Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 908

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Эволюционная теория

Эволюция поведения

Таксисы

Рефлексы

Инстинктивное поведение

Врожденные пусковые механизмы

Импринтинг

Научение

Способность к умозаключениям

Эволюция человека

Рождение научной психологии

Психология и ее разделы

Область научных поисков

Выводы

Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания

Употребление наркотических средств и патологические состояния

Возбуждающие средства

Документ 4.1. Электрическая активность мозга

Внимание и восприятие

Экстрасенсорное восприятие

Мотивация и эмоции

Эмоции

Резюме

Мышление

Речь

Теории научения

Резюме

Материал для самопроверки

Ответы на вопросы

Особенности творческого мышленияТворческое мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения.И наконец, главное-это то, что творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Guilford, 1967).Творческая личность разглядит в силуэте горной цепи очертания головы крокодила, сравнит пустые полки в библиотеке с «пустыми глазами идиота» (Barron, 1958), найдет два десятка различных применений зубочистке, или газете (рис. 9.7).Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». Очевидно, именно в этом кроется главное различие между интеллектуальной и творческой личностью. С другой стороны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людейоооо  Дополнить рисунок Обычный ответ:стол с предметами на немОригинальный ответ:стопа с пальцами Ответ обычного типа Обычный ответ:два шалашаОригинальный ответ:два стога сена на коврах-самолетахОригинальный ответРис. 9.7. Стандартные и оригинальные решения в тестах на творческие способности (слева -тест Barron, 1958; справа-тест Wallach, 1968). Видно, что оригинальные решения более сложны и необычны.S-440      Глава 9циалом оказываются в традиционной системе школьного воспитания самыми несчастными. Они постоянно испытывают страх из-за противоречий между их собственными представлениями и требованиями школы. которые они никак не могут выполнить. Осознание этого недостатка приводит к тому, что они все больше и больше страдают от «комплекса неполноценности» и неверия в свои возможности. Они раздражают учителей тем, что не могут сосредоточиться, и это приводит к еще большей их изоляции. В отличие от детей предыдущей группы они особенно боятся оценки своих поступков другими и чувствуют себя комфортно лишь тогда, когда им представляется возможность вести себя в соответствии с их собственным ритмом деятельности и собственной фантазией.Наконец, дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, по-видимому (по крайней мере внешне), наиболее адаптированы и довольны своей участью. Они верят в свои возможности и компенсируют недостаток интеллекта обилием социальных контактов или определенной пассивностью, которая вполне может сойти за равнодушие.Таким образом, в условиях более или менее открытого принуждения к определенным правилам плохая адаптация наиболее вероятна у детей, принадлежащих к двум промежуточным группам.Особенности творческих личностейТворцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.Как отмечает Фергюсон (Ferguson, 1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными.Адаптация и творчество                     441120      140    160 180 200 Гете Вольтер Декарт Диккенс Франклин Гюго Моцарт Леонардо да Винчи Дарвин Бетховен Ньютон Линкольн Лютер Наполеон Вашингтон Рембрандт Юв 17 лет IQв возрасте 17-26 летРис. 9.8. В работе Кокса (Сох, 1926) была предпринята попытка оценить IQ знаменитых людей, исходя из их достижений в 17 лет и в возрасте от 17 до 26 лет. Несомненно, что в большинстве случаев при этом оценивались не только интеллектуальные, но и творческие способности, и отделить их друг от друга трудно.Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Как уже говорилось, они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.Вы скажете, что все эти черты совершенно не свойственны большинству людей и, безусловно, на Земле творческих личностей должно быть немного. Однако попробуйте снова прочитать эти строки и представить себе, что речь идет о ребенке. В этом случае все сразу станет на свои места, и вам, напротив, покажется странным ребенок, не соответствующий такому описанию.Как говорил Сент-Экзюпери, во многих детях «убивают Моцарта». Как же так происходит, что хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала, ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста.442      Глава 9Частично мы уже ответили на этот вопрос, когда касались роли социального окружения-семьи или школы-в интеллектуальном развитии. Мы еще вернемся к этой проблеме в главе 11.Однако существуют и другие стороны личности, формирующиеся под влиянием социальной среды. Они в значительной степени определяют то, как человек включается в жизнь общества и полностью или частично реализует свои возможности.В следующей главе мы попытаемся проследить за главными направлениями физического, интеллектуального, аффективного и социального развития человека. При этом мы попробуем разобраться в том, каким образом в идеальном случае все обстоятельства могут способствовать полной реализации личности, а с другой стороны-как на каждом шагу возникают предвидимые и непредвидимые препятствия, способные нарушить, затормозить или порой даже необратимо подавить развитие столь хрупкого создания, каким является человеческий ребенок.Документ 9.1IQ: два ребенка -это хорошо, а девять -это, наверное, многовато!Двое сотрудников Зайонца (Belmont, Marolla, 1973) обследовали 386 114 голландских юношей в возрасте в среднем 19 лет, проходивших обязательную военную службу. Таким образом, в эту выборку входили все мужчины Голландии, родившиеся между 1944 и 1947 годами.Исследователи изучали, в частности, связь между IQ молодых людей и их положением в семье. Представив полученные результаты в графическом виде, ученые пришли к выводу, что в среднем IQ тем ниже, чем больше детей в семье (рис. 9.9). Кроме того, наиболее высокие баллы получали, как правило, старшие дети, особенно в тех случаях, когда в семье было двое детей. Что касается младших детей, то по IQ они были тем дальше от первенца, чем больше было в семье детей промежуточного возраста.Зайонц и Маркус (Zajonc, Marcus, 1975) предложили свое объяснение этих результатов. По мнению этих авторов, от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат». Исследователи разработали методику расчета показателя, характеризующего этот климат. Они исходили из того, что у каждого индивидуума, будь то родитель или ребенок, имеется определенный интеллектуальный уровень, зависящий от его возраста и накопленного жизненного опыта. Таким образом, каждому члену семьи можно присвоить некоторое число, соответствующее его интеллектуальному уровню. Например, для каждого из родителей это число можно принять равным 30, а для новорожденного-0. Числа для остальных детей будут промежуточными соответственно ихАдаптация и творчество                     443 

