Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 904

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Эволюционная теория

Эволюция поведения

Таксисы

Рефлексы

Инстинктивное поведение

Врожденные пусковые механизмы

Импринтинг

Научение

Способность к умозаключениям

Эволюция человека

Рождение научной психологии

Психология и ее разделы

Область научных поисков

Выводы

Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания

Употребление наркотических средств и патологические состояния

Возбуждающие средства

Документ 4.1. Электрическая активность мозга

Внимание и восприятие

Экстрасенсорное восприятие

Мотивация и эмоции

Эмоции

Резюме

Мышление

Речь

Теории научения

Резюме

Материал для самопроверки

Ответы на вопросы

Особенности творческого мышленияТворческое мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения.И наконец, главное-это то, что творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Guilford, 1967).Творческая личность разглядит в силуэте горной цепи очертания головы крокодила, сравнит пустые полки в библиотеке с «пустыми глазами идиота» (Barron, 1958), найдет два десятка различных применений зубочистке, или газете (рис. 9.7).Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». Очевидно, именно в этом кроется главное различие между интеллектуальной и творческой личностью. С другой стороны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людейоооо  Дополнить рисунок Обычный ответ:стол с предметами на немОригинальный ответ:стопа с пальцами Ответ обычного типа Обычный ответ:два шалашаОригинальный ответ:два стога сена на коврах-самолетахОригинальный ответРис. 9.7. Стандартные и оригинальные решения в тестах на творческие способности (слева -тест Barron, 1958; справа-тест Wallach, 1968). Видно, что оригинальные решения более сложны и необычны.S-440      Глава 9циалом оказываются в традиционной системе школьного воспитания самыми несчастными. Они постоянно испытывают страх из-за противоречий между их собственными представлениями и требованиями школы. которые они никак не могут выполнить. Осознание этого недостатка приводит к тому, что они все больше и больше страдают от «комплекса неполноценности» и неверия в свои возможности. Они раздражают учителей тем, что не могут сосредоточиться, и это приводит к еще большей их изоляции. В отличие от детей предыдущей группы они особенно боятся оценки своих поступков другими и чувствуют себя комфортно лишь тогда, когда им представляется возможность вести себя в соответствии с их собственным ритмом деятельности и собственной фантазией.Наконец, дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, по-видимому (по крайней мере внешне), наиболее адаптированы и довольны своей участью. Они верят в свои возможности и компенсируют недостаток интеллекта обилием социальных контактов или определенной пассивностью, которая вполне может сойти за равнодушие.Таким образом, в условиях более или менее открытого принуждения к определенным правилам плохая адаптация наиболее вероятна у детей, принадлежащих к двум промежуточным группам.Особенности творческих личностейТворцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.Как отмечает Фергюсон (Ferguson, 1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными.Адаптация и творчество                     441120      140    160 180 200 Гете Вольтер Декарт Диккенс Франклин Гюго Моцарт Леонардо да Винчи Дарвин Бетховен Ньютон Линкольн Лютер Наполеон Вашингтон Рембрандт Юв 17 лет IQв возрасте 17-26 летРис. 9.8. В работе Кокса (Сох, 1926) была предпринята попытка оценить IQ знаменитых людей, исходя из их достижений в 17 лет и в возрасте от 17 до 26 лет. Несомненно, что в большинстве случаев при этом оценивались не только интеллектуальные, но и творческие способности, и отделить их друг от друга трудно.Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Как уже говорилось, они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.Вы скажете, что все эти черты совершенно не свойственны большинству людей и, безусловно, на Земле творческих личностей должно быть немного. Однако попробуйте снова прочитать эти строки и представить себе, что речь идет о ребенке. В этом случае все сразу станет на свои места, и вам, напротив, покажется странным ребенок, не соответствующий такому описанию.Как говорил Сент-Экзюпери, во многих детях «убивают Моцарта». Как же так происходит, что хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала, ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста.442      Глава 9Частично мы уже ответили на этот вопрос, когда касались роли социального окружения-семьи или школы-в интеллектуальном развитии. Мы еще вернемся к этой проблеме в главе 11.Однако существуют и другие стороны личности, формирующиеся под влиянием социальной среды. Они в значительной степени определяют то, как человек включается в жизнь общества и полностью или частично реализует свои возможности.В следующей главе мы попытаемся проследить за главными направлениями физического, интеллектуального, аффективного и социального развития человека. При этом мы попробуем разобраться в том, каким образом в идеальном случае все обстоятельства могут способствовать полной реализации личности, а с другой стороны-как на каждом шагу возникают предвидимые и непредвидимые препятствия, способные нарушить, затормозить или порой даже необратимо подавить развитие столь хрупкого создания, каким является человеческий ребенок.Документ 9.1IQ: два ребенка -это хорошо, а девять -это, наверное, многовато!Двое сотрудников Зайонца (Belmont, Marolla, 1973) обследовали 386 114 голландских юношей в возрасте в среднем 19 лет, проходивших обязательную военную службу. Таким образом, в эту выборку входили все мужчины Голландии, родившиеся между 1944 и 1947 годами.Исследователи изучали, в частности, связь между IQ молодых людей и их положением в семье. Представив полученные результаты в графическом виде, ученые пришли к выводу, что в среднем IQ тем ниже, чем больше детей в семье (рис. 9.9). Кроме того, наиболее высокие баллы получали, как правило, старшие дети, особенно в тех случаях, когда в семье было двое детей. Что касается младших детей, то по IQ они были тем дальше от первенца, чем больше было в семье детей промежуточного возраста.Зайонц и Маркус (Zajonc, Marcus, 1975) предложили свое объяснение этих результатов. По мнению этих авторов, от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат». Исследователи разработали методику расчета показателя, характеризующего этот климат. Они исходили из того, что у каждого индивидуума, будь то родитель или ребенок, имеется определенный интеллектуальный уровень, зависящий от его возраста и накопленного жизненного опыта. Таким образом, каждому члену семьи можно присвоить некоторое число, соответствующее его интеллектуальному уровню. Например, для каждого из родителей это число можно принять равным 30, а для новорожденного-0. Числа для остальных детей будут промежуточными соответственно ихАдаптация и творчество                     443 

