Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 907

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Эволюционная теория

Эволюция поведения

Таксисы

Рефлексы

Инстинктивное поведение

Врожденные пусковые механизмы

Импринтинг

Научение

Способность к умозаключениям

Эволюция человека

Рождение научной психологии

Психология и ее разделы

Область научных поисков

Выводы

Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания

Употребление наркотических средств и патологические состояния

Возбуждающие средства

Документ 4.1. Электрическая активность мозга

Внимание и восприятие

Экстрасенсорное восприятие

Мотивация и эмоции

Эмоции

Резюме

Мышление

Речь

Теории научения

Резюме

Материал для самопроверки

Ответы на вопросы

Особенности творческого мышленияТворческое мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения.И наконец, главное-это то, что творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Guilford, 1967).Творческая личность разглядит в силуэте горной цепи очертания головы крокодила, сравнит пустые полки в библиотеке с «пустыми глазами идиота» (Barron, 1958), найдет два десятка различных применений зубочистке, или газете (рис. 9.7).Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». Очевидно, именно в этом кроется главное различие между интеллектуальной и творческой личностью. С другой стороны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людейоооо  Дополнить рисунок Обычный ответ:стол с предметами на немОригинальный ответ:стопа с пальцами Ответ обычного типа Обычный ответ:два шалашаОригинальный ответ:два стога сена на коврах-самолетахОригинальный ответРис. 9.7. Стандартные и оригинальные решения в тестах на творческие способности (слева -тест Barron, 1958; справа-тест Wallach, 1968). Видно, что оригинальные решения более сложны и необычны.S-440      Глава 9циалом оказываются в традиционной системе школьного воспитания самыми несчастными. Они постоянно испытывают страх из-за противоречий между их собственными представлениями и требованиями школы. которые они никак не могут выполнить. Осознание этого недостатка приводит к тому, что они все больше и больше страдают от «комплекса неполноценности» и неверия в свои возможности. Они раздражают учителей тем, что не могут сосредоточиться, и это приводит к еще большей их изоляции. В отличие от детей предыдущей группы они особенно боятся оценки своих поступков другими и чувствуют себя комфортно лишь тогда, когда им представляется возможность вести себя в соответствии с их собственным ритмом деятельности и собственной фантазией.Наконец, дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, по-видимому (по крайней мере внешне), наиболее адаптированы и довольны своей участью. Они верят в свои возможности и компенсируют недостаток интеллекта обилием социальных контактов или определенной пассивностью, которая вполне может сойти за равнодушие.Таким образом, в условиях более или менее открытого принуждения к определенным правилам плохая адаптация наиболее вероятна у детей, принадлежащих к двум промежуточным группам.Особенности творческих личностейТворцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.Как отмечает Фергюсон (Ferguson, 1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными.Адаптация и творчество                     441120      140    160 180 200 Гете Вольтер Декарт Диккенс Франклин Гюго Моцарт Леонардо да Винчи Дарвин Бетховен Ньютон Линкольн Лютер Наполеон Вашингтон Рембрандт Юв 17 лет IQв возрасте 17-26 летРис. 9.8. В работе Кокса (Сох, 1926) была предпринята попытка оценить IQ знаменитых людей, исходя из их достижений в 17 лет и в возрасте от 17 до 26 лет. Несомненно, что в большинстве случаев при этом оценивались не только интеллектуальные, но и творческие способности, и отделить их друг от друга трудно.Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Как уже говорилось, они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.Вы скажете, что все эти черты совершенно не свойственны большинству людей и, безусловно, на Земле творческих личностей должно быть немного. Однако попробуйте снова прочитать эти строки и представить себе, что речь идет о ребенке. В этом случае все сразу станет на свои места, и вам, напротив, покажется странным ребенок, не соответствующий такому описанию.Как говорил Сент-Экзюпери, во многих детях «убивают Моцарта». Как же так происходит, что хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала, ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста.442      Глава 9Частично мы уже ответили на этот вопрос, когда касались роли социального окружения-семьи или школы-в интеллектуальном развитии. Мы еще вернемся к этой проблеме в главе 11.Однако существуют и другие стороны личности, формирующиеся под влиянием социальной среды. Они в значительной степени определяют то, как человек включается в жизнь общества и полностью или частично реализует свои возможности.В следующей главе мы попытаемся проследить за главными направлениями физического, интеллектуального, аффективного и социального развития человека. При этом мы попробуем разобраться в том, каким образом в идеальном случае все обстоятельства могут способствовать полной реализации личности, а с другой стороны-как на каждом шагу возникают предвидимые и непредвидимые препятствия, способные нарушить, затормозить или порой даже необратимо подавить развитие столь хрупкого создания, каким является человеческий ребенок.Документ 9.1IQ: два ребенка -это хорошо, а девять -это, наверное, многовато!Двое сотрудников Зайонца (Belmont, Marolla, 1973) обследовали 386 114 голландских юношей в возрасте в среднем 19 лет, проходивших обязательную военную службу. Таким образом, в эту выборку входили все мужчины Голландии, родившиеся между 1944 и 1947 годами.Исследователи изучали, в частности, связь между IQ молодых людей и их положением в семье. Представив полученные результаты в графическом виде, ученые пришли к выводу, что в среднем IQ тем ниже, чем больше детей в семье (рис. 9.9). Кроме того, наиболее высокие баллы получали, как правило, старшие дети, особенно в тех случаях, когда в семье было двое детей. Что касается младших детей, то по IQ они были тем дальше от первенца, чем больше было в семье детей промежуточного возраста.Зайонц и Маркус (Zajonc, Marcus, 1975) предложили свое объяснение этих результатов. По мнению этих авторов, от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат». Исследователи разработали методику расчета показателя, характеризующего этот климат. Они исходили из того, что у каждого индивидуума, будь то родитель или ребенок, имеется определенный интеллектуальный уровень, зависящий от его возраста и накопленного жизненного опыта. Таким образом, каждому члену семьи можно присвоить некоторое число, соответствующее его интеллектуальному уровню. Например, для каждого из родителей это число можно принять равным 30, а для новорожденного-0. Числа для остальных детей будут промежуточными соответственно ихАдаптация и творчество                     443 