Резюме

Литература

Материал для самопроверки


35.   Социальная терапия преследует двоякую цель: позволить человеку ..... самого себя и восстановить его.....взаимоотношения с другими людьми. 
36.   Систематическая десенсибилизация - метод .,.., с помощью которого внешний раздражитель связывается у пациента с ответом,.....по своим результатам .....ответу. 
37.   Метод накопления ..... стремится изменить ..... человека, предоставляя ему некоторые.....за всякое замечаемое терапевтом улучшение. 
38.   Процедуры ..... основаны на том, что пациент должен сам ..... себя за всякое изменение поведения в желаемом направлении. 
39.   Группы взаимопомощи стремятся избавить человека от.....и…., помогая ему.....и ...., получить которую по обычным каналам трудно. 
40.   .....сообщества пытаются создать....., в которой человек чувствовал бы себя.....совершать ошибки,.....себя, развиваться и учиться жить лучше.

Верно или неверно

1.  Тревога один из самых полезных механизмов, позволяющих человеку противостоять условиям современной жизни. 
2.  Язва желудки чаще всего возникает вследствие причин органического характера. 
3.  Понятие «психическая болезнь» восходит к средним векам. 
4.  По теории Фрейда, чем сильнее «Я», тем выше вероятность того, что человек примет реалистическое решение. 
5.  Вытеснение-механизм психологической защиты, который состоит в том, что мы приписываем другим людям наши собственные чувства, неприемлемые с точки зрения нашего «Сверх-Я». 
6.  Согласно когнитивному подходу, неадаптивное поведение человека это результат интерпретации обстоятельств на основе иррациональных мыслей. 
7.  Когда поведение и установки индивидуума расходятся с его идеальным «Я», равновесие реального «Я» нарушается. 
8.  Социо-культурный подход подчеркивает важную роль повышения ответственности человека за свои проблемы в развитии у него поведенческих расстройств. 
9.  В настоящее время известны органические причины большинства функциональных нарушений. 
10.   Деменция - результат патологического старения нервной системы. 
11.   Эпигенетический подход не в состоянии объяснить развитие шизофренических расстройств. 
12.   В случае расстройств, выражающихся в тревоге, последняя имеет либо генерализованный характер, либо связана с каким-то определенным предметом, мыслью или действием. 
13.   Все отклонения полового поведения от нормы можно рассматривать как психосексуальные расстройства. 

