 9Частично мы уже ответили на этот вопрос, когда касались роли социального окружения-семьи или школы-в интеллектуальном развитии. Мы еще вернемся к этой проблеме в главе 11.Однако существуют и другие стороны личности, формирующиеся под влиянием социальной среды. Они в значительной степени определяют то, как человек включается в жизнь общества и полностью или частично реализует свои возможности.В следующей главе мы попытаемся проследить за главными направлениями физического, интеллектуального, аффективного и социального развития человека. При этом мы попробуем разобраться в том, каким образом в идеальном случае все обстоятельства могут способствовать полной реализации личности, а с другой стороны-как на каждом шагу возникают предвидимые и непредвидимые препятствия, способные нарушить, затормозить или порой даже необратимо подавить развитие столь хрупкого создания, каким является человеческий ребенок.Документ 9.1IQ: два ребенка -это хорошо, а девять -это, наверное, многовато!Двое сотрудников Зайонца (Belmont, Marolla, 1973) обследовали 386 114 голландских юношей в возрасте в среднем 19 лет, проходивших обязательную военную службу. Таким образом, в эту выборку входили все мужчины Голландии, родившиеся между 1944 и 1947 годами.Исследователи изучали, в частности, связь между IQ молодых людей и их положением в семье. Представив полученные результаты в графическом виде, ученые пришли к выводу, что в среднем IQ тем ниже, чем больше детей в семье (рис. 9.9). Кроме того, наиболее высокие баллы получали, как правило, старшие дети, особенно в тех случаях, когда в семье было двое детей. Что касается младших детей, то по IQ они были тем дальше от первенца, чем больше было в семье детей промежуточного возраста.Зайонц и Маркус (Zajonc, Marcus, 1975) предложили свое объяснение этих результатов. По мнению этих авторов, от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат». Исследователи разработали методику расчета показателя, характеризующего этот климат. Они исходили из того, что у каждого индивидуума, будь то родитель или ребенок, имеется определенный интеллектуальный уровень, зависящий от его возраста и накопленного жизненного опыта. Таким образом, каждому члену семьи можно присвоить некоторое число, соответствующее его интеллектуальному уровню. Например, для каждого из родителей это число можно принять равным 30, а для новорожденного-0. Числа для остальных детей будут промежуточными соответственно ихАдаптация и творчество                     443 

Резюме

Литература

Материал для самопроверки


8. Уровню конкретных операций свойственна ограниченность мышления и его эгоцентрический характер. 
9. Ребенок получает представление о сохранении вещества, когда он начинает понимать, что все признаки предмета взаимосвязаны. 
10. Разница между концепциями Пиаже и Валлона заключается главным образом в том, что если первая акцентирует внимание преимущественно на развитии поведения, составной частью которого является познание, то вторая пытается выяснить, каким образом у ребенка совершается переход к мышлению взрослого человека. 
11. Большинство взрослых людей достигает постконвенционального уровня нравственного развития. 
12. Мораль непротивления является нормальным завершением нравственного развития как мужчин, так и женщин. 
13. Типологические классификации пытаются описать личность, связывая физические особенности человека с присущими ему личностными чертами. 
14. Общее между когнитивным и бихевиористским подходами состоит в том, что они больше акцентируют внимание на когнитивной интерпретации ситуации или события, чем на последствиях поведения. 
15. Некоторые черты личности результат фиксации человека на стадии либидо, не получившей полного развития. 
16. Чувство неполноценности чаще всего делает человека неспособным преодолевать жизненные трудности. 
17. Процесс индивидуации предполагает признание и интеграцию человеком различных аспектов своей психики, особенно таких, которые отвергались или игнорировались им на предшествующих стадиях развития. Тот факт, что другие люди относятся к нашим поступкам условно положительно, позволяет нам в полной мере проявлять свои настоящие чувства и мысли. 
19. Согласно Бюлер, в основе человеческой природы лежит намерение, которое и определяет цели и ожидания каждого человека. 
20. «Расцвет» личности, согласно Эриксону, зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни.
Выбрать правильный ответ

 

1. О каком из перечисленных ниже периодов жизни известно в плане психического развития меньше всего? 
а) Пренатальный период; 
б) детство; 
в) отрочество. 
г) Ни один из ответов не верен. 
2. По причинам чисто биологического характера продолжительность человеческой жизни не может превышать 
а) 90 лет; 
б) 100 лет; 
в) 110 лет; 

г) 120 лет. 
3. Направление развития человека в детстве, когда центральные части тела растут раньше конечностей, называется 
а) цефалокаудальным; 
б) дистопроксимальным; 
в) каудоцефалическим; 
г) проксимодистальным. 
4. Формирование популяции нейронов, образующей нервную систему, завершается 
а) к 8-й неделе внутриутробной жизни; 
б) к моменту рождения; 
в) к 6-летнему возрасту; 
г) кконцу отрочества. 
5. Функциональные показатели развития человека максимальны в возрасте 
а) от 15 до 25 лет; 
б) от 20 до 30 лет; 
в) от 25 до 35 лет; 
г) от 30 до 40 лет. 
6. Более 80% девушек и юношей вступают в добрачные половые отношения в возрасте: 
а) 15 18 лет; 
б) 18 24 лет; 
в) 21 25 лет; 
г) 22-27 лет. 
7. В физиологическом плане сексуальные способности у мужчин и женщин угасают 
а) к 50 годам; 
б) к 60 годам; 
в) к 70 годам. 
г) Ни один из ответов не верен. 
8. Какая из перечисленных ниже характеристик действия не приложима к понятию «операция» в том смысле, какой вкладывает в него Пиаже? 
а) Интериоризация; 
б) обратимость; 
в) координация в структуру ансамбля. 
г) Ни один из ответов не верен. 
9. Согласно Валлону, этапы психической эволюции ребенка представляют собой 
а) серию реорганизаций, наложений и прогрессов; 
б) непрерывную последовательность стадий; 
в) периоды жизни, относительно независимые от аффективной сферы и речи. 
г) Все ответы верны. 
10. Согласно Кольбергу. личность, сообразующая свои поступки с одобрением другими людьми, находится на 
а) преднравственном уровне развития; 
б) конвенциональном уровне развития; 
в) постконвенциональном уровне развития; 
г) уровне самоуважения. 
11. По Гиллиган, роль «хорошей матери», которую традиционно выбирают женщины, соответствует 
а) уровню самопожертвования; 
б) более высокому уровню нравственного развития; 
в) переходу к морали непротивления. 
г) Все ответы верны. 
12. По типологии Шелдона, человек эктоморфного типа бывает 
а) крупным, застенчивым, предпочитает умственную работу; 
б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию; 
в) толстым, круглым, веселым и общительным; 
г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным. 
13. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании 
а) его физической конституции; 
б) тех моделей, которым он подражает; 
в) факторов, контролирующих его поступки. 
г) Ни один из ответов не верен. 


