Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РФ 01.03.2011, регистрационный номер 19978, опубликован в «Российской газете» от 16.03.2011.
ЗАО «М» и ООО «Д» обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими Требований как противоречащих законодательству Российской Федерации. Заявители указывают, что они являются субъектами транспортной безопасности. ЗАО «М» осуществляет аэропортовую деятельность в области аэродромного обеспечения, электросветотехнического обеспечения, поискового и аварийно-спасательного обеспечения, радиотехнического обеспечения и авиационной электросвязи. ООО «Д» осуществляет аэропортовую деятельность в области обеспечения обслуживания в аэропорту пассажиров и багажа при внутренних и международных воздушных перевозках. По мнению заявителей Требования незаконно возлагают на них обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушая их права и законные интересы.
По мнению заявителей, ряд пунктов Требований незаконно возлагают на субъекты транспортной инфраструктуры функции правоохранительных органов по пресечению попыток противоправных действий, в том числе терактов, выявлять физических лиц, подготавливающих/совершающих противоправные действия, в том числе теракты, выявлять признаки совершения/подготовки противоправных действий, в том числе терактов, не допускать подготовку к совершению противоправных действий, в том числе терактов.
Подлежат ли требования заявителей удовлетворению?
Задача 6
На официальном сайте Росавиации был размещен текст следующего содержания: «С 2006 года, в авиационных происшествиях с воздушными судами авиации общего назначения погиб 51 пассажир, травмы различной степени тяжести получили 23 пассажира. При этом граждане, решившие воспользоваться услугами владельцев или пилотов (их посредников) таких воздушных судов, не знали всех юридических рисков и последствии, с которыми они в итоге могли столкнуться.
Росавиация просит обратить Ваше внимание на то, что правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации устанавливаются ВК РФ.
Так, владельцы воздушных судов АОН не имеют права оказывать любые
платные услуги по перевозке пассажиров, например, при их доставке к месту работы, отдыха, а также при выполнении демонстрационных или увеселительных полетов. Если пилот или владелец (их посредник) такого самолета, вертолета, аэростата или любого другого воздушного судна предлагает Вам подобную платную услугу, он грубо и сознательно нарушает требования ВК РФ.Если Вы все-таки решили воспользоваться воздушным судном АОН, необходимо помнить, что в соответствии с частью 2 статьи 100 ВК РФ, пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира (например, приобретение билета), либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). При эtomсам владелец или пилот (их посредник) воздушного судна АОН не будет являться Вашим перевозчиком, так как для выполнения обязанностей перевозчика у него нет и не может быть лицензии на этот вид деятельности, как это предусмотрено частью 1 статьи 100 ВК РФ.
Более того, на владельца воздушного судна АОН не распространяются требования статьи 133 ВК РФ, устанавливающей обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна. Вследствие этого, при наступлении неблагоприятных последствий (например, авиационного происшествия или инцидента) на такой полёт не будут распространяться требования Статьи 117 ВК РФ, определяющей ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна.
Федеральное агентство воздушного транспорта просит Вас не пренебрегать Вашей безопасностью и не пользоваться незаконными платными услугами владельцев и пшютов воздушных судов АОН».
Дайте правовую оценку размещенному на сайте Росавиации тексту.
Задача 7
Вследствие террористического акта в аэропорту Домодедово(Москва) в январе 2011 года, погибли 36 человек, пострадалиоколо 170 человек. Президент России, комментируя происшедшее, заявил, что в подобных трагедиях невиновных нет и ответить за происшедшее придется и топ-менеджменту Домодедово, и чиновникам всех рангов.
Через три дня после заявления Президента РФ, министр транспорта
уволил начальника управления транспортной безопасности Ространснадзора и заместителя руководителя управления Госавнанадзора по Центральному федеральному округу. Министр транспорта РФ предложил Председателю Правительства РФ отправить в отставку также руководителя Ространснадзора.
Так, уже в начале февраля 2011 года Премьер-министр России своим распоряжением освободил от должности руководителя Ространснадзора.
Имеются ли правовые основания для отставки вышеупомянутых чиновников? Кто несет персональную ответственность за случившийся теракт?
Задача 8
В оговоренное время наблюдательный самолет иностранного государства не осуществил влет в воздушное пространство РФ. По истечении 10 часов российские власти отказали в наблюдательном полете, планируемом согласно Договору по открытому небу миссии. Иностранное государство настаивало на полете, обосновывая невозможность влета своего воздушного судна в оговоренное время по техническим причинам. Имеет ли РФ право отказать в выполнении наблюдательного полета? Каковы основания данного отказа?