14.   DSM III-руководство, предназначенное главным образом для психиатров, рассматривающих расстройства поведения в таких понятиях, как «симптом», «заболевание», «диагноз» и «уход за больным». 
15.   Благодаря блестящим результатам, полученным с помощью психохирургии, этот метод находит все большее применение. 
16.   Химиотерапию, пожалуй, следует относить к области ухода за больными, а не их лечения. 
17.   Недавние исследования показывают, что невротическое расстройство с одинаковой вероятностью может исчезнуть у людей, подвергавшихся и не подвергавшихся психотерапии. 
18.   Суть катарсиса заключается в аффективном переживании человеком событий детства и их соотнесении с имеющимися у него симптомами. 
19.   По Роджерсу, роль терапевта состоит в том, чтобы дать клиенту возможность выразить свои чувства и мысли и таким образом помочь ему лучше осознать то, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие. 
20.   Гештальттерапия преследует цель довести до сознания человека, что ему следует делать, а не что ему хочется делать. 
21.   Цель эмотивно-рациональной терапии заключается в том, чтобы клиент понял, что в его поведении иррационально. 
22.   Терапия реальностью преследует цель довести до сознания человека смысл, который он хочет придать своей жизни, и значение его поступков в зависимости от этого смысла. 
23.   Трансакционный анализ выявляет то обстоятельство, что в своих взаимоотношениях (трансакциях) с другими мы по большей части исполняем определенные неосознаваемые роли. 
24. Групповая терапия может быть первым этапом на пути реинтеграции человека в реальную жизнь, так как она предоставляет ему возможность «столкновений» с другими людьми, 
25. Систематическая десенсибилизация заключается в сочетании неприятного раздражителя или состояния с той ситуацией, которая обычно доставляет удовлетворение. 
26.   Аверсивное обусловливание и имплозивная терапия могут быть сопряжены с проблемами этического порядка. 
27.   Метод накопления жетонов предусматривает развитие у больного чувства бережливости. 
28.   Используя метод поведенческого повторения, терапевт предлагает повторять или воспроизводить вслед за ним действия, которые он сформулировал специально для пациента и которые могли бы помочь тому справиться с собственными проблемами. 


29.   Группы взаимопомощи очень часто способствуют появлению новых форм психологического посредничества. 
30. Своими успехами терапевтические сообщества отчасти обязаны той иерархической структуре, которая устанавливается в них, чтобы социально защитить пациента.

Выбрать правильный ответ

1. Колит и язва желудка 
а) суть психосоматические расстройства; 
б) часто не обусловлены органическими причинами; 
в) тесно связаны с тревогой и фрустрацией. 
г) Все ответы верны. 
2. Понятие «психическая норма» 
а) основано на объективных данных; 
б) лежит между двумя четко определенными полюсами; 
в) в разных культурах почти не различается. 
г) Ни один из ответов не верен. 
3. В западном обществе «безумные» 
а) всегда находились под защитой церкви; 
б) начиная с 16-го века были окружены заботой врачей; 
в) всегда подвергались изоляции и вызывали неприязненное отношение. 
г) Ни один из ответов не верен. 
4. Медицинский подход к психическим заболеваниям возник в связи 
а) с появлением классификации психических болезней по их симптомам; 
б) с открытиями в области неврологии; 
в) с прогрессом психофармакологии. 
г) Все ответы верны. 
5. Чем сильнее у человека «Я», тем выше его способность 
а) отыскивать реалистичные решения проблем; 
б) руководствоваться принципом реальности; 
в) регулировать конфликты между «Оно» и «Сверх-Я». 
г) Все ответы верны. 
6. Выбор поведения, ориентированного на достижение более высокой цели, чем первоначально поставленная, но недостижимая, - это один из механизмов психологической защиты, называемый 
а) замещением; 
б) проекцией; 
в) рационализацией; 
г) сублимацией. 
7. Суть проекции заключается 
а) в приписывании другим людям собственных чувств; 
б) в ориентации поведения на доступную цель; 
в) в отрицании реальных фактов; 
г) в выборе поведения, противоположного подавленному. 
8. Бихевиористы показали, как в результате научения могут развиваться 
а) фобии; 
б) антисоциальные формы поведения; 
в) чувство поражения и бессилия. 
г) Все ответы верны. 
9. Мысль, что «все, с кем контактируешь, непременно должны тебя полюбить»,
а) иррациональна; 
б) лежит в основе многих неадекватных форм поведения; 
в) базируется на фундаментальной потребности человека. 
г) Все ответы верны. 
10. По Роджерсу равновесие реального «Я» нарушается, когда оно 
а) слишком полно соответствует идеальному «Я»; 

