Файл: Вопросы по дисциплине Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Типы привязанности:

1.Безопасный тип; 2. Тревожно-избегающий тип; 3.Двойственно-сопротивляемый тип; 4.Дезорганизационно-контролируемый тип.

Фазы привязанности:

  1. (рождение-3 месяца) неразборчивая реакция на людей. Одинаковая реакция на всех людей.

  2. (от 3 до 6 месяцев) фокусирование внимания на знакомых людях. Улыбаются знакомым людям.

  3. (от 6 месяцев до 6 лет) интенсивная привязанность и активный поиск близкости.

  4. (3 года- окончание детства) партнёрское поведение. Способность находиться без родителей более долгое время.

11.Особенности внутриутробного развития. Основные стадии и тератогенные факторы.

Ответ:

Внутриутробный период ребенка характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш превращается в плод с органами и системами. На 1-й неделе эмбрионального развития происходит деление клеток, на 2-й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3-4-й неделе образуются сегменты тела, а с 5-8-й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8-й неделе масса плода составляет 1г, а длина – 2,5см.

• Тератогенные факторы - внешние факторы, к которым организм (или отдельный орган) весьма чувствителен в определенные периоды и под действием которых формируются пороки развития эмбриона и плода, развивавшегося до этого нормально.

12.Психомоторное, когнитивное и психосоциальное развитие ребёнка в период младенчества. Основные новообразования младенчества.

Ответ:

Психосоциальное развитие. Этот период характеризуется высокой интенсивностью процессов системогенеза естественных психических форм, создания предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми.

Первая психосоциальная стадия выделенная Эриксоном — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду.

Психомоторное развитие. Развитие интеллектуальных и двигательных навыков. Развитие речи и эмоций. Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается со 2-3 месяцев. Основным в формировании рефлексов является пищевая доминанта. К 6 месяцам происходит образование рефлексов во всех воспринимающих органах (глаза, уши, нос, кожа).

Когнитивное развитие. Ощущение и восприятие- ведущие познавательные процессы младенческого возраста. Сильно развит познавательный интерес. Идёт активное развитие всех видов памяти. Появляются первые слова.


Основные новообразования младенческого возраста:

  1. Потребность в общении; 2. Базовое доверие к миру; 3. Различие близких и посторонних людей; 4. Хватание, доставание предмета; 5.Истинное подражание; 6.Предметное восприятие; 7.Автономная речь; 8.Ходьба и т.д.

13. Психомоторное, когнитивное и психосоциальное развитие ребёнка в период раннего возраста. Основные новообразования раннего возраста.

Ответ:

Психомоторное: Появляется уверенность в движениях, реже падает. Не

проявляет нерешительности, когда залезает куда-нибудь. Не нужна опора. Редко

балансирует. Сокращаются перемещения на четвереньках. Улучшаются мелкие движения

пальцев рук. Уверенно берет предметы, мелкие предметы. Тычет пальцем. Расковыривает

дырочки, пальцы засовывает в щели. Начинает мотать головой – активно развивается

вестибулярный аппарат. Хорошо подтягивается на руках, взбирается на все. Возрастает

темп ходьбы. Осваивает спуск со стула.

Когнитивное: Ребенок 3-го года жизни способен усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и о 8 основных цветах, хотя еще плохо называет их.

Слуховое восприятие: особенно развит фонематический слух (сначала выделяются и опознаются гласные, а потом согласные; к 2 годам дифференцируются все звуки родного языка).

Под влиянием восприятия происходит развитие всех других психических процессов. Память, например, в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того – латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается». Память еще не действует как отдельный процесс.

Память. Преобладающие виды– двигательная, эмоциональная и частично образная. Проявления хорошей памяти (когда читают наизусть длинные стихотворения) не означает, что у ребенка феноменальная память или высокий уровень интеллекта. Это результат общей пластичности центральной нервной системы, свойственной всем детям раннего возраста.

Мышление. Появляется на пороге раннего возраста и проявляется в использовании связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). На первых порах установление новых связей идет путем проб и ошибок. Некоторые дети, достигнув результата, специально возвращают предмет назад и то приближают, то отодвигают его.