Задача 9
15.11.2012 года Указом Президента РФ была образованаКомиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения. Комиссия образована в целях обеспечения взаимодействия при формировании и реализации единой государственной политики в области АОН, а также стратегии развития АОН.
Студент юридического факультета на семинаре по административному праву задал преподавателю вопрос о правовом статусе Комиссии. По мнению студента, система и структура федеральных органов исполнительной власти исчерпывающим образом определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314. Так, в соответствии с пунктом 3 Указа №314, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, является федеральное министерство.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №395, Минтранс России является органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
гражданской авиации.
Однако, из вышеприведенного следует, что помимо Минтранса России, участие в выработке (формировании) государственной политики в области АОН, отныне будет принимать Комиссия при Президенте РФ по вопросам развития АОН.
Более того, для реализации решений Комиссии могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения и указания Президента РФ (п.18). Тем самым, по мнению студента, нивелируется функция Минтранса России по нормативно-правовому регулированию, по крайней мере, в сфере АОН.
Прав ли студент в своих доводах? Какое разъяснение ему надлежит дать
Задача 10
В июле 2017 года Федеральное Агентство по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) начало проводить внеплановые проверки в пяти российских авиакомпаниях. По комментариям одного из сотрудников данного ведомства, проверка началась в связи с вопросом авиабезопасности. На основании какого документа Ространснадзор может проводить подобные проверки?
Тема 4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Задача 1
В связи с серией авиационных катастроф в Африке, произошедших в течение короткого периода времени в результате актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, десять африканских государств-членов ИКАО направили требования Генеральному секретарю ИКАО о созыве чрезвычайной сессии Ассамблеи ИКАО.
Должны ли быть выполнены данные требования африканских государств?
Задача 2
В результате переговоров между Россией и Казахстаном возникли разногласия касательно толкования ст. 52 Чикагской Конвенции.
В какой орган следует обратиться государствам для решения данного разногласия?
Задача 3
Беспилотное воздушное судно, принадлежащее государству А, совершило несанкционированный полет над территорией государства Б. После попытки урегулирования ситуации с целью предотвращения подобных инцидентов, никаких мер стороной-нарушителем не было предпринято. Спустя некоторое время, воздушное судно снова совершило такой полет.
Какую норму права нарушило государство А?
Какой орган обязан уведомить Ассамблею ИКАО о возникшем нарушении, если оба государства являются членами ИКАО?
Задача 4
На территории государства А потерпело крушение воздушное судно государства Б, которое осуществляло авиаперевозку в государство Г. Все государства являются членами ИКАО и ратифицировали Чикагскую Конвенцию.
Должно ли государство, на территории которого произошло происшествие, назначить расследование обстоятельств происшествия?
Должно ли государство, проводящее расследование, направлять другому государству отчет и заключение о расследовании?
Задача 5
Г-н К. является служащим Секретариата ИКАО и относится к категории старших специалистов (категория «Р»). При ожидании вылета в служебную командировку по заданию Секретариата ИКАО в аэропорту «Мирабель» г. Монреаля г-н К., находясь в состоянии алкогольного опьянения, начал разрушать имущество аэропорта и ударил служащего аэропорта, сделавшего ему замечание. Г-н К. был задержан на несколько часов сотрудниками полиции г. Монреаля, которые составили протокол с целью дальнейшего рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении г-на К. При задержании г-н К. пытался оказать сопротивление и предъявил документ, подтверждающий, что он является сотрудником Секретариата ИКАО.
Дайте правовую оценку действиям полиции?
Задача №6
В связи с поступившим в ночное время анонимным сигналом о пожаре и взрывном устройстве, заложенном в здании штаб-квартиры ИКАО в г. Монреале, представители полиции и пожарной службы г. Монреаля вошли в здание штаб-квартиры без разрешения и уведомления Генерального секретаря ИКАО. В целях поиска взрывного устройства полиция начала внимательно осматривать помещения и шкафы, где находились архивы н прочие документы ИКАО. Позднее выяснилось, что сигнал о пожаре и нахождении взрывного устройства в здании ИКАО был ложным.
Дайте правовую оценку действиям полиции и пожарной службы г. Монреаля?
Задача 7
Государство А отклоняется от принятия международного стандарта, аргументируя свое решение тем, что принятие данного стандарта неосуществимо, так как оно в некоторых частях противоречит ранее принятым государственным стандартам.
