Файл: Тема 1 понятие воздушного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 365

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 1

ПОНЯТИЕ ВОЗДУШНОГО ПРАВА
Задача №1

Гражданин Марказен регулярно выполнял полеты на своем дельталете над частными домами, располагавшимися неподалеку от аэродрома. После выполнения очередного полета и совершения посадки, Марказен был задержан полицией на аэродроме. Основанием для задержания явилась жалоба гражданки Зайнулиной, которая утверждала, что полеты над жилыми домами запрещены, поскольку это угрожает жизни и здоровью жильцов, а также может нанести ущерб их имуществу. К тому же, Зайнулина заявляла, что по территории своего двора она периодически перемещается в купальнике и не намерена терпеть, чтобы незнакомые люди разглядывали ее сверху. Обоснованы ли доводы гражданки Зайнулиной?
Задача №2

Ввиду частых обращений пассажиров на рейсах Авиакомпании Татарстан были введены ограничения, касающиеся внешнего вида членов кабинного экипажа - стюардесс. Отныне девушки должны будут носить униформу, состоящую из брюк и блузки с длинным рукавом. Появление на работе в юбке и блузке с коротким рукавом будет рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и являться основанием для увольнения. Руководство авиакомпании предложило стюардессам отразить соответствующее изменение в трудовом договоре. Профсоюз авиаработников Авиакомпании Татарстан выступил резко против указанной инициативы руководства эксплуатанта и пригрозил объявлением забастовки.

Дайте квалификацию действий руководства авиакомпании?
Задача№3

Гражданин Евдокимов получил на день рождения подарочный сертификат дающий право совершить обзорный полет на мотодельтаплане. В один из выходных дней Евдокимов приехал на аэродром и воспользовался услугой. Полет длился пятнадцать минут, однако этого времени хватило, чтобы получить незабываемые впечатления. По прилету Евдокимов поблагодарил пилота за интересный полет, а затем, предъявив удостоверение сотрудника Федеральной службы безопасности, потребовал дать объяснения, почему в отношении него не был произведен предполетный досмотр.

Как следует расценивать действия Евдокимова с точки зрения права и с точки зрения морали?



Задача№4

Авиакомпания «Аэрофлот» уволила бортпроводницу Панову на том основании, что она разместила на своей страницев социальной сети фотографию, на которой изображена женская рука, показывающая непристойный жест спящим в салоне самолета пассажирам. Самими пассажирами данный инцидент остался незамеченным. На заявление Пановой о том, что показанная на фотографии рука не ее, представитель авиакомпании пояснил, что размещение на своей странице в социальной сети фотографии, к тому же отмеченной как «понравившаяся», является достаточным доказательством того, что бортпроводница разделяет подобный поступок. Более того, на странице Пановой были размещены и другие фотографии, которые позволяют усомниться в моральной устойчивости бортпроводницы.

Правильно ли поступил работодатель?


Тема 2

ИСТОЧНИКИ ВОЗДУШНОГО ПРАВА
Задача №1

1 сентября 2009 года, был размещен текст Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации», без указания номера и даты его принятия. В Указе говорилось об упразднении Федеральной аэронавигационной службы и о перераспределении ее функций между Росавиацией и Ространснадзором. В соответствии с пунктом 13 данного Указа, настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства РФ» 14 сентября 2009 года, в «Российской газете» - 15 сентября 2009 года).С какого момента следует считать упраздненной Федеральную аэронавигационную службу? Как расценивать факт размещения текста Указа Президента РФ на официальном сайте Президента РФ до его официального опубликования ?
Задача №2

1 марта 2011 года был выдан исполнительный лист от 18 ноября 2010 года. Судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство и направил частному пилоту Митину требование, обязывающее его получить пилотское свидетельство сверхлегкого воздушного судна и осуществлять полеты на парапланах после подачи заявки и получения соответствующего разрешения от органов единой системы организации воздушного движения на использование воздушного пространства,

В соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 12.09.2008 №147, необходимость наличия свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна предусмотрена только в том случае, если масса конструкции воздушного судна превышает 115 кг. Масса конструкции параплана 115 кг и менее.

С 1 ноября 2010 года вступили в силу Федеральные правила использования воздушного пространства, в соответствии с пунктом 10 которых, при выполнении всех полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса G, наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

С учетом новых обстоятельств, подлежит ли исполнению требование судебного пристава-исполнителя?
Задача№3

Гражданка Поливанова обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим Правил перевозки пассажиров, багажа, грузов на воздушных линиях СССР, утвержденных приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 года №19, в части пункта 3.1.1, предусматривающего, что утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги не возвращаются. Как указывает Поливанова, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Гражданского кодекса РФ и нарушают ее гражданские права, вытекающие из договора перевозки, т.к. в случае утраты билета перевозчик отказывается от исполнения договора перевозки и не возвращает уплаченные за билет деньги.

Какое решение должен вынести Верховный Суд РФ?




Задача №4 Общество с ограниченной ответственностью не согласившись с действиями Ространснадзора по внесению изменений в свидетельство о государственной регистрации воздушного судна Як-40 RA-87535 (24.11.2005 и 03.02.2006), а также отказом Росавиациио внесении изменений в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (15.08.2008), обратилось в Арбитражный суд города Москвы. Мотивируя свое заявление, общество указало, что Порядок государственной регистрации определен Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса России от 02.07.2007 №85. До издания указанного Приказа регистрация гражданских воздушных судов проводилась на основании Приказа Минтранса Российской Федерации от 12.10.1995 №ДВ-110, который отменен Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.12.2004 №44. Ввиду того, что на момент совершения оспариваемых действий Ространснадзора отсутствовало правовое регулирование в области регистрации гражданских воздушных судов, заявитель посчитал данные регистрационные действия запрещенными и незаконными.