14. Бихевиористский подход рассматривает личность человека как результат 
а) постижения им последствий своего поведения; 
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций; 
в) конфликтов между подсознательными силами и реальностью; 
г) взаимодействий между людьми. 
15. По Роттеру, люди, объясняющие свои действия внутренними причинами, склонны: 
а) иметь преувеличенное мнение о собственных способностях; 
б) анализировать стоящие перед ними задачи; 
в) признавать себя малокомпетентными; 
г) объяснять свои неудачи недостатком способностей. 
16. Эдипов комплекс, который имел в виду Фрейд, развивается 
а) на оральной стадии; 
б) на анальной стадии; 
в) на фаллической стадии; 
г) на генитальной стадии. 
17. Согласно теории Фрейда, такие черты личности, как чрезмерная чистоплотность, скупость или упрямство, формируются в результате фиксации человека 
а) на оральной стадии; 
б) на анальной стадии; 
в) на фаллической стадии; 
г) на генитальной стадии. 
18. По Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием 
а) чувства неполноценности; 
б) комплекса неполноценности; 
в) комплекса превосходства; 
г) неадекватно разрешившегося эдипова комплекса. 
19. Архетипы, по Юнгу, представляют собой первообразы, присутствующие в каждом человеке и принадлежащие 
а) к индивидуальному бессознательному; 
б) к коллективному бессознательному; 
в) к идеальному «Я». 
г) Ни один из ответов не верен. 
20. Согласно Роджерсу, при безусловно положительном отношении других людей к человеку конгруэнтность между его реальным «Я» и его истинными чувствами и мыслями 
а) уменьшается; 
б) увеличивается; 
в) уравновешивается; 
г) моделируется. 
21. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана 
а) с самоуважением; 
б) с переоценкой собственного «Я»; 
в) с комплексом превосходства; 
г) со способностью любить. 
22. Согласно Бюлер, интенция, лежащая в основе человеческой природы и направляющая выбор целей, чаще всего воспринимается субъектом как таковая в конце 
а) отрочества; 
б) третьего десятилетия; 
в) жизни. 
г) Ни один из ответов не верен. 
23. Восприятие других людей как «социальных объектов» возможно лишь после того, как у ребенка сформируется 
а) представление о своей собственной перманентности; 

б) о перманентности объекта; 
в) о перманентности матери или человека, выполняющего ее функции; 
г) страх перед незнакомыми людьми. 
24. По Эриксону, второй психосоциальный кризис, соответствующий первым процессам научения у ребенка, может разрешиться развитием независимости или, напротив, развитием 
а) недоверчивости; 
б) чувства вины; 
в) чувства неполноценности. 
г) Ни один из ответов не верен. 
25. Периоду депрессии из-за предстоящей смерти предшествует период кризиса, включающий стадию 
а) отрицания; 
б) гнева; 
в) «торга». 
г) Все ответы верны.

Ответы

Зполнить пробелы

1 - предзародышевую, зародышевую, плода; 2 - независимости, социальных; 3 - 80, 72; 4 -верхние, нижних; 5-пять, шести; 6-10, 30, 40, 60; 7-репродуктивной, половой; 8-редко, обычны; 9 - удовлетворения, предварительных игр, полового акта, способов, поз; 10-символического, сохранении, размеров, массы, эталона, сравнивать, располагать; 11 - абстрактное, гипотезы, объекты; 12-независимости, обогащением; 13-60, увеличиваться; 14-конвенциональным; 15- самоуважения, самостоятельности; 16-типологии, личностных черт, нервной; 17 - взаимодействия, способностями, прошлым опытом, ожиданиями; 18-когнитивистов, оценку, контроль; 19-психосексуальное, либидо, эрогенные; 20 - неполностью, фиксация, черт личности; 21-неполноценности, комплекса превосходства; 22-аффективному, месте, время; 23-реальным, идеальному, конгруэнтности; 24-интенциональности, суть, ожиданий, осуществились; 25-привязанности, связей, взглядов, движений, улыбок; 26-восемь психосоциальных кризисов, благоприятное, неблагоприятных, расцвета; 27 -  депрессии, печали.

Верно или неверно?

1-Н; 2-В; 3-Н; 4-Н; 5-В; 6-В; 7-В; 8-В; 9-Н; 10-Н; 11-Н; 12-Н; 13-В; 14-Н; 15-В; 16-Н; 17-В; 18-Н; 19-В; 20-В.

Выбрать правильный ответ

1-а; 2-в; 3-г; 4-б; 5-б; 6-б; 7-г; 8-г; 9-г; 10-б; 11-а; 12-а; 13-г; 14-а; 15-б; 16-в; 17-б; 18-в; 19-б; 20-б; 21 а; 22-в; 23-г; 24-г; 25-г.