Резюме

Литература

Материал для самопроверки

, подобно всем другим формам, исключительно как результат научения.Поэтому их можно корректировать и устранять в соответствии с общими законами научения, выявленными в лабораторных исследованиях. 
7. Когнитивный подходвидит в аномальном поведении следствие неправильного истолкования активирующих ситуаций из-за появленияиррациональных мыслей,основанных на имеющихся у каждого из нас фундаментальных потребностях. 
8. Для гуманистовнеадаптивное поведение есть результат нарушения соответствия между реальным «Я» и жизненным опытом индивидуума, с одной стороны, и его идеальными представлениями о самом себе-с другой. 
9. Понятие «психическая болезнь» вновь было поставлено под сомнение главным образом сторонниками социокультурногоподхода. Они подчеркивают, что и само это понятие, и классификация симптомов психических заболеваний в официальной психиатрии суть «досужие вымыслы», вынуждающие общество брать на себя ответственность за проблемы человека, изолируя его как «больного» и доводя его «отклонение» до крайности, вместо того чтобы помочь ему благополучно закончить «переход», воспринимаемый нами как погружение в «безумие». 
10. Руководство DSM III, в котором представлена новейшая классификация психических расстройств, группирует все их симптомы в 17 категорий - от аномалий, свойственных детскому возрасту, до расстройств органической и функциональной природы. Категории, относящиеся к группе функциональных расстройств и называемые также неврозамии психозами,подвергаются наибольшей критике со стороны тех исследователей, по мнению которых наклеивание на больных «ярлыка» без видимых биологических оснований способствует дегуманизацииотношений между больным и теми, кто о нем заботится, и приводит к психиатризациибольного. 
11. Каждому подходу к объяснению аномального поведения соответствует тот или иной тип терапии. Медицинский подход отдает предпочтениебиологической терапии -в настоящее время это в основном химиотерапия. Что касается общинной психиатрии,то, позволив сократить время пребывания пациентов в клинике, она не смогла уменьшить число людей, нуждающихся в психиатрической помощи. 
12. Все психотерапевтические методы можно разделить на две большие группы: интрапсихическиеподходы, которые делают упор на осознании больным своих проблем, и поведенческиеподходы, стремящиеся изменить само поведение пациента. 

