Файл: Вопросы по дисциплине Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Составляющими предмета возрастной психологии являются:

  1. изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны:

  2. количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти…);

  3. эволюционные — накапливаются постепенно, плавно, медленно;

  4. качественные (усложнение грамматических конструктов в речи — от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию);

  5. революционные — более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;

  6. ситуационные — связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

Рассмотрим определения понятия «развитие» с позиций различных авторов

  1. Развитие − (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) – закономерное и необратимое изменение психологических процессов во времени.

  2. Развитие − (В.В. Давыдов) − последовательные (прогрессирующие и регрессирующие), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию.

  3. Развитие − (Л.И. Анциферова) – возникновение качественно новых образований, переход психологической системы на новый уровень функционирования.

  1. Развитие − (Л.И. Божович) – возникновение системных психологических новообразований.

  2. Развитие − (Б.Г. Ананьев) - последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции; каждое из этих изменений имеет количественную характеристику продолжительности (метрическую), качественную (однонаправленность, одномерность), типологическую.


Методы психологии развития и возрастной психологии:

  1. Стратегии исследования: Констатирующая, формирующая (генетическая)

  2. Методы организации исследования: лонгитюдный метод (метод продольных срезов), метод поперечных срезов

  3. Методы сбора данных: наблюдение, эксперимент, тесты достижений и способностей, методики самоотчёта, анализ продуктов деятельности, проективные методики, социометрические методы.



  1. Классический психоанализ. Основные понятия, структура и динамика личности. Стадии психосексуального развития.


Ответ:

Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX -начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.

Структура личности:

Ид —имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия — из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо.

Эго — компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.

Эго действует на основе принципа реальности, который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения — Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.

Суперэго — это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.



Суперэго составляют: Эго-идеалСовесть

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

Стадии психосексуального развития:

1.Оральная стадия; 2.Анальная стадия; 3.Латентная стадия. 4. Генитальная стадия.

3. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.

Ответ:

Теория: Психогенетический принцип созревания, который включает в себя следующие моменты:

1.Личность развивается ступенчато, постепенно, проходя от рождения до конца своих дней

2. Общество устроено так, что развитие социальных способностей человека одобряется и поддерживается

3. Центральной проблемой развития, с точки зрения Э.Эриксона выступает поиск собственной идентичности.

Стадии психосоциального развития:

  1. Орально-сенсорная (рождение-год)

  2. Мышечно-анальная(1-3 года)

  3. Локомотоно-генитальная(3-6 лет)

  4. Латентная(6-12 лет)

  5. Подростковая(12-19 лет)

  6. Ранняя зрелость(20-25 лет)

  7. Средняя зрелость(26-64 года)

  8. Поздняя зрелость(65-смерть)

Жизненный кризис – это событие в жизни человека, оказывающее разрушающий эффект на его судьбу, влекущее за собой потерю человеком важной составляющей его жизни (отношения с близкими, работы, здоровья, социального статуса, психологического равновесия).

Жизненные кризисы:

  1. Доверчивость или подозрительность ко всему (1 год)

  2. Автономия или стыд и сомнение (2-3 года)

  3. Инициативность или чувство вины (5-6 лет)

  4. Работа или чувство неполноценности (7-11 лет)

  5. Идентификация или спутанность ролей (14-15 лет)

  6. Близкие отношения или изоляция (18-25 лет)

  7. Генеративность или застой (35-45 лет)

  8. Цельность личности или отчаяние (60 лет)

Способы преодоление кризиса:

1.Переоценка жизни и пересмотр собственных ценностей

2.Адаптация к изменениям

3.Изучение возможных вариантов дальнейшего развития событий, определение наиболее подходящей стратегии.


4. Культурно-исторический подход к исследованию психики ребёнка: предмет и методы исследования, единицы анализа.

Ответ:

Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода, Л.С. Выготский увидел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности, в значении слова. По его мнению, именно слово — знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления.

Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Основной предмет исследования Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания ( «вершинная психология»). Методы исследования Генетико-моделирующий метод (формирующий экспе - римент). Основные понятия Опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, идеальные образцы, присвоение, обучение, зона ближайшего развития.

Основные – наблюдение, эксперимент – дают достоверную информацию о специфике детского развития. Вспомогательные методы исследования – тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности – дают информацию иллюстративного плана. На основе полученных данных можно лишь строить гипотезы и предположения. Наблюдение-—это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.

5.Возраст и возрастная периодизация развития. Хронологический, биологический, социальный и психический возраста.

Ответ:

Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Хронологический- паспортный, отражающий номинальное количество прожитых человеком лет, месяцев, дней жизни.

Биологический- возрастной период, отражает созревание и функционирование головного мозга, нервной системы и др).

Социальный- возрастной период показывает каким видом деятельности занимается человек – общением, игрой, учением, трудом.

Психологический- возрастной период- как у человека развиты психические процессы, психические состояния и свойства личности.


6.Общая характеристика кризисов развития. Значение кризисов в психическом развитии ребёнка.

Ответ:

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями.