Файл: Вопросы по дисциплине Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понятие «учение» подразумевает активность самого учащегося, его действия, направленные на приобретение знаний, умений и навыков, развитие способностей, самосовершенствование. Таким образом, процесс образования протекает как единство активности учителя (педагогической деятельности) и ученика (учебной деятельности). Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс практически всегда представляет собой единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс такого воспитывающего обучения с позиции обучающегося включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. Другими словами, для специалистов в области возрастной психологии, да и не только для них, может представлять интерес хотя бы примерный временной график появления конкретных форм поведения в жизни детей. Такой график позволил бы изучающим детское развитие сравнивать время появления определенных форм поведения у разных детей, принадлежащих как к одинаковым, так и к различным культурам или социальным группам.

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» – знание, познание) охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т. е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.


«Основы консультативной психологии»

  1. Психологическое консультирование как вид профессиональной деятельности психолога. Объект, предмет, цели и задачи психологического консультирования.

Ответ:

Психологическое консультирование. Наиболее распространенный вид деятельности практического психолога - консультирование - используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогической, промышленного производства, бизнеса, проблем здоровья и т.д.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.

5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту

, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

2.Виды психологической практики (консультирование, психотерапия, психологическая коррекция, тренинг, семинар)

Ответ:

Коррекция– этот термин чаще употребляют, когда говорят об особенностях развития памяти, внимания, мышления у ребенка. Существуют определенные правила, по которым эти функции развиваются. Если какая-либо стадия развития ребенка пропущена, не усвоена, не пройдена, искажена, то восстановление развития психических функций этого периода развития позволит ребенку успешно развиваться в дальнейшем. Занятия с детьми часто проходят в игровой форме; используется много двигательных упражнений. Прогноз, как правило, хороший для возраста от 1 до 9 лет. Специалисты: коррекционный педагог, нейропсихолог.


Психотерапия - понятие, близкое консультированию. Здесь нет четкой границы. В отличии от консультирования психотерапия гораздо более длительный процесс и направлена не столько на поиск ресурсов, сколько на изменение личности. Специалист: психотерапевт.

Индивидуальное или семейное консультирование– это совместная деятельность консультанта с одним или с несколькими членами семьи по поводу проблемы, направленная на поиск решения. Функция терапевта – выявить необходимые ресурсы, помочь найти способы решения проблемы. Как правило, такие варианты существуют. Тогда клиент берет на себя ответственность за свой выбор: оставить все как есть или решиться на изменения. Консультирование может длиться от 1 до 10 встреч. Специалист: семейный психолог, консультант.

Психологический тренинг — это метод игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования и (или) совершенствования различных психологических качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации в роли участников или зрителей. В конечном итоге психотренинг направлен на повышение адекватности самосознания и поведения людей и групп.

Семинар — это формат краткосрочной, интенсивной психологической работы, цель которой — буквально за несколько часов добиться заранее просчитанного осознания и соответствующей трансформации.

3.Факторы эффективности психологического консультирования. Эффекты и эффективность.

Ответ:

Эффективность психологического консультирования зависит  от многих факторов и основными из них являются: свойства личности консультанта, профессиональные знания и специальные  навыки консультанта и мн.др. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который  и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный  эффект консультирования — изменение  личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта.

На успешность консультативного процесса оказывают влияние субъективные и объективные факторы. К субъективным факторам относят следующее:

- кто оценивает (консультант, клиент, заинтересованные лица);


- позиция оценивающего (понимание сути проблемы, желание и возможность решить данную проблему или признать ее решение);

- наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;

- присутствие у клиентов искреннего желания решить предъявленную проблему;

- ощущение клиентом безопасности в процессе консультирования.

К объективным факторам относят:

- профессионализм консультанта (образование, опыт, психологическое здоровье;

- следование консультанта правилам консультирования.

Результативность психологического консультирования определяется не только наличием объективных показателей (тестов), но и уровень оценки зависит от того, кто оценивает эффективность консультации: 1) специалист, 2) клиент, 3) заинтересованные лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).

Эффективность консультативного процесса зависит от правил ведения консультации:

  1. Уделять до 80% времени на сбор информации.

  2. Изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.

  3. Специалист должен помнить, его основная цель – помощь.

  4. Консультант должен встретиться с клиентом в его, а не своем мире.

  5. Предложение клиенту истолкования его исповеди консультантом должно происходить в предположительной, а не безапелляционно-утвердительной форме.

  6. Возражения клиента на понимание консультантом сути его проблемы, способы ее разрешения не всегда являются сигналом неверного толкования.

  7. Разделение личных и профессиональных отношений.

Снижать результативность консультирования могут: 1) личностный фактор (взаимопонимание консультанта и клиента); 2) фактор времени (объем времени для решения проблемы); 3) пространственный фактор (удаленное место проживания клиента); 4) экономический фактор.

4.Виды психологического консультирования и обоснование их выделения.

Ответ:

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.