13. Среди интрапсихических подходов в первую очередь следует выделитьпсихоанализ,цель которого - дать пациенту возможность понять подсознательные корни своих проблем и тем самым высвободить связанные с ними эмоции и чувства. 
14. Терапия, центрированная на клиенте,стремится развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для того, чтобы восстановить соответствие реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам. 
15. Гешталъттерапиястремится распознать различные компоненты личностии таким образом помочь больному достичь полногосамосознания. 
16. Эмотивно-рациональная терапия пытается выяснить ход мыслей клиента и помочь ему осознать, что в его мышлении иррационально. 
17. Существуют и другие индивидуальные психотерапевтические подходы:экзистенциальная терапия,акцентирующая свободную волю человека;терапия реальностью,которая стремится побудить клиента взять на себя ответственность за свои проблемы с помощью своего рода «договора»;трансакционный анализ,направленный на осознание больным характера его взаимодействий с другими людьми; психодрама, спомощью которой пациент может освободиться от своих переживаний во время «импровизации».
18. Социальная психотерапияпозволяет человеку восстановить гармоничные отношения с другими путем обсуждения общих с ними чувств, мыслей и проблем. К этому психотерапевтическому подходу относят группы роста, семейную терапиюи групповую терапию. 
19.Поведенческая терапиявключает четыре подхода: контр-обусловливание, оперантные методы, терапию с предъявлением модели и процедуры самоконтроля. 
20. К контр-обусловливаниюотносят: систематическую десенсибилизацию,при которой раздражитель, вызывающий аномальную реакцию, ассоциируют с ответом, противоположным неадаптивному ответу пациента; имплозивную терапию,стремящуюся вызвать у пациента «внутренний взрыв тревоги», к которому его организм должен привыкнуть;аверсивное обусловливание,при котором неприятное ассоциируют с ситуацией, доставляющей удовлетворение. 
21. Оперантные методывключают процедуры формирования поведения,позволяющие вытеснить старые формы поведения новыми; таков, например, 

метод накопления жетонов,цель которого изменить определенные формы поведения путем выдачи жетонов, дающих какую-то привилегию, за любую модификацию поведения в желательном направлении. 
22. Терапия с предъявлением моделистремится к выработке у больного новых форм поведения путем подражания тем образцам, которые ему предлагает терапевт. Процедуры с самоконтролемрассчитаны на то, что за всякое улучшение поведения вознаграждать себя должен сам пациент. 
23. Биологические методы и психотерапевтические подходы отводятсоциальной средекак фактору, изменяющему поведение, довольно скромную роль. Однако опыт деятельности групп взаимопомощи и терапевтических групп показывает, что социальную реинтеграцию пациента сильно облегчает внутренняя эволюция, совершающаяся в нем при поддержке терапевта в социальной среде, проникнутой желанием изменить поведение. 
24. И все-таки очевидно, что до тех пор, пока не произойдет глубокого изменения общества в целом, эффективность терапевтических сообществ и программ предупреждения психических расстройств останется невысокой.

Возможные варианты ответов на ситуации, описанные в документе 12.2. 
1. Подавление. 2. Отрицание. 3. Подавление. 4. Реактивное обучение. 5. Сублимация. 6. Проекция. 7. Сублимация. 8. Реактивное обучение. 9. Вытеснение. Ю. Реактивное обучение. 11. Проекция. 12. Вытеснение. 13. Реактивное обучение. 14. Проекция. 15. Рационализация.

