Файл: Социальнопедагогический проект по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Социально-педагогический проект

по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
«Открывая мир»



Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой

Разработчики проекта:

Миронова Анастасия Александровна, педагог-психолог

Алексеева Наталия Геннадьевна, социальный педагог

Амирокова Светлана Юрьевна,

заведующий отделением социальной диагностики
г. Новый Уренгой, 2015

Актуальность проекта

Проблема социальной реабилитации детей-инвалидов затрагивает многие отрасли научной мысли. С каждым годом число детей-инвалидов увеличивается не только в нашей стране, но и в мире. Социальная политика в Российской Федерации, ориентированная на инвалидов, строится на основе медицинской модели инвалидности.

В концепции модернизации социальной системы в Российской Федерации одним из приоритетов социальной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социально-психологическими и специальными условиями для жизни и развития.

Многие родители, узнав о рождении «особого» ребенка стремятся пройти как можно больше курсов медицинской реабилитации, не задумываясь о том, что их ребенок тоже будет жить в социуме. Чаще всего, мамы и папы стесняются своих детей, стараются гулять в менее людных местах, не ходить в гости к друзьям, ограничивают круг общения детей близкими и родственниками. Когда ребенок подрастает и «прятаться» с ним практически невозможно, родители понимают, что их чадо не умеет общаться со сверстниками, боится новых контактов, стремится к одиночеству.

В таких моментах часто на помощь родителям приходят центры (отделения при центрах) социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России существует достаточное количество таких центров, о них много говорится, но не все родители понимают сущность таких центров. Чаще всего предполагается, что дети в них играют, общаются и проводят свободное время. Однако следует помнить, что социальная реабилитация подразумевает под собой целый
комплекс специальных мероприятий и воздействий, которые должны помочь маленькому человеку приспособиться к большому взрослому миру.

Социально-реабилитационный центр – это не образовательное учреждение, которое дает знания ребенку о мире в целом с научной точки зрения, а именно то учреждение, которое позволит адаптироваться ребенку с ОВЗ к окружающей его действительности и поможет развить те навыки, которые принесут пользу для человека непосредственно в быту. В среде, которой он находится постоянно.

В настоящее время изменились требования к среде, которая окружает ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В нашей стране действует целевая программа «Доступная среда». Однако окружающие детей-инвалидов люди по-прежнему показывают на них пальцем, стараются избегать общения с ними, что в самом человеке с ОВЗ снижает чувство социальной значимости, усугубляет его неравный социальный статус.

Единственной возможностью противостоять такой позиции является, на наш взгляд, расширение круга общения детей с ОВЗ на ранней стадии социализации, вовлечение их в культурную жизнь муниципального образования, знакомство с инфраструктурой города.

Краткая аннотация проекта.

В ходе реализации проекта предполагается проведение не только основных реабилитационных мероприятий непосредственно с педагогами в социально-реабилитационном центре, но и мероприятия, направленные на ориентирование детей с ОВЗ в инфраструктуре города. Это могут быть практикумы, ознакомительные экскурсии, как с объектами социальной значимости, так и с представителями различных профессий. Помимо такого взаимодействия детей с ОВЗ с окружающей их действительностью, предполагается проведение акций различной направленности, взаимодействие с представителями молодежной субкультуры города.

В рамках реализуемого проекта предполагается достижение перечисленных возможностей, а именно:

  • ребенок с ОВЗ становится частью детского коллектива;

  • в рамках такого коллектива вырабатываются конструктивные способы коммуникации;

  • дети вовлекаются в культурную жизнь города через организацию мероприятий и демонстрацию результатов своей деятельности;

  • дети знакомятся с инфраструктурой города с последующим самостоятельным использованием этой инфраструктурой.


Таким образом, по окончанию курса реабилитации в центре родитель замечает качественные изменения в поведении ребенка. В ходе такого рода социальной реабилитации реализуются основные государственные приоритеты в системе социальной защиты населения, а именно:

  • снижается уровень социальной изоляции детей, имеющих инвалидность;

  • повышается социальная активность семей, имеющих ребенка-инвалида;

  • изменяется отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющимися инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний.

Основная цель проекта - комплексная реабилитация детей и подростков с ОВЗ, способствующая их успешной адаптации и социализации, а также оказание квалифицированной помощи родителям, членам семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.

Задачи проекта:

  • определение особенностей организации реабилитационного процесса в соответствии с возрастом каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности;

  • формирование у детей потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослыми;

  • создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности (в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в продуктивной деятельности, в конструировании и пр.)

  • формирование у детей поисковых способов ориентировки;

  • развитие коммуникативных компетенций, форм и навыков конструктивного личностного общения;

  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание пространства для детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям, членам семьи, имеющим в своем составе ребенка-инвалида.

Активными участниками проекта являются дети, имеющие легкую или среднюю степень умственной отсталости; педагоги, включенные в реабилитационный процесс (воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, логопед, инструктор по труду, музыкальный руководитель), социальные работники учреждения, родители. Пассивными участниками проекта являются заведующий отделением, должностные лица, спонсоры, аниматоры, волонтеры и т.д. Количество детей в группе варьируется от 3 до 5 человек. Возрастной состав группы от 12 до 18 лет.


С каждым годом все больше детей рождается с проблемами в развитии. Дети с органическим поражением центральной нервной системы составляют представительную группу из числа детей-инвалидов. У этих детей отмечается интеллектуальная недостаточность, нарушения мотивационной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, а так же познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления, речи).

Предполагаемые сроки реализации проекта с февраля 2015 по март 2016. Предполагается среднесрочный вид проекта.

Место реализации проекта: Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой (отделение социальной реабилитации детей-инвалидов).

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  • Детальная разработка основных положений проекта.

  • Консультации педагогов, родителей, пассивных участников проекта.

  • Проведение рекламно-информационной работы с потенциальными участниками проекта.

  • Проведение организационного периода с целью выявления потребностей и возможностей участников проекта.

  • Подготовка детского коллектива к реализации проекта.



Этап реализации.

  • Входная диагностика.

  • Включение участников в различные формы социально-значимой деятельности.

  • Работа по развитию социальных компетенций участников проекта.

  • Проведение мероприятий по организации социального и коллективного планирования.


Заключительный этап

  • Сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе проведения проекта.

  • Итоговая диагностика, обобщение опыта.

  • Выпуск методических материалов проекта.

  • Планирование работы по дальнейшему совершенствованию проекта.

Этапы реализации проекта в ГКУ СРЦН «Садко»

№ п/п

Этапы, сроки реализации

Содержание деятельности

Прогнозируемые результаты

Ответственные

1

Подготовительный этап

февраль 2015 – май 2015

  • изучение психолого-педагогической, социологической и методической литературы по теме проекта;

  • определение, исходя из условий, и обоснование направленности, а также содержания реабилитационного процесса;

  • мотивация участников социально-педагогического эксперимента;

  • развитие рефлексивной позиции у педагогов;

  • проведение пилотажного исследования по теме проекта.

  • критический анализ научной и периодической литературы по теме проекта;

  • уточненный план проекта, с изменениями и дополнениями;

  • концепция и основные принципы развития реабилитационного процесса и социально-средовой реабилитации;

  • теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов, участвующих в проекте;

  • анализ результатов пилотажного исследования, формулирование гипотезы проекта.

Социальный педагог отделения социальной реабилитации детей-инвалидов, педагог-психолог отделения социальной диагностики, координаторы проекта

2

Этап реализации

июнь 2015 – декабрь 2015

  • выработка критериев, отбор содержания и форм деятельности воспитательного коллектива учреждения;

  • разработка адекватных поставленным целям педагогических и социально-психологических технологий

  • построение реабилитационной программы как современной формы социального заказа;

  • организация текущей и итоговой рефлексии субъектов реабилитационного процесса;

  • осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы;

  • проведение экспериментальной проверки эффективности работы.

  • создание социально-педагогических технологий социализации личности. Критериальная система оценки деятельности участников реабилитационного процесса;

  • модель организации реабилитационного процесса, соответствующая современным требованиям социального заказа;

  • качественные изменения в поведении субъектов реабилитационного процесса по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • осознанное освоение и принятие детьми с ОВЗ основных коммуникативных и социальных компетенций;

  • накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации.

Педагоги отделения социальной реабилитации детей-инвалидов; педагоги отделения социальной диагностики; педагоги стационарного отделения

3

Заключительный этап
обобщающий

январь 2016


внедренческий

февраль 2016 – март 2016

  • уточнение, анализ и обобщение результатов проведенного исследования;

  • корректировка апробированных социально-педагогических технологий;

  • разработка методик и рекомендаций по формированию в учреждении определенных условий, обеспечивающих развитие потенциала личности.




  • подготовка статьи в СМИ;




  • методические рекомендации по социализации детей с ОВЗ

  • обобщенные результаты реализации разработанной программы эксперимента;

  • практические рекомендации по организации различных видов деятельности, направленной на проектирование и становление в социально-реабилитационном центре действующей модели социализации личности;

  • публикация в СМИ;

  • распространение опыта в интернет-простанстве (сайт учреждения);

  • практические рекомендации по внедрению опыта социализации детей с ОВЗ в условиях их реабилитации в центре.

Социальный педагог отделения социальной реабилитации детей-инвалидов, педагог-психолог отделения социальной диагностики, координаторы проекта



Важно при работе с такими детьми определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы. Особенно важно сформулировать принципы работы, методы воспитания в процессе реабилитации «особенных» детей.

Под принципами понимаются требования, лежащие в основе всего реабилитационного процесса и определяющие его содержание, методы, средства и формы реализации. Из многообразия принципов реабилитационного процесса могут быть реализованы лишь те, которые учитывают специфику детей с ОВЗ. Это принципы оптимистической перспективы, природосообразности, культурообразности, индивидуального и дифференцированного подхода, коррекционной направленности, комплексного подхода, непрерывности реабилитационного процесса, связи воспитания и обучения.

Ресурсное обеспечение проекта.

Проект разработан творческой группой специалистов, имеющих опыт работы с детьми с ОВЗ. Реализацию проекта будут осуществлять в совместной деятельности педагоги отделения социальной реабилитации детей-инвалидов, отделения социальной диагностики, стационарного отделения ГКУ СРЦН «Садко» (далее - Центр). Работа по проекту осуществляется при поддержке администрации учреждения, педагогического коллектива и родителей воспитанников. Для исполнения проекта имеется достаточное количество педагогических кадров. Нормативно-правовое обеспечение выражается в исполнении нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и учрежденческого уровней.

Дополнительного финансового обеспечения проект не требует.

Для реализации проекта в социально-реабилитационном Центре имеются программно-методические материалы, дидактические материалы, обеспечивающие воспитанникам деятельность наглядного моделирования, пространственных отношений, развитие двигательных навыков, ориентацию в инфраструктуре города. Педагог-психолог отделения социальной диагностики обеспечивает психологическую поддержку родителей в ходе оказания необходимой индивидуальной помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В наличии имеются помещения, оснащенные играми, игрушками, пригодными к использованию как одним ребенком, так и группой детей, способных стимулировать их к совместной деятельности. Имеется материал для конструирования. Функционируют тренажерный зал, спортивный зал, музыкальная гостиная, плавательный бассейн, сенсорная комната, театральная студия, студии песочной и глинотерапии. Соблюдены требования архитектурной доступности для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ к объектам инфраструктуры социального учреждения: имеются пандусы, инвалидное кресло-каталка и пр.