б) деформируется под влиянием определенного жизненного опыта; 
в) перестает соответствовать представлениям человека о самом себе. 
г) Ни один из ответов не верен. 
11. По мнению сторонников социо-культурного подхода, «психическое заболевание» представляет собой 
а) миф; 
б) неосознанный выбор, сделанный больным; 
в) признак выздоровления, а не разрушения. 
г) Верны все ответы. 
12. В DSM III делается попытка 
а) придать единообразие категориям психических расстройств и их симптомов;
б) классифицировать психические расстройства, исходя из гипотез об их происхождении; 
в) провести более четкую грань между неврозами и психозами. 
г) Все ответы верны. 
13. Болезнь Альцгеймера 
а) поражает около 5% всех людей старше 65 лет; 
б) связана с нарушением васкуляризации головного мозга; 
в) исчезает под влиянием надлежащего лечения; 
г) характеризуется легкими расстройствами памяти. 
14. По всей видимости, шизофрения обусловлена 
а) генетическими причинами; 
б) внешними причинами; 
в) биохимическими причинами. 
г) Ничего определенного о причинах шизофрении сказать нельзя. 
15. Биполярное расстройство 
а) относится к категории аффективных расстройств; 
б) выражается в потере контроля над эмоциональной сферой; 
в) характеризуется чередованием маниакального и депрессивного состояний. 
г) Все ответы верны. 
16. Боязнь микробов, заставляющая человека десятки раз в день мыть руки, является 
а) фобическим расстройством; 
б) паническим расстройством; 
в) обсессивно-компульсивным расстройством; 
г) конверсионным расстройством. 
17. Паралич руки, не вызванный какой-либо видимой причиной, представляет собой 
а) психосоматическое расстройство; 
б) ипохондрическое расстройство; 
в) диссоциативное расстройство. 
г) Ни один из ответов не верен. 
18. Феномен множественной личности представляет собой 
а) шизофреническое расстройство; 
б) соматоформное расстройство; 
в) биполярное расстройство; 
г) диссоциативное расстройство. 
19. Опасность «приклеивания ярлыка» состоит в том, что 
а) в значительной мере игнорируется анализ динамики поведения; 
б) поведение больного интерпретируется в зависимости от «ярлыка». 
в) личностная проблема превращается в медицинскую. 
г) Все ответы верны. 
20. Электрошоковая терапия 
а) убедительно доказала свою эффективность; 

б) вызывает много побочных эффектов; 
в) все чаще используется в клиниках. 
г) Все ответы верны. 
21. Химиотерапия 
а) бурно развивалась в 30-е годы; 
б) эффективна при многих психических заболеваниях; 
в) позволила сократить время пребывания в психиатрических больницах, 
г) Все ответы неверны. 
22. Недавние исследования показывают, что 
а) большинство психических расстройств исчезает независимо от того, проводилась психотерапия или нет; 
б) улучшение состояния после психотерапии легче замечают сами пациенты, чем сторонние наблюдатели; 
в) 75% больных, не подвергавшихся психотерапии, чувствуют себя так же, как и те, что ей подвергались. 
г) Ни один из ответов не верен. 
23. Среди главных элементов психоаналитической терапии выделяются 
а) эмпатия; 
б) перенос; 
в) безусловно положительное отношение к пациенту. 
г) Все ответы верны. 
24. Прибегая к терапии, центрированной на клиенте, терапевт должен 
а) интерпретировать мысли и чувства клиента; 
б) довести до его сознания игнорировавшиеся им прежде физические ощущения; 
в) дать клиенту возможность выражать чувства, не боясь подвергнуться осуждению; 
г) довести до сознания клиента иррациональные аспекты его мыслей. 
25. Терапия, направленная на развитие у клиента способности брать на себя ответственность по принципу «договора» и придерживаться реалистически поставленных перед собой целей, называется 
а) трансакционным анализом; 
б) экзистенциальной терапией; 
в) гештальттерапией. 
г) Ни один из ответов не верен. 
26. Групповая терапия предполагает 
а) дискуссии под руководством терапевта; 
б) контакты с членами группы на вербальном уровне; 
в) выявление социальной маскировки, к которой прибегают некоторые участники группы. 
г) Все ответы верны. 
27. Аверсивное обусловливание 
а) чаще всего используется для лечения алкоголиков и социопатов; 
б) состоит в сочетании неприятного раздражителя с ситуацией, дающей удовлетворение; 
в) сопряжено с проблемами этического порядка. 
г) Все ответы верны. 
28. Метод накопления жетонов 
а) представляет собой одну из форм контр-обусловливания; 
б) предполагает поведенческое повторение; 
в) позволяет пациенту получать некоторые привилегии за всякое улучшение поведения. 
г) Все ответы верны. 
29. Группы взаимопомощи 
а) объединяют людей, переживающих сходные проблемы; 
б) часто возникают внутри терапевтических сообществ;