Резюме

Литература

Материал для самопроверки


в) редко способствуют появлению новых способов психологического посредничества. 
г) Ни один из ответов не верен. 
30. Терапевтические сообщества 
а) пытаются пробудить у своих членов чувства сопричастности и свободы; 
б) главным образом сосредоточены на заботах о пациентах; 
в) начиная с 60-х годов переживают упадок. 
г) Все ответы верны.

Ответы




Заполнить пробелы

1-выживание, тревога; 2-физиологические, психосоматическими; 3-редко, норм, отклонениями, галлюцинациями, стрессом, неспособностью; 4 - одержимости бесом; 5 -тюрьмы, приюты, медицина; 6 - психиатрии, психические; 7 - неврологии, психофармакологии, психиатров, биологическими; 8 - «Оно», удовольствия, реальности; 9-«Я», ситуаций, тревогу, механизмами психологической защиты; 10-реакционное, противоположных, подавлены; 11 - сублимация; 12-проекции, «Сверх-Я»; 13 - научения, внешними; 14-когнитивного, неадаптивными, иррациональных; 15-равновесия, реального; 16 - социо-культурного, миф, ответственность; 17- возрасте, органическую, функциональную; 18-аномалиями, отравлениями, деменции; 19-когнитивной, эффективные, утратой; 20 - фобические, панические, обсессивно-компульсивные; 21 -соматоформным; 22 - распад; 23-идентификации, необычные, функции, тревогу; 24-гибкость, адаптивность, стрессу; 25-«больного», неповторимой, кризис; 26- электрошок, психохирургия, химиотерапия; 27-сократить, уменьшилось; 28-лучше; 29-интрапсихические, поведенческие; 30-подсознательные, подавленными; 31-самоуважения, равновесия; 32-осознал, целое; 33-ситуации, иррациональных; 34-экзистенциальную, реальности, трансакционный, психодраму; 35-понять, гармоничные; 36-обусловливания, противоположным, неадаптивному; 37-жетонов, поведение, привилегии; 38-самоконтроля, вознаграждать; 39-изоляции, стресса, советами, информацией; 40-терапевтические, атмосферу, свободным, выражать.