ЗАО «М» и ООО «Д» обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими Требований как противоречащих законодательству Российской Федерации. Заявители указывают, что они являются субъектами транспортной безопасности. ЗАО «М» осуществляет аэропортовую деятельность в области аэродромного обеспечения, электросветотехнического обеспечения, поискового и аварийно-спасательного обеспечения, радиотехнического обеспечения и авиационной электросвязи. ООО «Д» осуществляет аэропортовую деятельность в области обеспечения обслуживания в аэропорту пассажиров и багажа при внутренних и международных воздушных перевозках. По мнению заявителей Требования незаконно возлагают на них обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушая их права и законные интересы.
По мнению заявителей, ряд пунктов Требований незаконно возлагают на субъекты транспортной инфраструктуры функции правоохранительных органов по пресечению попыток противоправных действий, в том числе терактов, выявлять физических лиц, подготавливающих/совершающих противоправные действия, в том числе теракты, выявлять признаки совершения/подготовки противоправных действий, в том числе терактов, не допускать подготовку к совершению противоправных действий, в том числе терактов.
Подлежат ли требования заявителей удовлетворению?
Задача 6
На официальном сайте Росавиации был размещен текст следующего содержания: «С 2006 года, в авиационных происшествиях с воздушными судами авиации общего назначения погиб 51 пассажир, травмы различной степени тяжести получили 23 пассажира. При этом граждане, решившие воспользоваться услугами владельцев или пилотов (их посредников) таких воздушных судов, не знали всех юридических рисков и последствии, с которыми они в итоге могли столкнуться.
Росавиация просит обратить Ваше внимание на то, что правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации устанавливаются ВК РФ.
Так, владельцы воздушных судов АОН не имеют права оказывать любые
платные услуги по перевозке пассажиров, например, при их доставке к месту работы, отдыха, а также при выполнении демонстрационных или увеселительных полетов. Если пилот или владелец (их посредник) такого самолета, вертолета, аэростата или любого другого воздушного судна предлагает Вам подобную платную услугу, он грубо и сознательно нарушает требования ВК РФ.Если Вы все-таки решили воспользоваться воздушным судном АОН, необходимо помнить, что в соответствии с частью 2 статьи 100 ВК РФ, пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира (например, приобретение билета), либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). При эtomсам владелец или пилот (их посредник) воздушного судна АОН не будет являться Вашим перевозчиком, так как для выполнения обязанностей перевозчика у него нет и не может быть лицензии на этот вид деятельности, как это предусмотрено частью 1 статьи 100 ВК РФ.
Более того, на владельца воздушного судна АОН не распространяются требования статьи 133 ВК РФ, устанавливающей обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна. Вследствие этого, при наступлении неблагоприятных последствий (например, авиационного происшествия или инцидента) на такой полёт не будут распространяться требования Статьи 117 ВК РФ, определяющей ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна.
Федеральное агентство воздушного транспорта просит Вас не пренебрегать Вашей безопасностью и не пользоваться незаконными платными услугами владельцев и пшютов воздушных судов АОН».
Дайте правовую оценку размещенному на сайте Росавиации тексту.
Задача 7
Вследствие террористического акта в аэропорту Домодедово(Москва) в январе 2011 года, погибли 36 человек, пострадалиоколо 170 человек. Президент России, комментируя происшедшее, заявил, что в подобных трагедиях невиновных нет и ответить за происшедшее придется и топ-менеджменту Домодедово, и чиновникам всех рангов.
Через три дня после заявления Президента РФ, министр транспорта
уволил начальника управления транспортной безопасности Ространснадзора и заместителя руководителя управления Госавнанадзора по Центральному федеральному округу. Министр транспорта РФ предложил Председателю Правительства РФ отправить в отставку также руководителя Ространснадзора.
Так, уже в начале февраля 2011 года Премьер-министр России своим распоряжением освободил от должности руководителя Ространснадзора.
Имеются ли правовые основания для отставки вышеупомянутых чиновников? Кто несет персональную ответственность за случившийся теракт?
Задача 8
В оговоренное время наблюдательный самолет иностранного государства не осуществил влет в воздушное пространство РФ. По истечении 10 часов российские власти отказали в наблюдательном полете, планируемом согласно Договору по открытому небу миссии. Иностранное государство настаивало на полете, обосновывая невозможность влета своего воздушного судна в оговоренное время по техническим причинам. Имеет ли РФ право отказать в выполнении наблюдательного полета? Каковы основания данного отказа?
