Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 937
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
С самых первых строк этой книги, в каждой ее главе звучит следующая мысль: поведение человека не может или почти не может развиваться, проявляться и быть понятым в отрыве от других членов группы, к которой он принадлежит, от всего общества или даже вида в целом.
По всей видимости, ничто во Вселенной не может существовать, так или иначе не принадлежа к какой-нибудь организованной системе. Aтом, образуемый связанными между собой частицами, - это всего лишь один из элементов, из которых построена молекула, а молекула в свою очередь, взаимодействуя с другими молекулами, участвует в организации клетки. Специфические клетки образуют ткани и органы, которые, координируя свою деятельность, позволяют живому организму занять свое место в растительной или животной системе, все время стремящейся достичь равновесия. Сосуществование этих систем в свою очередь обеспечивает равновесие планеты в Солнечной системе, движущейся наряду с сотнями миллиардов других звезд в нашей Галактике, а сама эта Галактика - всего лишь один из элементов, из которых организована Вселенная (см. документ 11.1).
Рис. 11.1. Согласно общей теории систем, жизнь организована в системы, состоящие из взаимосвязанных элементов. Любая система от атома до общества - всегда представляет собой нечто большее, нежели простая сумма составляющих ее подсистем.
Человек представляет собой звено этого континуума, и выживание его возможно только в группе, принадлежащей к человеческому обществу, которое в свою очередь существует в системе сообществ других животных. Безусловно, человек отличается от животных более высоким уровнем сознания, позволяющим ему воспринимать себя во времени и пространстве; вместе с тем эта способность человека - хочет он того или нет - налагает на него ответственность за свое собственное будущее и за будущее вида, к которому он принадлежит и в рамках которого он эволюционировал, непрерывно взаимодействуя с другими видами.
Задача социальной психологии состоит в том, чтобы исследовать и объяснять, как устанавливаются и функционируют связи между индивидуумами в группе и между группами в обществе.
Жизнь в обществе
У большинства животных существуют «жизненные правила» и сигнальные системы, которые позволяют им создавать оптимальные условия для размножения и для воспитания потомства, сохраняя за собой индивидуальный участок территории.
Территория и индивидуальный участок
Внутри того жизненного пространства, которое особь разделяет с другими представителями вида и которое обеспечивает ей безопасность и пропитание, она, как правило, выделяет себе территориюс четко очерченными границами. Находящиеся в глубине этой территории укрытие, нора, гнездо или логово составляют индивидуальный участок,ожесточенно защищаемый животным от всякого вторжения (не исключая порой и вторжения самца, если спаривание уже произошло) (рис. 11.2).
Рис. 11.2. Жизненное пространство представляет собой нейтральную зону, которую в отличие от расположенной в ее пределах «территории» животные не защищают активно. Территория в отличие от жизненного пространства имеет четкие границы, которые маркируются животным с помощью пахучих веществ (секреты желез, моча, фекалии) или зрительных и слуховых сигналов. Помимо расположенного в центре главного убежища на территории имеются дополнительные убежища, а также места для кормежки, дефекации и т.п.
О том, какие территории или индивидуальные участки необходимы отдельным людям, известно немного. Размеры территории и степень ее защиты у разных людей неодинаковы и зависят от возраста, социального положения и т. д. Индивидуальный же участок представляет собой невидимое пространство, в котором нуждается каждый человек и внутри которого он с трудом переносит присутствие других людей *. Межличностная дистанцияустанавливается неписаными правилами и различна в разных культурах. Например, жители Северной Европы нуждаются в большем обособлении, чем представители африканских, арабских или южноамериканских сообществ.
1* В комнату ребенка входят иначе, нежели в комнату подростка или в комнату родителей. В некоторых случаях границы территории обозначены очень четко (обнесенные оградой «частные владения», территории охотничьих и рыболовных клубов и т. п.). В других случаях границы более размыты; таковы, например, границы территорий городских «шаек» или
участков в кафетерии, в котором группы студентов, как правило, занимают одни столики, а преподаватели, обслуживающий персонал и представители администрации-другие. Величина занимаемого человеком пространства зависит от его социального положения; обычно кабинет генерального директора будет гораздо более внушительным, чем кабинеты преподавателей, не говоря уже о комнатушках, выделенных для личных вещей студентов.
Для западных сообществ Холл (Hall, 1966) идентифицировал четыре основные зоны, размеры которых зависят от степени близости отношений между людьми. Они соответствовали:
1) интимнойдистанции, варьирующей от прямого физического контакта до 20 см от тела партнера;
2) личнойдистанции в пределах от 45 см до 1,2 м, позволяющей людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки;
3) социальнойдистанции, варьирующей от 1,2 до 3,5 м, при которой возможность физического соприкосновения заменяется голосовым контактом;
4) «публичной»дистанции более 3,5- м, которая устанавливается на публичных собраниях, в суде, аудиториях и т. п.
Факторы окружающей среды
В многочисленных исследованиях делались попытки выяснить эффектыперенаселенностив крупных городах (рис. 11.3). В большинстве случаев было показано, что очень высокая плотностьнаселения порождает у людей чувство одиночества и собственной безликости, вызывает уход в себя, апатию и очень часто склонность к враждебным действиям (см. документ 11.2). Похоже, однако, что в таких странах, как Япония, Китай или Индия, где существуют культурные традиции, регулирующие социальное поведение, подобные проблемы переживаются людьми реже.
Рис. 11.3. Урбанизация и перенаселенность могут иногда приводить к серьезным психическим последствиям.
Значительные нарушения психического равновесия у людей может вызвать ишум.Дети, у которых дома было шумно, обнаруживали в школе более низкую успеваемость (см. документ 11.3). Кроме того, отмечается, что люди, подвергающиеся воздействию значительного шума, менее склонны оказывать помощь другим и быстрее приходят в ярость (Page, 1977; Donnerstein, Wilson, 1976).
Загрязнениесреды, вызываемое автомобилями, промышленностью или курением, тоже сильно сказывается на восприятии и способности человека к обучению, усиливая его психическое напряжение и раздражительность (Zilman et al., 1981).
Социальное положение и роль в группе
В сообществах большинства животных существует иерархия, позволяющая каждому члену группы знать свой социальный ранг.
У кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Если доминантная курица может клевать всех остальных кур, то особь, находящаяся в самом низу этого иерархического ряда*, которой клевать некого, напротив, получает клевки от всех остальных птиц, имеет право есть лишь в самую последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании (Schjelderup-Ebbe, 1913).
* Англоязычные авторы назвали эту социальную организацию «порядком клевания» (pecking orderj.
Представители низших млекопитающих узнают социальный ранг благодаря зрительным сигналам. Например, корова, сменившая стадо, похоже, сразу же определяет, выше или ниже она рангом, чем ее соседка (Beilharz, Mylzea, 1963). У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство. Так обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян. Похоже, однако, что у горилл и шимпанзе такой тип социальных отношений далеко не является общим правилом. Как показала Джейн Гудолл, у шимпанзе борьба за доминирование ведется больше между группами, чем между отдельными особями.
Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек, скажем, одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенноесоциальное положение,соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различными в зависимости от того, идет ли речь о враче, студентке, футболисте, руководительнице предприятия или правительственном чиновнике.
Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования. В тонком процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения. Сказанное в равной, а может быть, и в еще большей степени относится к половым ролям, которые девочкам и мальчикам лишь на основании их физических различий приписываются при рождении. По сути дела, только на эти различия и опирается впоследствии выбор интересов, личных и профессиональных целей и социальных ролей для каждого ребенка (рис. 11.4).