Верно или неверно

1-Н; 2-Н; 3 - Н; 4-В; 5-Н; 6-В; 7-В; 8-Н; 9-Н; 10 В; 11 - Н; 12 - В; 13 - Н; 14-В; 15-Н; 16-В; 17-Н; 18-В; 19-В; 20-Н; 21-В; 22-Н; 23-В; 24-В; 25 - Н; 26-В; 27-Н; 28-В; 29-В; 30-Н.

Выбрать правильный ответ

1-г; 2-г;3-в;4-г;5-г;6-г;7-а;8-г;9-г; 10-б; 11-г; 12-а; 13-а; 14- г; 15-г; 16-в; 17-г; 18-г; 19-г; 20-б; 21-в; 22-б; 23-б; 24-в;25-г; 26-г; 27-г; 28-в; 29-г; 30-а.

Литература


 

Bornes M., Berke J.,1973. Mary Barnes: un voyage a travers la folie, Paris, Seuil. 
BerneЕ., 1977. Analyse transactionelle et psychotherapie, Paris, Payot. 
BettelheimВ..1979. Un lieu ou renaitre, Paris, Laffont. 
Blanchet L., Laviyueur H.. Dauphinois R.(nov. 1981). "L'intervention en reseau, un modele alternatif de prise en charge communautaire", Sante mentale au Quebec, vol. VI, n° 2, p. 126-132. Bouchard C.,1983. "Non a la prevention", dans Psychotherapies, attention!, Sillery (Quebec), Quebec Science (ed.), p. 203-221.Bhim J.D.(nov. 1978). "On Changes in Psychiatrie Diagnosis Over Time", American Psychologist, vol. 33, n° 11, p. 1017-1031. Deligny F.,1975. Nous et l'innocent, Paris, Maspero. 
Denis G., Toussignant M., Laforest L.(1973). "Prevalence de cas d'interet psychiatrique dans une region du Quebec", Canadian Journal of Public Health, n 64, p. 387-397. 
Dongier M.,1967. Nevroses et troubles psychosomatiques, Bruxelles, Dessart. 
Dreyfus C.,1975. Les groupes de rencontre, Paris, Retz. 
Ellis A.,1962. Reason and emotion in psychotherapy, New York, Lyle Stewart. Eysenck H.J.1952). "The efiects of psychotherapy: an evaluation", Journal of Consulting Psychology, n" 16, p. 319-324. 
Fetdman M. P., Macculloch M.J.,1971. Homosexual behavior: therapy and assessment, Oxford (England), Pergamon Press. 
Fontaine0.,1978. Introduction aux therapies comportementales, Bruxelles, Mardaga. 
Fourcault M.,1972. Histoire de la folie a l'age classique, Paris, Gallimard. 
FranklV.,1974. La psychotherapie et son image de l'homme, Paris, Ed. Resma. 
Freud A.,1967. Le moi et les mecanismes de defense, Paris, P.U.F. 
Classer 'W.,1971. La "reality therapy", Paris, EPI Ed. 
Goffman E.,1968. Asiles, Paris, Les Editions de Minuit. 
Guertin M., Lecomte Y.(juin 1983). "Editorial", Sante mentale au Quebec, vol. VIII, - n° 1 p. 5. 
Kazdin A.E., Wilcoxon L.H.(sept. 1976). "Systematic desensitization and non-specific treatment effects: a methodological evaluation", Psychological Bulletin, vol. 83, nc 5, p. 729-758. 
Laing R.D.,1970. La politique de l'experience, Paris, Stock. 
Laing R.D.,1986. La voix de l'experience, Paris, Seuil. 
Lavoie F.,1983.."Les groupes d'entraide", dans J. Arseneau et coll., Psychotherapies, 
Attention!, Sillery (Quebec), Quebec Science (il),p. 181-202. 
