Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 907
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, подобно всем другим формам, исключительно как результат научения.Поэтому их можно корректировать и устранять в соответствии с общими законами научения, выявленными в лабораторных исследованиях.
7. Когнитивный подходвидит в аномальном поведении следствие неправильного истолкования активирующих ситуаций из-за появленияиррациональных мыслей,основанных на имеющихся у каждого из нас фундаментальных потребностях.
8. Для гуманистовнеадаптивное поведение есть результат нарушения соответствия между реальным «Я» и жизненным опытом индивидуума, с одной стороны, и его идеальными представлениями о самом себе-с другой.
9. Понятие «психическая болезнь» вновь было поставлено под сомнение главным образом сторонниками социокультурногоподхода. Они подчеркивают, что и само это понятие, и классификация симптомов психических заболеваний в официальной психиатрии суть «досужие вымыслы», вынуждающие общество брать на себя ответственность за проблемы человека, изолируя его как «больного» и доводя его «отклонение» до крайности, вместо того чтобы помочь ему благополучно закончить «переход», воспринимаемый нами как погружение в «безумие».
10. Руководство DSM III, в котором представлена новейшая классификация психических расстройств, группирует все их симптомы в 17 категорий - от аномалий, свойственных детскому возрасту, до расстройств органической и функциональной природы. Категории, относящиеся к группе функциональных расстройств и называемые также неврозамии психозами,подвергаются наибольшей критике со стороны тех исследователей, по мнению которых наклеивание на больных «ярлыка» без видимых биологических оснований способствует дегуманизацииотношений между больным и теми, кто о нем заботится, и приводит к психиатризациибольного.
11. Каждому подходу к объяснению аномального поведения соответствует тот или иной тип терапии. Медицинский подход отдает предпочтениебиологической терапии -в настоящее время это в основном химиотерапия. Что касается общинной психиатрии,то, позволив сократить время пребывания пациентов в клинике, она не смогла уменьшить число людей, нуждающихся в психиатрической помощи.
12. Все психотерапевтические методы можно разделить на две большие группы: интрапсихическиеподходы, которые делают упор на осознании больным своих проблем, и поведенческиеподходы, стремящиеся изменить само поведение пациента.
13. Среди интрапсихических подходов в первую очередь следует выделитьпсихоанализ,цель которого - дать пациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самым высвободить связанные с ними эмоции и чувства.
14. Терапия, центрированная на клиенте,стремится развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для того, чтобы восстановить соответствие реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам.
15. Гешталъттерапиястремится распознать различные компоненты личностии таким образом помочь больному достичь полногосамосознания.
16. Эмотивно-рациональная терапия пытается выяснить ход мыслей клиента и помочь ему осознать, что в его мышлении иррационально.
17. Существуют и другие индивидуальные психотерапевтические подходы:экзистенциальная терапия,акцентирующая свободную волю человека;терапия реальностью,которая стремится побудить клиента взять на себя ответственность за свои проблемы с помощью своего рода «договора»;трансакционный анализ,направленный на осознание больным характера его взаимодействий с другими людьми; психодрама, спомощью которой пациент может освободиться от своих переживаний во время «импровизации».
18. Социальная психотерапияпозволяет человеку восстановить гармоничные отношения с другими путем обсуждения общих с ними чувств, мыслей и проблем. К этому психотерапевтическому подходу относят группы роста, семейную терапиюи групповую терапию.
19.Поведенческая терапиявключает четыре подхода: контр-обусловливание, оперантные методы, терапию с предъявлением модели и процедуры самоконтроля.
20. К контр-обусловливаниюотносят: систематическую десенсибилизацию,при которой раздражитель, вызывающий аномальную реакцию, ассоциируют с ответом, противоположным неадаптивному ответу пациента; имплозивную терапию,стремящуюся вызвать у пациента «внутренний взрыв тревоги», к которому его организм должен привыкнуть;аверсивное обусловливание,при котором неприятное ассоциируют с ситуацией, доставляющей удовлетворение.
