ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составляющими предмета возрастной психологии являются:
-
изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: -
количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти…); -
эволюционные — накапливаются постепенно, плавно, медленно; -
качественные (усложнение грамматических конструктов в речи — от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию); -
революционные — более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; -
ситуационные — связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;
Рассмотрим определения понятия «развитие» с позиций различных авторов
-
Развитие − (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) – закономерное и необратимое изменение психологических процессов во времени. -
Развитие − (В.В. Давыдов) − последовательные (прогрессирующие и регрессирующие), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию. -
Развитие − (Л.И. Анциферова) – возникновение качественно новых образований, переход психологической системы на новый уровень функционирования.
-
Развитие − (Л.И. Божович) – возникновение системных психологических новообразований. -
Развитие − (Б.Г. Ананьев) - последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции; каждое из этих изменений имеет количественную характеристику продолжительности (метрическую), качественную (однонаправленность, одномерность), типологическую.
Методы психологии развития и возрастной психологии:
-
Стратегии исследования: Констатирующая, формирующая (генетическая) -
Методы организации исследования: лонгитюдный метод (метод продольных срезов), метод поперечных срезов -
Методы сбора данных: наблюдение, эксперимент, тесты достижений и способностей, методики самоотчёта, анализ продуктов деятельности, проективные методики, социометрические методы.
-
Классический психоанализ. Основные понятия, структура и динамика личности. Стадии психосексуального развития.
Ответ:
Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX -начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.
Структура личности:
Ид —имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия — из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо.
Эго — компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности, который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения — Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Суперэго — это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.
Суперэго составляют: Эго-идеал, Совесть
Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.
Стадии психосексуального развития:
1.Оральная стадия; 2.Анальная стадия; 3.Латентная стадия. 4. Генитальная стадия.
3. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.
Ответ:
Теория: Психогенетический принцип созревания, который включает в себя следующие моменты:
1.Личность развивается ступенчато, постепенно, проходя от рождения до конца своих дней
2. Общество устроено так, что развитие социальных способностей человека одобряется и поддерживается
3. Центральной проблемой развития, с точки зрения Э.Эриксона выступает поиск собственной идентичности.
Стадии психосоциального развития:
-
Орально-сенсорная (рождение-год) -
Мышечно-анальная(1-3 года) -
Локомотоно-генитальная(3-6 лет) -
Латентная(6-12 лет) -
Подростковая(12-19 лет) -
Ранняя зрелость(20-25 лет) -
Средняя зрелость(26-64 года) -
Поздняя зрелость(65-смерть)
Жизненный кризис – это событие в жизни человека, оказывающее разрушающий эффект на его судьбу, влекущее за собой потерю человеком важной составляющей его жизни (отношения с близкими, работы, здоровья, социального статуса, психологического равновесия).
Жизненные кризисы:
-
Доверчивость или подозрительность ко всему (1 год) -
Автономия или стыд и сомнение (2-3 года) -
Инициативность или чувство вины (5-6 лет) -
Работа или чувство неполноценности (7-11 лет) -
Идентификация или спутанность ролей (14-15 лет) -
Близкие отношения или изоляция (18-25 лет) -
Генеративность или застой (35-45 лет) -
Цельность личности или отчаяние (60 лет)
Способы преодоление кризиса:
1.Переоценка жизни и пересмотр собственных ценностей
2.Адаптация к изменениям
3.Изучение возможных вариантов дальнейшего развития событий, определение наиболее подходящей стратегии.
4. Культурно-исторический подход к исследованию психики ребёнка: предмет и методы исследования, единицы анализа.
Ответ:
Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода, Л.С. Выготский увидел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности, в значении слова. По его мнению, именно слово — знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления.
Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. Основной предмет исследования Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания ( «вершинная психология»). Методы исследования Генетико-моделирующий метод (формирующий экспе - римент). Основные понятия Опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, идеальные образцы, присвоение, обучение, зона ближайшего развития.
Основные – наблюдение, эксперимент – дают достоверную информацию о специфике детского развития. Вспомогательные методы исследования – тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности – дают информацию иллюстративного плана. На основе полученных данных можно лишь строить гипотезы и предположения. Наблюдение-—это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем.
5.Возраст и возрастная периодизация развития. Хронологический, биологический, социальный и психический возраста.
Ответ:
Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Хронологический- паспортный, отражающий номинальное количество прожитых человеком лет, месяцев, дней жизни.
Биологический- возрастной период, отражает созревание и функционирование головного мозга, нервной системы и др).
Социальный- возрастной период показывает каким видом деятельности занимается человек – общением, игрой, учением, трудом.
Психологический- возрастной период- как у человека развиты психические процессы, психические состояния и свойства личности.
6.Общая характеристика кризисов развития. Значение кризисов в психическом развитии ребёнка.
Ответ:
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями.