Файл: Социальнопедагогический проект по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социально-педагогический проект
по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
«Открывая мир»
Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой
Разработчики проекта:
Миронова Анастасия Александровна, педагог-психолог
Алексеева Наталия Геннадьевна, социальный педагог
Амирокова Светлана Юрьевна,
заведующий отделением социальной диагностики
г. Новый Уренгой, 2015
Актуальность проекта
Проблема социальной реабилитации детей-инвалидов затрагивает многие отрасли научной мысли. С каждым годом число детей-инвалидов увеличивается не только в нашей стране, но и в мире. Социальная политика в Российской Федерации, ориентированная на инвалидов, строится на основе медицинской модели инвалидности.
В концепции модернизации социальной системы в Российской Федерации одним из приоритетов социальной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социально-психологическими и специальными условиями для жизни и развития.
Многие родители, узнав о рождении «особого» ребенка стремятся пройти как можно больше курсов медицинской реабилитации, не задумываясь о том, что их ребенок тоже будет жить в социуме. Чаще всего, мамы и папы стесняются своих детей, стараются гулять в менее людных местах, не ходить в гости к друзьям, ограничивают круг общения детей близкими и родственниками. Когда ребенок подрастает и «прятаться» с ним практически невозможно, родители понимают, что их чадо не умеет общаться со сверстниками, боится новых контактов, стремится к одиночеству.
В таких моментах часто на помощь родителям приходят центры (отделения при центрах) социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России существует достаточное количество таких центров, о них много говорится, но не все родители понимают сущность таких центров. Чаще всего предполагается, что дети в них играют, общаются и проводят свободное время. Однако следует помнить, что социальная реабилитация подразумевает под собой целый
комплекс специальных мероприятий и воздействий, которые должны помочь маленькому человеку приспособиться к большому взрослому миру.
Социально-реабилитационный центр – это не образовательное учреждение, которое дает знания ребенку о мире в целом с научной точки зрения, а именно то учреждение, которое позволит адаптироваться ребенку с ОВЗ к окружающей его действительности и поможет развить те навыки, которые принесут пользу для человека непосредственно в быту. В среде, которой он находится постоянно.
В настоящее время изменились требования к среде, которая окружает ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В нашей стране действует целевая программа «Доступная среда». Однако окружающие детей-инвалидов люди по-прежнему показывают на них пальцем, стараются избегать общения с ними, что в самом человеке с ОВЗ снижает чувство социальной значимости, усугубляет его неравный социальный статус.
Единственной возможностью противостоять такой позиции является, на наш взгляд, расширение круга общения детей с ОВЗ на ранней стадии социализации, вовлечение их в культурную жизнь муниципального образования, знакомство с инфраструктурой города.
Краткая аннотация проекта.
В ходе реализации проекта предполагается проведение не только основных реабилитационных мероприятий непосредственно с педагогами в социально-реабилитационном центре, но и мероприятия, направленные на ориентирование детей с ОВЗ в инфраструктуре города. Это могут быть практикумы, ознакомительные экскурсии, как с объектами социальной значимости, так и с представителями различных профессий. Помимо такого взаимодействия детей с ОВЗ с окружающей их действительностью, предполагается проведение акций различной направленности, взаимодействие с представителями молодежной субкультуры города.
В рамках реализуемого проекта предполагается достижение перечисленных возможностей, а именно:
-
ребенок с ОВЗ становится частью детского коллектива; -
в рамках такого коллектива вырабатываются конструктивные способы коммуникации; -
дети вовлекаются в культурную жизнь города через организацию мероприятий и демонстрацию результатов своей деятельности; -
дети знакомятся с инфраструктурой города с последующим самостоятельным использованием этой инфраструктурой.
Таким образом, по окончанию курса реабилитации в центре родитель замечает качественные изменения в поведении ребенка. В ходе такого рода социальной реабилитации реализуются основные государственные приоритеты в системе социальной защиты населения, а именно:
-
снижается уровень социальной изоляции детей, имеющих инвалидность; -
повышается социальная активность семей, имеющих ребенка-инвалида; -
изменяется отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющимися инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний.
Основная цель проекта - комплексная реабилитация детей и подростков с ОВЗ, способствующая их успешной адаптации и социализации, а также оказание квалифицированной помощи родителям, членам семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.
Задачи проекта:
-
определение особенностей организации реабилитационного процесса в соответствии с возрастом каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности; -
формирование у детей потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослыми; -
создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности (в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в продуктивной деятельности, в конструировании и пр.) -
формирование у детей поисковых способов ориентировки; -
развитие коммуникативных компетенций, форм и навыков конструктивного личностного общения; -
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья; -
создание пространства для детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка; -
оказание консультативной и методической помощи родителям, членам семьи, имеющим в своем составе ребенка-инвалида.
Активными участниками проекта являются дети, имеющие легкую или среднюю степень умственной отсталости; педагоги, включенные в реабилитационный процесс (воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, логопед, инструктор по труду, музыкальный руководитель), социальные работники учреждения, родители. Пассивными участниками проекта являются заведующий отделением, должностные лица, спонсоры, аниматоры, волонтеры и т.д. Количество детей в группе варьируется от 3 до 5 человек. Возрастной состав группы от 12 до 18 лет.
С каждым годом все больше детей рождается с проблемами в развитии. Дети с органическим поражением центральной нервной системы составляют представительную группу из числа детей-инвалидов. У этих детей отмечается интеллектуальная недостаточность, нарушения мотивационной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, а так же познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления, речи).
Предполагаемые сроки реализации проекта с февраля 2015 по март 2016. Предполагается среднесрочный вид проекта.
Место реализации проекта: Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой (отделение социальной реабилитации детей-инвалидов).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
-
Детальная разработка основных положений проекта. -
Консультации педагогов, родителей, пассивных участников проекта. -
Проведение рекламно-информационной работы с потенциальными участниками проекта. -
Проведение организационного периода с целью выявления потребностей и возможностей участников проекта. -
Подготовка детского коллектива к реализации проекта.
Этап реализации.
-
Входная диагностика. -
Включение участников в различные формы социально-значимой деятельности. -
Работа по развитию социальных компетенций участников проекта. -
Проведение мероприятий по организации социального и коллективного планирования.
Заключительный этап
-
Сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе проведения проекта. -
Итоговая диагностика, обобщение опыта. -
Выпуск методических материалов проекта. -
Планирование работы по дальнейшему совершенствованию проекта.
Этапы реализации проекта в ГКУ СРЦН «Садко»
№ п/п | Этапы, сроки реализации | Содержание деятельности | Прогнозируемые результаты | Ответственные |
1 | Подготовительный этап февраль 2015 – май 2015 |
|
| Социальный педагог отделения социальной реабилитации детей-инвалидов, педагог-психолог отделения социальной диагностики, координаторы проекта |
2 | Этап реализации июнь 2015 – декабрь 2015 |
|
| Педагоги отделения социальной реабилитации детей-инвалидов; педагоги отделения социальной диагностики; педагоги стационарного отделения |
3 | Заключительный этап обобщающий январь 2016 внедренческий февраль 2016 – март 2016 |
|
| Социальный педагог отделения социальной реабилитации детей-инвалидов, педагог-психолог отделения социальной диагностики, координаторы проекта |
Важно при работе с такими детьми определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы. Особенно важно сформулировать принципы работы, методы воспитания в процессе реабилитации «особенных» детей.
Под принципами понимаются требования, лежащие в основе всего реабилитационного процесса и определяющие его содержание, методы, средства и формы реализации. Из многообразия принципов реабилитационного процесса могут быть реализованы лишь те, которые учитывают специфику детей с ОВЗ. Это принципы оптимистической перспективы, природосообразности, культурообразности, индивидуального и дифференцированного подхода, коррекционной направленности, комплексного подхода, непрерывности реабилитационного процесса, связи воспитания и обучения.
Ресурсное обеспечение проекта.
Проект разработан творческой группой специалистов, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ. Реализацию проекта будут осуществлять в совместной деятельности педагоги отделения социальной реабилитации детей-инвалидов, отделения социальной диагностики, стационарного отделения ГКУ СРЦН «Садко» (далее - Центр). Работа по проекту осуществляется при поддержке администрации учреждения, педагогического коллектива и родителей воспитанников. Для исполнения проекта имеется достаточное количество педагогических кадров. Нормативно-правовое обеспечение выражается в исполнении нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней.
Дополнительного финансового обеспечения проект не требует.
Для реализации проекта в социально-реабилитационном Центре имеются программно-методические материалы, дидактические материалы, обеспечивающие воспитанникам деятельность наглядного моделирования, пространственных отношений, развитие двигательных навыков, ориентацию в инфраструктуре города. Педагог-психолог отделения социальной диагностики обеспечивает психологическую поддержку родителей в ходе оказания необходимой индивидуальной помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В наличии имеются помещения, оснащенные играми, игрушками, пригодными к использованию как одним ребенком, так и группой детей, способных стимулировать их к совместной деятельности. Имеется материал для конструирования. Функционируют тренажерный зал, спортивный зал, музыкальная гостиная, плавательный бассейн, сенсорная комната, театральная студия, студии песочной и глинотерапии. Соблюдены требования архитектурной доступности для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ к объектам инфраструктуры социального учреждения: имеются пандусы, инвалидное кресло-каталка и пр.