Задача 9
15.11.2012 года Указом Президента РФ была образованаКомиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения. Комиссия образована в целях обеспечения взаимодействия при формировании и реализации единой государственной политики в области АОН, а также стратегии развития АОН.
Студент юридического факультета на семинаре по административному праву задал преподавателю вопрос о правовом статусе Комиссии. По мнению студента, система и структура федеральных органов исполнительной власти исчерпывающим образом определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314. Так, в соответствии с пунктом 3 Указа №314, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, является федеральное министерство.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №395, Минтранс России является органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
гражданской авиации.
Однако, из вышеприведенного следует, что помимо Минтранса России, участие в выработке (формировании) государственной политики в области АОН, отныне будет принимать Комиссия при Президенте РФ по вопросам развития АОН.
Более того, для реализации решений Комиссии могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения и указания Президента РФ (п.18). Тем самым, по мнению студента, нивелируется функция Минтранса России по нормативно-правовому регулированию, по крайней мере, в сфере АОН.
Прав ли студент в своих доводах? Какое разъяснение ему надлежит дать
Задача 10
В июле 2017 года Федеральное Агентство по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) начало проводить внеплановые проверки в пяти российских авиакомпаниях. По комментариям одного из сотрудников данного ведомства, проверка началась в связи с вопросом авиабезопасности. На основании какого документа Ространснадзор может проводить подобные проверки?
Тема 4
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Задача 1
В связи с серией авиационных катастроф в Африке, произошедших в течение короткого периода времени в результате актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, десять африканских государств-членов ИКАО направили требования Генеральному секретарю ИКАО о созыве чрезвычайной сессии Ассамблеи ИКАО.
Должны ли быть выполнены данные требования африканских государств?
Задача 2
В результате переговоров между Россией и Казахстаном возникли разногласия касательно толкования ст. 52 Чикагской Конвенции.
В какой орган следует обратиться государствам для решения данного разногласия?
Задача 3
Беспилотное воздушное судно, принадлежащее государству А, совершило несанкционированный полет над территорией государства Б. После попытки урегулирования ситуации с целью предотвращения подобных инцидентов, никаких мер стороной-нарушителем не было предпринято. Спустя некоторое время, воздушное судно снова совершило такой полет.
Какую норму права нарушило государство А?
Какой орган обязан уведомить Ассамблею ИКАО о возникшем нарушении, если оба государства являются членами ИКАО?
Задача 4
На территории государства А потерпело крушение воздушное судно государства Б, которое осуществляло авиаперевозку в государство Г. Все государства являются членами ИКАО и ратифицировали Чикагскую Конвенцию.
Должно ли государство, на территории которого произошло происшествие, назначить расследование обстоятельств происшествия?
Должно ли государство, проводящее расследование, направлять другому государству отчет и заключение о расследовании?
Задача 5
Г-н К. является служащим Секретариата ИКАО и относится к категории старших специалистов (категория «Р»). При ожидании вылета в служебную командировку по заданию Секретариата ИКАО в аэропорту «Мирабель» г. Монреаля г-н К., находясь в состоянии алкогольного опьянения, начал разрушать имущество аэропорта и ударил служащего аэропорта, сделавшего ему замечание. Г-н К. был задержан на несколько часов сотрудниками полиции г. Монреаля, которые составили протокол с целью дальнейшего рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении г-на К. При задержании г-н К. пытался оказать сопротивление и предъявил документ, подтверждающий, что он является сотрудником Секретариата ИКАО.
Дайте правовую оценку действиям полиции?
Задача №6
В связи с поступившим в ночное время анонимным сигналом о пожаре и взрывном устройстве, заложенном в здании штаб-квартиры ИКАО в г. Монреале, представители полиции и пожарной службы г. Монреаля вошли в здание штаб-квартиры без разрешения и уведомления Генерального секретаря ИКАО. В целях поиска взрывного устройства полиция начала внимательно осматривать помещения и шкафы, где находились архивы н прочие документы ИКАО. Позднее выяснилось, что сигнал о пожаре и нахождении взрывного устройства в здании ИКАО был ложным.
Дайте правовую оценку действиям полиции и пожарной службы г. Монреаля?
Задача 7
Государство А отклоняется от принятия международного стандарта, аргументируя свое решение тем, что принятие данного стандарта неосуществимо, так как оно в некоторых частях противоречит ранее принятым государственным стандартам.