Lecomte Y., Tourigny Ch.(juin 1983). "La communaute therapeutique", Sante mentale au Quebec, vol. VIII, n° 1, p. 107-134. 
Leighton D.C. et coll.(1971). "Psychiatrie disorder in a Swedish and a Canadian community: an exploratory study", Soc. Sci. Med., n° 5, p. 200. 
Lovaas I.O.1977. The autistic child, New York, Irvington Publishers. 
May R.,1976. Le desir d'etre: Psychologie existentielle, Paris, Ed. de l'Epi. 
MinuchinS., 1979. Families en therapie, Paris, Delage. 
Moreno J.L.,1965. Psychotherapie de groupe et psychodrame, Paris, P. U. F. 
Mosher L., Menn A.,1978. "Lowered barriers in the Community: the Soteria Model", in: L. I. Stein, M. A. Test (Eds.), Alternatives to Mental Hospital Treatment, New York, Plenum Press, p. 75-113. 
Mousseau J.(oct. 1971). "Le discours de l'anti-psychiatrie", Psychologie, n° 21, p. 51-58. 
Owen F., Crow T..J., Poulter M., Cross A.J., Longden A., Riley G.J.(1978). "Increased dopamine receptor sensitivity in schizophrenie", Lancet II, p. 223-226. 
Peris F.,1977. Gestalt-therapie: technique d'epanouissement personnel, Montreal, Stanke. 
Ptamandon M.(juin 1983). "Les alternatives en sante: enjeux et perspectives", Sante mentale au Quebec, vol. VIII, n 1, p. 100-106. 
Rogers C. R."La relation therapeutique: les bases de son efficacite", Bulletin de Psychologie, n° 17, p. 1-9. 
Romeder J.M.,1982. Les groupes d'entraide au Canada, Ottawa, Ministere de Sante et du Bien-etre social. 
Rosenhan D.L.(1973). "On being sane in insane places", Science, n° 179, p. 250-258. 
SatirV.,

1970. Therapie du couple et de la familie, Paris, Ed. de l'Epi. 
Scheflin A.W.. Opton E.M.,1978. L'homme programme, Montreal, Stanke. 
Schreiber F.R.,1978. Sybil, Paris, J'ai lu. 
Shapiro A.K., Morris L. A.,1978. "Placebo effects in medical and psychological therapies", in.: Garfield S. L. et Bergin A. E., Handbook of psychotherapy and behavior change, John Wiley and Sons. 
Sloane R., Bruce et coll.,1975. Psychotherapy versus Behavior therapy, Harvard University Press. 
Smith M. L., GlassG.V.(1977). "Meta-analysis of psychotherapy outcome studies", American Psychologkt, n° 32, p. 752-760. 
Strole L., Langer T. S., Michael S. T., Oplier M.K., Rennie T. A.,1962. Mental Heatlth in the Metropolis, New York, McGraw-Hill. 
Stolz S.R.. Wienckowski L.A., Brown B.S.(1975). "Behavior modification: a perspective on critical issues", American Psychologist, n° 30, p. 1027-1048. 
Szasz T.,1977. Le mythe de la maladie, Paris, Payot. 
Wolpe J.,1975. Pratique de la therapie comportmentale, Paris, Masson.



Приложение А. Биологические основы поведения

Наследственность и размножение


Миллиарды клеток, из которых построено человеческое тело, берут начало от одной-единственной клетки (зиготы), образованной слиянием яйцеклетки и сперматозоида.