Психосоциальное:  ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. - начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому). - совместная деятельность ребенка со взрослым на правах сотрудничества раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый. - развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий; - развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности; - возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства; - в соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием; - ребенок сравнивает себя с взрослыми и хочет быть похожим на них во всем; - в результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых; - взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности; - возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам».

В период раннего детства происходят такие новообразования как: развитие предметной деятельности и делового общения со взрослым; развитие активной речи ребенка; ходьба; развитие произвольного поведения; появление игровых замещений; формирование потребности в общении со сверстником; развитие самосознания и самостоятельности ребенка; начальные этапы изобразительной деятельности и других видов продуктивной деятельности; кризис 3 лет и т. д.

14.Когнитивное и психосоциальное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Основные новообразования раннего возраста.

Ответ:

1.Основные изменения в личности ребенка с середины дошкольного возраста группируются в сфере социальных отношений, и основной причиной этого является расширение социальных связей ребенка с миром, обогащение опыта его общения с близкими взрослыми за счет контактов с ровесниками и посторонними людьми. 2. Социальная сфера жизни ребенка становится объектом его целенаправленного познания. Это ставит его перед необходимостью адекватного отражения этой сферы, ориентации в ней и вызывает к жизни такого рода деятельность, в которой ребенок может реализовать свою общественную сущность. 3. Предметная деятельность утрачивает свое особое значение для ребенка, перестает быть той сферой, в которой он стремился утвердить себя. Ребенок начинает оценивать себя не столько с позиции успешности в конкретном деле, сколько с точки зрения своей авторитетности среди других в связи с тем или иным достижением. 4. Механизмом, обеспечивающим такого рода смещение акцентов в отношении ребенка к себе и к своим действиям, является смена формы общения с окружающими. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми обретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя в новом социальном качестве. Оценки и мнения окружающих людей, касающиеся не его деятельности, а его самого как личности, ориентируют дошкольника на восприятие и оценку окружающих в этом же качестве. Периферические области его образа себя заполняются новыми представлениями о себе, проецируемыми ему извне партнерами по общению. Ближе к семи годам они смещаются в ядро образа себя, начинают переживаться ребенком как субъективно значимые, ложатся в основу его самоотношения и обеспечивают его саморегуляцию в социальных контактах. 5. Познание себя в социальном качестве в ходе осуществления ролевого поведения является наиболее адекватным. Именно в роли объективируется социальная цель, а принятие на себя роли означает заявку ребенка на определенную позицию в социуме, которая всегда в свернутом виде содержится в роли как особая цель. 6. К семи годам социальная сфера активности становится не только источником отношения ребенка к себе, но и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни: ребенок учится ради признания и одобрения его значимыми для него другими. Переживание собственной успешности в учебе как соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребенок, видимо, и является главным показателем того, что он стал субъектом социальных отношений.


15.Когнитивное и психосоциальное развитие ребёнка в период младшего школьного возраста. Основные новообразования младшего школьного возраста.

Ответ:

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка.С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Центром жизни младшего школьника становится система «ребенок – учитель», определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.

В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей.

Развитие произвольности идет по двум направлениям:

  • формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;

  • формируется умение ставитьцели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.

Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой.

Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.

В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою
 цель, мотив и способы выполнения.

16.Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие ребёнка в период подросткового возраста. Основные новообразования подростничества.

Ответ:

Подростковый возраст начинается с кризиса 13 лет. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" не в личностном, а в социальном смысле. Симптомы кризиса: 1) Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с: а) переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития; б) происходящим открытием мира психического и обращением внимания подростка на других лиц. 2) Негативизм.

Затем – подростковый возраст. Возраст очень сложный. Социально-историческая обусловленность возникновения подростничества заключается в том, что подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации, который приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей.

Соответственно, основной возрастной задачей является вхождение в мир взрослых социальных, межличностных и профессиональных отношений, социализация в этом мире.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Основные новообразования: 1) формирование "Мы-концепции", 2) формирование референтных групп, 3) формирование чувства взрослости. Чувство взрослости проявляется в: а) эмансипации от родителей; б) новом отношении к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. в) установлении отношений со сверстниками другого пола. г) изменении внешнего облика и манеры одеваться.

Базальной потребностью возраста является понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены остальные потребности.