21. Оперантные методывключают процедуры формирования поведения,позволяющие вытеснить старые формы поведения новыми; таков, например,
метод накопления жетонов,цель которого изменить определенные формы поведения путем выдачи жетонов, дающих какую-то привилегию, за любую модификацию поведения в желательном направлении.
22. Терапия с предъявлением моделистремится к выработке у больного новых форм поведения путем подражания тем образцам, которые ему предлагает терапевт. Процедуры с самоконтролемрассчитаны на то, что за всякое улучшение поведения вознаграждать себя должен сам пациент.
23. Биологические методы и психотерапевтические подходы отводятсоциальной средекак фактору, изменяющему поведение, довольно скромную роль. Однако опыт деятельности групп взаимопомощи и терапевтических групп показывает, что социальную реинтеграцию пациента сильно облегчает внутренняя эволюция, совершающаяся в нем при поддержке терапевта в социальной среде, проникнутой желанием изменить поведение.
24. И все-таки очевидно, что до тех пор, пока не произойдет глубокого изменения общества в целом, эффективность терапевтических сообществ и программ предупреждения психических расстройств останется невысокой.
Возможные варианты ответов на ситуации, описанные в документе 12.2.
1. Подавление. 2. Отрицание. 3. Подавление. 4. Реактивное обучение. 5. Сублимация. 6. Проекция. 7. Сублимация. 8. Реактивное обучение. 9. Вытеснение. Ю. Реактивное обучение. 11. Проекция. 12. Вытеснение. 13. Реактивное обучение. 14. Проекция. 15. Рационализация.
Заполнить пробелы
1. Важную роль в жизни наших предков, ..... которых сильно зависело от способности противостоять опасным ситуациям, должна была играть......
2. Одним из пагубных последствий стресса у человека могут быть.....нарушения, называемые .... расстройствами.
3. Определенное поведение обычно считают аномальным, если оно встречается ....., выходит за рамки общепринятых ..... или сопровождается ..... от нормальной интерпретации реальности............или ..... преодолевать жизненные трудности.
4. В средние века безумие считалось следствием............
5. Сначала «безумных» бросали в .....; позднее, начиная с 16-го века, их помещали в......и только в начале 19-го столетия заботу о них взяла на себя......
6. В конце 19-го века появилось первое руководство по......в котором были описаны и классифицированы.....болезни.
7. Успехи.....в изучении функций мозга и прогресс....., изучающей действие некоторых лекарственных препаратов, убедили ..... в том, что поведение человека можно корректировать.....методами.
8. Рассматривая психическую структуру человека, Фрейд показал, что ..... руководствуется принципом....., а «Я»-принципом......
9. Подсознательные стратегии, которыми пользуется ...... чтобы избежать ....., порождающих....., называются......
10. .....обучение проявляется в переживании чувств и совершении действий, .....тем, которые были......
11. .....представляет собой одну из форм вытеснения, приносящую человеку реальное удовлетворение.
12. Суть ..... состоит в том, что мы приписываем другим людям наши собственные чувства, которые наше.....расценивает как неприемлемые.
13. Согласно бихевиористскому подходу, аномальные формы поведения, как и все другие, являются результатом ....., а их причины могут быть только
14. В основе.....подхода лежит тот принцип, что чувства и поведение человека следует считать ....., когда истолкование им ситуаций основано на ..... мыслях.
15. С точки зрения Роджерса и основанного им гуманистического подхода, неспособность человека к адаптации - это результат нарушения.....его..... «Я».
16. По мнению сторонников.....подхода, психические заболевания - это всего-навсего ....., а классификация их симптомов, будучи плодом чистого умозрения, только мешает человеку принимать на себя.....за собственные проблемы.
17. Все расстройства поведения можно разделить на четыре большие группы в зависимости от того, в каком.....они возникают, имеют ли они.....или .....природу или связаны с изменениями личности человека.
18. Среди психических расстройств органического происхождения можно выделить нарушения, связанные с физическими ..... или __, и нарушения, обусловленные старостью, например......
