Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 2016 году произошло Создание Совета и Президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте РФ (с октября 2018 по стратегическому развитию и национальным проектам)
В Основных направлениях бюджетной политики на плановый период, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации, предполагается продолжение работы по обеспечению проектного структурирования расходов федерального бюджета, в том числе путем внедрения процедур проектного управления. Кроме того, планируется расширение практики реализации мероприятий государственных программ на принципах проектного управления, что предполагает обязательность обоснования выбора форм и механизмов реализации конкретных программных мероприятий.
Далее утверждены 12 направлений стратегического развития РФ до 2018 года Утверждены 37 приоритетных проектов и программ с бюджетом на жизненный цикл — 13 трлн руб. Разработаны методических рекомендации по управлению проектами и организации проектной деятельности.
В 2018 году подписан Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
Утверждены паспорта национальных проектов по 12 направлениям стратегического развития до 2024 года Утверждены 76 федеральных проектов с бюджетом на жизненный цикл - 25,7 трлн руб.
В сфере проектного управления на федеральном уровне в настоящий момент принят ряд документов:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
Данное положение устанавливает и определяет:
- порядок организации проектной деятельности;
- функциональную структуру организации проектной деятельности;
- единые подходы к проектной деятельности;
- органы управления проектной деятельностью;
- последовательность действий;
- функции;
- полномочия и ответственность участников проектной деятельности в ходе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проектов.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 2165-р (утверждает План первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в правительстве Российской Федерации).
- Распоряжение Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти». По мнению специалистов Минэкономразвития России, применение подходов, заложенных в Методических рекомендациях, позволило обеспечить достижение целей при минимизации сроков, повысить эффективность используемых ресурсов, обеспечить прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений. Кроме того, инструментарий Методических рекомендаций поможет ведомствам более эффективно взаимодействовать при осуществлении совместной деятельности и сотрудничать с привлекаемыми подрядными организациями [].
В Методических рекомендациях содержатся подходы, принципы, порядок внедрения проектного управления и составлены типовые шаблоны нормативных методических документов для их внедрения в органах исполнительной власти; кроме того, формализуются процессы управления, которые необходимо внедрить или модифицировать при переходе на проектно-ориентированную систему управления.
- Методические рекомендации по оценке уровня зрелости организации проектной деятельности (Утверждены проектным офисом Правительства №9286п-П6 от 12 декабря 2017 года) определяет оценку KPI проектной деятельности
Национальные стандарты управления проектами (Россия): определяются следующими нормативными документами:
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»;
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов».
В июле 2016 г. под председательством Президента РФ В.В. Путина в Кремле состоялось первое заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором определились 11 приоритетных направлений деятельности. При внутриведомственном, межведомственном и межуровневом взаимодействиях, а также с помощью взаимодействий с подрядными организациями, привлекаемыми органами исполнительной власти, технологии проектного управления призваны повысить эффективность достижения плановых показателей и поставленных целей. Указанные правовые акты определяют «правовые основы проектного управления в органах государственной власти, что позволяет включить механизмы проектного управления в существующие порядки, процедуры государственного управления» [7].
Таким образом, в данной главе рассмотрена нормативная база проектного управления, представленная рядом нормативных актов. Активное развитие проектного управления начинается с 2015 года после Послания Президента.
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НЯГАНИ
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ
Нягань — город в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Расположен на железнодорожной линии Серов — Ивдель — Приобье Свердловской железной дороги, автомобильной дорогой связан с Ханты-Мансийском, Тобольском и Тюменью в южном направлении, с городом Серовом и Екатеринбургом в юго-западном направлении и посёлком Приобье в северном направлении.
Как административно-территориальная единица ХМАО, имеет статус города окружного значения. В рамках местного самоуправления образует муниципальное образование город Нягань со статусом городского округа, как единственный населённый пункт в его составе.
Город Нягань приравнен к районам Крайнего Севера.
Климат в городе континентальный, с продолжительной холодной зимой и коротким тёплым летом.
- среднегодовая температура воздуха — −1,4 °C
- относительная влажность воздуха — 75,0 %
- средняя скорость ветра — 3,0 м/с
- среднегодовое количество осадков — 535 мм.