Литература


Allport G. W.,1937. Personality; A psychological interpretation, New York. 
Adler A.(1968). "The course of human life as a psychological problem", Human Development, n° 11, p. 184-200. 
Buhler C., Massarik F. (Ed.),1968. The Course of Human Life: a Study of Goals in the Humanistic Perspective, New York, Springer. 
Carpenter G.,1975. "Mother's face and the newborn", in: R. Lewin (Ed.), Child alive, London, Temple Smith. 
Cattell R.B.,1956. La personnalite, Paris, P. U. F. 
Claparede E.,1946. Psychologie de l'enfant et pedagogie experimentale, Neuchatel, Delachaux et Niestle. 
Cotton W.L.(1975). "Masturbation frequencies of men and women", Medical Aspects of Human Sexuality, n° 9, p. 31. 
Droz R., Rahmy N.,1972. Lire Piaget, Bruxelles, Dessart. 
Duyckaerts F.,1977. La formation du lien sexuel (9e ed.), Bruxelles, P. Mardaga ed. 
Ellis A.,1977. "The basic clinical theory of rational-emotive therapy", in: A. Ellis et R. Griager (Eds.), Handbook of rational-emotive therapy, New York, Springer. 
Erikson E.H.,1959. Enfance et societe, Neufchatel, Delachaux et Niestle. 
Eysenck H.J.(1947). Les dimensions de la personnalite, Paris P. U. F., 1956. 
Gilligan C.(1977). "In a different voice: Women's conceptions of self and morality", Harvard Educational Review, n° 47(4), p. 481-517. 
Hayflick L.(1973). "Le vieillissement des cellules humaines", Triangle, n° 12, p. 141-147. 
Hunt M.Sexual behavior in the 1970's, Chicago, Play boy Press, 1974, 1943. 
JungC.,1969. L'homme a la decouverte de son ame, Paris, Payot. 
Jung C.,1931. Essai de psychologie analytique, Paris. 
Kohlberg L.,1963. "Moral development and identification", Child psychology, University of Chicago Press, p. 277-332. 
Kretschmer E.,1925. Physique and character, London, Keyan Paul. 
Kubler-Ross E.(1969). Les derniers instants de la vie, Geneve, Labor-Fides, 1975. 
Lebovici S.,1983. Le nourrisson, la mere et le psychanalyste-Les interactions precoces, Paris, Le Centurion. 
Mathieu M.Intelligence sans langage: development cognitif chez le chimpanze (a paraitre). 
Miller W. R.. Liefh.I.,1976. "Masturbatory attitudes knowledge and experience: Data from the sex knowledge and attitude test (SKAT)". Archives of Sexual Behavior n° 5, p. 447-467. 
Nye F.I.,1876. "School-age parenthood. Consequences for babies, mothers, fathers, grandparents and others", Extension Bulletin 667, Washington State University. 
Pattison E.M.,1977. The experience of dying, Englewood Cliffs (NJ), Prentice  Hall/Spectrum. 
Peck R.,1968. "Psychological development in the second half of life", in: B. L. Neugarten (Ed.), Middle age and aging, Chicago, University of Chicago Press. 
Piaget J.(1932). Le jugement moral chez l'enfant, Paris, P. U. F., 1957. 
Piaget J.,1970. L'epistemologie genetique, Paris, P. U. F. 
Riegel K.F., Riegel R.M.,1972. "Developmental Psychology", n° 6(2), p. 306-319. 
Rogers C., Kingel M.,1962. Psychotherapie et relations humaines, Louvain, Publications universitaires. 
RotterJ.B.(1966). "Generalized expectancies for internai versus external control of reinforcement", Psychologie Monographs, n" 80. 
Sheldon W. T.,1954. Allas of men: A guide for somatotyping the adult man of ail ages, New York, Harper and Row. 
Sorensen R.C.,1973. Adolescent sexuality in contemporary America, New York, World. 
SpitzR.(1957): De la naissance a la parole, Paris, PUF, 1968. 
Vygotsky L.S.,1978. Mind in Society, Cambridge (Mass.), Harvard University Press. 
Wallon H.,1968. L'evolution psychologique de l'enfant, Paris, Armand Colin. 
Weis D.,1983. "Reactions of college women to their first coitus", Medical Aspects of Human Sexuality, n° 17 (2). 
ZazzoR.Conduites et conscience (2 vol.), Neuchatel Delachaux et Niestle, 1962, 1968.

Глава 11. Человек и другие люди