19. Такие функциональные расстройства, как шизофрения и параноидные состояния, проявляются главным образом в ..... сфере, а ..... расстройства характеризуются.....эмоционального контроля.
20. Нарушения, связанные с тревогой, включают.....,.....и.....расстройства.
21. Нарушение какой-либо функции организма, не вызванное органической причиной, называется.....расстройством.
22. Характерной чертой диссоциативных расстройств является ..... личности или отдельных ее структур.
23. К психосексуальным расстройствам относят только нарушения половой ....., сексуальные проявления, направленные на.....объекты, расстройства половой.....и…, связанную с гомосексуализмом.
24. О расстройствах личности говорят в тех случаях, когда человек обнаруживает недостаточную ..... и недостаточную ..... поведения, приводящие к заметному......
25. Главная проблема, связанная с «приклеиванием ярлыков», состоит в том, что человек, превращаясь в....., перестает быть.....личностью, переживающей ......вызванный определенными обстоятельствами.
26. Биологическая терапия предполагает воздействие на больного такими средствами, как.....,.....и особенно......
27. Групповая терапия позволила ..... время пребывания в психиатрической больнице, но от этого число людей, нуждающихся в психиатрической помощи, не......
28. В недавно проведенных исследованиях показано, что люди, подвергавшиеся психотерапии, по-видимому, чувствуют себя.....адаптированными.
29. Все психотерапевтические подходы можно разделить на две большие группы: .....и......
30. Цель психоанализа заключается в том, чтобы человек смог отыскать.... корни своих проблем, порожденных.....ранее конфликтами.
31. Терапия, центрированная на клиенте, стремится к развитию у него болеет глубокого чувства ....., что позволило бы ему достичь большего ..... реального «Я».
32. Гештальттерапия стремится к тому, чтобы человек наиболее полно ..... собственное «Я» и превратился в гармоничное......
33. Эмотивно-рациональная терапия предполагает анализ ....., в которой оказался человек, и тех выводов, которые он из нее извлекает, с учетом возникающих у него.....мыслей.,
34. Среди индивидуальных подходов к лечению можно выделить.....терапию, терапию.....,.....анализ и......
7. Когнитивный подходвидит в аномальном поведении следствие неправильного истолкования активирующих ситуаций из-за появленияиррациональных мыслей,основанных на имеющихся у каждого из нас фундаментальных потребностях.
8. Для гуманистовнеадаптивное поведение есть результат нарушения соответствия между реальным «Я» и жизненным опытом индивидуума, с одной стороны, и его идеальными представлениями о самом себе-с другой.
9. Понятие «психическая болезнь» вновь было поставлено под сомнение главным образом сторонниками социокультурногоподхода. Они подчеркивают, что и само это понятие, и классификация симптомов психических заболеваний в официальной психиатрии суть «досужие вымыслы», вынуждающие общество брать на себя ответственность за проблемы человека, изолируя его как «больного» и доводя его «отклонение» до крайности, вместо того чтобы помочь ему благополучно закончить «переход», воспринимаемый нами как погружение в «безумие».
10. Руководство DSM III, в котором представлена новейшая классификация психических расстройств, группирует все их симптомы в 17 категорий - от аномалий, свойственных детскому возрасту, до расстройств органической и функциональной природы. Категории, относящиеся к группе функциональных расстройств и называемые также неврозамии психозами,подвергаются наибольшей критике со стороны тех исследователей, по мнению которых наклеивание на больных «ярлыка» без видимых биологических оснований способствует дегуманизацииотношений между больным и теми, кто о нем заботится, и приводит к психиатризациибольного.
11. Каждому подходу к объяснению аномального поведения соответствует тот или иной тип терапии. Медицинский подход отдает предпочтениебиологической терапии -в настоящее время это в основном химиотерапия. Что касается общинной психиатрии,то, позволив сократить время пребывания пациентов в клинике, она не смогла уменьшить число людей, нуждающихся в психиатрической помощи.
12. Все психотерапевтические методы можно разделить на две большие группы: интрапсихическиеподходы, которые делают упор на осознании больным своих проблем, и поведенческиеподходы, стремящиеся изменить само поведение пациента.
13. Среди интрапсихических подходов в первую очередь следует выделитьпсихоанализ,цель которого - дать пациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самым высвободить связанные с ними эмоции и чувства.
14. Терапия, центрированная на клиенте,стремится развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для того, чтобы восстановить соответствие реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам.
15. Гешталъттерапиястремится распознать различные компоненты личностии таким образом помочь больному достичь полногосамосознания.
16. Эмотивно-рациональная терапия пытается выяснить ход мыслей клиента и помочь ему осознать, что в его мышлении иррационально.
17. Существуют и другие индивидуальные психотерапевтические подходы:экзистенциальная терапия,акцентирующая свободную волю человека;терапия реальностью,которая стремится побудить клиента взять на себя ответственность за свои проблемы с помощью своего рода «договора»;трансакционный анализ,направленный на осознание больным характера его взаимодействий с другими людьми; психодрама, спомощью которой пациент может освободиться от своих переживаний во время «импровизации».
18. Социальная психотерапияпозволяет человеку восстановить гармоничные отношения с другими путем обсуждения общих с ними чувств, мыслей и проблем. К этому психотерапевтическому подходу относят группы роста, семейную терапиюи групповую терапию.
19.Поведенческая терапиявключает четыре подхода: контр-обусловливание, оперантные методы, терапию с предъявлением модели и процедуры самоконтроля.
20. К контр-обусловливаниюотносят: систематическую десенсибилизацию,при которой раздражитель, вызывающий аномальную реакцию, ассоциируют с ответом, противоположным неадаптивному ответу пациента; имплозивную терапию,стремящуюся вызвать у пациента «внутренний взрыв тревоги», к которому его организм должен привыкнуть;аверсивное обусловливание,при котором неприятное ассоциируют с ситуацией, доставляющей удовлетворение.
21. Оперантные методывключают процедуры формирования поведения,позволяющие вытеснить старые формы поведения новыми; таков, например,
метод накопления жетонов,цель которого изменить определенные формы поведения путем выдачи жетонов, дающих какую-то привилегию, за любую модификацию поведения в желательном направлении.
22. Терапия с предъявлением моделистремится к выработке у больного новых форм поведения путем подражания тем образцам, которые ему предлагает терапевт. Процедуры с самоконтролемрассчитаны на то, что за всякое улучшение поведения вознаграждать себя должен сам пациент.
23. Биологические методы и психотерапевтические подходы отводятсоциальной средекак фактору, изменяющему поведение, довольно скромную роль. Однако опыт деятельности групп взаимопомощи и терапевтических групп показывает, что социальную реинтеграцию пациента сильно облегчает внутренняя эволюция, совершающаяся в нем при поддержке терапевта в социальной среде, проникнутой желанием изменить поведение.
24. И все-таки очевидно, что до тех пор, пока не произойдет глубокого изменения общества в целом, эффективность терапевтических сообществ и программ предупреждения психических расстройств останется невысокой.
Возможные варианты ответов на ситуации, описанные в документе 12.2.
1. Подавление. 2. Отрицание. 3. Подавление. 4. Реактивное обучение. 5. Сублимация. 6. Проекция. 7. Сублимация. 8. Реактивное обучение. 9. Вытеснение. Ю. Реактивное обучение. 11. Проекция. 12. Вытеснение. 13. Реактивное обучение. 14. Проекция. 15. Рационализация.
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1. Важную роль в жизни наших предков, ..... которых сильно зависело от способности противостоять опасным ситуациям, должна была играть......
2. Одним из пагубных последствий стресса у человека могут быть.....нарушения, называемые .... расстройствами.
3. Определенное поведение обычно считают аномальным, если оно встречается ....., выходит за рамки общепринятых ..... или сопровождается ..... от нормальной интерпретации реальности............или ..... преодолевать жизненные трудности.
4. В средние века безумие считалось следствием............