Недра в окрестностях Нягани богаты нефтью и газом, углем, торфом, кирпичной глиной, диатомитами, строительными и стекольными песками, а также кварцевым сырьем, которое является ценным ресурсом для развития высоких технологий [22].
Уровень развития транспортной инфраструктуры является одним из конкурентных преимуществ Нягани перед другими территориями. Автомобильные дороги соединяют Нягань с речным портом на реке Обь и столицей автономного округа Ханты-Мансийском. Нягань является одним из пунктов региональной автодороги Тюмень-Приобье. Завершение строительства дороги по направлению Ханты-Мансийск – Серов, по другим направлениям значительно расширило транспортный коридор и усилило конкуренцию автомобильного транспорта.
Наличие объездной дороги на Приобье обеспечивает транзит автомобилей, пропуск опасных и крупногабаритных грузов, минуя улицы города.
Аэропорт Нягани оснащён современным оборудованием с учётом всех требований по безопасности и уровню обслуживания пассажиров. Железнодорожный транспорт несёт значительную долю грузооборота и пассажирооборота территории. Ежедневно в город прибывают шесть пассажирских составов из Екатеринбурга и Серова. Станция Нягань располагает десятью приёмоотправочными путями, которые в настоящее время задействованы в полном объёме. Грузооборот вагонов прирастает значительными темпами и составляет в среднем 104 вагона в сутки.
Железная дорога и автомобильные магистрали, городской аэропорт и речной порт, который находится всего в 40 километрах от Нягани, круглый год обеспечивают связь города с территориями Югры, с «большой землей» и позволяют быть Нягани полноценным участником инновационных процессов, происходящих в регионе и стране. Уже сейчас, благодаря выгодному географическому положению и развитой инфраструктуре Нягань является базовой площадкой для освоения богатств Приполярного Урала.
Нягань – неотъемлемая часть Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, на территории которого выделены пять территориально-промышленных кластеров. Нягань включена в три из них: лесопромышленный, горнорудный, энергетический. По ним разработаны основные проекты, осуществление которых станет ядром социально-экономического развития города и округа на ближайшую перспективу. К крупнейшим предприятиям города относится ОАО «ЛВЛ-Югра», ОАО «ТНК-Нягань» (дочернее предприятие ОАО «НК» «Роснефть»), ООО «Няганьгазпереработка», Няганская ГРЭС, ОАО «Полярный кварц»[25].
Динамика промышленного производства представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика промышленного производства в городе Нягань
Объем промышленного производства (без субъектов малого предпринимательства) за 2020 год по оценочным данным составил 35 601,2 млн рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года 90,6% в текущих ценах, индекс промышленного производства за отчетный период сложился в размере 89,3% (при индексе цен производителей промышленных товаров 102,1%).
Структура промышленного производства за 2020 год по оценке сложилась следующим образом (рисунок 2):
Рисунок 2 – Структура промышленного производства
Наибольшую долю имеет обеспечение электроэнергией, гахом, паром, кондиционирование воздуха.
Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям за счет всех источников финансирования за 2020 год по оценке составляет 25712,7 млн рублей или 93,5% в действующих ценах и 88,9% в сопоставимых ценах относительно аналогичного периода 2019 года.
Рисунок 3- Объем инвестиций в основной капитал
По итогам Рейтинга муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции (далее – Рейтинг) за 2019 год муниципальное образование город Нягань занял 15 место и вошел в группу «С» - муниципальные образования с удовлетворительными условиями развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, удовлетворительным уровнем развития конкуренции (2018 год – 12 место) [25].
В целях улучшения благоприятного инвестиционного климата на территории города муниципалитет продолжает совершенствовать и развивать механизмы поддержки бизнеса, привлечения и сопровождения потенциальных инвесторов.
Предпринимательство в Нягани уже много лет является одним из приоритетных направлений экономической политики и занимает значимое место в структуре экономики города. На территории муниципалитета осуществляют свою деятельность около 3800 субъектов малого и среднего бизнеса. Численность работников занятых в малом бизнесе составляет более 18000 человек, что составляет 53,6% в общей численности занятых в экономике.
Оборот малых предприятий в общем объеме оборота на протяжении последних лет более 40 %. Доходы от налоговых выплат субъектов малого и среднего предпринимательства составляют порядка 25 % от собственных доходов бюджета.