Материал для самопроверки




Заполнить пробелы

1. Важную роль в жизни наших предков, ..... которых сильно зависело от способности противостоять опасным ситуациям, должна была играть...... 
2. Одним из пагубных последствий стресса у человека могут быть.....нарушения, называемые .... расстройствами. 
3. Определенное поведение обычно считают аномальным, если оно встречается ....., выходит за рамки общепринятых ..... или сопровождается ..... от нормальной интерпретации реальности............или ..... преодолевать жизненные трудности. 
4. В средние века безумие считалось следствием............ 
5. Сначала «безумных» бросали в .....; позднее, начиная с 16-го века, их помещали в......и только в начале 19-го столетия заботу о них взяла на себя......
6.  В конце 19-го века появилось первое руководство по......в котором были описаны и классифицированы.....болезни. 
7. Успехи.....в изучении функций мозга и прогресс....., изучающей действие некоторых лекарственных препаратов, убедили ..... в том, что поведение человека можно корректировать.....методами. 
8. Рассматривая психическую структуру человека, Фрейд показал, что ..... руководствуется принципом....., а «Я»-принципом...... 
9. Подсознательные стратегии, которыми пользуется ...... чтобы избежать ....., порождающих....., называются...... 
10.   .....обучение проявляется в переживании чувств и совершении действий, .....тем, которые были...... 
11.   .....представляет собой одну из форм вытеснения, приносящую человеку реальное удовлетворение. 
12.   Суть ..... состоит в том, что мы приписываем другим людям наши собственные чувства, которые наше.....расценивает как неприемлемые. 
13.   Согласно бихевиористскому подходу, аномальные формы поведения, как и все другие, являются результатом ....., а их причины могут быть только 
14.   В основе.....подхода лежит тот принцип, что чувства и поведение человека следует считать ....., когда истолкование им ситуаций основано на ..... мыслях. 
15.   С точки зрения Роджерса и основанного им гуманистического подхода, неспособность человека к адаптации - это результат нарушения.....его..... «Я». 
16.   По мнению сторонников.....подхода, психические заболевания - это всего-навсего ....., а классификация их симптомов, будучи плодом чистого умозрения, только мешает человеку принимать на себя.....за собственные проблемы. 
17.   Все расстройства поведения можно разделить на четыре большие группы в зависимости от того, в каком.....они возникают, имеют ли они.....или .....природу или связаны с изменениями личности человека. 

18.   Среди психических расстройств органического происхождения можно выделить нарушения, связанные с физическими ..... или __, и нарушения, обусловленные старостью, например...... 
19.   Такие функциональные расстройства, как шизофрения и параноидные состояния, проявляются главным образом в ..... сфере, а ..... расстройства характеризуются.....эмоционального контроля. 
20.   Нарушения, связанные с тревогой, включают.....,.....и.....расстройства. 
21.   Нарушение какой-либо функции организма, не вызванное органической причиной, называется.....расстройством. 
22.   Характерной чертой диссоциативных расстройств является ..... личности или отдельных ее структур. 
23.   К психосексуальным расстройствам относят только нарушения половой ....., сексуальные проявления, направленные на.....объекты, расстройства половой.....и…, связанную с гомосексуализмом. 
24.   О расстройствах личности говорят в тех случаях, когда человек обнаруживает недостаточную ..... и недостаточную ..... поведения, приводящие к заметному...... 
25.   Главная проблема, связанная с «приклеиванием ярлыков», состоит в том, что человек, превращаясь в....., перестает быть.....личностью, переживающей ......вызванный определенными обстоятельствами. 
26.   Биологическая терапия предполагает воздействие на больного такими средствами, как.....,.....и особенно...... 
27.   Групповая терапия позволила ..... время пребывания в психиатрической больнице, но от этого число людей, нуждающихся в психиатрической помощи, не...... 
28.   В недавно проведенных исследованиях показано, что люди, подвергавшиеся психотерапии, по-видимому, чувствуют себя.....адаптированными. 
29.   Все психотерапевтические подходы можно разделить на две большие группы: .....и...... 
30.   Цель психоанализа заключается в том, чтобы человек смог отыскать.... корни своих проблем, порожденных.....ранее конфликтами. 
31.   Терапия, центрированная на клиенте, стремится к развитию у него болеет глубокого чувства ....., что позволило бы ему достичь большего ..... реального «Я». 
32.   Гештальттерапия стремится к тому, чтобы человек наиболее полно ..... собственное «Я» и превратился в гармоничное...... 
33.   Эмотивно-рациональная терапия предполагает анализ ....., в которой оказался человек, и тех выводов, которые он из нее извлекает, с учетом возникающих у него.....мыслей., 
34.   Среди индивидуальных подходов к лечению можно выделить.....терапию, терапию.....,.....анализ и......