Решите дело?
Задача №5

Гражданин Аванесян и гражданин Даниелян по случаю вылета последнего в Москву изрядно выпили в ресторане аэропорта Челябинска (Баландино). В таком состоянии Даниелян явился на регистрацию. Сотрудник службы пассажирских перевозок аэропорта Баландино отказался зарегистрировать гражданина Даниеляна на рейс, поскольку в соответствии с правилами перевозчика пассажиры в состоянии алкогольного опьянения на борт воздушного судна не допускаются. Сослаться на норму права сотрудник аэропорта отказался, заявив, что доказывать «и так известное всем правило» он не обязан.

Прав ли сотрудник аэропорта? Изменится ли Ваше решение, если выяснится, что до похода в ресторан Даниелян уже зарегистрировался на рейс?
Задача 6

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 106 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право бесплатного, при международных воздушных перевозках в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места; другие дети в возрасте не старше

двух лет, а также дети в возрасте от двух до двенадцати лет перевозятся всоответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.

ЗАО «Авиационная компания «Полет», ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» обратились в Конституционный Суд РФ с заявлением о признании подпункта 3 пункта 2 статьи 106 ВК РФ не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 19 (части I и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3).

По мнению заявителей, устанавливая соответствующее обременение без какой-либо компенсации затрат на перевозку детей в соответствии с льготным тарифом и без учета такого важного обстоятельства, как социальная нуждаемость пассажиров, с которыми следуют дети, оспариваемое нормативное положение, по существу, возлагает на авиакомпании социальные обязательства государства без соблюдения баланса конституционно значимых интересов, приводит к принудительному отчуждению имущества для государственных нужд без какого-либо возмещения, нарушая тем самым конституционные принципы равенства, охраны права частной собственности и свободы предпринимательской деятельности; кроме того, лишение авиакомпании законного права получать плату за оказанные пассажирам услуги в полном объеме (так называемое законное ожидание) нарушает право на уважение собственности, гарантированное статьей 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Рассмотрев дело, Конституционный Суд РФ воздержался от признания положения подпункта 3 пункта 2 статьи 106 ВК РФ не соответствующим Конституции Российской Федерации и, вместе с тем, вынес предписание федеральному законодателю внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, направленные на соблюдение конституционного баланса публичных и частных интересов в сфере перевозок воздушным транспортом детей в возрасте от двух до двенадцати лет в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.

Согласны ли Вы с правовой позицией Конституционного Суда России?

Задача 7

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 01.02.2007 №310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и
XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в целях обеспечения безопасности при проведении XXIIОлимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, Президент РФ издал указ «Об ограничении полетов летательных аппаратов в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

В соответствии с указом Президента РФ вводится запрет на выполнение полетов летательных аппаратов в период с 1 января по 16 апреля 2014 года в заданных горизонтальных и вертикальных границах. Полеты воздушных судов вне расписания, чартерные рейсы, а также осуществление иной деятельности по использованию воздушного пространства выполняются с разрешения руководителя оперативного штаба по обеспечению безопасности при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Группа частных пилотов обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании указа Президента РФ, противоречащим закону полностью. В заявлении было сказано, что указ противоречит ст.39 ВК РФ, в которой говорится, что права пользования гражданскими воздушными судами допускается в военное время и (пли) при введении военного, чрезвычайного положения. Поскольку ни того, ни другого обстоятельства не было, следовательно, издав подобный указ Президент России превысил свои полномочия.

Какое решение должен вынести Верховный Суд Российской Федерации?
Задача 8.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 11.01.1993 №11«О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации» установлено, что вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат официальному опубликованию в ежемесячном «Бюллетене международных договоров» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях также в газете «Российские вести» (абзац первый). Согласно абзацу третьему этого пункта международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами.
Гражданин Д. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании абзаца третьего пункта 1 названного Указа недействующим со дня вступления в силу Федерального закона от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», статьей 30 которого установлено официальное опубликование международных договоров Российской Федерации и определены издания для такого опубликования. Оспариваемая норма, по мнению заявителя, закрепляет возможность применения международных договоров Российской Федерации, опубликованных в иных изданиях, и послужила основанием для применения в отношении нее положений международного соглашения, не опубликованного официально, что привело к нарушению ее прав.Представитель Президента РФ в письменных возражениях на заявлениеуказала на то, что абзац третий пункта 1 оспариваемого Указа не затрагивает вопросы официального опубликования и применения международных договоров Российской Федерации и не отменяет требование об их официальном опубликовании в определенныхсредствах массовой информации, поэтому не противоречит федеральному закону и ненарушает права заявителя. Обсудив доводы заявителя и возражения представителя Президента РФ, исследовав представленные документы, Верховный суд РФ не нашелоснований для признания оспариваемой нормы незаконной.

Оцените доводы сторон. Правильное ли решение вынес Верховный Суд Российской Федерации?

Задача 9

Гражданка Земляченко обратилась в Конституционный Суд Украины с заявлением о признании неконституционной и не подлежащей применению на территории Украины пункта 3 статьи 11 Воздушного кодекса Украины следующего содержания: «Авиационные правила Украины разрабатываются в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации, нормативных актов Международной ассоциации воздушного транспорта, Европейской организации по безопасности аэронавигации (Евроконтроль), других международных авиационных организации и с учетом законодательства Европейского Союза в области гражданской авиации». По мнению гражданки Земляченко, поскольку Авиационные правила