5. Сначала «безумных» бросали в .....; позднее, начиная с 16-го века, их помещали в......и только в начале 19-го столетия заботу о них взяла на себя......
6. В конце 19-го века появилось первое руководство по......в котором были описаны и классифицированы.....болезни.
7. Успехи.....в изучении функций мозга и прогресс....., изучающей действие некоторых лекарственных препаратов, убедили ..... в том, что поведение человека можно корректировать.....методами.
8. Рассматривая психическую структуру человека, Фрейд показал, что ..... руководствуется принципом....., а «Я»-принципом......
9. Подсознательные стратегии, которыми пользуется ...... чтобы избежать ....., порождающих....., называются......
10. .....обучение проявляется в переживании чувств и совершении действий, .....тем, которые были......
11. .....представляет собой одну из форм вытеснения, приносящую человеку реальное удовлетворение.
12. Суть ..... состоит в том, что мы приписываем другим людям наши собственные чувства, которые наше.....расценивает как неприемлемые.
13. Согласно бихевиористскому подходу, аномальные формы поведения, как и все другие, являются результатом ....., а их причины могут быть только
14. В основе.....подхода лежит тот принцип, что чувства и поведение человека следует считать ....., когда истолкование им ситуаций основано на ..... мыслях.
15. С точки зрения Роджерса и основанного им гуманистического подхода, неспособность человека к адаптации - это результат нарушения.....его..... «Я».
16. По мнению сторонников.....подхода, психические заболевания - это всего-навсего ....., а классификация их симптомов, будучи плодом чистого умозрения, только мешает человеку принимать на себя.....за собственные проблемы.
17. Все расстройства поведения можно разделить на четыре большие группы в зависимости от того, в каком.....они возникают, имеют ли они.....или .....природу или связаны с изменениями личности человека.
18. Среди психических расстройств органического происхождения можно выделить нарушения, связанные с физическими ..... или __, и нарушения, обусловленные старостью, например......
19. Такие функциональные расстройства, как шизофрения и параноидные состояния, проявляются главным образом в ..... сфере, а ..... расстройства характеризуются.....эмоционального контроля.
20. Нарушения, связанные с тревогой, включают.....,.....и.....расстройства.
21. Нарушение какой-либо функции организма, не вызванное органической причиной, называется.....расстройством.
22. Характерной чертой диссоциативных расстройств является ..... личности или отдельных ее структур.
23. К психосексуальным расстройствам относят только нарушения половой ....., сексуальные проявления, направленные на.....объекты, расстройства половой.....и…, связанную с гомосексуализмом.
24. О расстройствах личности говорят в тех случаях, когда человек обнаруживает недостаточную ..... и недостаточную ..... поведения, приводящие к заметному......
25. Главная проблема, связанная с «приклеиванием ярлыков», состоит в том, что человек, превращаясь в....., перестает быть.....личностью, переживающей ......вызванный определенными обстоятельствами.
26. Биологическая терапия предполагает воздействие на больного такими средствами, как.....,.....и особенно......
27. Групповая терапия позволила ..... время пребывания в психиатрической больнице, но от этого число людей, нуждающихся в психиатрической помощи, не......
28. В недавно проведенных исследованиях показано, что люди, подвергавшиеся психотерапии, по-видимому, чувствуют себя.....адаптированными.
29. Все психотерапевтические подходы можно разделить на две большие группы: .....и......
30. Цель психоанализа заключается в том, чтобы человек смог отыскать.... корни своих проблем, порожденных.....ранее конфликтами.
31. Терапия, центрированная на клиенте, стремится к развитию у него болеет глубокого чувства ....., что позволило бы ему достичь большего ..... реального «Я».
32. Гештальттерапия стремится к тому, чтобы человек наиболее полно ..... собственное «Я» и превратился в гармоничное......
33. Эмотивно-рациональная терапия предполагает анализ ....., в которой оказался человек, и тех выводов, которые он из нее извлекает, с учетом возникающих у него.....мыслей.,
34. Среди индивидуальных подходов к лечению можно выделить.....терапию, терапию.....,.....анализ и......