Генетические основы развития

Клетка


Любая клетка состоит из цитоплазмы,в которой вырабатываются различные материалы, необходимые для роста и жизнедеятельности организма, и ядра,обеспечивающего программирование этой активности и определяющего ее общее направление. 
Ядро содержит (у человека) 23 пары хромосом.Каждая хромосома несет в себе многие тысячи генов, ответственных за различные аспекты строения организма и разнообразные функции (размеры тела, цвет глаз, волос и кожи, выработка тех или иных ферментов, рост и развитие, продолжительность жизни и т.д.). 
Носителем наследственности с ее генетическим кодом служит дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК),которая передает заложенные в ней инструкции в цитоплазму через другую, синтезируемую с ее помощью кислоту-рибонуклеиновую (РНК).Таким образом, именно РНК, выходя из ядра, будет налаживать «работу» цитоплазмы и заставлять ее вырабатывать все необходимые белки в соответствии с «генеральным планом», заданным ДНК.

Клеточное деление

С момента образования исходной клетки - оплодотворенного сперматозоидом яйца (зиготы)-весь процесс роста организма происходит за счет последовательных клеточных делений. Ядро клетки при этом делится надвое, что приводит к разделению генетического материала между двумя образующимися ядрами и к восстановлению в каждом из них 23 пар хромосом. 
Исключение из этого правила составляют лишь клетки одного типа. Речь идет о половых клетках, или гаметах,ответственных за размножение особей. Когда для образования яйцеклеток в яичниках или сперматозоидов в семенниках клетки-предшественники подвергаются делению, оно происходит таким образом, что каждая из дочерних клеток в результате получает только 23 хромосомы (по одной из каждой пары) и поэтому содержит лишь половину той генетической информации, которой располагают мать и отец. 

Набор из 46 хромосом восстанавливается только в момент оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Генетическая информация, которую вносят в зиготу сперматозоид и яйцеклетка, зависит, таким образом, от того, как распределился генетический материал во время образования каждой из половых клеток. Число возможных сочетаний генетического материала в оплодотворенной яйцеклетке огромно, чем и определяется уникальность каждого появляющегося на свет человека (рис. А.1).



Рис. A. la. Образование гамет и оплодотворение. Каждая гамета содержит половину набора хромосом, имеющегося в клетках родителей. В результате случайного распределения родительских хромосом по гаметам во время клеточного деления создается множество различных сочетаний генов, ответственных за физические и психические особенности будущего ребенка.



Рис. А. 1б. Хромосомный набор (кариотип) человека. 46 хромосом объединены попарно. Хромосомы первых 22 пар одинаковы у обоих полов. У мужчин 23-я пара представлена разными хромосомами-X и Y, a y женщин - двумя Х-хромосомами. Синдром Дауна характеризуется наличием лишней хромосомы 21-й пары (так называемая трисомия-21).

Определение пола

Существенное различие между мальчиками и девочками выявляется в структуре 23-й пары хромосом. Если у девочек она образована двумя большими Х-образными хромосомами, то у мальчиков состоит из большой Х-образной хромосомы и более мелкой Y-образной. Таким образом, при образовании гамет все яйцеклетки получают Х-хромосому, а сперматозоиды - либо Х-, либо Y-хромосому. Поэтому в момент оплодотворения яйцеклетка с 50%-ной вероятностью может получить две Х-хромосомы и с такой же вероятностью - одну Х - и одну Y-хромосому; в первом случае из зиготы разовьется девочка, а во втором - мальчик (рис. А.2).



Рис. А.2. Определение пола у ребенка. Яйцеклетка матери всегда содержит Х-хромосому. Сперматозоид может нести либо Х-хромосому, либо Y-хромосому. Таким образом, теоретически шансы на рождение девочки и мальчика равны и составляют 50%.

Передача признаков генами